Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ
статья по теме

Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ

Автор: Гайдукова Ирина Николаевна,

 учитель математики, информатики,

 заместитель директора по ВР

ГБОУ СОШ№374 Московского района

Санкт-Петербурга

    Формирование базовых компетенций учащихся является на сегодня приоритетной задачей в образовании. В последних программных статьях Интернет-журнала «Эйдос» (Е.И. Ивановой, Ф.Г. Ялалова, В.Ю. Пузыревского и др.) изложено дальнейшее развитие, уточнение и толкование компетентностного метода, ранее представленного Андреем Викторовичем Хуторским, как проектирование и реализация ключевых и предметных компетенций.

    В работе Е.И. Ивановой компетентностный метод в обучении определен как альтернатива знаниево-ориентированному методу, используемому до сих пор в большинстве учебных заведений. Данный метод заключается в увеличении объема знаний (энциклопедический). Как правило, этот метод не позволяет обучаемому быстро сориентироваться в учебной, а затем и профессиональной ситуации и приводит к ненужным потерям времени.

 «Компетентностный  подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления», что способствует выработке привычки у учащегося думать и принимать решение в зависимости от конкретной ситуации.

 Понятие компетентности неотъемлем от понятия интеграции, то есть процесса установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированный на развитие и саморазвитие личности.  

    Есть три уровня интеграции: внутрипредметная - интеграция понятий, ЗУНов и т.п. внутри отдельных учебных предметов; межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин; транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

 Говоря о курсе информатика и ИКТ можно сказать, что он разделен на 3 составляющие: 

  1.  теория хранения, передачи и обработки информации; 
  2.  информационно-коммуникационные технологии и задачи формирования ИКТ- компетентности, т.е. умения использовать полученные ЗУНы при решении жизненных задач; 
  3.  интеграция упражнений из разных наук.

 Третьей очень актуальной и важной составляющей на сегодняшний день должно уделяться как можно больше внимания, ведь использование упражнений только из имеющегося учебно-методического комплекса замыкает предмет на себе. Тогда маловероятно формирование не только вообще ключевых компетенций учащихся, но и даже ИКТ- компетенции.

  Сейчас информатика и ИКТ являются нитью, которая связывает ресурсы, возможности, знания, умения, навыки, виды деятельности и т.д. в один узел. И как никакой другой предмет дает возможность связывать знания из различных областей науки. Кроме того, содержание других дисциплин можно эффективно и взаимовыгодно использовать при закреплении ЗУНов по информатике и ИКТ.

  Таким образом, смоделированные задания могут оценивать два или несколько учителей-предметников. Выполнение моделированных заданий обеспечивает формирование базовых компетенций как учащихся так и учителей. Такой метод многие называют компетентностно -интеграционным. Здесь идет речь не о проведении интегрированных уроков в обычном понимании, а использование заданий из других областей науки для отработки, закрепления ЗУНов по информатике и ИКТ, а также этим предметам. К тому же не стоит «перекраивать» весь учебный курс ни по какому предмету, достаточно, изучив содержание дисциплин, смоделировать задания так, чтобы можно было выполнять их с использованием информационных и коммуникационных технологий. Для любой темы из любого раздела науки можно подобрать задание по любой теме из информатики и ИКТ.

Формы организации такого учебного процесса могут быть следующие:

  1. Разовые задания-проекты, выполняемые в течение 5-15 минут;
  2. Проекты средней длительности (серия уроков);
  3. Проекты долгосрочные (четверть, полугодие).

 Механизмы реализации этого метода могут быть следующими: ·

  1. Деятельность: исследовательская, учебно-познавательная, информационно-

аналитическая, социально-коммуникативная и др.;

  1. Проектная мастерская: моделирование рабочих программ, разработка уроков и внеклассных мероприятий, моделирование заданий, упражнений и т.д.; 
  2. Консультационный центр: ИКТ, русский язык и литература, физика, география и др.
  3. Элективные курсы: «Способы подготовки аудио- и видеоматериалов для мультимедиа», «Психология публичного выступления» и др.
  4. Система мониторинга: анкетирование, тестирование, определение качества работ и др.

   Суть метода состоит в том, что происходит интеграционное связывание структуры содержаний двух или нескольких предметов.

   Совместная работа над проектами на уроках информатики и ИКТ учителям: 

· поможет развить профессиональные компетенции;

· поможет планировать совместные действия с другими учителями-предметниками и учащимися;

учащимся:

· поможет развить и формировать различные ключевые компетенции;

· поможет формировать функциональную грамотность;

· поможет развить процесс социализации школьников;

· даст возможность приложить свои ЗУНы к практически-значимым работам;

· сэкономит время;

· даст осознание и осмысление возможностей использования информационных технологий при выполнении различных задач, в том числе заданий по другим дисциплинам;

· повысит эффективность освоения других учебных предметов.

   Можно обнаружить, что компетентность на уроках информатики и ИКТ формируется за счет проектной деятельности, что предполагает коллективную работу. Многие обучающиеся не имеют навыков коллективной деятельности и этот метод наиболее подходит для её формирования. Здесь выступает следующее немаловажное понятие современной педагогики как толерантность.

«Толерантное воспитание на уроках информатики» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Она подразумевает терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других.

 В коллективной деятельности реализуются следующие направления толерантного воспитания: ·

  1. развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству.
  2.  · толерантность, терпимость к чужому мнению;
  3. · умение вести диалог.

 Помимо самой проектной деятельности можно также само понятие толерантности сделать темой проекта обучающихся.

Таким образом, на уроках информатики и ИКТ можно реализовать и компетентностный подход и воспитание толерантности, как приоритетные цели современного образования. Это позволит увеличить объем получаемой информации, структурировать её, повысить интерес к предметам, что в свою очередь приведет к повышению качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая презентация педсовета"Дифференциация обучения - как один из факторов повышения качества образования. "

Презентация педсовета  включает в себя основные вопросы, связанные с организацией дифференцированного подхода к учащимся.Рассмотрены виды и способы  дифференциации.Предложена последовательно...

"Профессиональная компетентность педагога - главный фактор повышения качества образования".

В статье кратко  рассматриваются новые компетенции педагога: информационная грамотность и информационная компетентность....

личностно-ориентированный подход как фактор повышения качества образования.

Эта статья-разработка для учителей русского языка....

выступление на педсовете на тему «Личностно ориентированный подход, как фактор повышения качества образования в МБОУлицей г.Зернограда»

Доклад (выступление на педсовете) на тему «Личностно ориентированный подход, как фактор повышения качества образования в МБОУлицей г.Зернограда». В данном выступлении я поделилась с коллегами о своем ...

Доклад «Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования на уроках английского языка: обучение в сотрудничестве»

Доклад «Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования на уроках английского языка: обучение в сотрудничестве» предназначен для учителей английского я...

Выступление на педсовете "Мотивация обучающихся как главное условие повышения качества образования на уроках немецкого языка"

Выступление на педсовете "Мотивация обучающихся как главное условие повышения качества образования на уроках немецкого языка"...