СОТРУДНИЧЕСТВО С ЗАРУБЕЖНЫМИ ШКОЛАМИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
опыты и эксперименты по немецкому языку по теме
СОТРУДНИЧЕСТВО С ЗАРУБЕЖНЫМИ ШКОЛАМИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОТРУДНИЧЕСТВО С ЗАРУБЕЖНЫМИ ШКОЛАМИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Власкина Н. П, учитель немецкого языка,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»,
г. Саранск
Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними … И поэтому, стремясь к эффективности учебного процесса, мы должны использовать новые методы, новые возможности, отвечающие современным требованиям, предъявляемым к процессу обучения. Мы должны также думать о том, как заинтересовать детей в изучении иностранного языка и как сделать этот процесс увлекательным.
В связи с возрастающей потребностью общества в многосторонних культурных, экономических и иных связях с представителями зарубежных стран, престиж иностранного языка как школьного предмета сегодня находится на достаточно высоком уровне. Необходимость в углубленном изучении немецкого языка поддерживается и подкрепляется интенсивным развитием сотрудничества между Россией и Германией в коммерческой, профессиональной и культурной жизни, увеличением личной мобильности наших граждан. Как указывают эксперты, в данный момент Федеративная Республика Германия является одним из важнейших партнеров Республики Мордовия в экономической сфере [4, с.66].
Первостепенной задачей учителя немецкого языка является обеспечение прочных базовых знаний и формирование межкультурной компетентности школьников, с тем, чтобы они смогли применять полученные в школе знания в различных отраслях экономики, сотрудничая с зарубежными партнерами.
Во 2-ом классе все дети приходят к нам с огромным желанием изучать новый предмет, любознательные и с горящими глазами. Но постепенно из года в год мы замечаем, что интерес и желание угасают. Каждый учитель понимает, насколько важно поддерживать огонек в глазах малышей, сохранить их огромное желание научиться чему-то новому на протяжении всех лет обучения, удержать стремление к новым знаниям. Как же этого добиться?
Существуют различные инновационные технологии, применяемые на практике. Приоритет отдается сейчас современным информационно-коммуникационным технологиям, которые представляют целый комплекс средств обучения иностранным языкам: мультимедийные обучающие программы и словари, прикладные и специализированные лингвистические программы, огромное разнообразие ресурсов Интернета – учебные и методические пособия, наглядные аутентичные материалы на иностранных языках, образовательные веб-сайты, аудио и видео ресурсы [3, с.16].
Особой ценностью для изучения иностранных языков обладают средства электронной коммуникации. Виртуальные среды обучения и участие в телекоммуникационных проектах позволяют использовать знания изучаемого языка для реального общения в процессе совместной творческой работы с зарубежными сверстниками.
Но мы ни в коем случае не должны в процесс обучения иностранному языку всецело полагаться на технические средства обучения, которые позволяют уменьшить непроизводительные затраты живого труда учителя. Ведь учитель в этом случае превращается в технолога современного учебного процесса. Ученикам необходимо общаться с учителем на уроке. И, по возможности, использовать все ситуации общения с реальными, а не виртуальными зарубежными сверстниками. Ведь у многих детей, также как и у нас взрослых, существует языковой барьер. Если ученик не достаточно коммуникативен, вне ситуации урока заговорить сможет не каждый. Чтобы этот страх преодолеть, ребенку необходимо оказаться в аутентичной языковой среде. Всем известно, что самый быстрый способ выучить иностранный язык – изучать его в стране, где на нем говорят все. Сейчас существует много международных программ, которые дают возможность ученикам выехать в страну изучаемого языка, оказаться в языковой среде.
Ученики нашей школы вместе с учениками других школ города уже несколько лет участвуют в программе «Гостевые ученики в Германии» и выезжают на 3 месяца в гостевые семьи.
Нельзя сказать, что результаты в изучении языка бывают ошеломляющими, но языковой барьер, о котором говорилось выше, бывает полностью снят. Дети меняются, становятся более общительными, открытыми, приветливыми. Они не боятся говорить.
Благодаря участию в этой программе у нашей школы появилась школа-партнер в Германии. Это гимназия им. И.-В. Гете в городе Притцвальк (федеральная земля Бранденбург). Познакомившись с двумя ученицами из нашей школы, приехавшими туда по гостевой программе, учителя и ученики захотели познакомиться поближе с нашей школой. Они оценили в первую очередь в наших детях большое трудолюбие и высокую мотивацию в изучении немецкого языка. Мы с огромным желанием откликнулись на их предложение.
И вот уже несколько лет мы поддерживаем тесный контакт с этой гимназией.
Основываясь на концепции в изучении немецкого языка, [1, с.1] основные цели данного сотрудничества:
-развитие у учащихся мотивации к изучению немецкого и русского языков (в этой гимназии ученики изучают русский язык как иностранный);
-приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка;
-воспитание учащихся в духе толерантности и культуры мира;
-формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
-обмен полезной информацией;
-переписка;
-возможность посещать друг друга
Огромная роль в таком сотрудничестве отводится деятельности учителя. Здесь необходимо вести регулярную E-Mail-переписку с учителями из немецкой гимназии. Сначала намечается план работы. Сюда относятся организация переписки, обмен проектами, посещения, осуществляется обмен идеями, и заодно передаются масса сведений и хороших советов.
Осуществляется обмен анкетами наших учеников, в которых указываем интересы каждого ребёнка, его пожелания по поводу того, с кем он хотел бы переписываться. Далее идёт кропотливая работа по выбору из поступивших предложений наиболее подходящих пар. Во время написания писем, подготовки проектов роль учителя заключается в постоянной поддержке, консультации учащихся, координировании их деятельности. Одним словом, от учителя требуется много сил, энергии и времени для организации данного сотрудничества.
Трое наших учащихся выезжали по приглашению гимназии в гостевые семьи на 2 месяца. В течение этого времени учащиеся были погружены в учебную программу государственной школы, проживали в принимающих семьях под присмотром школьного координатора, знакомились с культурными особенностями, традициями немецкого общества. Когда наши школьники вернулись домой, они уже были совсем другие люди… Они стали открыты Европе, другим странам… Результат после поездки был виден налицо. В первую очередь, наблюдалось свободное владение языком, учащиеся уже имели реальное представление, а не со слов учителя, о стране изучаемого языка, ее обычаях, традициях, истории, которые неразрывно связаны с самим языком, его историческим развитием. У всех остались радужные воспоминания о времени, проведенном в другой стране, и, конечно же, появилось много новых друзей.
Особое значение отводится двусторонним проектам, в процессе подготовки которых ученики не только совершенствуют свои языковые знания, но и открывают для себя много нового в плане получения информации о том или ином событии или факте, реализуются принципы креативности и коллективного взаимодействия. Огромные возможности для этого представляет каждая тема в современных учебниках по немецкому языку, выпущенных под руководством И. Л. Бим (издательство «Просвещение», Москва) Патриотическое воспитание, выходит при этом на одну из главных позиций, т.к. дети с гордостью и любовью рассказывают о своем городе, о великих людях, спортсменах. Одним из самых интересных проектов, подготовленных нашими школьниками, был проект «Развитие спорта в нашем городе», увидев который немецкие школьники выразили свое восхищение, нашим городом, спортивными сооружениями, которые у нас строят. Учащиеся рассказывали также о своей школе, своем городе, праздниках в России, о своих летних каникулах, отвечали на вопросы анкеты. Немецкие школьники также присылают нам творческие работы, с фотографиями, рисунками, что позволяет учителю интересно построить урок по данной теме, с наглядными примерами. Наглядность всегда была одним из основных принципов обучения иностранному языку.
Используя приемы проектной методики, реализуется принцип практической направленности обучения иностранному языку. В настоящее время многие исследователи (И. Л. Бим, М. К. Колкова, Н. Ф. Коряковцева) отмечают, что для современной модернизации языкового образования характерна ориентация на усиление практической направленности. Учащиеся составляют анкетные вопросы по интересующим их темам, например: «Проблемы молодежи в Германии», оформляют коллажи, например «Я о себе самом» и т.д.
Активно ведется переписка между учащимися, в процессе которой они узнают интересные детали из жизни своих зарубежных сверстников. Интернет открывает возможность быстрого общения с зарубежными сверстниками. Используя Интернет, дети в свободной непринужденной форме учатся правильно оформлять и писать письма. Переписка по почте постепенно отходит на второй план. Но, тем не менее, дети всегда очень радуются, когда получают по почте открытки или маленькие сувениры к Рождеству или к Пасхе из Германии. Как правило, переписываться хотят все дети, и отличники, и те, кто послабее. Последние нуждаются в помощи учителя, но таким образом они тоже вовлекаются в активный процесс обучения, что особенно важно.
Важную роль в общении играет использование международных социальных сетей, таких как Facebook, данная тема подробно освещается на страницах ИЯШ [2, с.33]. Функционирующие социальные сети позволяют создать свой профиль с указанием персональных данных. Ежедневно дети могут делиться с друзьями фотографиями, видеозаписями, ссылками.
Постоянно происходит обмен полезной информацией, в процессе подготовки открытых уроков, мероприятий, консультации между учителями и учащимися. Знакомство с праздниками Германии вызывает у детей неподдельный интерес. Так, к Рождеству, мы выпускаем газеты, изготавливаем рождественские сувениры, разучиваем песни, оформляем выставки, знакомимся с традициями. Детям интересны все праздники. Мы собираем информацию, праздничные сувениры и атрибуты о различных праздниках а Германии: Weihnachten, Ostern, Pfingsten, Karneral,Erntedankfest, Walpurgisnacht и многих других. Намного интереснее и увлекательнее проходят уроки, когда детям демонстрируются настоящие рождественские пирамиды из Тюрингии, Броккенские ведьмы из Гарца, берлинский медвежонок и многое другое.
В ближайшем будущем мы ожидаем ответный визит. Сейчас учителя ищут спонсоров, поездка в Россию даже для немцев является недешевой.
Сотрудничество с зарубежной школой воспитывает такие важные качества для современного человека, как открытость, коммуникабельность, толерантность социальную активность; это поддерживает интерес к миру и открывает новые возможности для будущего. Таким образом, учащиеся получают прекрасную возможность для оценки своих способностей в общении на другом языке, адекватно воспринимать свои достижения. При общении в устной или письменной форме с носителями немецкого языка дети убеждаются в необходимости совершенствовать свои знания, чтобы не просто понимать знакомые слова и выражения, но и понимать разговорную речь и современный молодежный сленг. Кроме того это помогает избавиться от стереотипов, которые мешают межкультурной коммуникации, а, следовательно, овладению языком.
Результатом такого сотрудничества является то, что в школе поддерживается интерес к изучению немецкого языка, как основного. Начиная со 2 класса, во всех классах есть группы детей, изучающих немецкий язык.
Контакт с зарубежными сверстниками делает процесс обучения интересным, увлекательным. Возможность выехать заграницу, чтобы попробовать свои силы в языке уже в школьном возрасте, привлекает многих детей и их родителей, и, как следствие, в последние годы в школе во всех выпусках есть учащиеся, которые поступают на факультеты иностранного языка и хотят связать свое будущее с немецким языком.
Литература
- Бим, И. Л. Немецкий язык. Базовый курс: концепция, программа / И. Л. Бим. – М. : Новая школа, 1995. Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Bim_Nemeckii_5-9kl/1.html
- Буланкина, Н. Е. Развитие полиязычной культурной личности средствами социальной сети Facebook / Н. Е. Буланкина, С. Ю. Полянкина // Иностранные языки в школе. – 2011. – №6 – С. 33-38.
- Сысоев, П. В. Компетентность учителя иностранных языков в области использования ИКТ: определение понятий и компонентный состав / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. – 2011. –№6 – С. 16-20.
- Furmanowa, W. P. Deutsch in Mordovia : Учеб-метод. пособие / W. P. Furmanowa. – Саранск : Тип. «Крас.Окт.», 2004. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация международных проектов как средство повышения мотивации в изучении иностранного языка.
В своей статье я хотела бы поделиться опытом организации межшкольного обмена с Независимой школой Бристоля, который продолжается уже 18 лет....
Нетрадиционные формы обучения как одно из средств повышения мотивации в изучении иностранного языка
Как мотивировать учеников при обучении немецкому языку, является для нас, учителей немецкого языка, одним из наиболее актуальных. «На свете есть только один способ побудить людей что – то делать, и за...
Компетентностно-ориентированный подход как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка
Данная статья освещает актуальность и эффективность компетентностно- ориентированного подхода в преподавании иностранных языков....
«Игровые технологии, как условие повышения мотивации к обучению иностранного языка в начальной школе»
Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в общении на иностранном языке....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ...
Интернет ресурсы как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка и самообразования
В статье говорится об использовании сетевых ресурсов для повышения мотивации к изучению иностранного языка и самообразования. Рассматриваются возможности, которые предоставляют сайты издательств...
Статья: Прием драматизации как средство повышения мотивации к изучению иностранных языков
Драматизация на начальном этапе может иметь характер ролевой игры, в ходе которой творчество учеников проявляется, прежде всего, в воспроизводящей деятельности по образцу....
- Мне нравится (1)