Нестандартные задания как средство повышения мотивации к обучению в преподавании русского языка
статья на тему

Васина Анна Владимировна

Нестандартные задания  как средство повышения мотивации к обучению в преподавании  русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nestandartnye_zadaniya.docx36.03 КБ

Предварительный просмотр:

Нестандартные задания

как средство повышения мотивации к обучению в преподавании

русского языка

Подготовила Васина Анна Владимировна,

 учитель русского языка и литературы

Нестандартные задания как средство повышения мотивации

 к обучению в преподавании русского языка

 Русский язык – одна из немногих школьных дисциплин, которая входит в курс школьной программы с 1 по 11 класс, то есть с первых дней до окончания школы. Для большей части нынешних школьников в процессе овладения русским языком возникают существенные трудности. К сожалению, можно констатировать тот факт, что немногие современные учащиеся могут назвать русский язык своим любимым школьным предметом. Зачастую уроки русского языка сводятся к бездумному, неосознанному заучиванию правил, определений и бессознательному списыванию упражнений учебника. Само собой разумеется, такие занятия не могут привести к положительным результатам, научить грамотному письму, развить у учащихся грамотную речь. Поэтому важнейшая задача педагога – увлечь учеников своим предметом, научить их не только применять полученные знания на практике, но и проявлять свой кругозор, демонстрировать свои творческие способности. Всё это не возможно при выполнении традиционных упражнений. По данной причине особую роль в процессе обучения начинают играть нестандартные задания, то есть задания нешаблонные, заключающие в себе нечто оригинальное, требующие творческого подхода. На нетрадиционные задания у педагогов есть несколько разных точек зрения. Некоторые учителя видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в демократизации школы, другие же, наоборот, считают такие задания невольным отходом педагогов под влиянием учеников, которые не умеют и не хотят серьёзно работать. Большое число учителей с удовольствием использует нестандартные задания, а некоторые из педагогов делятся своим опытом в методических изданиях. Необходимость привлечения подобных упражнений заключается в том, что с их помощью учитель может заинтересовать школьника уроками русского языка, в которых элемент обязательности сдерживает и в какой-то степени препятствует укреплению любви и интереса к предмету. Но при этом применение нетрадиционных заданий не должно подменяться развлекательностью.

   Использовать нестандартные задания можно не только на уроках русского языка, но и на внеклассных занятиях, олимпиадах.

                      Классификация нестандартных заданий                                

         Единой общепринятой классификации нестандартных заданий не существует, но Анатолий Тимофеевич Арсирий в книге «Материалы по занимательной грамматике русского языка» распределяет нестандартные задания в зависимости от того, какой раздел языкознания изучается.

  1. Фонетика
  2. Морфология
  3. Лексика
  4. Фразеология
  5. Синтаксис
  6. Стилистика

   1.Фонетика.

     А. Т. Арсирий при изучении фонетики проводить метаграммы, например:

  1. С глухим согласным мы его читаем,

     со звонким – в нём мы обитаем.

                                                        (том – дом)

  1. Со звонкой на конце он значит

 примерно то же, что «не стар»,

 с глухой – по наковальне скачет,

 звенит в ушах его удар.

        (молод – молот)

  1. С глухим шипящим я числительное,

со звонким – имя существительное.

        (шесть – жесть)

  1. С глухим шипящим кругл, как мячик,

со звонким – как огонь горячий.

(шар – жар)

   Арсирий считает, что подобные метаграммы, не обязательно в стихотворной форме, могут составить сами учащиеся. Надо подобрать пары слов, отличающиеся в написании лишь звонкостью согласных (например, гриб – грипп), и составить краткие толкования каждого слова: «Со звонкой гласной – споровое растение, с глухой – болезнь». Можно давать задания в шутливой форме: «Со звонкой согласной собираем в лукошко, а с глухой боимся заразиться» и т.п.

   Такие задания не только учат детей различать значения слов, но и активизируют их творческую деятельность.

   2.Морфемика и словообразование. Без знания морфемики невозможно изучение частей речи, усвоение многих орфографических правил, понимание значений большинства слов. Работа по словообразованию должна вестись и попутно с прохождением морфологии. Помимо традиционных заданий по словообразованию, например таких, как морфемный и словообразовательный разборы, распределение слов по словообразовательным гнёздам, упражнений в конструировании и т. д., Арсирий предлагает использовать задания игрового типа, например, игру «Кто скорее?». Учитель записывает на доске в один столбец слова мир, единый, любить, общий, взаимный, машина, три, вода, хлопок, вагон, а в другой столбец – строить, хранить, жить, знать, водить, убирать, любить, помощь, душа, ступень. Задача учащихся – записать 10 сложных слов (имён существительных и прилагательных), использовав по одному разу корни всех указанных слов и соответствующим образом изменяя слова. Выигрывает тот, кто правильно и скорее всех выполнит это задание.

(миролюбивый, единодушный, любознательный, общежитие, взаимопомощь, машиностроение, трёхступенчатый, водохранилище, хлопкоуборочный, вагоновожатый)

   3.Морфология и орфография находятся в тесной связи, так как общим объектом их изучения является слово в своём формальном выражении.

   Наиболее сложными для усвоения орфографическими правилами являются «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова» и «Правописание непроверяемых согласных в корне слова». Г.А. Бакулина, учитель из города Кирова, считает, что нередко представление учителем словарного слова на уроке происходит формально, не затрагивая интереса и эмоций учащихся. Поэтому Г.А. Бакулина разработала  классификацию занимательных упражнений, которые могут помочь школьникам легче запомнить словарные слова.

  1. Упражнения, предусматривающие составление искомого слова из его частей. Например, учитель предлагает:

   Определите и назовите новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. В нём два слога, каждый из которых может быть самостоятельным словом. Первое из этих слов обозначает большой танцевальный вечер. Второе – отдельную партию в некоторых играх. Какое это слово? (бал-кон)

   Гораздо большего интеллектуального напряжения требуют от учащихся упражнения, в которых новое словарное слово определяется ими без конкретных указаний учителя. Здесь нужны смекалка и сообразительность. Например, учитель пишет на доске:

               москит             кортик                мостик                      

               тревога            пионер                     ?

   Назовите словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. (Слово тренер).

2.Упражнения, в которых новое словарное слово определяется с помощью тех или иных манипуляций с некоторыми буквами исходного слова. Например:

   Исключите из слова редька букву, которая не обозначает звука. Затем добавьте две буквы, которые составляют предлог, употребляющийся только с родительным падежом и обозначающий направление «откуда-нибудь». Назовите новое словарное слово. (Слово изредка).

3.Упражнения, в которых новое словарное слово определяется путём после-довательного нахождения и соединения его букв. Такие упражнения обес-печивают повторение изученного и легко вписываются в тему любого урока. Например:

  • с первой буквы начинается корень слова промокает;
  • вторая буква – окончание в слове (на) речк…;
  • после третьей буквы никогда не пишутся ю, я;
  • четвёртой буквой заканчивается корень слова вылетел;
  • пятая буква – это чередующаяся гласная в корне слова заря. Какое это слово? (Слово мечта).

   Г.А. Бакулина для развития внимания, памяти учащихся предлагает

использовать слова с большим количеством букв, постепенно отказываться от использования опорных слов.

4.Упражнения, в которых новое словарное слово определяется на основе закономерности подбора исходных слов. Кроме развития внимания, памяти, речи, сообразительности, они способствуют формированию логического мышления учащихся. Работа с упражнениями данной группы осуществляется следующим образом. Учитель оформляет на доске запись:

                                    волейбол          -      мяч

                                    бадминтон       -      волан

                                            ?                -     шайба.

   Далее учитель предлагает:

- Установите, в какой закономерной связи находятся слова первых двух пар. В соответствии с этой закономерностью определите  слово третьей пары. (хоккей).

    Закономерности подбора исходных слов могут быть самыми разными. Некоторые из них отражены в следующих примерах:

         1)тренировка – сумка        2)скрипка – плачет

            поездка – чемодан           гармонь – поёт

            поход -  ?                 ?        - звенит

                   (рюкзак)        (гитара)

        3)стадион – поле

                 театр – сцена

                 цирк -      ?

        (арена)

5.Упражнения, в которых новое словарное слово определяется с помощью разбора слова по составу. Для этого учитель заранее готовит таблицу:

расцвести

отчётливый

насмешливый

настенный

безбрежный

безвкусица

раскладной

современный

   Учитель предлагает внимательно её рассмотреть, назвать новые словарные слова, с которыми им предстоит познакомиться на уроке, и объяснить, каким образом они их определили. (Слова расчётливый и безвкусный. В каждом слове таблицы выделили нужную часть слова. Выделенные части слов каждой строки соединили между собой. Получились новые слова).

   6.Упражнения, в которых новое словарное слово определяется с помощью шифра. Шифры могут быть самыми разными. Обычно учитель только указывает на наличие шифра, но не даёт чётких указаний, в чём он состоит и каким образом надо определить новое слово. Рассмотрим несколько вариантов шифровки и способов работы с ними.

   1)Учитель пишет на доске: 1 – 10; 2 – 9; 3 – 5; 4 – 1; 5 – 13; 6 – 6; 7 – 12; 8 – 1 – и далее говорит учащимся:

- Расшифруйте данную запись и назовите новое слово, с которым мы познакомимся на уроке.

(Первая цифра каждой пары обозначает порядок букв в искомом слове. Вторая цифра показывает, какая по счёту эта буква в алфавите.  Слово, которое соответствует данному шифру, - издалека».

   2)На доске запись:

Шифр:

а  б  е  и  к  н  о  п  т   л    р    ч

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10   11  12

Зашифрованные слова:

  1. 1 – 5; 2 – 1; 3 – 2; 4 – 4; 5 – 6; 6 – 3; 7 – 9;
  2. 1 – 8; 2 – 4; 3 – 1; 4 – 6; 5 – 4; 6 – 6; 7 – 7;
  3. 1 – 12; 2 – 3; 3 – 11; 4 – 6; 5 – 4; 6 – 10; 7 – 1.

   Учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть шифр, расшифровать новые словарные слова и рассказать, как они были определены.

   (Первая цифра обозначает порядок этой буквы в слове. Вторая – её номер в написанном ряду букв. Здесь зашифрованы три слова: кабинет, пианино, чернила»).

   8.Упражнения этой группы предполагают, что школьники определят новое словарное слово, если выявят принцип соединения исходных слов. Кроме развития важнейших качеств интеллекта, такие упражнения помогают установить межпредметные связи на уроках русского языка. Например, учитель оформляет на доске запись:

   Телефон, радио,   ?   смартфон.

   Учащимся предлагается задание:

   Определите принцип, в соответствии с которым расположены слова в данном ряду, и вы узнаете новое словарное слово, с которым мы сегодня познакомимся на уроке. (В этом ряду написаны названия средств связи в порядке их изобретения. В период между изобретением радио и смартфона был создан телевизор. Значит, сегодня на уроке мы познакомимся со словом телевизор).

   8.Упражнения, в которых поиск нового словарного слова связан с темой урока. Это своего рода словарные диктанты с нетрадиционными заданиями, которые выполняются учениками с неподдельным интересом и даже на эмоциональном подъёме.

    Так, на уроке по теме «Имя существительное» Г.А. Бакулина предлагает продиктовать слова: фанера, справа, уважение, пятеро, тщеславие, расчётливый, тяжёлый, бинокль, оазис, недоумевать, ледоход. Задание:

   Соедините первые буквы имён существительных, и вы узнаете словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. (Слово футбол).

   Г.А. Бакулина считает, что работая с  подобными заданиями, дети лучше усвоят «трудные» слова. Выполнение приведенных выше упражнений развивает важнейшие интеллектуальные качества, речевые и мыслительные процессы, значительно увеличивает роль школьника в качестве заинтересованного субъекта, а не только объекта обучения.

    Морфология – один из наиболее объёмных разделов школьного курса русского языка, изучается с пятого по десятый класс. Арсирий помимо традиционных заданий по морфологии, наиболее часто встречающихся в школьных учебниках, например: морфологического разбора, упражнений в конструировании и реконструировании, обучающих диктантов, предлагает использовать различные занимательные упражнения и вопросы, задания игрового типа. Приведём несколько примеров. Во время изучения темы «Имена существительные общего рода» можно провести небольшую викторину:

  • Откуда взяты эти строки с именами существительными общего рода?

                а) Невежды судят точно так:

                    В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.                                            

                б) А ведь признайся, есть

                    Из кумушек моих таких кривляк пять – шесть:

                    Я даже их могу по пальцам перечесть.

(Из басен Крылова: а) «Петух и Жемчужное Зерно», б) «Зеркало и обезьяна».)

   -   В какой басне Крылова встречается слово забияка мужского рода? Из чего это можно заключить?

(«Волк на псарне»: серого забияку).

   Наталья Николаевна Соловьёва предлагает при изучении служебных частей речи провести такую игру – соревнование:

   Кто за десять минут вспомнит больше строчек из песен или стихотворений, в которых употребляются частицы? Запишите их. При проверке повторяющиеся примеры не засчитываются. Выигрывает тот, у кого окажется больше неповторяющихся примеров.

    Таким образом, обеспечивается межпредметная связь русского языка и литературы. Детям будет интересно не только познакомиться с новой темой по русскому языку, но и вспомнить художественные произведения.

   4.Лексика. Как отдельный раздел языкознания изучается в пятом, шестом классе и повторяется в десятом классе.

   А.О. Орг предлагает на классных, так и на внеклассных занятиях по лексике использовать следующие задания. Например:

   Слово «красный» в древнерусском языке имело значение «красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый». Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?

   1)Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.  

   2)Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.

    3)Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

                             (Сказка «Царевна-лягушка»)

   Угадайте слово по толкованию его лексического значения:

  • Начальный момент спортивного соревнования по преодолению какого-либо расстояния на скорость.
  • Городская наземная электрическая железная дорога.
  • Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой.
  • Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, Родине.

   Данные задания в течение ряда лет были апробированы в Московском институте повышения квалификации работников образования и получили одобрение учителей русского языка и литературы.

5.Фразеология. На изучение данного раздела в школьной программе выделяется слишком мало времени, несмотря на это работу по обогащению речи учащихся фразеологическими оборотами нужно проводить регулярно.

   При первом знакомстве с фразеологией учащимся 5 – 6 классов можно предложить простейшие задания, например, Арсирий приводит загадки-шутки, например:

   1Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

   2Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

   В 7 – 9 классах надо давать детям задания по обогащению фразеологического запаса. Например:

   Припомните не менее двух фразеологизмов с названием каждого изображённого здесь зверя и птицы.

(Волком смотреть на кого-либо, волчий аппетит; заячья душа, ехать зайцем; медведь на ухо наступил, медвежья услуга, не в коня корм, работать как лошадь; свинья под дубом, посади свинью за стол (она и ноги на стол), собака на сене, собачий холод; денег куры не клюют, куриная память; ворон считать, пуганая ворона; гусь лапчатый, гусь свинье не товарищ).

   В старших классах необходимо проводить занятия по углублению знаний по фразеологии. Например, учитель говорит, что в русском языке существует немало синонимических фразеологизмов, то есть различных по звучанию и составу, но близких по назначению. Так, если кто-нибудь возвращается ничего не добившись, говорят: возвратился ни с чем; с пустыми руками; несолоно хлебавши. Попытайтесь подобрать синонимические фразеологизмы к следующим выражениям, указав характер их употребления.

  1. Усердно, прилежно трудиться – не покладая рук, засучив рукава, не жалея сил, до седьмого пота, в поте лица (устар.).
  2. Совсем близко – в двух шагах, рукой подать, быть под боком.
  3. Говорить вздор – нести ахинею, молоть ерунду, нести галиматью, нести околесицу, пороть чепуху.

   Таким образом, к окончанию школы дети должны знать фразеологизмы, сферы их употребления, использовать их в речи.

   6.Синтаксис и пунктуация. Общие сведения по данному курсу ученики получают ещё в начальных классах. Синтаксис и пунктуация - наиболее слож-ный раздел школьной программы по русскому языку, поэтому здесь наиболее велика роль нетрадиционных заданий.

   Например, по теме «Связь между словами в предложении», Арсирий предлагает игру «Стань ведущим».

   Участники игры становятся в круг. В центр его выходит ведущий и, назвав одного из играющих, произносит три каких-либо слова, желательно – разные части речи (например, шоссе, вдоль, расти), после чего трижды бьёт в ладоши. За это время надо придумать одно предложение, включающее все эти три слова (например, Вдоль шоссе растут клёны). Кто ответил правильно, становится ведущим.

 7.Стилистика. Работа по стилистике  в школе ведётся в течение всего курса русского языка на уроках по развитию речи. На таких уроках школьники учатся точно, красочно, образно выражать свои мысли.

         Н.Н. Соловьёва предлагает провести игру-фантазию:

   Учитель предлагает детям сочинить текст на тему «Внешность моего знакомого». Главное условие: все слова текста должны начинаться с одной и той же буквы. Например, с буквы «Н» или «П».

  Для большинства современных школьников в процессе обучения русскому языку возникают существенные трудности, поэтому значение нестандартных заданий, на уроках и внеклассных мероприятиях сложно переоценить. Они помогают вызвать у учащихся неподдельный интерес к предмету. Дети, выполняя нетрадиционные задания, чувствуют себя непринуждённо, свободно, не боятся выражать свои мысли, ведут себя на уроке более активно. Применение на занятиях нестандартных упражнений делает урок более динамичным.

   Нестандартные задания отличаются богатым разнообразием. Это игры, загадки, шарады, ребусы, кроссворды и многое другое. Они могут быть использованы при изучении любых разделов русского языка. Творчески настроенный учитель может сам придумывать занимательные упражнения, опираясь на тематику урока, уровень подготовки, а также учитывая интересы учащихся.                        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

          Список использованной литературы:

   1.Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. «Материалы по занимательной грамматике русского языка» 1ч. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1963.

   2.Арсирий А.Т. «Материалы по занимательной грамматике русского языка» 2ч.      – М.: Просвещение, 1967.

   3.Бабайцева В.В., Филологические кроссворды.// Русская речь. – 1997. - №2.

   4.Бакулилина Г.А., Новое словарное слово: от интересного представления к эффективному усвоению.// Русский язык в школе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

   5.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова М.Т. «Русский язык», учебник для 7 класса. – М.: Просвещение, 2005.

   6. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русский язык 10 – 11 классы». – М.: Русское слово, 2005.

   7.Орг А.О., Нестандартные задания по русскому языку в 5 – 9 классах.// Русская словесность. – 1994. - №1.

   8.Парамонов А., Занимательность как способ мотивации в изучении русского языка.// Народное образование. – 2005. - №2.

   9.Сальникова О.А., «А теперь поиграем…» Об использовании игровых форм на уроках русского языка.// Русская словесность. – 2006. - №7.

   10.Семенюк А.А., Нетрадиционные диктанты.// Русский язык в школе. – 1990. - №4.

   11.Соловьёва Н.Н. «Русский язык в задачах и играх. 7 класс». – М.: Материк-Альфа, 2006.

                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализация как средство повышения мотивации при обучении английскому языку. Сценарий сказки "Репка" на английском языке

Театрализация как средство повышения мотивации при обучении английскому языку. Сценарий сказки "Репка" на английском языке ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ...

СОТРУДНИЧЕСТВО С ЗАРУБЕЖНЫМИ ШКОЛАМИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

СОТРУДНИЧЕСТВО С ЗАРУБЕЖНЫМИ ШКОЛАМИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ...

Коррекционная работа на уроках русского языка,как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными способностями

Как правильно организовать коррекционную работу на уроках русского языка и повысить мотивацию к обучению у учащихся в коррекционных школах....

«Информационно - коммуникационные технологии в обучении как средство повышения мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы».

Надо отметить, что компьютеризация школьного обучения идет нарастающими темпами. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процес...

Научно-исследовательская статья "Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка как средство повышения мотивации к обучению"

Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка как средство повышения мотивации к обучению....