Программа спецкурса « Решение задач повышенного уровня сложности» для учащихся 9 класса. Подготовка к ЕГЭ» (68 часов)
элективный курс по химии (9 класс) по теме
Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение материала по химии и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний.
Тесное взаимодействие знаний и действий является основой формирования различных приемов мышления: суждений, умозаключений, доказательств.
У учащихся в процессе решения задач воспитывается трудолюбие. целеустремленность, упорство в достижении цели. В процессе решения задач реализуются межпредметные связи, что позволяет развивать мировоззрение учащихся. Однако в школьной программе уделяется недостаточное внимание наработке системных навыков решения задач.
Программа данного курса предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по химии, развитие их познавательных интересов, целенаправленную профессиональную ориентацию старшеклассников.
В программе предлагаемого курса задачи подобраны по возрастанию уровня сложности- от простейших к более сложным и олимпиадным. Это позволяет работать с учениками разного уровня, расширяет круг рассматриваемых в школе типов задач и, возможно, поможет школьникам подготовиться к олимпиаде по химии. Программа предназначена для учащихся, проявляющих интерес к изучению химии и собирающихся продолжать образование в учебных заведениях естественно- научного профиля, а также в технических вузах.
Одной из предпосылок разработки данного курса явился социальный заказ учеников и их родителей помочь ученику сделать свой выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов, расширить и углубить знания и умения при решении нестандартных задач.
Все задачи условно разделены на три уровня сложности. Для решения задач 1-го уровня ( группы А) не требуется привлечения знаний и умений, выходящих за рамки школьного уровня химии. Решение задач группы Б и В (2-го и 3-гоуровня сложности) требует не только более глубокого понимания материала, но и владения дополнительной информацией.
Данный курс вооружает учащихся знанием логики подхода к решению химических задач, основными алгоритмами решения стандартных задач, различными методами решения ( решения пропорцией, использование готовых формул, алгебраический метод решения и т.д).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sk_odarennye_deti.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 16»
Александровского района
Программа спецкурса
« Решение задач повышенного уровня сложности»
для учащихся 9 класса. Подготовка к ЕГЭ»
(68 часов)
Разработана учителем химии
Кононенко Светланой Юрьевной
село Александровское
2011 год
Пояснительная записка
Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение материала по химии и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний.
Тесное взаимодействие знаний и действий является основой формирования различных приемов мышления: суждений, умозаключений, доказательств.
У учащихся в процессе решения задач воспитывается трудолюбие. целеустремленность, упорство в достижении цели. В процессе решения задач реализуются межпредметные связи, что позволяет развивать мировоззрение учащихся. Однако в школьной программе уделяется недостаточное внимание наработке системных навыков решения задач.
Программа данного курса предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по химии, развитие их познавательных интересов, целенаправленную профессиональную ориентацию старшеклассников.
В программе предлагаемого курса задачи подобраны по возрастанию уровня сложности- от простейших к более сложным и олимпиадным. Это позволяет работать с учениками разного уровня, расширяет круг рассматриваемых в школе типов задач и, возможно, поможет школьникам подготовиться к олимпиаде по химии. Программа предназначена для учащихся, проявляющих интерес к изучению химии и собирающихся продолжать образование в учебных заведениях естественно- научного профиля, а также в технических вузах.
Одной из предпосылок разработки данного курса явился социальный заказ учеников и их родителей помочь ученику сделать свой выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов, расширить и углубить знания и умения при решении нестандартных задач.
Все задачи условно разделены на три уровня сложности. Для решения задач 1-го уровня ( группы А) не требуется привлечения знаний и умений, выходящих за рамки школьного уровня химии. Решение задач группы Б и В (2-го и 3-гоуровня сложности) требует не только более глубокого понимания материала, но и владения дополнительной информацией.
Данный курс вооружает учащихся знанием логики подхода к решению химических задач, основными алгоритмами решения стандартных задач, различными методами решения ( решения пропорцией, использование готовых формул, алгебраический метод решения и т.д).
Цели курса:
- проверить готовность учащихся, ориентированных на химический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сложности по данному предмету;
- практически применять теоретический материал при решении задач различного уровня сложности;
- научить учащихся мыслить, ориентировать на активную деятельность с определенной глубиной, широтой и самостоятельностью решения;
- устранить пробелы в знаниях;
- познакомить учащихся с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения профильной программы.
Основные задачи курса.
- закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по химии. формировать умения решать расчетные задачи различного уровня сложности;
- осуществлять знания учащихся о различных рациональных способах решения, продолжить формирование навыков самостоятельной работы;
- научить учащихся мыслить, ориентироваться в проблемной ситуации, развивать учебно- коммуникативные умения.
Требования к знаниям и умениям учащихся
После изучения курса учащиеся должны овладеть навыками следующих расчетов:
- количество вещества и объем газообразного вещества;
- массовой доли элемента в сложном веществе;
- количества вещества и массы для одного из реагентов или продуктов;
- объема газообразного реагента или продукта;
- с использованием понятий об избытке и недостатке реагента и о практическом выходе продукта;
- решение задач на вычисление примесей;
- решение задач различными способами;
- решение задач на растворы;
- решение задач на смеси веществ;
- решение задач на электролиз растворов;
- составление уравнений методом электронного баланса;
- решения комбинированных задач;
- решение качественных экспериментальных задач.
После изучения данного курса учащиеся должны уметь:
- выписывать из условия задачи все числовые данные, используя общепринятые обозначения и размерности;
- формировать вопрос задачи;
- составлять схемы и уравнения реакций;
- дополнять условия задачи справочными данными молярный объем, молярные массы, число Авогадро и т.д);
- выбирать необходимые для расчета формулы;
- делать проверку полученной формулы;
- делать расчет и получать численный ответ;
- решать задачи, используя методы решения логических пропорций, а также табличный и алгебраический методы;
- научиться пользоваться дополнительной литературой;
- решать задачи различного уровня сложности.
Содержание
№ п/п | Название темы | количество часов | виды деятельности |
I | Основные типы расчетных задач по химии, особенности их решения. | 7 | Лекции Входной контроль Решение задач |
II | Расчеты по химическим формулам | 16 | решение задач |
III | Решение задач с составлением одной пропорции. | 14 | Решение задач Составление алгоритмов |
IV | Решение задач с составлением двух и более пропорций. | 6 | Решение задач Составление алгоритмов |
V | Установление формулы неизвестного вещества с использованием количественных данных. | 6 | Решение задач Составление алгоритмов |
VI | Решение качественных экспериментальных задач. | 6 | Решение задач |
VII | Решение комбинированных задач. | 10 | Решение задач |
VIII | Итоговые занятия. | 3 | Зачет Защита проектных работ |
Форма занятий
Организация собственной деятельности учащихся.
Ожидаемый результат
- Учащиеся с разными типами мышления должны научиться выполнять задания с выбором ответа за отведенное время. Должны научиться работать с инструкцией, анализировать задания, логически рассуждать, выбирая правильный ответ из четырех предложенных, рационально использовать черновик;
- Учащиеся должны принять решение о возможности сдачи экзамена по химии в форме ЕГЭ на итоговой аттестации.
Формы контроля:
- конкурс по числу решенных задач;
- составление сборников авторских задач;
- зачет по решению задач;
- участие в олимпиадах I, II, III тура
Пройдя данный курс, учащиеся смогут решать задачи повышенного уровня сложности из сборников задач ( см.список литературы) на базе знаний выпускников основной школы.
Календарно-тематическое планирование (68 ч)
№ занятия | Дата | Тема занятия |
1-2 3-4 5 6 7 |
Основные физические и химические величины. .Методы решения расчетных химических задач. Типовые примеры. Методы логических пропорций. Табличный метод решения. Алгебраический метод решения задач | |
8 9 10 11 12 13-14 15-16 17 18 19-21 22-23 |
А) Расчет по химическим формулам. Вычисление относительной молярной массы вещества по его формуле Вычисление массовых долей элементов ( в %) по формулам веществ. Кристаллогидраты. Количество вещества. Расчеты с использованием понятия « моль». Закон Авогадро. Вычисления по формулам, связанным с молярным объемом газа. Газовые законы. Молярный объем газа. Вычисление массы и объема газа при нормальных условиях. Вычисление относительных плотностей газообразных веществ и их смесей. Определение объемного состава газовой смеси. Объемная доля. Б) Расчетные задачи по теме « Растворы» Массовая доля растворенного вещества. Молярная концентрация раствора. Вычисления, связанные с пересчетов одних единиц концентрацией растворов в другие. Решение задач на электролиз растворов. В) Расчеты, связанные с приготовлением растворов. Смешивание растворов разных концентраций и расчеты, связанные с этим. Правило « креста». | |
24 25 26-28 29-31 32-34 35 36-37 |
Решение задач с составлением одной пропорции. Составление алгоритма решения. Вычисление массы одного из исходных или образующихся веществ по известной массе (объему ) другого. Расчеты с учетом избытка исходных веществ с применением способа решения по числу молей (1-3-й уровни сложности) Вычисление массы ( или объема) продукта реакции по известной массе ( или объему) исходного вещества, содержащего примеси. Составление алгоритма решения. Решение задач 1-3-го уровней сложности. Вычисление выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного. Восстановление алгоритма решения. Решение задач 1-3-го уровней сложности. Вычисление объемных соотношений в реакциях между газами. Составление уравнений методом электронного баланса. | |
38 39 40 41-43 |
Решение задач по уравнениям нескольких последовательных реакций. Составление стехиометрических схем. Вычисления, связанные с молярными расчетами. Расчеты по уравнениям одновременно протекающих реакций. | |
44-49 |
| |
50-56 | VI. Решение качественных экспериментальных задач | |
57-67 | VII. Решение комбинированных задач | |
68 | VIII. Итоговое занятие. Зачет. Защита проектных работ. |
Литература для учителя (основная)
- Экзамен в новой форме. Химия 9 класс// ФИПИ.- М., 20010 год
- Химия в профильной школе: Пособие для учителя Под ред. Проф. И.А.Алексашиной.2010г
- Развитие критического мышления на уроке М: Просвещение Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. 2010г.
- Химия .ГИА. 2011. Учебно-справочные материалы .М; ФИПИ. 2011 г.
- Химия. Вступительные испытания. Подго овка к ГИА. – М., Экзамен, 2011г Медведев Ю.Н.
Литература для учителя (дополнительная)
- Типовые тестовые задания. – м., Экзамен,2011 год .Медведев Ю.Н.
- Химия .ГИА. 2011. Контрольные тренировочные материалы с ответами и комментариями. М; ФИПИ. 2011 г.
- Химический тренажер. Задания для организации самостоятельной работы учащихся 8-9 классов. Пособие для учителя. М; Просвещение Радецкий .А.М.2011г.
- Химия. Всероссийские олимпиады. Вып.1/ М; Просвещение 2011г Под ред. В.В.Лунина.
- Журнал « Вестник Всероссийской олимпиады школьников». – М., 2009-2001 год.
- Журнал « Химия в школе». – М..2008-20011год.
Литература для ученика
- Типовые тестовые задания. – м., Экзамен,2011 год .Медведев Ю.Н.
- Химия .ГИА. 2011. Контрольные тренировочные материалы с ответами и комментариями. М; ФИПИ. 2011 г.
- Химический тренажер. Задания для организации самостоятельной работы учащихся 8-9 классов. Пособие для учителя. М; Просвещение Радецкий .А.М.2011г.
Рассмотрено и одобрено на заседании методического Утверждаю
объединения учителей химии, биологии, географии Директор МОУ СОШ№16
МОУ СОШ №16
Руководитель МО __________Посохова Н.И.
Протокол№1 от 28.08.08 ____________А.И.Гусева.
Согласовано
Зам. директора по УР
____________А.Ю.Король.
Тематическое планирование
по спецкурсу в 9 классе
« Решение задач повышенного уровня сложности»
учитель Кононенко С.Ю
Программа: подготовлена журналом « Химия в школе» №5 2008год
Автор: Арнаутова Н.З.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа спецкурса "Решение заданий повышенного уровня сложности по обществознанию"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАИтоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подго...
Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся ( секция химии)
Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся для учащихся 10 -11 классов , рассчитана на 1 год обучения ...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Решение задач повышенного уровня сложности"
Рабочая программа составлена на 60 учебных часов ( 2 часа в неделю), для дополнительного образования по математике в профильном классе. Предназначена для учащихся интересующихся математико...
Рабочая программа по элективному курсу " Решение задач повышенного уровня сложности"
Рабочая программа по элективному курсу " Решение задач повышенного уровня сложности"Рабочая программа составлена для изучения математики в профильных классах. Может быть использована в 9 и в...
Конспект открытого занятия курса внеурочной деятельности ««Решение задач повышенного уровня сложности»» по теме «Решение задач на работу»
Задачи повышенного уровня сложности традиционно представлены во второй части модуля «Алгебра» на государственной аттестации по математике. Задачи на совместную работу являются наиболее сложными для п...
Рабочая программа спец. курса по физике «Решение задач повышенного уровня сложности» для учащихся 10-11 классов, 64 часа
Предлагаемый курс относится к числу спец. курсов, которые входят в состав естественнонаучного профиля, и реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Он служит для внутри профильной специа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии для 11 классов «Решение задач повышенного уровня сложности»
Программа курса по химии «Решение задач повышенного уровня сложности» рассчитана на 34 часа. В пр...