Доклад на тему «Формирование Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка на начальном этапе обучения в средней общеобразовательной школе.
учебно-методический материал по английскому языку по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_formirovanie_uud.docx | 14.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Талдомского муниципального района
Районный педагогический марафон
«Современное образование: традиции, инновации, качество»
Доклад по теме
«Формирование УУД на уроках английского языка на начальном этапе обучения в средней общеобразовательной школе.
Докладчик: В.А.Зуева.,
учитель английского языка
МОУ СОШ №3 г. Талдома
п. Запрудня
13 марта 2015 года
Формирование УУД на уроках английского языка на начальном этапе обучения в средней общеобразовательной школе.
Значимость умения учиться возрастает в период перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях. Не случайно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, считается важнейшей ключевой задачей современной системы образования.
Учить учиться нужно в процессе преподавания всех школьных предметов, но развитие учебных умений (УУ) на уроках иностранного языка особенно важно, что объясняется спецификой предмета:
1) Те УУ, которыми ученики овладели при изучении других предметов, не всегда могут быть перенесены на урок иностранного языка (ИЯ) без соответствующей коррекции. Многие УУ должны быть сформированы заново. А при обучении ИЯ формировать УУ как обшеучебные, так и специальные приходится с нуля.
2) Овладение ИЯ в школе происходит вне языковой среды, к тому же когда на одного ученика приходится в среднем одна-две минуты говорения за урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если ученик будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока и продуктивно организовывать свои занятия дома.
Итак, формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: "Зачем я учу иностранный язык?”, "Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?”, "Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?”, "Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать, чтобы научиться хорошо говорить на английском языке?”. Язык должен осваиваться осознанно, а сами уроки быть интересными и увлекательными.
Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
-личностные УУД
-познавательные УУД
-регулятивные УУД
-коммуникативные УУД
Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он рассказывает о себе, высказывает своё мнение (темы «Me and my world”, "My family”, "My hobby’, "Environment” и т.д..); Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. Учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. На начальном этапе обучение необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения, потому что они помогают естественному изучению языка. Учащиеся играя развиваются и обучаются. И при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при диалогической речи, при составление рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам. Необходимо научить научить прогнозировать свои результаты. Учащиеся могут использовать самоконтроль (Activity Books, Work Books) для того, чтобы понять, всё ли у них получается, сверяя свои ответы с эталоном. При самоконтроле корректируется письменная и устная речь учащегося. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
- общеучебные
- логические
-действия постановки и решения проблем
На этапе обучения важно научить ученика самостоятельно ставить познавательные задачи:
-научить выделять основное в тексте (What is the main idea of the text?)
- научить осознанно и произвольно строить свои высказывания с опорой на схемы и т.д..)
Дети на данном этапе уже учатся отвечать на вопросы учителя письменно или устно и при самоконтроле и взаимоконтроле могут оценивать процесс и результаты своей деятельности и друг друга.
Логическое УУД формирует логическое мышление при использовании опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.).Анализировать учащихся можно научить при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике
- вставить недостающие слова,
- вставить недостающие буквы,
- завершить предложение,
-заполнить таблицу,
-догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных, косвенной речи и т.д..
Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем, а также работать в парах..
Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий.
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действии у учащихся являются:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
соответствие требованиям к уровню языковой подготовки оканчивающих начальную школу (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального образования).
В результате изучения/обучения иностранному языку младшие школьники должны быть способны:
в области аудирования:
- при непосредственном общении понимать речь учителя, одноклассников и носителей языка;
- при опосредованном общении понимать основное содержание простых аутентичных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;
в области говорения:
- участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие, прощание);
- вести диалог-расспрос (расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы, и отвечать на вопросы собеседника) в типичных ситуациях повседневного общения в рамках отобранных сфер и тематики общения (объём диалогического высказывания 3-4 реплики с каждой стороны);
- кратко рассказывать о себе, своей семье, друге, школе и т.д. (в рамках изученной в начальной школе тематики, объём монологического высказывания 5 фраз);
- составлять небольшие описания предмета, картинки;
в области чтения:
- читать вслух текст, соблюдая правила произношения и основные интонационные модели;
- читать про себя: c полным пониманием учебные тексты и с пониманием основного содержания простые оригинальные тексты, доступные по содержанию и языковому материалу;
в области письма:
- писать краткое поздравление (с днём рождения, с Новым годом) с опорой на образец;
- писать личное письмо с опорой на образец;
- заполнить простой формуляр о себе.
Таким образом, основная педагогическая задача учителя английского языка - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке.
Представляю вашему вниманию подборку материала по теме "Формирование учебных действий на уроках иностранного языка, а также свои собственные идеи и практическую часть.
Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка
(Formation of universal education activities in the classroom English language)
В условиях перехода к так называемой «Новой школе», общей модернизации системы образования новые стандарты имеют крайне важное значение – во-первых, они показывают принципиальное отличие новой школы от старой, направление ее развития, а, во-вторых, это закон, исполнение которого гарантируется государством. К тому же это ближайшее будущее всех российских школьников.
Формированию у школьников универсальных общеучебных действий, призванных решать задачи быстрого и качественного обучения, уделяется большое внимание в Государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик
Начало формирования универсальных учебных действий у школьников предусматривается на младшей ступени обучения. Поэтому выбор УМК для начальной школы, соответствующего требованиям времени, является первоочередной задачей каждого учителя.
Мы видим, что в этой самой программе, которая будет в каждой школе, будет блок, относящийся к воспитанию, будет блок духовно-нравственного развития, будет блок, относящийся к здоровью учащихся, и будет специальный блок, относящийся к умению учиться, формирование универсальных учебных действий, и среди них формирование информационной компетентности. Если говорить об условиях, то сам стандарт построен на том, что описывается деятельность, то есть мы переходим от идеи о том, что ребенок должен выучить наизусть то или другое, что становится все более бессмысленным из-за наличия тех же самых информационных технологий, к ситуации, когда он должен уметь осуществлять те или иные действия, работать с информацией, конечно, прежде всего. Школа – это, конечно, знания, с которыми он должен уметь работать, должен уметь их применять, в том числе решать новые неожиданные задачи. Вот этому формированию универсальных учебных действий будет уделено существенное внимание в стандарте и в документах, которые возникают и развивают этот самый стандарт.
Можно же придумать массу очень интересных видов деятельности для детей. Вы берете какой-то маленький мультфильм или кусочек мультфильма, который озвучен на английском языке профессиональными актерами, ребенок слышит эту речь. Дальше вы стираете звуковую дорожку этого кусочка мультипликационного фильма. И дети сами озвучивают этот мультфильм и дальше имеют возможность анализировать тексты на английском языке, которые создали актеры и которые созданы детьми.
Стандарт введен с требованием к результатам освоения, то есть то, чем должно закончиться образование в начальной школе, и к условиям реализации, то есть к материально-техническому обеспечению. И если мы возьмем четвертый раздел «Требования к условиям», то там наряду с прочими условиями есть требования, связанные с теми видами деятельности, организацию которых мы и должны, собственно, обеспечить. Они выписаны здесь. Мы имеем дело с малышом шестилетним, учащимся, и для этого должны быть приспособлены помещения и среда к игровой деятельности, потому что игра остается ведущим видом деятельности у шести- и семилетних детей, для учебной деятельности индивидуальной и коллективной, проектной, творческой, исследовательской, спортивной, трудовой. Значит, чтобы все эти виды деятельности организовать, нам нужно обустроить пространство и помещения, и классы, и отдельно выделить игровые зоны, и организовать внеклассные пространства и рекреации. В частности, для двигательной активности, для обеспечения сменных видов деятельности, потому что шестилетний малыш не в состоянии 45 минут без движения сидеть и воспринимать слова учителя или читать текст, или еще чем-то однообразно заниматься. Если говорить о требованиях к результатам освоения программы образовательной, то в стандарте выделены личностные, надпредметные и предметные результаты. Если мы посмотрим на предметные области, то в требованиях к предметным результатам, например, в образовательной области технологии, выписан целый ряд требований. В частности, ребенок должен использовать приобретенные знания для технического решения сложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических, организационных задач, взаимодействия друг с другом по поводу какой-то деятельности. Он должен получить знания о правилах создания материальной и информационной среды, уметь применять эти знания для решения проектных, художественно-конструкторских и прочих задач. Вот хочется обратить внимание на то, что в начальной школе уже с первого класса параллельно с каллиграфическими навыками вводится понятие клавиатурного письма. И это значит, что каждый ребенок на выходе из начальной школы должен в соответствии с этими требованиями уметь вводить текст с клавиатуры грамотным способом, то есть десятью пальцами, вслепую. Кроме этого, он должен уметь фиксировать, записывать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, уметь готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, как делаем это мы, взрослые.
Одно из главных отличий нового стандарта начального образования – расширение информационного пространства. Его элементы в той или иной мере, по замыслу авторов, должны присутствовать на всех уроках.
Одной из важнейших функций начального обучения следует считать формирование навыков и умений учебной деятельности. Именно в младшем школьном возрасте ребенок овладевает системой операций, необходимых для успешной учебной деятельности на последующих этапах. При этом существенно, чтобы предлагаемая для усвоения система не носила жесткоалгоритмического характера: ум ребенка должен оставаться гибким, самостоятельным, творческим, а не быть закованным в строгие рамки универсальных предписаний. Это касается и овладения английским языком.
Формирование навыков и умений учебной деятельности неразрывно связано еще с двумя функциями обучения: овладением учебным материалом и формированием умения свободного перехода от учебной к неучебной деятельности, умения перехода от решения системы учебных задач к ориентировке в проблемных ситуациях реальной действительности, распознаваний и решению встающих в ней задач.
Конечной целью обучения английскому языку всегда является реальная жизнь.Мы учим ребенка быть полноценным членом общества, активно, грамотно и творчески участвовать в социальной деятельности.
Но эта цель едва ли будет достижимой, если в обучении английскому языку недостаточно реализуется личностно образующая функция обучения. Она особенно важна как раз для рассматриваемого этапа, ибо именно в младшем школьном возрасте закладываются основы личности, и просчеты, допускаемые здесь, отзываются в последствии в обостренной форме.
Теперь уместно сформулировать еще одну функцию начального обучения английскому языку, логично вытекающую из концепции возрастного развития ребенка : это функция опоры на материал в поэтапном развитии ребенка. Мало дать школьнику вообще некоторый набор или систему знаний, передать ему социальный опыт. Это необходимо делать в такой последовательности, с таким выбором, в такой дозировке, чтобы узловые, поворотные точки развития детского интеллекта и вообще развития высших психологических функций, соответствующие особой предрасположенности ребенка к усвоению тех или иных воздействий, были обеспечены необходимым и достаточным материалом. Это требование особенно часто нарушается в обучении неродному языку.
Все исследователи утверждают, что обучение английскому языку должно быть ориентировано на психофизиологические возрастные особенности детей. Исследователи считают доказанными, что специальные занятия можно начинать проводить с детьми 3-10 лет, до трех - бессмысленно, после десяти - бесполезно надеяться на положительный результат, который возможен лишь для незначительной части учеников, тех, кто обладает коммуникативными и лингвистическими способностями выше среднего уровня.
Лучше всего начинать изучение английского языка в 5 -8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо освоена, а к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому "кодировать" свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на английском языке. Дети легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят .
Важно помнить, что в этом возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Дети продолжают играть до 10-12 лет. Следовательно, возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на английском языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"
В статье раскрыты основные отличия урока современного типа от традиционного урока. В работе описаны те универсальные учебные действия, которые формируются на разных этапах урока. Даны конкретные приме...
Доклад на тему: "Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии и химии".
Об обеспечении развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования...
Доклад по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5-х классах»
Сегодня в образовании одним из самых обсуждаемых вопросов является вопрос о реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. Согласно целям Федерального государственного образо...
Использование ИКТ для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка (по УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш.)
Личный опыт использования УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш. и краткие рекомендации по дополнительному материалу...
Доклад на тему: «Формирование универсальных учебных действий предметной области ОБЖ»
Начиная с начальной школы на уроках ОБЖ детей учат правилам поведения дома, где множество опасностей: газ, электричество, нагревательные приборы, обилие стекла, шкафы, бытовая химия, сильнодействующие...
«Преемственность в формировании универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной и средней школе»
В данном разделы представлены теоретические материалы по теме «Преемственность в формировании универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной и средней школе»...