Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования»
материал на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ Лицей №7 им. Д. П. Уланова, г. Химки
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования»
Подготовила Козьмик О.В.
В последнее время в сфере образовательной политики и методологии развития образования в качестве важнейших ценностей выдвинуты саморазвитие, самостоятельность и творчество ребенка, а в качестве задач — раскрытие способностей каждого ученика и воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире.
Одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников общеучебных умений в контексте компетентностного подхода, что находит свое отражение в современной концепции развития универсальных учебных действий, разработанной группой авторов: (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А.Кораблева, Н. Г. Самлина., С. В. Молчанов).
Эта концепция призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ.
Теоретико-методологическая основа Программы развития УУД
Основой программы формирования универсальных учебных действий в целом является системно-деятельностный подход — метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Цели образования
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”.
Задачи образования
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Общая характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в образовательном процессе
Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе.
В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.
При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделённой (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).
Универсальные учебные действия:
— способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
— совокупность действий обучающихся, обеспечивающих их культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий:
— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
— обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач:
— определение основных результатов обучения и воспитания в зависимости от сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;
— построение содержания учебных предметов и образования в целом с ориентацией на сущностные знания в соответствующих предметных областях;
— определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования;
— выделение возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся;
— определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий;
— разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе образовательного процесса;
— разработка системы задач и организация ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем формирование универсальных учебных действий.
Критерии выделения УУД:
— структурные компоненты целенаправленной учебной деятельности;
— этапы процесса усвоения;
— форма реализации учебной деятельности — совместная деятельность с учителем и сверстниками или самостоятельная деятельность.
Виды УУД:
— личностные;
— регулятивные, включая действия саморегуляции;
— познавательные, включая общеучебные и логические, знаково-символические;
— коммуникативные.
Личностные УУД
Личностные УУД обеспечивают:
— ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;
— смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение?” и уметь находить ответ на него;
— действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
— оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
— волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД
Общеучебные УУД:
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
— умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
— действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Логические УУД:
— выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;
— синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельного достраивая, восполнение недостающие компоненты;
— подведение под понятия, распознавание объектов;
— установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
—выявление родовидовых и ситуативно существенных признаков;
— выдвижение гипотез и их доказательство.
Знаково-символические УУД
Знаково-символические УД обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.
Коммуникативные УУД
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера.
— умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Критерии сформированности УУД у обучающихся:
— структурные компоненты целенаправленной учебной деятельности;
— этапы процесса усвоения;
— форма реализации учебной деятельности — совместная деятельность с учителем и сверстниками или самостоятельная деятельность;
— соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
— соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
Свойства УУД
Свойства действий, подлежащих оценке, включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность.
Для того, чтобы уроки иностранного языка способствовали формированию УУД и соответствовали требованиям ФГОС, используются различные технологии. Основными методами работы в начальных классах при обучении иностранным языкам являются:
— метод проектов;
— информационно-коммуникативные технологии;
— здоровьесберегающие технологии;
— игровые технологии.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Усовершенствование методической работы по формированию познавательных УУД заключается:
— во включении учащихся в проектную деятельность, типичную для возрастных особенностей учащихся (на начальном этапе преобладают творческие проекты как средство обучения, на среднем этапе — творческие и информационно-исследовательские проекты, на старшем этапе — исследовательские, информационные, социально значимые проекты);
— в разработке критериев с целью создания условий для развития коммуникативной активности учащихся.
Критерии при работе над проектом:
Ученик выбирает проблему и содержание проекта, работает в индиивидуальном темпе, что обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Принцип уважения и толерантности к чужой точке зрения и результатам чужого труда.
Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует комплексному формированию и развитию познавательных УУД, развитию психических и физиологических функций ученика.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) играют важную роль в формировании творческой личности, Применение ИКТ усиливает:
— усиливает положительную мотивацию обучающихся;
— активизирует познавательную деятельность.
Широко внедряется в процесс обучения иностранному языку и такие инновации, как здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важные задачи:
— сохранить здоровье ребенка;
— приучить его к активному занятию спортом.
Игровые технологии
Наиболее эффективными средствами включения в процесс творчества на уроке иностранного языка в начальной школе являются игровая деятельность; создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах и группе.
Формирование у человека любых умений, в том числе и универсальных учебных действий, и умения учиться в целом возможно только в процессе деятельности. Деятельностный характер соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и др.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД. Процесс усвоения младшими школьниками новой информации на уроках английского языка лучше всего осуществляется в игре. Грамотно организованная игровая деятельность на уроке позволяет развивать у младшего школьника все виды универсальных учебных действий.
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. Поэтому игра становится основой для развития у учащихся личностных, метапредметных, предметных результатов учебной деятельности.
Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры помогают оптимально и эффективно использовать каждую минуту урока английского языка.
Ролевые игры
Формированию коммуникативной культуры, повышению мотивации к изучению иностранного языка и повышению эффективности учебного процесса в целом способствуют ролевые игры. Ролевая игра — это форма организации коллективной учебной деятельности на уроке иностранного языка, имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения.
Чаще всего в учебном процессе используются умеренно контролируемая ролевая игра, свободная и сценарная ролевые игры.
Умеренно контролируемая ролевая игра — это ролевая игра, при подготовке к которой участники получают общее описание своих ролей, на основе которого готовят свое индивидуальное ролевое задание. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции. Программа проведения игры разрабатывается учителем, и учащимся сообщается список всех типовых и проблемных ситуаций, в которых им предстоит принять участие. Все типовые и проблемные ситуации детально прорабатываются на уроках, изучаются образцы диалогов, имеется возможность получить консультацию учителя по лексическому и грамматическому материалу.
Свободная ролевая игра — это ролевая игра, при подготовке к которой учащиеся получают обстоятельства общения. Эта игра служит формированию индивидуальных и групповых навыков самостоятельной работы по предмету. Учащиеся должны не только самостоятельно определить тему и разработать сценарий игры, но и подобрать соответствующий материал, произвести поиск информации, используя рекомендуемую литературу.
Чаще всего при работе с художественными текстами используется сценарная игра. При подготовке к сценарной игре учащиеся разрабатывают программу, сценарий под руководством учителя. Они подбирают языковое содержание определенных ролей в режиме индивидуальной, парной или групповой работы. В ходе подготовки к сценарной ролевой игре формируются навыки коллективной учебной деятельности по созданию ее сценария, определению проблемных ситуаций, поиску дополнительной информации по теме. В ходе подготовки к данной игре учитель наглядно, с помощью объяснения, заполнения разнообразных таблиц, постановки проблемных вопросов демонстрирует учащимся методы работы с текстом, обучая при этом поисковому, изучающему и ознакомительному чтению. Базовый для проведения ролевой игры текст изучается под руководством учителя, рассматриваются возможные причины появления этого текста, определяется его “автор” или от чьего лица идет повествование или диалог, строятся предположения о характере персонажа или персонажей, учащиеся делают прогнозы: что последует после этого текста, как будут разворачиваться события. После этого начинается работа по определению ролей и наполнению их конкретным языковым содержанием на основе видоизмененных изученных ранее текстов учебника, литературы, рекомендованной учителем. В ходе презентации ролевой игры каждый из учащихся может изменить любое из своих высказываний по собственному желанию, внося тем самым в ролевую игру элемент неожиданности, импровизации. Для младшего школьного возраста наиболее справедливо использование сюжетной ролевой игры сказочного содержания. Младший школьный возраст принимает воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Участники игры с большим интересом обыгрывают маски, костюмы, в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса.
Таким образом, ролевые игры могут эффективно использоваться на уроках с учащимися разного возраста. Использование ролевых игр с учётом возрастных особенностей учащихся позволяет эффективнее решать учебные, воспитательные и образовательные задачи.
Ролевые игры — эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой инициативы и усиливает естественно-коммуникативную направленность урока.
Ролевые игры и задания при овладении учебным материалом и закреплении его позволяют более точно и осознанно усвоить специфику его использования в речи. Именно в условиях игры осуществляется в значительной мере непроизвольное запоминание. Ролевые игры и задания развивают и совершенствуют у школьников речемыслительную деятельность. Они способствуют также появлению у ребят искреннего желания общаться на иностранном языке не только на уроке, но и во внеурочное время.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволят повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
Рекомендации по формированию УУД на уроке иностранного языка
1. Определить цели формирования универсальных учебных действий через описание их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся.
2. Составить ориентировочную основу каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение и организовать ориентировку учащихся в его выполнении.
3. Организовать поэтапную отработку универсальных учебных действий, обеспечивающую переход:
— от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия,
— от сорегуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.
4. Определить связи каждого универсального учебного действия с предметной дисциплиной.
Выделить в учебном предмете (иностранный язык) зону ближайшего развития для УУД. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Определить желаемые свойства действия. Разработать систему задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы (П. Я. Гальперин), решение которых обеспечит формирование заданных свойств универсальных учебных действий.
Изучить систему рекомендаций, предложенных разработчиками и авторами учебников и учебных пособий по учебному предмету с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм универсальных учебных действий в данной предметной дисциплине. Познакомиться (обязательно) с критериями экспертной оценки учебника и учебного пособия, с рекомендациями и учебными заданиями, направленными на формирование универсальных учебных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете «Состояние и перспективы развития образования при переходе на новые ФГОС» по теме «Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли»
Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли....
формирования универсальных учебных действий на начальном и среднем общем образовании на уроках ИЗО
Предмет «Изобразительное искусство »в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных дейст...
Формирование универсальных учебных действий — приоритет начального иноязычного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования указывает на необходимость новых подходов как к организации учебно-воспитательного процесса в школе в целом, так...
Доклад на тему «Формирование Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка на начальном этапе обучения в средней общеобразовательной школе.
Районный педагогический марафон «Современное образование: традиции, инновации, качество»...
Формирование универсальных учебных действий -приоритет начального иноязычного образования.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить уче...
Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"
При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...
Выступление на семинаре учителей иностранного языка по теме "Формирование метапредметной компетенции"
Выступление на семинаре учителей иностранного языка по теме "Формирование метапредметной компетенции"...