Информационно-коммуникационные технологии и Интернет -ресурсы на современном уроке - эффективная организация образовательного процесса
статья по информатике и икт

Козлова Елена Юрьевна

 

В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьников к современной жизни, а значит, научить их самостоятельно осваивать и систематизировать знания, вооружить методами и способами познавательной деятельности, привить интерес к поиску информации, научить проявлять инициативу, воспитывать коммуникативную культуру. Такие возможности открывает применение ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Информационные ресурсы и технологии на современном уроке»

«Информационно-коммуникационные технологии и Интернет -ресурсы на современном уроке - эффективная организация
образовательного процесса
"

Учитель гимназии № 70   Петроградского района г. Санкт-Петербурга                          

Козлова Е.Ю. 

В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьников к современной жизни, а значит, научить их самостоятельно осваивать и систематизировать знания, вооружить методами и способами познавательной деятельности, привить интерес к поиску информации, научить проявлять инициативу, воспитывать коммуникативную культуру. Такие возможности открывает применение ИКТ.

Обучение в школе с помощью компьютера и ресурсов Интернета может достаточно успешно сформировать у школьников ключевые компетенции.

Сочетание ИКТ с педагогическими технологиями может способствовать не только повышению качества учебно-воспитательного процесса и формированию устойчивого интереса к учебно-познавательной деятельности, но и осуществлению глубоко дифференцированного подхода к учащимся в условиях адаптивной модели школы.

Использование технологий медиаобразования позволит повысить мотивацию деятельности учащихся, рационально использовать урочное время и время для подготовки к уроку, расширить вариативность домашнего задания и положительно повлияет на результаты учебной деятельности по предмету.

Использование ИКТ и Интернет ресурсов сегодня требует осмысления того, насколько целесообразно и эффективно они используются на уроках и во внеурочное время; насколько они способствуют развитию личности учащегося, формированию у него познавательного интереса; насколько разработаны и обоснованы методики их применения.

ИКТ и Интернет - ресурсы регулярно в своей деятельности применяют лишь учителя – новаторы, остальные используют эпизодически, так как считают использование ИКТ неэффективным.

Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности. Нужный материал не сложно найти в Интернете, но как его продемонстрировать на уроке? Поэтому важна готовность учителя к овладению ИКТ.

        Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Информационно-коммуникативная компетентность -  один из основных приоритетов в целях общего образования, и связано это не только с внутриобразовательными причинами. Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее - активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.

        Системное, эффективное формирование информационно-коммуникативной компетенции для основной массы учащихся сегодня возможно только при условии использования ИКТ и Интернет ресурсов. А значит успешность намеченных в школе преобразований во многом зависит от их применения. Другими словами, информатизация - это важнейшее направление модернизации системы образования.

        Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

        Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения.

Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся.

        Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения. Как использовать эти средства при разработке комплексов учебно-методических материалов? Где и в каком соотношении возможно включение различных мультимедиа эффектов по сравнению с обычным текстом? Где граница применимости мультимедиа вставок в документ? Нужны серьезные исследования этого вопроса, поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы. Это серьезные вопросы, ответы на которые позволят избежать фейерверка в обучении, сделать учебно-методический материал не просто эффектным, а эффективным.

        Современные информационно-коммуникационные технологии обучения - совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.

        Основными задачами современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно- образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).

Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы: 1) сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet             (электронные вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени) и 2) технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы).

        Остановимся на первой группе. На интегрированных с информатикой уроках, пользуясь услугами локальной сети, возможно, например, использование редактора электронных таблиц EXCEL.  На уроке, проходящем в кабинете с компьютерами, подключенными к Интернет, можно организовать работу учащихся, например, с использованием мультимедийных учебных пособий, которые по сути являются идентичными электронными версиями печатных учебников, а для проверки знаний используется тест и Интернет-ресурсов.         

        Обращаясь к сети Интернет, учитель может пополнить свою методическую копилку. Много полезной информации можно получить, например, с Российского образовательного портала (school.edu.ru), крупнейшего в данный момент в России сайта, посвященного образованию школьников. В разделах портала собрана вся информация, относящаяся к школьным предметам. Весь раздел разбит на 4 части: база знаний, абитуриенту, страница учителя и библиотека. На "странице учителя" можно найти сведения о проходящих методических и научных конференциях и семинарах, прочитать интересные статьи и др. Воспользовавшись информационно - поисковой системой "Задачи" (zadachi.mccme. ru) можно получить по указанию темы перечень задач разного уровня сложности. И таких примеров можно привести много. Но интегрированные уроки и применение Интернет-технологий - дело не ежедневное.

        На уроках в школе компьютер может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.

        Специфика и возможности компьютерного урока таковы, что отнести его строго к определенной группе по тенденциям развития образовательных технологий нельзя.  Приход ЭВМ в школу способен облегчить труд учителя, особенно рутинного характера (те же презентации, созданные в Power Point, это своего рода мини-конспекты урока). Компьютер - хранитель информации, накопленной учителем за годы работы, и получена она с его помощью может быть в любой момент времени. Вводить компьютерные компоненты можно в уроки любых предметов. Все дело заключается в целесообразности, наличии соответствующих качественных программ, условиях использования.

        Таким образом, без профессионального роста в освоении информационно- коммуникационных технологий не обойтись.

        Первый шаг, который делает учитель, обращаясь к компьютерной технологии обучения, состоит в изучении педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.                Н. Розов, декан факультета педагогического образования МГУ, в одном из своих выступлений отмечал: "Мы все прекрасно понимаем, как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала. Предстоит пройти долгий путь осмысления, поисков и накопления педагогического опыта, прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса станет равноправным партнером учебнику".

        Одной из основных проблем при изучении дисциплин в школе является проблема наглядности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему.  Т. о. компьютер как бы соединяет в себе ряд традиционных ТСО, которые всегда использовались, в основном, для усиления наглядности. Это активизирует познавательный процесс у обучаемых, развивает мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное), повышает результативность учебного процесса. Использование ИКТ и Интернет – ресурсов  позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического), формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, развитие умений осуществлять  экспериментально-исследовательскую  деятельность ( например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования), формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения.

        Использование ИТ на уроках — это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. ИТ могут применяться на уроках различных типов, а также на различных этапах урока, хотя невозможно каждый урок проводить с использованием ИТ.

        При проведении уроков нужно использовать мультимедийные презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, между учителем и учеником существует посредник — компьютер, что способствует их эффективному взаимодействию. Урок-презентация тоже обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).

        Можно использовать презентацию для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.

        Хорошо использовать презентацию для устных упражнений. Эта работа способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения заданий различной сложности. Можно предложить учащимся образцы оформления заданий.

        Презентации удобно использовать и во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, игр. Это и демонстрация портретов выдающихся людей, и рассказ об их открытиях, и иллюстрация практического применения этого в жизни.

Использование ИТ дает возможность для:

· повышения мотивации обучения;

· индивидуальной активности;

· формирования информационной компетенции;

· свободы творчества;

· интерактивность обучения.

        Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным, когда на первое место выдвигается личность учащегося его индивидуальные возможности и склонности.

        К настоящему времени в сети Интернет представлено очень много сайтов, помогающих повысить качество образования школьников. Можно выделить следующие наиболее популярные направления:

  • Собственно, предметные сайты, содержащие теоретическую составляющую предметов.
  • Сайты олимпиад и конкурсов.
  • Сайты дистанционных школ и центров дополнительного образования детей.
  • Личные странички методистов, учителей, авторов учебников по предметам.
  • Сайты, содержащие тесты-тренажеры по проверке знаний, подготовка к ЕГЭ.
  • Форумы, на которых происходит обсуждение решения заданий.

Большинство сайтов может оказать большую помощь учителю как в подготовке к уроку, так и в подготовке различных внеурочных мероприятий, конкурсов, олимпиад, проектов, с которыми мы работаем тоже вне урока. А как же разумно привлечь Интернет к уроку?  Специфика предметов дает о себе знать. И, конечно, придется решать организационные проблемы, чтобы организовать работу школьников на уроке в сети Интернет.

        В 2013-2014 учебном году занимаясь с ребятами подготовкой к ЕГЭ по математике, пришлось серьезно подумать какие методы, технологии, ресурсы надо использовать, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена. Одним из направлений подготовки стало частое использование интернет - тренинг - тестирования на уроке. В зависимости от целей оно проводилось или в качестве повторения материала, или на этапе закрепления знаний. Такие уроки проходили в кабинете, оснащенном компьютерами, подсоединенными к сети Интернет. Конечно, наибольший эффект получается если учащиеся работают индивидуально, но и работая в парах достигается достаточно хороший эффект.

                Работает проект Егэ-тренера Видеоуроки. На сайте представлена хорошая подборка видео уроков по предметам. Можно его использовать на своих уроках.

        Подводя итог можно отметить, что эффективность применения Интернет ресурсов на уроках математики заключается в том, что

  • использование Интернет-ресурсов повышает информационную культуру учащихся;
  • появляется возможность использовать более обширную информацию на уроках;
  • обеспечивается оперативность пополнения учебного материала новыми сведениями;
  • уроки становятся более интересным, насыщенными, качественным, результативными;
  • обеспечивается объективность и независимость результатов ученика от мнения учителя;
  • повышается мотивацию к обучению.

        Применение Интернет технологий открывает перспективное направление в обучении. Вместе с тем необходимо понимать, что использование только Интернет на уроке математики не решает моментально всех проблем учителя. Необходимо соблюдать принцип «в нужном месте, в нужное время, в нужном объеме».

Зона теоретической и практической информации.

  1. www.edu-reforma.ru 
  2. http://www.tomget.info 
  3. http://pedsovet.su 
  4. http://festival.1september.ru 
  5. http://schools.techno.ru
  6. http://www.9151394.ru
  7. http://formula44.narod.ru
  8. http://www.25school.3dn.ru
  9. http://kolp_chaschool.edu.tomsk.ru
  10.  school. еdu. ru. - Российский образовательный портал
  11. zadachi.mccme.ru - информационно- поисковая система <Задачи>
  12. school. msu.ru - учебно- консультационный сайт для учащихся и преподавателей средних школ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современный урок: эффективная организация образовательного процесса - активные методы обучения".

Активные методы обучения  позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и  осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество ...

Современный урок: эффективная организация образовательного процесса

Презентация к докладу: "Современный урок: эффективная организация образовательного процесса". В презентации сравнивается традиционный урок и современный. Рассматриваются основные аспекты сов...

Семинар: Современный урок (занятие): эффективная организация образовательного процесса

Методический семинар для учителей естественно-математического цикла...

«Современный урок: методика преподавания биологии для эффективной организации образовательного процесса»

Одной из главных задач в преподавании биологии на сегодняшний день является, достижение высоких результатов в процессе учебно-познавательной деятельности учащихся, путем их заинтересованности в изучае...

Информационно-коммуникационные технологии и Интернет -ресурсы в современном образовании

В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьников к современной жизни, а значит, научить их самостоятельно осваивать и систематизир...

«Современный урок: эффективная организация образовательного процесса»

Наша современная жизнь очень динамична, все меняется так стремительно, что учитель должен шагать в ногу со временем, ему приходиться пересматривать роль и значение существующих методов преподавания и ...