«Информационно - коммуникационные технологии в обучении как средство повышения мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы».
статья по русскому языку на тему

Сидорова  Светлана Васильевна

    Надо отметить, что компьютеризация школьного обучения идет нарастающими темпами. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. Этот вопрос для меня очень актуален, так как самообразование по специальности в межаттестационный период по теме «Информационно - коммуникационные технологии в обучении как средство повышения мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ikt_v_deyatelnosti_uchitelya.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Информационно - коммуникационные технологии в обучении как средство повышения мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы». 

Сидорова Светлана Васильевна

 учитель русского языка и литературы

МБОУ «Еласовская СОШ»

    Надо отметить, что компьютеризация школьного обучения идет нарастающими темпами. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. Этот вопрос для меня очень актуален, так как самообразование по специальности в межаттестационный период по теме «Информационно - коммуникационные технологии в обучении как средство повышения мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы».

Целью моей работы является изучение и внедрение в собственную педагогическую деятельность технологий, методов и приемов, позволяющих сделать учебный процесс увлекательнее.

Задачи:

  • продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание русского языка, литературы, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания русского языка и литературы, 
  • создание условий  для проявления творческих способностей учащихся на уроках, 
  • разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации; 

Ожидаемые результаты

  • повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета, 
  • разработка сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ, 
  • разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок; 
  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме, 
  • участие в конкурсах, распространение опыта на конференциях МО

В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно и надо использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках русского языка. Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения. Использование ПК на уроках русского языка показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями теста на компьютере.

Информационные технологии применяю  на уроках различных типов: урок-лекция, урок-заочная экскурсия, урок- путешествие, урок-научная конференция, урок-защита проектов, урок-презентация.

Урок-лекция. На уроке данного типа информационные технологии делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Они позволяет упорядочить наглядный материал, привлечь смежные литературе виды искусства. На экране можно показать иллюстрации, фрагменты текста, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет, создать музыкальный фон.


Заочная  экскурсия
Заочная экскурсия
 поможет окунуться в атмосферу исследуемого времени, что способствует активизации познавательной деятельности. Проведение уроков такого типа возможно за счёт использования информационных ресурсов различных музеев и галерей. Погружаясь в художественный мир писателя, поэта, живописца, музыканта, ребята учатся искусству видеть, слышать, чувствовать жизнь.

Учитель вместе с учащимися, не выходя из школьного кабинета, может совершить экскурсию в музей-усадьбу Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", Государственный мемориальный историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина "Михайловское", Государственный историко-литературный музей-заповедник А.Блока "Шахматово", музей-заповедник В.М.Шукшина и др.

Мультимедийная  презентация

Мультимедийная  презентация является  неотъемлемой  частью  почти каждого урока. Презентации создаю сама, создают учащиеся, конечно же, пользуюсь  презентациями  своих  коллег.

Правописание  безударных  гласных ppt. 

Правописание мягкого знака  после шипящих  на  конце  имен существительных ppt.

Правописание  приставок при-, пре- ppt.        

Видеоуроки

При объяснении нового материала на уроке   использую  предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран.

http://interneturok.ru/ru/school/russian/6-klass/bleksika-     frazeologiyab/a2a12772 –видеоурок в 6 классе «Устаревшие  слова»

http://www.urokirusskogo.ru/videouroki  видеоурок в 5 классе «Правописание  безударных  гласных  в корне слова»

Также использую  готовые программные продукты («Фраза», методический комплекс, «Большая энциклопедия Кирилла и  Мефодия»  и др.)

Электронные словари и энциклопедии, которые  также использую  в своей деятельности,  позволяют  мобильно получить  дополнительные знания и использовать их на уроке.

Электронные образовательные ресурсы

В последнее время в своей практике применяю   электронные образовательные ресурсы (далее ЭОР) по русскому языку и литературе, которые размещены в сети Интернет в свободном доступе на двух федеральных Интернет - порталах: в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и в каталоге Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.

Ресурсы ФЦОР

Применение компьютерных технологий позволяет учителю формировать элементы информационной культуры, прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами, идти в ногу со временем.

Дистанционные технологии.

Использую кейс-технологии (набор учебно-методических материалов, записанных на дискеты, CD–ROM, аудио– и видеокассеты, твердые копии учебных пособий). Диск  с методическим  материалом  и заданиями «Фраза», Диск  с методическим  материалом  и заданиями «1С:Репетитор»

Сетевые  технологии

Сетевые  технологии использую  для поиска дополнительного материала к урокам и презентациям, для самообразования и повышения своей квалификации. Имею собственный  сайт в социальной сети работников образования:

 http://nsportal.ru/sidorova-svetlana-vasilevna Социальная сеть работников образования nsportal.ru

 http://www.proshkolu.ru/user/svetas044/  Интернет – портал Proшколу.ru

 http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=359826  Портал «Сеть творческих  учителей»

 http://www.openclass.ru/my_page «Открытый класс» - Сетевые образовательные  сообщества, где регулярно публикую собственные наработки, а также работы своих учеников.

Являюсь активным участником вебинаров издательства «Дрофа» для учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Доклад, представленный на IV Августовских педагогических чтениях "От компетентного учителя к компетентному ученику"...

Аудиовизуальный метод как средство повышения мотивации учащихся при изучении английского языка.

Данный материал содержит информацию о том как в современной школе можно использовать аудиовизуальный метод обучения, приводятся примеры упражнений, которые можно использовать при просмотре фильмов на ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому  каждый урок требует чего -то нового, интересного. Моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и...

Мастер класс: "Исполльзование современных методов обучения для повышения мотивации учащихся к изучению русского языка"

Цель данного мастер класса: представить техниику применения современных образовательных технологий на уроках русского языка....

МАСТЕР-КЛАСС : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА «ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ»

передача опыта путем прямого  и комментированного показа технологий, методов, приёмов используемых на уроках русского языка...