Применение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках истории как способ повышения качества образования обучающихся
статья по истории
В рамках «Реализации проекта «Цифровая школа» в педагогической деятельности на уроках истории максимально эффективно используются цифровые образовательные платформы, онлайн-материалы и ресурсы Российской электронной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_tsifrovyh_obrazovatelnyh_resursov.docx | 424.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгушин И.В., учитель истории и обществознания
МАОУ «Лицей» г.Тобольск
Применение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
на уроках истории как способ повышения качества образования
обучающихся
В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» (Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203) и программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р) обозначены необходимых условий для развития в России цифровой экономики. Поэтому в системе образования необходимо широко использовать информационные технологии и цифровые образовательные ресурсы в соответствии с требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС.
В рамках «Реализации проекта «Цифровая школа» в педагогической деятельности на уроках истории максимально эффективно используются цифровые образовательные платформы, онлайн-материалы и ресурсы Российской электронной школы.
Преимущества применением ЦОР в организации образовательного процесса очевидны: возрастает положительная мотивация обучения, активизируется познавательная деятельность обучающихся, обеспечивается высокая степень дифференциации и индивидуализации обучения, развивается логическое и критическое мышление, воображение, самостоятельность.
Успешному развитию познавательной активности и самостоятельности лицеистов помогает проведения интегрированных уроков, организация проектно-исследовательской деятельности с использованием мультимедийных интерактивных технологий.
Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 30–50 %. Мультимедиа-программы представляют информацию в различных формах и тем самым повышают эффективность процесса обучения.
С методических позиций мультимедиа имеют следующие демонстрационные преимущества:
- представляют в трехмерном пространстве информацию, которая может быть дозирована в соответствии с особенностями процесса обучения;
- с помощью слайдов можно применять разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную;
- можно использовать различные видеофрагменты, картинки, схемы, диаграммы, показывать опыты, которые по требованиям охраны труда нельзя проводить в школе.
Одним из наиболее актуальных средств обучения являются видеоуроки, позволяющие сделать учебные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Такой методический прием, как видео- обучение позволяет сделать учебный материал более наглядным и может являться важным инструментом для самостоятельной подготовки обучающихся. Также данный подход можно использовать как одну из форм дистанционного обучения.
Актуальность внедрения видеоуроков в обучение обуславливается следующим причинами:
- при изучении учебного материала в формате видео обучающийся может регулировать процесс обучения, именно, пересматривать видеоматериал с необходимого места, приостанавливать просмотр, тем самым детально изучить непонятные (сложные) или особенно важные ему моменты;
- эффективность видеоуроков возрастает благодаря тому, что обучающийся воспринимает данный ему материал двумя органами чувств – зрение и слух, поэтому такой материал содержит большее количество информации, чем отдельно взятые текстовое изложение или аудио сопровождение (комментарии);
- изучение видеоуроков позволит обучающемуся увидеть теоретическую и практическую часть занятия, наблюдая при этом его реальный процесс, тем самым понять и закрепить продемонстрированный материал, а также оценить временные затраты при решении конкретной практической задачи;
- обучение может проходить в любое удобное время и место, создавая при этом у обучающегося чувство личного присутствия на занятии.
Видеоуроки все больше и больше применяются в учебных целях, тем более что современные мультимедийные технологии позволяют создавать материал высокого качества.
Для создания видеоуроков используются технические и программные средства. К техническим средствам создания уроков относятся:
- видеоаппаратура (видеокамеры, фотокамеры);
- аудиоаппаратура (микрофоны, микшеры);
- компьютеры.
К программным средствам можно отнести: ПО записи видео- и аудиоматериалов с периферийных устройств; ПО создания видео- и аудиоматериалов; ПО обработки видео- и аудиоматериалов (Киностудии Windows Live, VideoPad Video Editor, Camtasia Studio, Vegas Pro).
Можно выделить два метода для создания видеоуроков:
- запись видео при помощи видеокамеры;
- запись сигнала с аппаратуры, которая выдает изображение, как правило, это монитор компьютера.
Первый способ использует видеокамеру для записи. Особенностью данного способа является: выбор характера изображения и кадра, определение правильных фокусировки, композиции, светоосвещения, что очень затруднительно не профессионалу.
Во втором случае используется скринкаст. Скринкаст (англ. screencast) – цифровая видеозапись информации, выводимой на экран компьютера, также известная как videoscreencaptur (досл. «видеозахват экрана»). Часто сопровождается голосовыми комментариями. Для создания скринкастов используют не web или видеокамеры, а специальное ПО.
Информационно-обучающие программы позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем, полностью реализовать принцип адаптивности к индивидуальным возможностям ребенка, соответствовать индивидуальному темпу учебно-познавательной деятельности. Обучение носит диалоговый характер, при котором учитель в любой момент может внести в него необходимые коррективы. На уроках могут оптимально сочетаться индивидуальная и групповая формы работы. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта. Таким образом, достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов.
Тестирующие программы (типа «Репетитор») обеспечивают строго индивидуальные и дифференцированные диагностику и контроль знаний учащихся.
Преимущества тестирования: объективность, простота, массовость.
Введение новых ФГОС изменило методологию образования, перестроило учебно-воспитательный процесс. Развитие сетевого взаимодействия педагогов и родителей – это инновационный шаг, возможность работать в едином направлении не только в назначенном времени, но и в назначенном месте.
Цифровые ресурсы и материалы можно и нужно использовать в работе с родителями.
Информационное пространство взаимодействия «образовательное учреждение – родитель/законный представитель»:
- мессенджеры, блоги, сайты;
- продуктивное сотрудничество с родителями через интерактивные опросы;
- медиапроектирование вместе с родителями. Родительские клубы как форма поддержки медиапроектирования с обучающимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья о применении цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка
применение Интернет- ресурсов на уроках английского языка...
Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках географии
Выступление на МО учителей естественно-гуманитарного цикла....
Применение цифровых образовательных ресурсах на уроках истории
Статья на тему "Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках истории"...
Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающее обучении с целью повышения качества образовательного процесса в школе. Проект "Помогай-ка".
Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья,...
Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка
Современные образовательные технологии дают возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время. Они ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативно...
Мастер-класс «Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках географии для повышения качества образования».
Мастер-класс позволяет облегчить поиск материалов и образовательных платформ для дистанционной работы и дополнительной подготовки к урокам географии....
Применение цифровых образовательных ресурсов как способ повышения эффективности урока физики
Цифровые образовательные ресурсы становятся все более популярными в учебном процессе благодаря их способности повышать интерес обучающихся к предмету, улучшать понимание материала и способствовать раз...