Тематическое общешкольное занятие клуба "Моя профессия" -"слесарь по ремонту автомобилей".
методическая разработка (9 класс) на тему

Краткий экскурс в профессию автомеханик поможет ребятам  разобраться в устройстве автомобиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slesar_po_remontu_avtomobiley.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в мир профессий

СЛЕСАРЬ-РЕМОНТНИК


ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИК.

Ведущий

В результате проведения экономических реформ в России безработица в нашей стране стала реальностью. И самыми неподготовленными к изменившимся условиям рынка труда, оказались выпускники общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений и вузов.

Причина этого явления кроется прежде всего в отсутствии целенаправленной профессиональной ориентации школьников. Многие молодые люди впервые задумываются о выборе профессии накануне получения аттестата зрелости. Правильно или нет был сделан выбор, молодые люди понимают лишь по окончании вуза или вовсе после нескольких лет работы по специальности. Как же избежать подобных ошибок?

Чтобы уменьшить их вероятность учащимся в первую очередь нужна информация. Экономические изменения увеличили читательский спрос на информацию по профориентации. А возросшие требования к качеству знаний абитуриентов поставили перед выпускниками школ проблему подготовки к вступительным экзаменам.

 Мы  предлагаем   вам   пройти путь от выбора профессии до трудоустройства. И ответить на вопросы:

  1. Кем быть?!
  2. Куда пойти учиться?!
  3. Как подготовиться к экзаменам?!
  4. А если вы не поступили?

 

Сегодня на российском рынке труда нестабильная, постоянно изменяющаяся ситуация:

  1. наблюдается излишек специалистов одних профессий и недостаток - других;
  2. но и возникает необходимость в новых профессий.

Для предупреждения этих проблем необходимо своевременно определять направление профессиональных интересов у молодежи. Тем более, что по данным социологических исследований, определенная часть молодежи, вступающая в жизнь, не имеет реальных представлений о профессиях. Важную роль здесь может сыграть хорошо организованная система профориентации с использованием консультаций специалистов.

  Какая помощь нужна подростку, выбирающему профессию? Оказалось, что около 70% старшеклассников не осознают свои возможности и не способны соизмерять их с требованиями своей будущей профессии. Поэтому мы целенаправленно занимаемся сбором информации по профориентации, изучая интересы, способности и потребности молодежи.

Включается видеорепортаж

Репортёр  

(читает свой материал из мастерской цеха)

В настоящее время развитые страны совершают переход от индустриальной экономики к экономике знаний, происходят быстрые сдвиги в превращение рыночных знаний и информации в рыночную ценность. Акцент смещается на личностный человеческий потенциал. Главным приоритетом становится приобретение знаний и обучение профессии. По такому пути старается идти и Россия.
В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники и технологий.
В системе профессионального образования опережающее развитие должны получить начальное и среднее профессиональное образование, поскольку на современном этапе резко возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего звена.
Эта проблема касается как больших городов, так и малых. Так, например, в городе Новоуральске рынок труда переполняется безработными юристами, экономистами, многоотраслевыми инженерами... А городу нужны специалисты простых и мужественных профессий: плотники, слесари-сантехники, разнорабочие, продавцы продовольственных товаров и т. д.
Именно поэтому сегодня большое внимание уделяется рабочим специальностям, без которых ни одно предприятие не может и мечтать, что оно займёт достойные и лидирующие позиции среди конкурентов.

Ведущий

Я хочу узнать есть ли среди пресутствующих в зале, ребята, которые отдают предпочтение профессии слесарь.

( Из зала раздается крик «Я», на сцену выходит  чтец, читает стих,

Перед ним ,находится стол с инструментами)

Пословица есть, ее помни всегда,

Что без усердного труда

Не выловишь и рыбку из пруда.

Только вам предстоит не рыбку поймать-

Время настало призванье искать.

Средь сотен тропинок одну найти,

Чтобы в грядущем не сбиться с пути.

Ведь тот, кто верно старт возьмёт,

Себя быстрее обретёт.

По- мужски решительно и смело:

Освоить слесарное дело!

Умело, азартно, ловко.

Управляться с заготовкой.

Ведущий

Предлагаю вам присесть и прослушать подробную информацию о данной профессии.

Открывается занавес , на сцене сидит эксперт ,врач, учитель, секретарь учебного заведения.

На фоне рассказа учащихся идут слайды  о профессии слесарь.

СЛЕСАРЬ-РЕМОНТНИК

Чтец: Работа слесаря начинается с чтения чертежа, что является одним из наиболее трудных моментов в его профессиональной деятельности .Для чтения чертежей нужно уметь представить себе отдельные, узлы и все изделия в объёме. Сложным видом работы является разметка, Перенесение основных элементов чертежа на обрабатываемое изделие. Здесь нужны твёрдость руки, острота зрения, хороший глазомер. Большинство слесарных работ ручные, поэтому очень важны склонности к ручному труду и ловкость рук. Большое значение при слесарной обработке таких видов работ  как рубка металла, разрезание  и опиливание, развитое суставно-мускульное чувство, позволяющее ощутить и контролировать силу нажимных движений.Руки опытного высококвалефецированного слесаря обладают ловкостью и чувствительностью, вырабатывающимися в ходе упорной многолетней работы.

Тип профессии
“человек - техника”.

Эксперт

Содержание работы
Широко распространенная профессия с большим разнообразием объектов, материалов, условий, средств и приемов труда.
Слесарь-ремонтник выполняет текущий, капитальный и планово-предупредительный ремонт, а также монтаж, проверку и регулировку оборудования, машин и агрегатов. Для определения неисправностей осуществляет техническую диагностику механизмов и намечает план ремонтных работ. Знакомится с паспортом машины, чертежами ее основных частей, после чего приступает к разборке. В процессе ремонта выполняет слесарные работы: рубку, правку, резку, сверление, опиливание, нарезание резьбы и т.п. При этом использует разнообразные слесарные инструменты (гаечные ключи, молотки, электродрели, сверлильные и шлифовальные машинки, шаберы и др.) и контрольно-измерительные приборы. В процессе сборки оборудования производит подгонку деталей, соблюдая их точное взаимное расположение в соответствии с техническими условиями; регулирует и налаживает работу механизмов. Слесарь-ремонтник должен не только наладить и испытать отремонтированное оборудование, но и полностью подготовить его к работе. Работает в помещении, индивидуально или в составе бригады. Работа требует значительных физических усилий. Профессия имеет 1-6-й разряды.

Врач

Требования к индивидуальным особенностям
Слесарь-ремонтник должен обладать физической силой и выносливостью, тонкой мышечной и слуховой чувствительностью, иметь хорошее зрение. Ему должны быть свойственны подвижность, координированность и точность движений кистей и пальцев рук, точный глазомер (линейный и объемный), развитое пространственное воображение, хорошая образная и двигательная память, техническая сообразительность.

Учитель

Требования к профессиональной подготовке
Слесарь-ремонтник должен иметь хорошие знания в области физики, химии, металловедения.
Он должен знать правила техники безопасности; устройство и принципы работы ремонтируемого оборудования, силовых установок, агрегатов и машин; свойства обрабатываемых материалов, антикоррозийных смазок и масел; технологию планово-предупредительного ремонта; способы восстановления изношенных деталей; технические условия испытания, регулировки и приемки узлов, механизмов и оборудования после ремонта; допуски, посадки и классы точности; устройство и способы применения специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов. Должен уметь устанавливать степень износа оборудования; составлять дефектные ведомости на узлы и детали, подлежащие ремонту; делать эскизы деталей, которые требуется заменить; выполнять комплекс слесарно-ремонтных операций (шабрение, притирка, сверление, термическая обработка, нарезание резьбы); проверять станки и механизмы на точность; читать рабочие и сборочные чертежи и кинематические схемы.
Врач

Медицинские противопоказания
Болезни опорно-двигательного аппарата, дыхательных органов (бронхиальная астма), сердечно-сосудистой системы. Предрасположенность к аллергическим заболеваниям, выраженные дефекты зрения и психические недуги.

 Секретарь

Пути получения профессии
Специальность можно получить в профессионально-технических училищах, технических колледжах, учебных центрах и на курсах.

 

 

Ведущий

 Вашему вниманию мы хотим предложить ещё одну профессию-профессию сварщика. Сейчас эта профессия ещё называется  электрогазосварщик. Потому что сварка производится  при помощи электричества и газа.

( На сцене ко всем присоединяется историк).

Историк (на фоне его рассказа идут слайды).

ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИК ЭКСКУРС В ПРОФЕССИЮ 

Профессия сварщика сравнительно молода -- она появилась в конце XIX начале XX столетия - и обязана своим рождением тому, что в промышленности начали использовать электрическую энергию. Однако сварка как способ неразъемного соединения металлов и сплавов известна еще с VIII-VII веков до нашей эры. В те далекие времена сваривались изделия из меди и ее сплавов. Изделия сначала сильно разогревали, а потом сдавливали и получалось сварное соединение, выполненное способом кузнечной сварки. Использовали и другой способ сварки литейную: подготовленные соединения заливали приготовленным раствором и того же материала, что и изделие. Использовали также пайку. В египетских пирамидах найдены золотые изделия, имеющие паяные оловом соединения. При раскопках Помпеи обнаружены свинцовые водопроводные трубы с продольным паяным швом. По данным археологических раскопок в Прикаспье установлено, что за 500 лет до н.э. в этих местах использовали сварные конские удила. 

В конце XIX века стал известен способ нагрева металла пламенем горючей газовой смеси какого-либо газа (например, ацетилена) и кислорода. Это подняло температуру нагрева до 3200-3600 С. Развитию и практическому применению этого способа способствовало изобретение французским инженером Э.Фуше первой сварочной ацетилено-кислородной горелки, что подтверждается патентом полученным в Германии в 1903 году. 

Электрические явления были известны еще в Древней Греции, но начало широкого использования человеком электрической энергии человеком можно отнести к середине XIX века: в 1831 году английским физиком Майклом Фарадеем было открыто явление электромагнитной индукции, что позволило начать разработку источников электрического тока и электродвигателей. 

В 1882 году в Петербурге русский инженер Н.Н. Бенардос
впервые        предложил        «способ        соединения        металлов
 

непосредственным        действием        электрического        тока» электрическую дуговую сварку металлов. 

В 1890-91 годах другой русский инженер Н.Г.Славянов применил изобретение Бернардоса, внеся в него существенную поправку: заменил угольный электрод металлическим. 

В 1907 году шведский инженер О. Къельберг применил специальное покрытие металлического электрода, которое сгорая 

в столбе электрической дуги, выполняло стабилизирующие и защитные функции. 

Способ дуговой электрической сварки монолитной стальной проволокой с защитой зоны дуги сыпучим материалом (флюсом) -этот способ является высокопроизводительным - впервые в мире предложил советский инженер Дульчевский. 

При автоматической подаче проволоки в зону сварки в защитных целях применяют инертные газы: аргон, гелий и смеси этих газов с углекислым и некоторыми другими газами. 

Электричество используют для сварки не только в виде дугового разряда, т.е. электрической дуги. Во всем мире известна разработанная в России электросварка, в которой используют тепло, выделяемое расплавленным флюсом. 

В современном машиностроении применяют ряд весьма тугоплавких металлов: цирконий, ванадий, вольфрам, и другие. Для их соединения сваркой недостаточно тепла электрической дуги. Нужен более мощный источник тепловой энергии. Для соединения этих металлов используют электронно-лучевую, плазменную сварку. 

Сварка сегодня очень многолика. В России стандартом регламентированы более 25 видов сварки, многие из которых, в свою очередь, подразделяются на способы. Всего их насчитывается около 100. 

На наших предприятиях возрастают мощности по производству сварных изделий, производство работ, постоянно ведутся разработки по повышению износостойкости деталей в механизмах, поверхности которых работают на истираемость. 

Весьма распространенным и прогрессивным процессом разделения металла и его поверхностной обработки является термическая резка: кислородная, газолазерная и другие. 

Выпускать        продукцию        отличного        качества, 

совершенствовать приемы труда, соблюдать новейшую технологию могут только рабочие, хорошо овладевшие теорией и передовой практикой. А сварщики работают и под водой, и в космосе. 

Изучение теоретических основ сварочного производства в сочетании с производственным обучением позволит вам стать квалифицированными сварщиками. 

Ведущий 

 

А сейчас мы вам представим аппараты которые имеются в нашей школе,ребят которые умеют на них работать ,расскажут вам о их особенностях.

1.Как называется аппарат?

2.Рассказать о этом аппарате, для чего он нужен?

3.Что в нашей школе сделано этим аппаратом?

ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИК

Тип профессии
“человек - техника”

Эксперт

Содержание работы
Электрогазосварщик соединяет (сваривает) элементы металлоконструкций, трубопроводы, детали машин и механизмов с помощью сварочного аппарата. Собирает заготовки (узлы) конструкций, осуществляет их транспортировку в пределах рабочего места, налаживает сварочное оборудование, устанавливает требуемый режим сварки, осуществляет зрительный контроль швов. Предупреждает возникновение напряжений и деформаций в изделии. В процессе деятельности электросварщик выполняет поступательные и колебательные перемещения электрода, регулирует температуру, длину дуги и процесс образования шва. Для сварки тонкого металла, цветных металлов, их сплавов и чугуна используется газовая горелка, в которой происходит смешение горючего газа с кислородом и образование пламени. Газосварщик, кроме сварки, выполняет работы по резке деталей различной длины и по различным контурам, осуществляет наплавку, пайку и подогрев металла. Труд электрогазосварщика в основном ручной, выполняется индивидуально, при минимальном деловом общении. Электрогазосварщик работает как в помещении, так и на открытом воздухе. Возможно выполнение работ на высоте (для электросварщика) и в неудобных позах. Для защиты от тепловых и световых излучений использует спецодежду и маску (щиток), имеющую защитные цветофилътры. Режим работы в основном двухсменный, темп работы свободный.
Профессия имеет 1-6-й разряды.

Врач

Требования к индивидуальным особенностям
Профессия предъявляет повышенные требования к физической силе и выносливости специалиста, к его остроте зрения и цветовосприятию, гибкости и подвижности рук, ног и всего тела, вестибулярному аппарату. Электрогазосварщик должен уметь длительно сосредотачивать внимание, обладать хорошей зрительно-моторной координацией, пространственным воображением и техническим мышлением, быть аккуратным и уравновешенным.

Учитель

Требования к профессиональной подготовке
Элекгрогазосварщик должен иметь хорошую подготовку в области химии и физики (разделы “Электричество”, “Электротехника”), математики, металловедения.
Он должен знать физические и химические свойства черных и цветных металлов, способы их соединения в зависимости от размеров деталей; устройство, принципы и режимы работы сварочных аппаратов; свойства электродов и способы их подбора для различных марок свариваемых металлов; правила подготовки деталей и узлов под сварку; причины возникновения внутренних напряженностей и деформаций в свариваемых изделиях; технические требования к качеству сварных соединений, меры предупреждения брака и пути его устранения.
Должен уметь правильно выбирать нужный режим сварки; выполнять сварку различными способами, в различных пространственных положениях; сваривать детали различных конфигураций и размеров; заваривать раковины и другие дефекты в узлах и обливках; производить наплавку изношенных деталей; осуществлять контроль режимов сварки; производить приемку сварных соединений.

Врач

Медицинские противопоказания
Заболевания дыхательных органов, опорно-двигательного аппарата (радикулит, остеохондроз и др.), сердечно-сосудистой и нервной систем, расстройства психики и выраженные дефекты зрения и слуха.

Секретарь

Пути получения профессии
Специальную подготовку можно получить в профессионально-технических училищах, технических колледжах и на курсах.

 

 

Ведущий :

Ребята , после того ,как вы прослушали краткий экскурс в эти профессии.

Мы хотим предложить вашему вниманию

Интервью с работниками школы. И мудрые советы   ваших  педагогов.

( Вопросы задаёт репортёр)

 Интервью:

1.Кем вы работаете в  нашем учреждении.

2.Что считаете главным в своей работе.

3.Любите ли вы свою работу.

4.Чтобы вы смогли посоветовать ребятам, которым нужно определиться с выбором профессии.

 Историк (на фоне его рассказа идут слайды).

Ребята есть ещё такая профессия, она появилась на рынке труда совсем недавно, и очень востребована на данный момент.

Это профессия СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ, АВТОСЛЕСАРЬ.

СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ

ЭКСКУРС В ПРОФЕССИЮ

 

1.  

Первая машина Г.Даймлера была двухколесной, а вторая приобрела практически все черты современного автомобиля. С.Бенц тоже начинал с маленького трехколесного двухместного экипажа. Однако безлошадные экипажи не нашли спроса в Германии, и изобретатели продали свои патенты Франции, ставшей благодаря этому ведущей автомобильной державой.

Производство современных легковых автомобилей является сложным и многоплановым. Оно объединяет в себе производство различных заводов: автомобильных заводов, где изготавливают многие детали и узлы, системы и осуществляют сборку автомобилей; многочисленных специализированных заводов, изготавливающих комплектующие изделия (подшипники, топливную аппаратуру, радиаторы, шины, двигатели и многое другое); заводов, поставляющих полуфабрикаты и их компоненты (лаки и краски, стекло, обивочные материалы, пластмассы и т.д.). Только при четкой и слаженной работе этих многочисленных и разнохарактерных предприятий возможно массовое производство современных автомобилей.

 

 Эксперт 

Прежде чем запустить модель нового легкового автомобиля в
производство, его опытные образцы подвергаются        так

называемым доводочным испытаниям:

проверке соответствия параметров вновь разработанной конструкции и показателей эксплуатационных качеств автомобиля техническому заданию, проектной документации, стандартам;

контролю работоспособности автомобиля, его агрегатов, узлов и деталей в условиях, определяемых эксплуатационным назначением его;

проверке опытных вариантов конструкции и выбора оптимальных ее параметров;

выявлению конструктивных и технологических недостатков и проверке эффективности мероприятий по их устранению;

оценке        ремонтопригодности        и        эксплуатационной

технологичности, проверке удобства и трудоемкости технического обслуживания.

(Число одновременно или последовательно испытываемых образцов или серий автомобилей не ограничивается.)

Учитель

Кроме того, проводят приемочные, ресурсные, сравнительные виды испытаний и др. Во время сертификационных испытаний устанавливают соответствие характеристик свойств автомобиля международным и национальным нормативно-техническим документам для выдачи разрешения на эксплуатацию автомобиля в какой-либо стране.

Испытываются автомобили на специальных полигонах. Современный полигон представляет собой комплекс испытательных дорог и сооружений, а также необходимых лабораторий и вспомогательных служб, предназначенных для проведения всех видов испытаний и экспериментов, которые требуются для определения конструктивных параметров автомобилей и показателей их эксплуатационных качеств, а также

исследований по проблемам, возникающим в процессе работ по созданию новых и совершенствованию выпускающихся моделей автомобилей.

На автомобильных полигонах обеспечивается высокое качество испытаний, точность и сопоставимость результатов, максимально возможная безопасность испытаний, отсутствие помех со стороны транспорта и лиц, не имеющих отношения к проводимым на полигоне работам.

Секретарь

Уже много лет работают центральный автомобильный полигон в Дмитровском районе Московской области и полигоны крупнейших автозаводов. На центральном полигоне имеются скоростная кольцевая дорога длиной 14 км, допускающая движение со скоростью 200 км/ч; булыжная кольцевая дорога длиной 8,3 км, имеющая две полосы движения; грунтовые дороги двух типов (равнинная и тяжелая) длиной 18,5 и 13 км; динамометрическая дорога длиной 5,4 км, прямолинейная в плане и горизонтальная по длине; трек со сменными неровностями; комплекс специальных дорог («короткая волна», «бельгийская мостовая», «выбитый булыжник» и т.д.); комплексы подъемов малой (до 6 град.) и большой (до 31 град.) крутизны; мелководный и глубоководный бассейны и т.д.

Эксперт 

Кроме лабораторно-дорожных пробеговых испытаний автомобилей, необходимы еще и стендовые испытания, и лабораторные исследования. Поэтому на полигоне работают многочисленные лаборатории: стендовых испытаний двигателей, токсичности, топливной экономичности автомобилей, испытаний шин и колес, пассивной безопасности, аэродинамики и т.д. Обработкой результатов испытаний и исследований занимается вычислительный центр.

Ведущий:

Итак, вы приняли решение, теперь важно определить в каком учебном заведении

Кемеровской области

Вы можете получить профессию слесаря и сварщика.

Перечисления учреждений

Показывает на карте кемеровской области.

Ещё я хочу обратить ваше внимание на  выставку книг по данным профессиям, НАЗЫВАЕТ ИХ.

Эти книги имеются в нашей библиотеке.

И познакомится более подробно с данными профессиями можно по ним.

 Ведущий:

Итак, выбор профессии очень сложное и ответственное дело, и чтобы дойти до взвешенного решения необходимо знать. Давайте зачитаем хором! Три-четыре

(зачитывает на оформлении)

1.Свои желания

2. Правильно оценивать свои возможности

3.  Спрос на данную  профессию на рынке труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по профессии "Слесарь по ремонту строительных машин"

Тест по профессиа "Автомеханник" создан для проверки знаний по спецпредметам....

КОС ПО ПМ.04 Выполнение работ по профессии слесарь-электрик по ремонту электрооборудования

КОС по профессиональному модулю ПМ.04 Выполнение работ по профессии слесарь-электрик по ремонту электрооборудования для студентов СПО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ.04 Выполнение работ по профессии слесарь-электрик по ремонту электрооборудования

В свете новых требований к образованию, я разработал рабочую программу учебной практики ПМ.04...

Презентация: Физика в профессии Слесарь по ремонту автомобилей

Физика в профессии Слесарь по ремонту автомобилей...

рабочая программа по электротехнике профессии СПО "Слесарь по ремонту автомобилей"

рабочая программа по электротехнике профессии СПО "Слесарь по ремонту автомобилей"...