Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ
статья по теме
Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ
Автор: Гайдукова Ирина Николаевна,
учитель математики, информатики,
заместитель директора по ВР
ГБОУ СОШ№374 Московского района
Санкт-Петербурга
Формирование базовых компетенций учащихся является на сегодня приоритетной задачей в образовании. В последних программных статьях Интернет-журнала «Эйдос» (Е.И. Ивановой, Ф.Г. Ялалова, В.Ю. Пузыревского и др.) изложено дальнейшее развитие, уточнение и толкование компетентностного метода, ранее представленного Андреем Викторовичем Хуторским, как проектирование и реализация ключевых и предметных компетенций. В работе Е.И. Ивановой компетентностный метод в обучении определен как альтернатива знаниево-ориентированному методу, используемому до сих пор в большинстве учебных заведений. Данный метод заключается в увеличении объема знаний (энциклопедический). Как правило, этот метод не позволяет обучаемому быстро сориентироваться в учебной, а затем и профессиональной ситуации и приводит к ненужным потерям времени. «Компетентностный подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления», что способствует выработке привычки у учащегося думать и принимать решение в зависимости от конкретной ситуации. Понятие компетентности неотъемлем от понятия интеграции, то есть процесса установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированный на развитие и саморазвитие личности. Есть три уровня интеграции: внутрипредметная - интеграция понятий, ЗУНов и т.п. внутри отдельных учебных предметов; межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин; транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования. Говоря о курсе информатика и ИКТ можно сказать, что он разделен на 3 составляющие:
Третьей очень актуальной и важной составляющей на сегодняшний день должно уделяться как можно больше внимания, ведь использование упражнений только из имеющегося учебно-методического комплекса замыкает предмет на себе. Тогда маловероятно формирование не только вообще ключевых компетенций учащихся, но и даже ИКТ- компетенции. Сейчас информатика и ИКТ являются нитью, которая связывает ресурсы, возможности, знания, умения, навыки, виды деятельности и т.д. в один узел. И как никакой другой предмет дает возможность связывать знания из различных областей науки. Кроме того, содержание других дисциплин можно эффективно и взаимовыгодно использовать при закреплении ЗУНов по информатике и ИКТ. Таким образом, смоделированные задания могут оценивать два или несколько учителей-предметников. Выполнение моделированных заданий обеспечивает формирование базовых компетенций как учащихся так и учителей. Такой метод многие называют компетентностно -интеграционным. Здесь идет речь не о проведении интегрированных уроков в обычном понимании, а использование заданий из других областей науки для отработки, закрепления ЗУНов по информатике и ИКТ, а также этим предметам. К тому же не стоит «перекраивать» весь учебный курс ни по какому предмету, достаточно, изучив содержание дисциплин, смоделировать задания так, чтобы можно было выполнять их с использованием информационных и коммуникационных технологий. Для любой темы из любого раздела науки можно подобрать задание по любой теме из информатики и ИКТ. Формы организации такого учебного процесса могут быть следующие:
Механизмы реализации этого метода могут быть следующими: ·
аналитическая, социально-коммуникативная и др.;
Суть метода состоит в том, что происходит интеграционное связывание структуры содержаний двух или нескольких предметов. Совместная работа над проектами на уроках информатики и ИКТ учителям: · поможет развить профессиональные компетенции; · поможет планировать совместные действия с другими учителями-предметниками и учащимися; учащимся: · поможет развить и формировать различные ключевые компетенции; · поможет формировать функциональную грамотность; · поможет развить процесс социализации школьников; · даст возможность приложить свои ЗУНы к практически-значимым работам; · сэкономит время; · даст осознание и осмысление возможностей использования информационных технологий при выполнении различных задач, в том числе заданий по другим дисциплинам; · повысит эффективность освоения других учебных предметов. Можно обнаружить, что компетентность на уроках информатики и ИКТ формируется за счет проектной деятельности, что предполагает коллективную работу. Многие обучающиеся не имеют навыков коллективной деятельности и этот метод наиболее подходит для её формирования. Здесь выступает следующее немаловажное понятие современной педагогики как толерантность. «Толерантное воспитание на уроках информатики» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Она подразумевает терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. В коллективной деятельности реализуются следующие направления толерантного воспитания: ·
Помимо самой проектной деятельности можно также само понятие толерантности сделать темой проекта обучающихся. Таким образом, на уроках информатики и ИКТ можно реализовать и компетентностный подход и воспитание толерантности, как приоритетные цели современного образования. Это позволит увеличить объем получаемой информации, структурировать её, повысить интерес к предметам, что в свою очередь приведет к повышению качества образования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая презентация педсовета"Дифференциация обучения - как один из факторов повышения качества образования. "
Презентация педсовета включает в себя основные вопросы, связанные с организацией дифференцированного подхода к учащимся.Рассмотрены виды и способы дифференциации.Предложена последовательно...
Компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования
Доклад и презентация...
"Профессиональная компетентность педагога - главный фактор повышения качества образования".
В статье кратко рассматриваются новые компетенции педагога: информационная грамотность и информационная компетентность....
личностно-ориентированный подход как фактор повышения качества образования.
Эта статья-разработка для учителей русского языка....
выступление на педсовете на тему «Личностно ориентированный подход, как фактор повышения качества образования в МБОУлицей г.Зернограда»
Доклад (выступление на педсовете) на тему «Личностно ориентированный подход, как фактор повышения качества образования в МБОУлицей г.Зернограда». В данном выступлении я поделилась с коллегами о своем ...
Доклад «Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования на уроках английского языка: обучение в сотрудничестве»
Доклад «Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования на уроках английского языка: обучение в сотрудничестве» предназначен для учителей английского я...
Индивидуально-дифференцированный подход в организации учебно-воспитательного процесса как фактор повышения качества образования.
В статье описан дефферинцированный подход к обучению, как один из факторов повышения качества образования....