Взаимодействие наставника и молодого педагога
статья
В помощь педагогу-наставнику
В современном мире как никогда актуальны специалисты высокого уровня, особенно в сфере образования. Однако, приобретение опыта и адаптация к профессиональной деятельности зачастую вызывают трудности у выпускников вузов, впервые пришедших в школу в качестве педагога. Многие из них не в силах справиться с психологической и профессиональной нагрузкой без помощи коллег. И вот тут на первый план выходят учителя с большим опытом работы, готовые оказать любую посильную помощь молодому коллеге – педагоги-наставники.
Практически каждому опытному учителю в современной школе доводилось курировать, помогать, давать советы вчерашним студентам, а ныне педагогам, но только в последние годы наставничеству как стратегии формирования кадрового состава российских школ стало уделяться особенное внимание. Педагог-наставник ведет планомерную работу по введению своего подопечного в профессиональную среду, организуя свою деятельность системно и эффективно.
В текущий период я являюсь наставником Поршневой Анастасии Александровны, пришедшей работать в нашу школу 1 сентября 2017 года.
Для организации эффективного взаимодействия мною был составлен план работы с молодым педагогом.
План работы педагога-наставника
Индивидуальная программа профессионального развития
молодого педагога Поршневой Анастасии Александровны
Цели:
развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста, адаптация к профессиональной среде.
Задачи:
оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно–воспитательной деятельности;
формирование потребности и мотивации к творческому саморазвитию и непрерывному самообразованию;
создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В процессе взаимодействия у нас с Анастасией Александровной сложились тёплые дружеские отношения, и наша совместная деятельность не только принесла обоюдную пользу, но и способствовала формированию системы работы педагога-наставника.
1.2.Система работы в качестве педагога-наставника
Моя работа в качестве наставника базируется на следующих принципах:
соблюдение прав молодого специалиста; искреннее желание помочь в преодолении трудностей; взаимопонимание; способность видеть и учитывать личностные качества подопечного; добровольность; гуманность; конфиденциальность; ответственность; предоставление возможности самостоятельно выбирать направления саморазвития.
Системный подход в организации профессионального взаимодействия педагога-наставника и молодого специалиста предполагает наличие нескольких периодов совместной деятельности, каждый из которых имеет собственные приоритетные цели и задачи. Таблица 1
Этап работы | Цель | Задачи
| Прогнозируемый результат | Формы работы |
1 этап (первый год работы) – адаптационный (теоретический) | оказание практической помощи молодому специалисту в адаптации в школе | 1) определить сформированность профессионально значимых;2) сформировать навыки самоорганизации и активности; 3) выявить наиболее серьезные проблемы определить пути их разрешения.
| молодой специалист с сформированными навыками самоорганизации, умениями в области поурочного планирования, анализа и самоанализа урока
| - индивидуальные консультации; - посещение уроков; тренинг, заседания круглого стола
|
2 этап (второй год работы)– теоретико-апробационный (проектировочный) | формирование потребности молодого специалиста в проектировании своего дальнейшего профессионального роста
| 1) стимулировать личностно-профессиональное развитие молодого специалиста; 2) сформировать умение планировать и организовать свою деятельность; 3) обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями | молодой специалист, способный к проектированию и рефлексии своей деятельности, со сформированной потребностью в постоянном самообразовании | - индивидуальные, коллективные консультации; - посещение уроков; - мастер-классы; - открытие уроки, внеклассные мероприятия |
3 этап (третий год работы) – апробационный (контрольно-оценочный) | создание условий для формирования у педагога индивидуального стиля творческой деятельности, становление молодого специалиста как учителя-профессионала. | 1) сформировать потребность и стремление к рефлексии собственной деятельности; 2) сформировать умение критически оценивать процесс профессионального становления и развития; 3) сформировать навык самостоятельного управления своим профессиональным развитием | молодой специалист, умеющий планировать учебную деятельность, на основе творческого поиска, психологически и профессионально готовый к самостоятельной деятельности | - индивидуальные, групповые консультации; - мастер-классы; - открытые уроки, внеклассные мероприятия; - выступления на педсоветах; - участие в профессиональных конкурсах. |
Наша работа с Анастасией Александровной по индивидуальному профессиональному росту также включала составление мною методических рекомендаций по решению проблемных моментов, помощь в организации и проведении образовательного процесса и воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставником начинающего учителя, привлечение молодого специалиста к сотрудничеству с членами методического объединения, составление портфолио достижений педагога.
Результаты мониторинга отношения молодого педагога к профессиональной деятельности
(каждый параметр оценивается по шкале от 1 до 10,
где 1- чувствую себя неуверенно, а 10 – знаю, умею и применяю)
Таблица 2.
№ | Параметры диагностики | 2017-2018 | 2018-2919 | 2019-2020 |
Позитивное отношение к профессии: | ||||
1 | Приобретение профессиональных навыков и умений | 1 | 7 | 9 |
2 | Практическое значение полученных знаний и умений в повседневной работе | 3 | 9 | 9 |
| Позитивное отношение к работе в этом коллективе: | |||
1 | Коллеги всегда готовы прийти на помощь | 4 | 8 | 10 |
2 | Я могу многому научиться у своих коллег | 8 | 9 | 10 |
| Мотивация к самосовершенствованию на педагогическом поприще | |||
1 | Я хочу участвовать в профессиональных мероприятиях и конкурсах | 1 | 6 | 10 |
2 | Сотворчество с педагогом-наставником помогает мне апробировать собственные идеи | 1 | 7 | 10 |
3 | Я могу научить чему-то своих коллег | 1 | 2 | 7 |
Данные мониторинга свидетельствуют о позитивных изменениях в оценке молодым специалистом своего прогресса на профессиональном поприще.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роли педагога-наставника | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональному становлению молодого педагога сопутствуют проблемы разного типа. С учетом этих проблем, а также профессиональных потребностей молодого учителя можно выделить следующие роли педагогов-наставников.
НАСТАВНИК - ПРОВОДНИК | Обеспечит подопечному знакомство с системой данного общеобразовательного учреждения «изнутри». |
НАСТАВНИК – ЗАЩИТНИК ИНТЕРЕСОВ | Может помочь в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе педагогической деятельности молодого специалиста; организует вокруг профессиональной деятельности молодого учителя атмосферу взаимопомощи и сотрудничества; помогает подопечному осознать значимость и важность его работы; своим авторитетом охраняет учителя от возможных проблем межличностного характера. |
НАСТАВНИК - КУМИР | Это пример для подражания, это очень мощный критерий эффективности наставнической поддержки. Наставник всеми своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения может стимулировать профессиональное самосовершенствование молодого учителя. |
НАСТАВНИК - КОНСУЛЬТАНТ | За основу этих взаимоотношений берется благополучие личности молодого специалиста. Эта роль реализует функцию поддержки. |
НАСТАВНИК - КОНТРОЛЁР | В организованной таким образом наставнической поддержке молодой учитель самостоятельно осуществляет педагогическую деятельность, а наставник контролирует правильность ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций и т. п. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы наставника с молодыми педагогами по теме: «Обеспечение получения образования на дому детей с ОВЗ»
Цель: Освоение методов и форм работы с детьми с ОВЗЗадачи:1. Освоение методики составления планов и программ работы с детьми с ОВЗ2. Освоени...
Правила коммуникации наставника и молодого педагога
В помощь педагогу-наставнику.Рекомендации для организации плодотворного сотрудничества опытного и молодого специалистов....
План работы наставника с молодым педагогом.
Данная методическая разработка поможет поставить цели и задачи, составить план работы на год, а так же составить отчет о работе наставника с молодкм педагогом....
План работы учителя – наставника с молодым педагогом на 2022-2023 уч.год
План работы учителя – наставника с молодым педагогом на 2022-2023 уч.год...
Правила общения наставника с молодым педагогом
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным и приносило желаемый эффект, педагогу-наставнику необходимо помнить о правилах общения, которые необходимо соблюдать....
План работы учителя наставника с молодым педагогом.
Цель: создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого педагога в условиях современной школы....
II ГОРОДСКОЙ КОНКУРС НАСТАВНИКОВ И МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ"ДВЕ ЗВЕЗДЫ"/ презентация к фрагменту урока.
Презентация к фрагменту урока "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Сравнение дробей"Фрагмент урока рассчитан на 20 минут. Связан с празднованием праздника Белого месяца,...