Научно-исследовательская статья "Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка как средство повышения мотивации к обучению"
опыты и эксперименты по английскому языку
Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка как средство повышения мотивации к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_internet-resursov_na_urokah_angliyskogo_yazyka_v_srednem_zvene.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование Интернет-ресурсов наурока английского языка как средство повышения мотивации к обучению.
«Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика
нет желания учиться».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность темы
В современном обществе любому специалисту желающему преуспеть в своей области, владение хотя бы одним иностранным языком жизненно необходимо. Однако многие ученики не видят для себя личностной перспективы и многие не заинтересованы в изучении английского языка, считая, что он не нужен для их будущей профессии. У части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении английского языка они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. Некоторые ученики имеют положительную мотивацию к изучению английского языка, но не имеют возможности применять свои знания на практике. Мною было замечено, что младшие школьники приступают к изучению английского языка с желанием и радостью, т.к. новый предмет загадочен и влечёт всех. Обучение устной речи вызывает у них заметную активность, так как она скорее, чем другие занятия языком, в самом начале позволяет им почувствовать свои успехи. И как часто потом бывает, уже к 5-6 классу стремление учащихся изучать иностранный язык значительно ослабевает, следовательно, результаты обучения ухудшаются.
Причины обращения к проблеме:
пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличение тенденции потребления знаний в уже готовом виде из-занизкойсформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений.
невозможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал в связи с недостаточным использованием новых образовательных технологий в условиях модернизации образования.
- совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.
Всё вышеперечисленное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование учебной мотивационной сферы ребёнка, что позволило бы решить проблему невостребованности полноценных знаний английского языка, значительно снижающей мотивацию изучении предмета.
Гипотеза: Я предположила, что, возможно, использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка будет способствовать повышению уровня учебной мотивации и познавательной активности, а также повышению качества и уровня обученности учащихся. Несомненно, использование интернет-ресурсов, имеет ряд преимуществ перед традиционными методами. Именно их использование позволят сделать мои уроки нацеленными на каждого ученика, разнообразными и насыщенными по формам деятельности, значимыми по результатам.
Как «замотивировать» школьников на изучение иностранного языка? Этот вопрос особенно актуален для меня как учителя иностранного языка.
В ходе изучения обозначенной тематики были выявлены противоречия между:
• между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках иностранного языка;
• использованием традиционных методов и приёмов обучения и необходимостью внедрения новой прогрессивной модели обучения средствами ИКТ;
• высокими требованиями, предъявляемыми к языковому образованию школьников и недостаточно сформированными умениями и навыками
• возрастающей практической значимостью школьного курса иностранного языка и снижением учебной мотивации.
Стратегической целью представленного проекта является повышение учебной мотивации, познавательной активности при изучении английского языка через использование Интернет-ресурсов.
Объект исследования: мотивация учащихся к обучению.
Предмет исследования: процесс формирования учебной мотивации и познавательной активности через использование Интернет -ресурсов на уроках английского языка.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
• Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения иностранному языку.
• Используя специальные диагностические методики, выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.
• Выявить эффективные дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению иностранного языка.
• Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
• Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применён комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
- теоретические методы: изучение и анализ педагогической, психологической, философской, дидактической, методической и специальной литературы, нормативных документов, государственных образовательных стандартов по проблеме исследования;
- эмпирические методы: целенаправленное психолого-педагогическое наблюдение, изучение результатов деятельности, анкетирование, тестирование, моделирование, педагогический эксперимент;
метод статистического анализа результатов работы.
Научная новизна исследования состоит:
• в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели;
• в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению (социальных, побудительных, образовательных, организационных, коммуникативных, психологических);
• в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам через использование Интернет-ресурсов, позволяющей дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению.
Предполагаемый результат:
• повышение уровня внутренней мотивации к изучению английского языка;
• улучшение качества усвоенных предметных знаний и умений;
• способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности;
• повышение познавательного интереса и творческой активности учащихся.
Исследование проводилось в период с 2012 по 2014 г. и состояло из нескольких этапов:
• 1 этап (2012-2013гг.) - Теоретический анализ источников по проблеме исследования;анализ работы с учащимися по исследуемой проблеме более опытных преподавателей; определение задач исследования.
• 2 этап (2013-2014 гг.) –Анкетирование обучающихся и их родителей; интегрирование интерактивных тренажеров, электронных пособий и других материалов сети в содержание урока; разработка внеклассных мероприятий с использованием упражнений, тестов и других заданий по английскому языку нестандартной формы; проведение открытых экспериментальных уроков.
• 3 этап (2013г.) - Диагностическое подтверждение результатов исследования; распространение опыта.
Проблема мотивации учения меня интересовала с самого начала педагогической деятельности. Ознакомившись с научно-методической, психолого-педагогической литературой по данной теме, убедилась, что психологическое «изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика» (А.К.Маркова).
Первое, с чего я начла - это анализ мотивационной сферы ученика. Предметом анализа для меня становятся такие компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции, а также состояние умения учиться (знания, учебная деятельность, обучаемость), т.е. качеств, влияющих на мотивацию.
Для анализа использую различные методы:
Наблюдение. Вела наблюдение за показателями мотивации учения: характер вопросов к учителю, характер ответов учащихся (по собственному желанию или инициативе учителя, содержательные или только формальные и т.д.); общий уровень и избирательность познавательной активности на разных уроках и во внеурочное время.
Анкетирование. (показать на слайде)
Анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся. (показать на слайде)
Затем я рассмотрела пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности в классе.
Существуют традиционные методы повышения мотивации: использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия), методических карточек, аудиозаписей; проведение минуток для релаксации, тематических игр, пение.
Но использование информационно-коммуникационных технологий показалось мне наиболее выгодным в плане представления творческих идей, а в силу своей наглядности, красочности и простоты, я убедилась, что они приносят наибольший эффект при восприятии учебного материала.
На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.
Самое простое применения Интернета – это использовать его как источник дополнительных материалов при подготовке к занятию, что, несомненно, позволяет сделать уроки красочными, информативными.
На своих уроках я активно использую:
- различные тренажеры и видеоролики для введения и расширения активного вокабуляра (ссылку);
- немаловажным для представления страноведческого материала на уроках английского языка является использование видеофильмов и –роликов, с помощью которых можно организовать настоящую виртуальную экскурсию; (ссылку)
- для тренировки грамматических навыков, а также в качестве нестандартных форм контроля лексико-грамматических навыков можно использовать как отдельные упражнения, так и готовые тесты; (ссылка)
- а появление в нашей школе экспериментального класса позволило мне внедрить в учебный процесс ряд электронных пособий. (ссылка)
Также материалы могут традиционно распечатываться и использоваться затем в ходе занятия. Конечно, в этом случае используется только часть возможностей Интернета. Но даже при таком применении Интернета обучение ИЯ меняется: пользователь Интернета получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников.
(Сделать ссылку на мультфильм и картотеку песен) Работая в начальных классах, я использовала Интернет-ресурсы для обучения технике чтения. Мною был подобран мультипликационный видеоматериал с видеохостинга «Youtube» и другие видеоматериалы из интернета: «ABC SONGS», «Phonicsongs», «Readingmachinе, 2», «Countingsongs», «Colours», «Headandshoulders», «SantaClaus», «Jinglebells», «OldMcDonaldhad a farm», «Animalsounds», «IfyouarehappyandyouKnowit».
(Сделать ссылку на газету) А для обучения ознакомительному и поисковому чтению в старших классах, можно построить урок, используя материал онлайн газет. Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы. Все, о чем можно прочитать в газете, видно на первой странице - она представляет собой комбинацию рекламной афиши и содержания. Здесь представлены названия наиболее важных статей с выдержками из них, которые, по мнению авторов, должны привлечь внимание читателей, и основными положениями в них обсуждаемыми.
Также я использовала интернет-ресурсы в проектной деятельности учащихся. Здесь я пользуюсь следующими видами организации обучения:
- Хотлист – представляет собой список Интернет сайтов по изучаемой теме. Его достаточно просто создать и он может быть полезен в процессе обучения.
- Трежахант (охота за сокровищами) – напоминает хотлист, но отличается тем, что каждая ссылка содержит вопрос по содержанию сайта. С помощью этих вопросов я направляю поисковую деятельность учащихся. В конце учащимся может быть задан один общий вопрос на целостное понимание темы, который и будет являться темой для разрабатываемого в дальнейшем проекта.
- Сабджект семпла содержит ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет (фотографии, аудио- и видеоклипы, графическую информацию).
- Вебквест включает в себя компоненты всех предшествующих и предполагает создание проекта с участием всех учащихся.
(Сделать ссылку на письма учащихся)Во внеурочной деятельности,учащиеся могут переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях. Некоторые мои учащиеся ведут электронную переписку со своими родственниками за рубежом или иностранными сверстниками.
(приложить фото)Некоторые свои занятия с учениками, которые выбрали надомную форму обучения, я проводила с помощью программы Скайп.
Также некоторые домашние задания высылаются мне посредством электронной почты, если ученик болен.
Диагностика успешности образовательного процесса. Результативность.
В исследовании принимали участие учащихся с 5 по 9 классы.
1. Результаты анкетирования по определению мотивации изучения английского языка на начало и конец исследования
2. Уровень обученности учащихся за 2 года
3. Участие в муниципальных, областных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях
4. Итоги административного мониторинга
Результаты профессиональной деятельности
1. Повышение квалификации
2. Публикации, распространение опыта по реализации результатов проекта
4. Грамоты, благодарности
Результаты реализации проекта:
1. Благодаря использованию Интернет-ресурсов на уроках и во внеурочное время уровень мотивации учащихся достаточно изменился. Динамика развития учебной мотивации выражена в переходе от пассивного слушателя в активного участника учебного процесса.
2. Применение современных информационно- коммуникационных технологий позволило повысить качество знаний, уровень обученности и интереса к предмету, а также обеспечило успешное участие обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах.
3. Работая над проектом, я систематизировала, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении.
4. В процессе исследования я пришла к выводу, что применение Интернет-ресурсов мне позволяет:
- формировать учебную мотивацию;
- активизировать познавательную активность;
- раскрывать творческие способности учащихся;
- приучать к умению работать самостоятельно с различными источниками информации;
- привлекать к деятельности учащихся с разным уровнем знаний;
- делать занятия более наглядными;
- повышать интенсивность учебного процесса;
- обеспечивать активное взаимодействие на уроке между учителем и учащимся;
Выводы
Таким образом, использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению учебной мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося. Указанные выше противоречия благодаря реализации данного проекты были успешно устранены. На основании анализа данных результатов можно утверждать, что широкое применение Интернет-ресурсов для повышения учебной мотивации и познавательной активности при обучении иностранным языкам обосновано.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Проблема использования игровых технологий на среднем этапе обучения в средней школе на уроках иностранного языка очень актуальна на данный момент. Одна из главных задач, поставленных перед совре...
Коррекционная работа на уроках русского языка,как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными способностями
Как правильно организовать коррекционную работу на уроках русского языка и повысить мотивацию к обучению у учащихся в коррекционных школах....
Сорокина Г.В., учитель английского языка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ"
Сорокина Г.В., учитель английского языкаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ Образование сегодня является важнейшей ...
Хмелевская Л.П., учитель английского языка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"
Хмелевская Л.П., учитель английского языкаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАКСРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА...
Коррекционная работа на уроках русского языка как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями.
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования и воспитания в соответствии с перспектив...
Доклад на тему: « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»
Доклад на тему:« Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»...
Сообщение на МО « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями» 2024 год
laquo; Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»...