«Патриотическое воспитание на уроках истории, как фактор повышения качества образования»
статья на тему
Построение в России гражданского общества и демократического государства, способного обеспечить гражданам широкий круг свобод, осложняется столкновением ценностей, претендующих на ведущее место в обществе.
Не вызывает сомнения, что проблема воспитания граждан сегодня особенно актуальна. В среде молодежи широкое распространение получили такие явления, как нигилизм, агрессивность, цинизм, широко распространились антипатриотические настроения.Остро стоит проблема патриотического воспитания молодого поколения, становления личности, обладающей качествами гражданина-патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zhaksilikova_n.n.docx | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Жаксиликова Н.Н. «Патриотическое воспитание на уроках истории, как фактор повышения качества образования»
Жаксиликова Наталья Николаевна
учитель истории
ГБОУ ООШ пос. Ильичевский, Самарской области
Текст аннотации: Построение в России гражданского общества и демократического государства, способного обеспечить гражданам широкий круг свобод, осложняется столкновением ценностей, претендующих на ведущее место в обществе.
Не вызывает сомнения, что проблема воспитания граждан сегодня особенно актуальна. В среде молодежи широкое распространение получили такие явления, как нигилизм, агрессивность, цинизм, широко распространились антипатриотические настроения. Остро стоит проблема патриотического воспитания молодого поколения, становления личности, обладающей качествами гражданина-патриота.
Текст тезисов: Любовь к родному языку, национальной культуре своего народа, знание истории своей родины – одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма. В настоящее время для современного российского общества становятся наиболее актуальными задачи патриотического воспитания в концепции стандартов второго поколения:
- Социализация школьников, формирование гражданской культуры, приобщение к ценностям демократического, правового государства, формирования гражданского общества;
- Воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей Родины;
- Восстановления образа человека нравственного как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.
В ФГОС определены личностные характеристики выпускника «портрет выпускника школы», гражданско-патриотические качества, в котором играют определяющую роль:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством.
Таким образом, гражданско-патриотическое образование и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Я считаю, что воспитание патриотизма особенно важно сейчас, когда у молодежи потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине.
На уроках наблюдается такая проблема, когда при изучении истории у некоторых учеников складывается стереотип: история - это только исторические даты, события и деятели. Эта проблема находит свое решение в том, что в основе патриотического воспитания на уроках применяется системный и комплексный подходы.
Итак, важными факторами патриотического воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным государственным деятелям, применение активных форм и методов для стимулирования познавательной, творческой деятельности, углубление знаний учеников, наполнение знаний новым качественным содержанием.
В каждом классе есть основные исторические темы в направлении патриотического воспитания учащихся: в 7 классе «Освобождение Москвы от польской интервенции» (Смута), в 8 классе «Отечественная война 1812 года», в 9 классе «Первая мировая война», «Великая Отечественная война» и др.
Большую воспитательную работу несут на себе уроки по теме «Смутное время» по истории Отечества в 7 классе (Первое и второе ополчение, освобождение Москвы от польской интервенции). Воспитанию любви к Родине способствуют образы Минина, Пожарского, Ляпунова. Ребята, интересующиеся историей, с увлечением работают над рефератами, участвуют в чтениях («Святой мученик Михаил Никитич Романов», «Жизнь князя Дмитрия Пожарского как пример служения Отечеству»).
Изучая тему Отечественной войны 1812 г. на уроке в 8 классе мы обращаем внимание учащихся на то, что война изначально носила освободительный, а самое главное народный характер. Обязательно на уроке вспоминаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» (прослеживается связь с уроками литературы). После изучения темы, учащимися была написана работа «Самарский край в судьбе России. 1812 год» и успешно защищена на окружной конференции и областных чтениях.
Изучение темы Великой Отечественной войны в 9 классе начинается с грамзаписи голоса Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации. Ученики выбирают темы защиты рефератов: «Блокада Ленинграда», «Тыл в годы Великой Отечественной войны», «Мои земляки – участники Великой Отечественной войны», «Куйбышев в годы войны», «Дети фронту», «Мои земляки – Герои Советского Союза» и др. Выбор тем всегда осознан. По теме «Блокада Ленинграда» использую грамзапись «Седьмая симфония» Шостаковича. В прошлом учебном году по данной теме перед учащимися 9 класса выступила шестиклассница с работой «Память сердца. Детям блокадного Ленинграда посвящается…» (призер окружной конференции, диплом 1 степени на международных Славянских чтениях). Такие уроки оказывают большое эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории.
В своей работе по патриотическому воспитанию обязательно использую краеведческий материал: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от наших предков. Обязательно используем на уроке «Книгу Памяти», знакомлю с книгой учащихся, рассказываю, как ею пользоваться. На протяжении нескольких лет мы с ребятами занимаемся составлением своей Книги Памяти. Успешно подготовили и защитили проект «Книга Памяти. Живи и помни…» на окружной конференции, представили материал на областном конкурсе социальных проектов, Головкинских и Славянских чтениях.
Если школьники изучают историю не только по учебникам, а по рассказам родных, старожилов, участников тех или иных событий, изучают историю родного края, посещают музеи, то можно быть уверенным в том, что такие знания надолго останутся в памяти ученика и дадут свой положительный результат.
Ускорение темпа современной жизни, информационные технологии требуют усиления внимания к развивающей системе обучения и воспитания. В этих условиях остро встает вопрос об усвоении знаний, получаемых в школе, об улучшении их качества. Но освоить программу по истории, имея два часа в неделю, очень сложно. Ведь важно предусмотреть, чтобы образовательное поле, включающее воспитательный сектор, обеспечивало целостную картину мирового исторического и культурного опыта, на который опирается развитие ученика.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: если на уроках, во внеклассной и внешкольной работе с учащимися систематически использовать моральный фактор интеллектуального, духовно-нравственного, патриотического воспитания, то может быть достигнуто значительное повышение качества образования, которое выражается в традиционных показателях успеваемости школьника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб.: КАРО, 2004. – 224 с.
2. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
3.Отечество: гражданское и патриотическое воспитание/Авт.-сост. Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко. – М.:ВАКО, 2009.- 224 с.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Приложение. ФГОС среднего (полного) общего образования
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская.- М.: Просвещение, 2010.- 159 с.
6. ФЗ «Об образовании» редакции 12.11.12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ИНФОРМАЦИ-ОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Cтремительное развитие информационного общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ в школе. Современные средства информационных и ко...
Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ
Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ...
Статья "Организация урока как фактор повышения качества образования"
Статья рассматривает факторы повышения качества образования...
Организация урока как фактор, повышения качества образования
Материал раскрывает общие подходы к форированию целей и задач урока, его структурной организации....
Использование ИК-технологий на уроках естествознания как фактор повышения качества образования
Методическая разработкаПоказать возможности использования информационных технологий на уроках естествознания для повышения качества знаний учащихся....
Статья "Дифференциация обучения на уроках истории и обществознания как один из факторов повышения качества образования"
Образование должно соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта. Это значит, что оно должно ориентироваться на среднего ученика. В то же время принцип гуманизации образовани...
Применение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках истории как способ повышения качества образования обучающихся
В рамках «Реализации проекта «Цифровая школа» в педагогической деятельности на уроках истории максимально эффективно используются цифровые образовательные платформы, онлайн-мат...