«Модель взаимодействия специалистов и педагогов в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения»
презентация к уроку на тему
В данном материале раскрываются аспекты взаимодействия специалистов и педагогов в работе с детьми с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №212
«Модель взаимодействия специалистов и педагогов в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения»
Выполнил: учитель – дефектолог
Ингачева А.А.
Март 2015г
1 СЛАЙД
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ НАШЕЙ СТРАНЫ, НО И ДЛЯ СТРАН ВСЕГО МИРА ХАРАКТЕРНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ. НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ В ЭТОМ ПЕРЕЧНЕ ОДНО ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ МЕСТ. КРОМЕ ТОГО, С КАЖДЫМ ГОДОМ РАСТЁТ КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ, ВХОДЯЩИХ В ГРУППУ РИСКА ПО ЗРЕНИЮ, ТО ЕСТЬ, ДЕТЕЙ, У КОТОРЫХ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ДАЖЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ ПРОБЛЕМЫ СО ЗРЕНИЕМ. СОВРЕМЕННЫМИ ТИФЛОПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ ДОКАЗАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ОКАЗАНИЯ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ВИДЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАВИВАЮЩИХ И ЛЕЧЕБНО - ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, УЧИТЫВАЮЩИХ СВОЕОБРАЗИЕ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В НАШЕМ УЧРЕЖДЕНИИ ФУНКЦИОНИРУЕТ ДВЕ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ, ПОЭТОМУ ДЛЯ НАС ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СТАЛА НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНОЙ.
2 СЛАЙД
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА СТРОИТСЯ КАК СИСТЕМА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ ДВУХ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЭТО ЛЕЧЕБНО – ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ И КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Лечебно-восстановительная работа, включает в себя специфическое лечение, восстановление, охрану и улучшение зрения у слабовидящих детей. Целью коррекционно - образовательной работы в ДОУ является всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья и подготовка его к школе.
У детей с нарушениями зрения встречаются комплексные отклонения от нормы: нарушение пространственной координации, недостаточно развита мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере. Глубокие нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно – психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность, влияет на формирование общего речевого статуса.
3 СЛАЙД
Поэтому в системе занятий, нашего учреждения, осуществляется комплексный подход к коррекции нарушений развития детей, создана модель взаимодействия следующих специалистов: учителя – дефектолога, учителя – логопеда, педагога – психолога, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО, медсестры – ортоптистки. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребёнком с нарушением зрения. Данная работа проводится под руководством врача – офтальмолога, который осуществляет медицинское сопровождение учебно – воспитательного и коррекционно – развивающего процессов.
4 СЛАЙД
Для осуществления лечебно – восстановительной и коррекционно – образовательной работы в детском саду созданы специальные условия. Оборудованы: кабинет учителя – дефектолога, учителя – логопеда.
5 СЛАЙД
Кабинет медсестры – ортоптистки, педагога – психолога, музыкальный и физкультурный залы.
6 СЛАЙД
Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы:
- Системность. Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребёнка.
- Комплексность. Развитие ребёнка – комплексный подход, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
- Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная коррекционная программа работы с ребёнком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учётом факторов риска и особенностями зрительного дефекта.
- Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и даёт опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном укреплении дефицитных функций.
- Постепенность и систематичность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
- Индивидуализация темпа работ – переход к новому этапу коррекционной работы только после полного освоения материала предыдущего этапа.
7 СЛАЙД
Свою работу мы строим на основании следующих программ:
- основная образовательная программа МБДОУ;
- Программа специальных /коррекционных/ образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной;
- Программа «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
8 СЛАЙД
Основой организации коррекционно – развивающего процесса специалисты ДОУ и воспитатели компенсирующих групп определили комплексно – тематическое планирование. Каждый специалист ДОУ при организации образовательной деятельности с детьми с нарушением зрения придерживается одной запланированной темы. Это даёт возможность детям расширить, уточнить, и закрепить представления детей.
9 СЛАЙД
Взаимодействие учителя – дефектолога с воспитателями.
Работа воспитателя в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения строится в соответствии с рекомендациями врача – офтальмолога и учителя – дефектолога. Врачом - офтальмологом воспитателю даются рекомендации по расположению детей на занятиях в зависимости от зрительного диагноза. Во всех возрастных группах ведутся тетради взаимодействия учителя – дефектолога с воспитателями, для этого вида работ созданы специальные бланки, где указываются игры и упражнения по единому тематическому планированию, также отмечаются дети, с которыми необходимо провести индивидуальную работу, отмечается качество выполнения данного задания каждым ребёнком.
10 СЛАЙД
Воспитателями большое внимание уделяется подготовке и проведению занятий, которые проводятся с учётом рекомендаций учителя – дефектолога. На занятиях используются специальные упражнения, способствующие снятию общего утомления. Например, такое упражнение как «Бабочка и цветочки». Упражнения в игровой форме, позволяют воспитателю проводить интересную, яркую и содержательную физкультминутку в любой момент, как только появляются первые признаки утомления.
11 СЛАЙД
Демонстрационный и раздаточный материал воспитателем и учителем – дефектологом подбирается с учётом индивидуальных особенностей нарушения зрения детей. Величина бус и размер пазлов зависит от состояния зрения, например при высокой степени амблиопии даются более крупные предметы, а самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см, т.к. у детей с нарушением зрения страдает и развитие мелкой моторики.
12 СЛАЙД
Воспитатели по рекомендациям учителя – дефектолога изготавливают наглядные пособия для детей с нарушениями зрения, учитывающие специфику зрительных функций. Такие как:
«Лабиринты», «Плетёные коврики», игры с блоками Дьнеша, тактильные дощечки.
13 СЛАЙД
Традиционные методы и приёмы воспитателем и учителем – дефектологом применяются в продуманной системе с учётом зрительной патологии. Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течении дня длительностью от 3 до 5 минут. Для прослеживающей функции глаз в своей работе мы используем схемы зрительных траекторий по В.Ф. Базарному и применяем зрительную гимнастику с использованием предметов.
14 СЛАЙД
Эффективным средством коррекционной работы является прогулка, где воспитатель проводит дидактические подвижные игры на развитие глазомера, точности движения, на ориентировку в пространстве.
15 СЛАЙД
Учитель – дефектолог и воспитатель осуществляют работу с родителями, которая ведётся систематически и целенаправленно. Совместно планируются темы родительских собраний, консультаций. В дни открытых дверей проводятся мероприятия для родителей, также оформляются стенды и уголки.
16 СЛАЙД
Взаимодействие учителя – дефектолога с инструктором по ФИЗО.
В процессе физического воспитания осуществляется дифференцированный подход к каждому ребёнку. Для этого учитель – дефектолог, инструктор по ФИЗО и воспитатель знакомятся с особенностями функционального и физического развития детей и подбирают специальное оборудование для коррекции нарушенных двигательных функций. Инструктор по ФИЗО знает диагнозы детей, учитывает состояние ребёнка на каждом занятии, дифференцированно планирует нагрузку.
17 СЛАЙД
Физкультурное оборудование для основных движений и общеразвивающих упражнений (гимнастические палки, обручи, гимнастические стенки) имеют специально ярко окрашенные метки.
18 СЛАЙД
Развитию зрительного восприятия у детей способствует и такое оборудование, как дорожки для ходьбы и перешагивания. Разные виды дорожек выполненны из разного материала. На них различные разметки - цветы, рыбки, что помогает детям двигаться уверенно, без зрительного напряжения, сохранять при этом осанку и положение головы.
19 СЛАЙД
Некоторые дети испытывают зрительные затруднения при выполнении упражнений, поэтому они опираются на зрительную ориентацию и предпочитают использовать помощь взрослого, поэтому учитель - дефектолог посещает занятия по ФИЗО. На занятиях используются различные ориентиры для осязания слуха - бубен, хлопки в ладони, свисток, голосовые команды.
20 СЛАЙД
В тренировке зрительно - моторных реакций используются различные упражнения: ходьба, бег, прыжки по зрительным ориентирам, в качестве которых используются различные метки на полу и спортивных снарядах. При проведении упражнений на ориентировку в пространстве применяются специальные схемы - рисунки. На которых изображены дети, выполняющие упражнения из различных исходных положений.
21 СЛАЙД
В работе с детьми с нарушением зрения инструктором по ФИЗО, воспитателем и учителем - дефектологом совместно изготовлено нестандартное оборудование. Для изготовления оборудования использовался различный материал: фанера, ткань, клеёнка.
«Кочки» - с разным наполнителем (крупа, песок, горох) предназначены для массажа стоп и применяются для профилактики плоскостопия детей.
«Следочки и ладошки» - используется для развития коородинации, пространственного воображения и восприятия, понимание пространственных отношений (право – лево), тренировка мышц плечевого пояса, рук и ног ребёнка.
«Качалка» - развивает координацию движений, равновесие. Для безопасности детей этот снаряд используется под контролем педагога.
22 СЛАЙД
Нарушения зрения является причиной возникновения целого ряда трудностей и нарушений в психическом развитии детей, поэтому дети нуждаются в помощи педагога - психолога. Педагог - психолог проводит индивидуальную и групповую работу с детьми, направленную на развитие у детей компенсаторных процессов, развитие эмоционально - волевой сферы и когнитивных компонентов готовности к школе. Педагог - психолог совместно с учителем - дефектологом разрабатывает темы консультаций для родителей.
23 СЛАЙД
В психологическом кабинете созданы условия релаксации, выравнивания эмоционально - психологического состояния детей. По рекомендации учителя - дефектолога используются упражнения для развития прослеживающей функции глаз.
24 СЛАЙД
Педагогом - психологом и учителем - дефектологом подобрана система игр и упражнений для детей с нарушением зрения. Специалистами ДОУ по рекомендациям педагога - психолога на своих занятиях используют психо - гимнастические этюды, игры на регуляцию психофизического состояния, дыхательную гимнастику, релаксационные упражнения.
25 СЛАЙД
Взаимодействие учителя – дефектолога с музыкальным руководителем.
Музыкальное воспитание в работе с детьми с нарушением зрения занимает одно из важных мест, т.к. благодаря использованию коррекционных упражнений и специально подобранных дидактических игр учителем – дефектологом и музыкальным руководителем, музыкальные занятия дают ребёнку не только радость и вызывает у него интерес, но и отвлекают его от зрительного недуга и способствуют развитию зрительного анализатора.
Сотрудничество учителя – дефектолога и музыкального руководителя подразумевает:
- взаимные посещения занятий с целью изучения того, как дети усваивают программный материал, какие трудности испытывают при этом, как они владеют и пользуются приёмами познания окружающего и приёмами предметно – практической деятельности;
- консультации учителя – дефектолога по зрительным и моторным возможностям детей с различными зрительными нарушениями, на которых затрагиваются проблемы, касающиеся конкретного ребёнка, знакомит с приёмами коррекционного воздействия;
- изготовление и подбор музыкально – дидактического материала.
26 СЛАЙД
При подборе музыкально – дидактического материала учитываются зрительные особенности и возраст детей, а также решаются следующие коррекционные задачи:
- развитие слуховой и пространственной ориентировки;
Игра: «Узнай, какой инструмент звучит» - за ширмой стоят инструменты (погремушка, дудочка, барабан) – дети по слуху определяют, какой инструмент прозвучал. Это вариант для младших групп. В старших группах мы задание усложняем: увеличивается количество музыкальных инструментов, а также дети с закрытыми глазами определяют в какой стороне зала звучит инструмент (справа, слева, спереди, сзади).
Игра: "Найди свою игрушку" - расставляем по залу большие и яркие игрушки, дети подходят к ним рассматривают их. Звучит музыка, дети маршируют по залу и по команде, например "Зайчик в гости пригласил" поворачиваются к названной педагогом игрушке.
Для лучшей ориентировке детей в пространстве используем цветовые атрибуты и ориентиры.
27 СЛАЙД
- использование цветов, тренирующих сетчатку глаза. Игра "Светофор" для игры мы используем три круга (красный, жёлтый, зелёный). Подбираем музыку: красный цвет - музыка тихая, спокойная - дети сидят на стульчиках или просто стоят. Жёлтый цвет - музыка бодрая - дети шагают, стоя на месте. Зелёный цвет - музыка быстрая и весёлая - дети бегут по залу. Цветные круги показываем в любом порядке. Ведущим может быть ребёнок. С помощью этой игры идёт ещё и закрепление зрительной и слуховой памяти. Умение различать музыку по жанрам, например: тихая, спокойная - может быть колыбельной, бодрая, энергичная - это марш, быстрая и весёлая - любая плясовая.
- укрепление мышц глаз. Игра "Цирковые собачки" - дети по мелодии отслеживают глазами движения руки.
28 СЛАЙД
Для детей с нарушением зрения мы подобрали фонотеку различных звуков - звуки природы, голоса животных, птиц, звуки транспорта и различные шумовые эффекты. Отдельно подобран музыкальный материал для сеансов релаксации, которые проводятся как во время занятий, так и в свободной деятельности детей. Детям компенсирующих групп очень важно давать отдых от зрительной, эмоциональной и физической нагрузок.
29 СЛАЙД
Таким образом, тесное взаимодействие всех специалистов учреждения позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения.
Результатом совместной работы является компенсация последствий зрительных нарушений и подготовка детей к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).
Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....
Журнал взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....
Занятие-развлечение для детей и их родителей в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет «Сказочные истории».
Совершенствование связной речи и вовлечение родителей в данную деятельность....
Экологическая акция в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи №14 « Колокольчики» «Семечко и зернышко про запас».
Экологическая акция в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи №14 « Колокольчики» «Семечко и зернышко про запас»....
Журнал взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР и профильными специалистами на 2021-2022 учебный год
Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-педагогической работы по устранению речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи.Взаи...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Постановка звука [C]" в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта
laquo;Постановка звука [С]», индивидуальное занятие (на уровне ДОУ)....
" Формы взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Методические рекомендации учителя - логопеда ДОУ для воспитателей групп компенсирующей направленности...