Выступление на РМО учителей иностранного языка по теме "Методика обучения продуктивным видам устной речи" (28.08.24)
статья по немецкому языку
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение учителей иностранного языка
Выступление по теме
«Методика обучения продуктивным видам устной речи
на иностранном языке»
Подготовила:
В.А. Петрова,
учитель немецкого языка
МОУ «Первомайская СОШ»
Арсеньево, 28.08.2024
За время работы преподавателем немецкого языка из многочисленного арсенала методических средств мной выработаны приёмы и методы, способствующие повышению качества обучения немецкому языку, основанные на принципе посильности и доступности.
В соответствии с вышеназванными принципами я использую при обучении устной речи поэтапную систему упражнений (с постепенным нарастанием трудностей). Доступность реализуется с помощью преемственного перехода от аудирования к говорению и от диалогической речи к монологической.
Система упражнений для обучения говорению проводится по схеме, состоящей из трех этапов.
1-й этап - работа над диалогической речью по основным (четырем) формам вопросо – ответных единств:
- Общий вопрос - утвердительный ответ;
- общий вопрос – отрицательный ответ;
- альтернативный вопрос – ответ;
- специальный вопрос – ответ.
Работа над диалогической речью на данном этапе организуется на материале одного речевого образца.
2-й этап – работа над диалогической речью по специальным вопросам.
Например, после отработки моделей типа:
Das ist ein Junge. Der Junge ist im Zimmer. Er malt.
Начинается работа над диалогической речью по трем специальным вопросам: Wer ist das? Wo ist er? Was macht er?
Работа проводится с использованием иллюстративной наглядности. После отработки образца обучающиеся строят по серии рисунков аналогичные диалоги в процессе самостоятельной парной работы. Например:
Wer ist das? - Das ist ein Madchen.
Wo ist das Madchen? - Das Madchen ist im Hof.
Was macht es? – Es springt.
Школьники с самого начала обучения диалогической речи учатся как задавать вопросы, так и отвечать на них, и это подготавливает их к овладению инициативной речью на немецком языке вполне доступным для обучающихся путем.
3-й этап – работа над монологической речью.
После тренировки речевого образца в диалогической речи начинается работа над монологом. После отработки специальных вопросов Wer? Wo? Was Macht er? обучающийся может сказать по картинке три фразы:
Das ist ein Mann. Der Mann ist im Werk. Er arbeitet.
Благодаря предварительной отработке специальных вопросов работа над монологом становится доступной. Эти вопросы составляют логический план монологического высказывания.
Для дальнейшей автоматизации речевых навыков при обучении устной речи широко использую обучающие игры. Например, при обучении диалогу-расспросу часто использую игру «Любопытный Буратино». Учащиеся объединяются в группы, раскладывают фотографии своих близких . Буратино) должен взять одну из них и выяснить, кто на ней изображен. Образец диалога учитель показывает, используя кукол:
B: Wer ist das? Sch1: das ist meine Schwester.
B: Das kann nicht sein. Sch2:Ja, das ist seine Schwester.
Ist das seine Schwester?
B: Aber nein, das ist nicht seine Schwester. Sch3: Doch.
B: Nun gut.Und wie heisst sie? Sch1: Sie heisst Mascha.
Работая над темой «Движение в большом городе» в 7 классе можно предложить детям диалог для ролевой игры « Auf der Strasse », в которой участвуют полицейский и школьник.
А: (свистит): Warte mal, Junge!
B: Ja, bitte!
A: Du darfst nicht uber die Strasse gehen.
B: Warum?
A: So eine Frage! Hier ist kein Ubergang!
B: Entschuldigen Sie bitte! Ich habe das ubersehen.
A: Das darf man nicht ubersehen.
B: Gut. Ich habe verstanden. Darf ich gehen? Ich komme zu spat zur Schule.
A: Geh ! Aber sei vorsichtig!
B: Gut! Danke!
Рассматривая методику обучения продуктивным видам устной речи на иностранном языке, можно выделить еще несколько приёмов работы:
- Чтение немецкого текста и его пересказ товарищам, которые его не читали.
- Составление рассказа по наглядным пособиям. Как правило, используются карточки или иллюстрации к какому-то произведению, отражающие определённый сюжет.
- Обсуждение прочитанного текста. Учащиеся самостоятельно читают текст, а затем происходит совместное обсуждение прочитанного с педагогом.
- Составление упражнений, требующих активизации логического мышления (кроссворды и ребусы)
- Задания по взаимной проверке знаний.
Данные приёмы работы способствуют развитию всех сторон немецкой речи, активизируя продуктивные речевые навыки учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»...
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»...
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Обучение иноязычному чтению с использованием разных стратегий в условиях ФГОС»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Обучение иноязычному чтению с использованием разных стратегий в условиях ФГОС»...
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Портфолио как обобщение опыта педагога и важный элемент по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме школьного возраста»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Портфолио как обобщение опыта педагога и важный элемент по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме школьного возраста»...
Выступление на МО учителей иностранного языка "Обучение устной речи"
Когда мы говорим об общении, то. естественно, возникают вопросы: кто с кем общается и по какому поводу происходит общение. В статье рассматривается:1) общение учителя с учащимися на иностранном языке ...
Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку
Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...