Организация занятий по отработке умений решения задач базового уровня сложности
статья на тему

Сулейманова Лиля Амдиевна

Объективно математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В тоже время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету. Как сделать так, чтобы каждый ребенок наиболее полно раскрыл свой потенциал и был успешен на государственной итоговой аттестации по математике?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Школа №15 г.Феодосии Республики Крым”

Анализ работы

По теме:

«Организация занятий по отработке умений решения задач базового уровня сложности»

Учитель математики

Сулейманова Л.А.

27.12.2016г.

С введением стандартов второго поколения в развитии российской образовательной системы начинается новый этап. В частности, инновационный характер этого этапа выражается в переориентации системы образования на критериально-ориентированный подход к оценке результатов, в том числе, в использовании системы объективных измерителей качества подготовки выпускников. В этом отношении итоговая аттестация в 9 классе в новой форме полностью удовлетворяет требованиям стандартов второго поколения.

Работа по введению новой формы ГИА выпускников основной школы ведется министерством науки и образования РФ с 2004 года. По официальным данным с экзаменом по математике в 9-м классе в не справляются более 20% школьников. Анализ результатов ГВЭ в 9-Б классе 2016 года подтвердил, что подготовка должна быть системной и с применением новых подходов. Объективно математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В тоже время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету. Как сделать так, чтобы каждый ребенок наиболее полно раскрыл свой потенциал и был успешен на государственной итоговой аттестации по математике?

Модель математического образования в школе – это фундамент, без которого, на мой взгляд, невозможно в полной мере подготовить выпускников к новой форме итоговой аттестации.

В 9 классе для подготовки к экзамену использую во II полугодии 1 дополнительный час в неделю (он не включен в учебный план) и часы итогового повторения в 4-ой четверти. На протяжении всего учебного года дополнительно для учащихся   9-х и 10-х классов создаю индивидуальные тематические тесты на сайте http://uztest.ru/logout [3], которые они проходят в режиме онлайн. Использую материалы сайта для внеурочной деятельности учащихся и уроков повторения.

В основу системы моей работы положены следующие принципы:

  • Деятельностный метод обучения.

Технология деятельностного метода обучения, разработанная ЦСДП “Школа 2000…” под руководством Л. Г. Петерсон, является ведущей в нашем ОУ и принятой всеми педагогами школы, в первую очередь учителями математики. Мы понимаем, что развитие и уровень знаний учащихся зависят от овладения ими методом познания. Именно деятельностный метод позволяет построить учебный процесс так, чтобы ребенок сам “открывал” знания через самостоятельные деятельностные шаги, организованные учителем. Это позволяет не только обеспечить необходимый уровень подготовки учащихся, но и способствует формированию у них универсальных учебных действий, воспитывает устойчивый интерес к обучению, развивает творческие способности. Обучаясь с 1-ого класса по технологии деятельностного метода, ученики учатся осознавать собственные пробелы в знаниях и под руководством учителя видеть пути устранения этих пробелов. Они учатся анализировать и классифицировать свои ошибки – “не знаю”, “невнимательность” или “не понимаю”, а, значит, и смогут их устранить.

 Владение навыками самостоятельной работы, методами самопроверки и самоконтроля является основой для успешного прохождения ГИА. Этого добиться сложно, и небольшой процент обучающихся могут осуществлять самопроверку владеют навыками самоконтроля.

  • Дифференцированный подход в обучении.

Задача учителя – в условиях “обучения всех”, прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый – это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к математике и желание освоить больше.

  • Педагогика успеха, сотрудничества, где учитель выступает в роли организатора процесса.
  • Принцип совместного прогнозирования результатов.

Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат, на какую отметку он должен сдать экзамен. Это не означает, что “потолок” должен занижаться, или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как ученику, так и учителю. Учителю необходимо ставить опережающую цель: дать “на выходе” для ребенка результат выше, чем планировалось.

  • Принцип системности отслеживания уровня подготовки выпускников.

Подготовку к итоговой аттестации в 9 классе провожу в несколько этапов.

Работу начинаю с этапа мотивации. Прежде всего, обучающихся необходимо убедить, что экзамен в новой форме показывает истинную картину знаний, умений и навыков, где не у кого списать или воспользоваться решебником, а, значит, нужно надеяться только на себя и свои знания.

В начале учебного года подробно знакомлю учащихся и их родителей с нормативными документами по проведению ГИА, особенностями содержания и оценивания экзаменационной работы, бланками и правилами их заполнения. В кабинете математики оформляю стенд “Готовимся к экзаменам”. На нем можно разместить демонстрационный вариант экзаменационной работы, кодификаторы элементов её содержания и спецификацию, бланки с правилами их заполнения и описание системы оценивания результатов выполнения работы. Провожу в конце I полугодия, в феврале и в конце учебного года пробные экзамены в формате ОГЭ с максимально приближенными условиями.

Пробные экзамены так же имеют мотивационный характер.

Перейдем к следующему этапу. Считаю, что наиболее эффективный принцип выстраивания подготовки – по темам и начинаю её с января 9 класса. Это база для решения заданий первой части экзаменационной работы.

Исходя из содержания и спецификации экзаменационной работы, выделяю следующие 10 тем для повторения:

  • числа и вычисления;
  • алгебраические выражения;
  • задачи на проценты;
  • чтение графиков реальных зависимостей, таблиц и диаграмм;
  • функции и их графики;
  • уравнения, системы уравнений;
  • неравенства, системы неравенств;
  • текстовые задачи;
  • планиметрические задачи;
  • вероятность и статистика.

На повторение каждой темы планирую 2 часа, всего 20 часов, то есть тематическое повторение должно быть завершено к концу II полугодия. Повторение каждой темы выстраиваю по следующему алгоритму:

http://festival.1september.ru/articles/609328/img1.jpg

На первом занятии через фронтальную работу повторяем основные понятия, формулы и алгоритмы, разбираем различные типы заданий по теме, акцентируя внимание на те из них, где чаще всего допускаются ошибки.

Затем учащиеся выполняют тренировочный тест, работая в парах или группах. Все ученики получают один и тот же вариант из 8-9 заданий, содержащий разные типы задач по теме. При выполнении тренировочного теста возможна помощь учителя, так как целью его проведения является не проверка знаний учащихся, а анализ их собственной деятельности, результатом которой должен быть ответ на вопрос: “Умею я решать задачи по этой теме или есть нерешенные проблемы, и какие именно?”.

После завершения работы идет проверка ответов. Далее работа выстраивается по индивидуальным траекториям. Учащиеся, не допустившие ошибок в тесте, уходят с занятия. С остальными выясняем возникшие затруднения, как правило, это одни и те же задания, и разбираем ошибки. При наличии времени предлагаю детям еще один вариант тренировочного теста по теме, в котором они выполняют только те задания, с которыми не справились в первый раз. Если времени на занятии не остается, то даю варианты тренировочных тестов на дом. Правильность их выполнения ребята могут проверить в любой день (в течение недели) до следующего занятия и получить индивидуальную консультацию.

На втором занятии по теме все учащиеся приступают к выполнению контрольного теста. Контрольные тесты даю на 4–6 вариантов. По типу заданий они схожи с тренировочными тестами. При выполнении теста все задания требую прорешивать, без решения работы не принимаю. Задания и тестовые работы на этапе тематического повторения беру из сборника тематических тестов Лысенко Ф.Ф. [4].

Такая тщательная проработка каждой темы позволяет достичь обязательного уровня обучения каждому учащемуся и не приводит к стандартизации мышления и подавлению творческих способностей продвинутых детей. Мы понимаем, что выработка различных автоматизированных действий – залог успеха в решении более сложных задач.

Третий этап подготовки к ГИА – это переход к комплексному решению заданий первой части экзаменационной работы. Этот переход лучше осуществлять, когда отработаны все темы курса в отдельности, и у обучающихся уже накоплен опыт способов и приемов решения основных типов задач. Обычно это происходит во втором полугодии.

При проверке тестов заполняю таблицу с результатами выполнения работы по каждому заданию. Обязательно фиксирую вариант, который выполнял ребенок. Имея такую таблицу, легко найти задания, вызвавшие у учеников наибольшее затруднение.

За основу критериев оценивания результатов выполнения тестов беру критерии с экзамена и оцениваю работы следующим образом:

0–3 баллов - отметка “2”;

4-6 баллов - отметка “3”;

7–9 баллов - отметка “4”;

10–14 баллов - отметка “5”.

Мы подошли с вами к четвертому – завершающему этапу подготовки к ГИА. Его начинаю обычно в 4-ой четверти. Как правило, к этому времени заканчивается изучение нового программного материала, поэтому подготовка к экзамену идет уже непосредственно на каждом уроке. После отработки заданий первой части у учащихся сформирована база для более сложных заданий, и можно приступать ко второй части экзаменационной работы, которые прорешиваем на консультациях с наиболее успешными учениками и желающими.

Для отслеживания уровня усвоения материала и определения сильных и слабых сторон при подготовке к экзамену провожу контрольные работы по типу экзаменационной. Для этого использую спаренные уроки (2 часа, включая перемены). С учащимися, не набравшими необходимое количество баллов для получения положительной отметки, обязательно планирую индивидуальную работу.

Конечно же, данная система требует большого количества времени учителя на подготовку к занятиям, проверку и анализ работ, проведение индивидуальных консультаций. Но, чтобы результаты обученности выпускников основной школы были объективными при новой форме итоговой аттестации, нам необходимо пересмотреть накопленный опыт подготовки учащихся и работать в ключе новых подходов к ГИА.

Моя цель – привести детей к успеху, и если ребенок шаг за шагом успешно добивается успеха и ощущает его, то это способствует не только овладению базовым уровнем знаний, но и формирует у ребенка интерес к учебе, развивает его математические способности, повышает чувство собственного достоинства и раскрывает его интеллектуально-творческий потенциал.

Библиографический список

  1. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. М: Просвещение, 2003.
  2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит “уметь учиться”. М.: АПК и ППРО, УМЦ “Школа 2000…”, 2006.
  3. http://uztest.ru/logout сайт для подготовки к экзаменам с помощью демонстрационных вариантов и онлайн тематических тестов, которые формируются согласно установленной спецификации.
  4. Лысенко Ф.Ф. Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2010. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион – М., 2009.
  5. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М.: Владопресс, 2005.
  6. http://fipi.ru Кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений к государственной итоговой аттестации по математике.
  7. http://fipi.ru Спецификация экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных по математике (алгебре).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса « Решение задач повышенного уровня сложности» для учащихся 9 класса. Подготовка к ЕГЭ» (68 часов)

Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение м...

Решение задач высокого уровня сложности по физике

Пояснительная запискаОбщая характеристика курсаСодержание курсаКалендарно-тематическое планированиеПеречень учебно-методических средств обучения...

Методика решения задач повышенного уровня сложности по планиметрии (на примере №18 - С4 ЕГЭ)"

Материал предназначен для оказания практической помощи учителям математики в решении геометрических задач повышенного уровня сложности и для обмена педагогическим опытом....

Теория и практика решения задач высокого уровня сложности в процессе обучения химии (на материале темы «Генетическая связь органических соединений»)

В курсе изучения органической химии часто применяются задания по выполнению цепочек превращений. Они используются в 9 классе на первом этапе изучения органических веществ, в 10 классе при изучении фак...

Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся ( секция химии)

Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся для учащихся 10 -11 классов , рассчитана на 1 год обучения ...

Элективный курс по химии "Решение задач повышенного уровня сложности"

Курс предназначен для 10 профильного класса, рассчитан на 34 часа. В программе курса рассматриваются расчетные и экспериментальные задачи, задания №30-34 из ЕГЭ....

Конспект открытого занятия курса внеурочной деятельности ««Решение задач повышенного уровня сложности»» по теме «Решение задач на работу»

Задачи повышенного уровня сложности традиционно представлены во второй части модуля «Алгебра» на государственной аттестации по математике. Задачи на совместную работу являются наиболее сложными для п...