Статья: Модель взаимодействия наставника с начинающими педагогами
статья по теме
В статье описывается система работы с начинающими педагогами, которая сложилась в гимназии № 114 Выборгского района Санкт-Петербурга. Она основана на мониторинге качества уроков всех начинающих учителей, который проводится опытными учителями и методистами; применяется мониторинговая карта оценки урока в соответствии с ФГОС; устанавливается личностно-ориентированный контакт методиста-наставника с молодыми учителями; взаимодействие учителя с наставником предполагает взаимообогащение молодых и опытных учителей; формирование инновационного поведения; участие в семинарах внутрифирменной системы повышения профессионального уровня педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nastavnichestvo.docx | 37.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Багрий О.Г. – Заслуженный Учитель РФ,
Методист ГБОУ гимназия 114
Бегишева Е.С. – председатель методического
объединения ГБОУ гимназия 114
Модель взаимодействия наставника с начинающими педагогами
Аннотация.
В статье описывается система работы с начинающими педагогами, которая сложилась в гимназии 114 Выборгского района Санкт-Петербурга. Она основана на мониторинге качества уроков всех начинающих учителей, который проводится опытными учителями и методистами; применяется мониторинговая карта оценки урока в соответствии с ФГОС; устанавливается личностно-ориентированный контакт методиста-наставника с молодыми учителями; взаимодействие учителя с наставником предполагает взаимообогащение молодых и опытных учителей; формирование инновационного поведения; участие в семинарах внутрифирменной системы повышения профессионального уровня педагогов.
Наставничество — это институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений учителей. Наставничество — одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, содействующая увеличению профессиональной компетентности и укреплению педагогических кадров.
При назначении наставника необходимо учитывать, что наставничество — это социально-профессиональное задание, основанное на принципе добровольности, и принимать во внимание следующее: педагог-наставник должен владеть высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом не только в педагогическом коллективе, но и у родителей учащихся [ 5 ].
Наставничество является двусторонним действием. Главным фактором эффективности обучения наставником начинающего педагога профессиональным навыкам и умениям считается его готовность и стремление к передаче накопленного опыта. Педагог—наставник призван всеми способами, а также личным примером, содействовать раскрытию профессионального потенциала начинающего специалиста, развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства, воспитывать потребность в самообразовании и стимулировать его участие в инновационной деятельности школы [ 4].
На основе анализа литературных источников [3] и обобщения собственного методического опыта мы сформулировали основные задачи наставников. Ими являются следующие:
- оказание помощи молодому педагогу в освоении профессии,
- передача личного опыта, принципов корпоративной культуры и профессиональной этики.
- создание условий для становления квалифицированного и компетентного работника; для развития его личностных качеств, коммуникативных умений и методических знаний.
- оказание моральной и психологической поддержки молодым специалистам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих на этапе их адаптации к профессиональной деятельности;
- формирование у начинающего педагога мотивов самосовершенствования, личностного и профессионального роста
В литературе [ 6 ] называются такие ожидаемые результаты реализации системы наставничества как: более быстрая адаптация молодых педагогов в школьной среде; развитие творческих способностей в самостоятельной педагогической деятельности; формирование профессиональных умений, накопление опыта; овладение современными педагогическими технологиями, развитие коммуникативной культуры; сплочение педагогического коллектива.
Многолетний опыт наставничества позволил авторам статьи обобщить наиболее типичные ошибки начинающих учителей: неумение справиться с дисциплиной в классе; трудности в оценке знаний (формальный подход, завышение, занижение баллов); непрофессиональное поведение в трудных ситуациях (растерянность, агрессивная реакция и даже обида на ученика); отсутствие стойкости и терпения в преодолении трудностей; часто педагоги затрудняются в учете индивидуальных особенностей (все учащиеся «на одно лицо»); неадекватная самооценка и защитная реакция иногда приводят к конфликтам с коллегами, родителями, учащимися, администрацией и даже с наставником.
Причиной этого является низкий уровень педагогического самосознания. Молодой учитель еще не освоил социально-профессиональную роль педагога. Требуется особый такт и терпение наставника в процессе сопровождения его на этом нелегком пути. Он не может ограничиваться только анализом методических ошибок на уроке, а призван стать помощником и живым примером высокого призвания школьного учителя.
Особую роль в профессиональном становлении молодого педагога играет формирование его ценностно-мотивационной сферы, «возвышение» мотивов педагогической деятельности. Часто ценности современного педагога в основном являются прагматическими, «приземленными». Стихийное формирование мотивов профессиональной деятельности иногда приводит к недооценке такого мотива как служение людям, детям, обществу.
По мнению многих специалистов, изучавших мотивы профессиональной деятельности молодых педагогов, наиболее сильными являются высшие мотивы: реализация смысла жизни через профессию педагога; творчество в профессии, служение обществу, любовь к детям. Эти мотивы формируются постепенно. Часто единственным мотивом молодого педагога на этапе адаптации (минимум один учебный год) является мотив выживания и хорошего исполнения своих обязанностей. Эти мотивы обладают низкой энергетикой, педагог устает, а часто начинает выгорать уже в первые три года работы. Важную роль в становлении профессионального самосознания молодых учителей играет семинар-тренинг «Школа молодого учителя».
Задача наставника - в процессе личного контакта, доверительной беседы объяснять, в чем истинный смысл педагогической деятельности и почему именно высшие мотивы (творчество, служение людям) придают силы и смысл каждому уроку, помогают преодолевать трудности и видеть перспективы профессионального и личностного развития.
В своем профессиональном становлении молодой педагог проходит несколько этапов, каждый из которых имеет свою специфику и предполагает особые формы взаимодействия с наставником.
В нашей гимназии сложилась эффективная модель наставничества, описание которой представлено в таблице 1 (Приложение 1). Роль координатора всей системы работы с молодыми учителями выполняет опытный учитель-методист. Он сопровождает молодых педагогов , постоянно и внимательно наблюдая за динамикой их адаптации и профессионального роста, координирует деятельность других учителей-наставников.
Система работы основана на мониторинге качества уроков в гимназии. Все учителя-наставники под руководством координатора систематически посещают уроки молодых педагогов, анализируют их с точки зрения соответствия требованиям ФГОС на основе специальной мониторинговой карты. Особо оговариваются правила профессиональной этики обсуждения урока начинающих педагогов с позиций бережного и тактичного отношения к недостаткам, акцент делается на оказании помощи в поиске путей совершенствования, поощрении за минимальный успех и поддержке молодого специалиста. Уроки одного и того же учителя посещаются несколько раз в полугодие, чтобы выявить динамику качества уроков.
Систематический мониторинг уроков молодых педагогов позволяет наглядно видеть динамику их развития и те трудности, с которыми они пока не могут справиться. По результатам мониторинга составляется аналитическая справка с рекомендациями по каждому отдельному педагогу, проводится административное совещание с участием наставников.
Наставники используют различные формы работы с молодыми специалистами: консультации; посещение уроков с заполнением мониторинговой карты; хорошо зарекомендовала форма проведения открытых уроков молодыми учителями для учителей района; выступление с докладами на районных конференциях.
Высокую эффективность по сравнению с обычными методами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые технологии методической работы с начинающими педагогами, такие как: психологические практикумы, творческие лаборатории, деловые игры, конкурсы, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей уроков, защита творческих работ, мастер-классы, как форма передачи педагогического опыта от поколения к поколению. Они значительно ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, среду. [ 5 ].Такие формы работы применяются и в нашей гимназии (Смотри приложение 2)
В настоящее время наблюдается тенденция, которая проявляет себя в том, что молодые педагоги сами могут стимулировать у опытных коллег стремление к экспериментированию, внедрению инноваций, к повышению педагогической компетентности. Это связано с тем, что молодежь получает современное педагогическое образование, многие приходят уже с заделом новых педагогических технологий. Таким образом, получается процесс взаимообогащения молодых педагогов и наставников. Работа с молодыми специалистами помогает нашему коллективу согласовывать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи между коллегами.
Выводы
Таким образом, в гимназии 114 создана система работы, которая объединяет деятельность молодых педагогов, наставников, а также методистов и администрации . Созданная система взаимодействия наставника и молодых педагогов характеризуется следующими особенностями:
- Характерной чертой этой системы является то, что она основана на специально разработанной системе мониторинга качества уроков с использованием единой мониторинговой карты, реализующей оценку уроков в соответствии с требованиями ФГОС.
- Важную роль играет система внутрифирменного обучения. Проведение семинаров, мастер-классов, районных семинаров на базе гимназии позволяет молодому педагогу находиться в процессе постоянного самосовершенствования и профессионального роста.
- Важным направлением системы наставничества является активное привлечение молодых педагогов к инновационной деятельности.
Литература
- Ведерникова Л. В. Педагогическая поддержка саморазвития педагога М: МАНПО- № 4 2010 — с 87–99;
- Ведерникова Л. В. Подготовка педагога как творческого профессионала — Ишим: Издательство: ИГПИ им П. П.Ершова — 2006, с.109.
- Вершловский С. Г. Учитель-методист — наставник стажера: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2003, с. 210.
- Русалинова А. А. Руководство профессиональным становлением молодых учителей: Сб., научных трудов / Под редакцией С. Г. Вершловского. М.: АПН СССР, 1998, — 80 с.
- Осашина О. Ю. Деятельность руководства школы по адаптации молодых учителей // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 144-147. — URL https://moluch.ru/archive/121/33412/ (дата обращения: 23.10.2018).
- Профессия — учитель: Беседы с молодыми учителями.- М.: «Педагогика», 2001.-104с
- Щипунова Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 845-847. — URL https://moluch.ru/archive/110/26995/
Приложение 1
Таблица 1. Модель взаимодействия наставника с молодыми педагогами
Задачи этапа | Содержание работы наставников | Формы работы с молодыми педагогами |
1Этап Этап адаптационный 1.Предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя. | Сопровождение наставника, личная эмоциональная и профессиональная поддержка | Систематическое посещение методистом-наставником уроков молодого учителя и обсуждение его достижений и путей совершенствования |
2.Создание условий для наиболее быстрой адаптации молодого специалиста на работе | Консультации, внимательное отношение к трудностям и поощрение за успехи | Беседы с методистом, психологом «Школа молодого учителя» |
4.Изучение опыта работы коллег гимназии | Организация взаимного посещения уроков педагогами гимназии | Посещение мастер-классов и открытых уроков опытных педагогов |
5.Разработка индивидуальной траектории развития профессионального становления | Консультации по запросу Помощь в создании системы работы | Собеседование с с председателем методического объединения |
6.Приобщение педагогов к подготовке и посильному участию в проведении семинаров; | Оказание методической помощи в создании собственных разработок. | ярмарки педагогических идей, деловые игры, мастер-классы, тренинги |
2 Этап Повышение молодым педагогом своего профессионального мастерства | Информирование о предстоящих городских мероприятиях | Посещение открытых городских мероприятий; заседания методических объединений; |
Непрерывное повышение квалификации | Помощь в подготовке выступлений на семинарах и в подготовке открытых уроков | Внутрифирменная система повышения квалификации: семинары, практикумы, мастер-классы, |
Оказание методической помощи для участия в конкурсах профессионального мастерства. | участие в конкурсах профессионального мастерства. | |
3 Этап. Совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы. | Помощь в обобщении и систематизации опыта, написании статей, помощь в подготовке к аттестации | Проведение профессиональных конкурсов, научно-практических конференций |
Приложение 2
Методический проект «Ступени профессионального роста учителя»
Семинар по теме: «Готовность учителя к проведению уроков по ФГОС»
Задачи проекта:
- Развитие мотивационной, информационной и технологической готовности учителей к проведению уроков в соответствии с требованиями ФГОС .
- Создание банка методических материалов для проведения уроков по ФГОС.
Этапы проведения семинара:
1 этап . Круглый стол по теме: «Современный урок: от старых традиций к новым стандартам.
Ожидаемые результаты:
- формирование мотивационной готовности к изменениям в профессиональной деятельности, к проведению уроков по ФГОС»
- определение основных направлений совершенствования профессиональной деятельности педагогов в области проведения уроков по ФГОС
2 этап.
1) Обучающий семинар по теме: «Теоретические основы и методические особенности урока по ФГОС».
Ожидаемые результаты:
- развитие информационной готовности учителей к проведению уроков по ФГОС
- повышение уровня профессиональной компетентности учителей
2) Обучающий семинар «Интерактивная модель обучения как основа реализации требований к проведению урока по ФГОС»
Ожидаемые результаты:
- развитие технологической готовности педагогов к проведению урока по ФГОС
- создание методической копилки интерактивных технологий обучения
3 этап. Практический семинар по теме: « Позитивные итоги и проблемы введения ФГОС НОО»
Проводит методическое объединение начальной школы: выступления учителей; открытый урок учителя начальной школы как пример проведения урока по ФГОС.(варианты : мастер-класс, видеоурок и его обсуждение )
Ожидаемые результаты:
- Ознакомление с опытом реализации ФГОС на уроках в начальной школе
- получение наглядного представления и живого примера проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС
- Анализ урока по диагностической карте урока по ФГОС.
4 этап – обсуждение проблемы реализации требований ФГОС к уроку внутри методических объединений .
Ожидаемые результаты:
- определение направлений и планирование деятельностиметодобъединений по созданию банка методических материалов для проведения уроков по ФГОС.
5 этап – Открытый урок в 5 классе (видеоурок, мастер класс)
Составление технологической карты урока.
6 этап. Научно-практическая конференция « Эффективные инструменты урока: опыт и поиск: представление методическими объединениями своих методических копилок уроков по ФГОС»
Ожидаемые результаты:
- повышение информационной, мотивационной и технологической готовности учителей к проведению уроков в соответствии с требованиями ФГОС ООО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Практика взаимодействия классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования по созданию необходимых условий для нравственного и личностно- ориентированного развития ребенка
выступление на секции заместителей директора по ВР...
Статья для NSPORTAL.RU "Создание музыкально-звуковой и предметной развивающей среды как основы личностноориентированной модели взаимодействия вэрослого и ребенка"
Эта статья- выступление музыкального руководителя Красий Е.Н. на районном методобъединении музыкальных руководителей Курортного района, в которой отражены цели и задачи предметно-звуковой среды в обра...
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ для успешного обучения детей с нарушением речи
Методическая разработка- презентация из опыта работы службы сопровождения...
Проект «Дружеская гостиная» как инновационная модель взаимодействия родителей и детей, посещающих логопедический пункт МБДОУ "Салемальский детский сад "Золотая рыбка" при содействии учителя-логопеда, И.Н.Думитраш и педагога - психолога, Н.Е.Ануфриевой.
Значимым направлением логопедической работы на логопункте дошкольного учреждения является консультативная работа с родителями воспитанников, посещающих логопедический пункт, их включение в совместную ...
«Модель взаимодействия специалистов и педагогов в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения»
В данном материале раскрываются аспекты взаимодействия специалистов и педагогов в работе с детьми с нарушением зрения....
Статья Модель развития дополнительного образования в условиях сетевого взаимодействия с образовательными организациями
Статья для публикации в областной конференции по дополнительному образованию....
Взаимодействие наставника и молодого педагога
В помощь педагогу-наставникуВ современном мире как никогда актуальны специалисты высокого уровня, особенно в сфере образования. Однако, приобретение опыта и адаптация к профессиональной деятельности з...