Научно-исследовательская статья "Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка как средство повышения мотивации к обучению"
опыты и эксперименты по английскому языку

Бакуменко Вера Николаевна

Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка как средство повышения мотивации к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование Интернет-ресурсов наурока английского языка как средство повышения мотивации к обучению.

«Все наши замыслы, все поиски  и построения

                                      превращаются  в прах, если у ученика

                                                                   нет желания учиться».

                                                          В. А. Сухомлинский.

  Актуальность темы

В современном обществе любому специалисту желающему преуспеть в своей области, владение хотя бы одним иностранным языком жизненно необходимо. Однако многие ученики не видят для себя личностной перспективы и многие не заинтересованы в изучении английского языка, считая,  что он не нужен для их будущей профессии. У части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении английского языка они сталкиваются со значительными трудностями  и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. Некоторые ученики имеют положительную мотивацию к изучению английского языка, но не имеют возможности применять свои знания на практике. Мною было замечено, что младшие школьники приступают к изучению английского языка с желанием и радостью, т.к. новый предмет загадочен и влечёт всех. Обучение устной речи вызывает у них заметную активность, так как она скорее, чем другие занятия языком, в самом начале позволяет им почувствовать свои успехи. И как часто потом бывает, уже к 5-6 классу стремление  учащихся изучать иностранный язык значительно ослабевает, следовательно, результаты обучения ухудшаются.

Причины обращения к проблеме:

  • пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличение тенденции потребления знаний в уже готовом виде из-занизкойсформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений.

  • невозможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал в связи с недостаточным использованием новых образовательных технологий в условиях модернизации образования.

  • совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

Всё вышеперечисленное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование учебной мотивационной сферы ребёнка, что позволило бы решить проблему  невостребованности полноценных знаний английского языка, значительно снижающей мотивацию изучении предмета.

Гипотеза: Я предположила, что, возможно, использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка будет способствовать повышению уровня учебной мотивации и познавательной активности, а также повышению качества и уровня обученности учащихся. Несомненно, использование интернет-ресурсов, имеет ряд преимуществ перед традиционными методами. Именно их использование позволят сделать мои уроки нацеленными на каждого ученика, разнообразными и насыщенными по формам деятельности, значимыми по результатам.

Как «замотивировать» школьников на изучение иностранного языка? Этот вопрос особенно актуален для меня как учителя иностранного языка.

В ходе изучения обозначенной тематики были выявлены противоречия между:

•        между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках иностранного языка;

•        использованием традиционных методов и приёмов обучения и необходимостью внедрения новой прогрессивной модели обучения средствами ИКТ;

•         высокими требованиями, предъявляемыми к языковому образованию школьников и  недостаточно сформированными умениями и навыками

•          возрастающей практической значимостью школьного курса иностранного языка и снижением учебной мотивации.

   Стратегической целью представленного проекта является повышение учебной мотивации, познавательной активности при изучении английского языка через использование Интернет-ресурсов.

Объект исследования: мотивация учащихся к обучению.

Предмет исследования: процесс формирования учебной мотивации и познавательной активности через использование Интернет -ресурсов на уроках английского языка.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

•        Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения иностранному языку.

•        Используя специальные диагностические методики, выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.

•        Выявить эффективные дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению иностранного языка.

•        Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.

•        Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применён комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:

  1. теоретические методы: изучение и анализ педагогической, психологической, философской, дидактической, методической и специальной литературы, нормативных документов, государственных образовательных стандартов по проблеме исследования;
  2. эмпирические методы: целенаправленное психолого-педагогическое наблюдение, изучение результатов деятельности, анкетирование, тестирование, моделирование, педагогический эксперимент;
  3. метод статистического анализа результатов работы.

Научная новизна исследования состоит:

•        в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели;

•        в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению (социальных, побудительных, образовательных, организационных, коммуникативных, психологических);

•        в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам через использование Интернет-ресурсов, позволяющей дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению.

Предполагаемый результат:

•        повышение уровня внутренней мотивации к изучению английского языка;

•        улучшение качества усвоенных предметных знаний и умений;

•        способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности;

•        повышение познавательного интереса и творческой активности учащихся.

Исследование проводилось в период с 2012 по 2014 г. и состояло из нескольких этапов:

•        1 этап (2012-2013гг.) - Теоретический анализ источников по проблеме исследования;анализ работы с учащимися по исследуемой проблеме более опытных преподавателей; определение задач исследования.

•        2 этап (2013-2014 гг.) –Анкетирование обучающихся и их родителей; интегрирование интерактивных тренажеров, электронных пособий и других материалов сети в содержание урока; разработка внеклассных мероприятий с использованием упражнений, тестов и других заданий по английскому языку нестандартной формы; проведение открытых экспериментальных уроков.

•        3 этап (2013г.) - Диагностическое подтверждение результатов исследования; распространение опыта.

Проблема мотивации учения меня интересовала  с самого начала педагогической деятельности. Ознакомившись с научно-методической, психолого-педагогической литературой по данной теме, убедилась, что психологическое «изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика» (А.К.Маркова).

Первое, с чего я начла -  это анализ мотивационной сферы ученика. Предметом анализа для меня становятся такие компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции, а также состояние умения учиться (знания, учебная деятельность, обучаемость), т.е. качеств, влияющих на мотивацию.

Для анализа использую различные методы:

  1. Наблюдение. Вела наблюдение за показателями мотивации учения: характер вопросов к учителю, характер ответов учащихся (по собственному желанию или инициативе учителя, содержательные или только формальные и т.д.); общий уровень и избирательность познавательной активности на разных уроках и во внеурочное время.

  2. Анкетирование. (показать на слайде)

  3.  Анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся. (показать на слайде)

   Затем я рассмотрела пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности в классе.

Существуют традиционные методы повышения мотивации: использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия), методических карточек, аудиозаписей; проведение минуток для релаксации, тематических игр, пение.

   Но использование информационно-коммуникационных технологий показалось мне наиболее  выгодным в плане представления творческих идей, а в силу своей наглядности, красочности и простоты, я убедилась, что они приносят наибольший эффект при восприятии учебного материала.

На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

   Самое простое применения Интернета – это использовать его как источник дополнительных материалов при подготовке к занятию, что, несомненно, позволяет сделать уроки красочными, информативными.

На своих уроках я активно использую:

  • различные тренажеры  и видеоролики для введения и расширения активного вокабуляра (ссылку);
  • немаловажным для представления страноведческого материала на уроках английского языка является использование видеофильмов и –роликов, с помощью которых можно организовать настоящую виртуальную экскурсию; (ссылку)
  • для тренировки грамматических навыков, а также в качестве нестандартных форм контроля лексико-грамматических навыков можно использовать как отдельные упражнения, так и готовые тесты; (ссылка)
  • а появление в нашей школе экспериментального класса позволило мне внедрить в учебный процесс ряд электронных пособий. (ссылка)

   Также материалы могут традиционно распечатываться и использоваться затем в ходе занятия. Конечно, в этом случае используется только часть возможностей Интернета. Но даже при таком применении Интернета обучение ИЯ меняется: пользователь Интернета  получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников.  

   (Сделать ссылку на мультфильм и картотеку песен) Работая в начальных классах, я использовала Интернет-ресурсы для обучения технике чтения. Мною был подобран мультипликационный видеоматериал с видеохостинга «Youtube» и другие видеоматериалы из интернета: «ABC SONGS», «Phonicsongs», «Readingmachinе, 2», «Countingsongs», «Colours», «Headandshoulders», «SantaClaus», «Jinglebells», «OldMcDonaldhad a farm», «Animalsounds», «IfyouarehappyandyouKnowit».

(Сделать ссылку на газету) А для обучения ознакомительному и поисковому чтению в старших классах, можно построить урок, используя материал онлайн газет. Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы. Все, о чем можно прочитать в газете, видно на первой странице - она представляет собой комбинацию рекламной афиши и содержания. Здесь представлены названия наиболее важных статей с выдержками из них, которые, по мнению авторов, должны привлечь внимание читателей, и основными положениями в них обсуждаемыми.

Также я использовала интернет-ресурсы в проектной деятельности учащихся. Здесь я пользуюсь следующими видами организации обучения:

  • Хотлист – представляет собой список Интернет сайтов по изучаемой теме. Его достаточно просто создать и он может быть полезен в процессе обучения.
  • Трежахант (охота за сокровищами) – напоминает хотлист, но отличается тем, что каждая ссылка содержит вопрос по содержанию сайта. С помощью этих вопросов я направляю поисковую деятельность учащихся. В конце учащимся может быть задан один общий вопрос на целостное понимание темы, который и будет являться темой для разрабатываемого в дальнейшем проекта.
  • Сабджект семпла содержит ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет (фотографии, аудио- и видеоклипы, графическую информацию).
  • Вебквест включает в себя компоненты всех предшествующих и предполагает создание проекта с участием всех учащихся.

(Сделать ссылку на письма учащихся)Во внеурочной деятельности,учащиеся могут переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях. Некоторые мои учащиеся ведут электронную переписку со своими родственниками за рубежом или иностранными сверстниками.

(приложить фото)Некоторые свои занятия с учениками, которые выбрали надомную форму обучения, я проводила с помощью программы Скайп.

     Также некоторые домашние задания высылаются мне посредством электронной почты, если ученик болен.

Диагностика успешности образовательного процесса. Результативность.

В исследовании принимали участие учащихся с 5 по 9 классы.

1.        Результаты анкетирования по определению мотивации изучения английского языка на начало и конец исследования

2.     Уровень обученности  учащихся за 2 года

3.    Участие в муниципальных, областных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях

4.   Итоги административного мониторинга

Результаты профессиональной деятельности

1.          Повышение квалификации

2.          Публикации, распространение опыта по реализации результатов проекта

4.          Грамоты, благодарности

Результаты реализации проекта:

1. Благодаря использованию Интернет-ресурсов на уроках и во внеурочное время уровень мотивации   учащихся достаточно изменился. Динамика развития учебной мотивации выражена в переходе от пассивного слушателя в активного участника     учебного процесса.

2. Применение современных информационно- коммуникационных технологий позволило повысить    качество знаний, уровень обученности и интереса к предмету, а также обеспечило успешное участие обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах.

3.  Работая над проектом, я систематизировала, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении.

4.  В процессе исследования я пришла к выводу, что применение Интернет-ресурсов мне позволяет:

  • формировать учебную мотивацию;
  • активизировать познавательную активность;
  • раскрывать творческие способности учащихся;
  • приучать к умению работать самостоятельно с различными источниками информации;
  • привлекать  к деятельности учащихся с разным уровнем знаний;
  • делать занятия более наглядными;
  • повышать интенсивность учебного процесса;
  • обеспечивать активное взаимодействие на уроке между учителем и учащимся;

 

 Выводы

Таким образом,  использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению учебной мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося. Указанные выше противоречия благодаря реализации данного проекты были успешно устранены. На основании анализа данных результатов можно утверждать, что широкое применение Интернет-ресурсов  для повышения учебной мотивации и познавательной активности при обучении иностранным языкам обосновано. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Проблема использования игровых технологий на среднем этапе обучения в средней школе на уроках иностранного языка очень актуальна на данный момент. Одна из главных задач, поставленных перед совре...

Коррекционная работа на уроках русского языка,как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными способностями

Как правильно организовать коррекционную работу на уроках русского языка и повысить мотивацию к обучению у учащихся в коррекционных школах....

Сорокина Г.В., учитель английского языка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ"

Сорокина Г.В., учитель английского языкаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ Образование сегодня является важнейшей ...

Хмелевская Л.П., учитель английского языка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

Хмелевская Л.П., учитель английского языкаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАКСРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА...

Коррекционная работа на уроках русского языка как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями.

 На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования и воспитания в соответствии с перспектив...

Доклад на тему: « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

Доклад на тему:« Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»...

Сообщение на МО « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями» 2024 год

laquo; Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»...