Применение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках истории как способ повышения качества образования обучающихся
статья по истории

Долгушин Иван Владимирович

В рамках  «Реализации проекта «Цифровая школа» в педагогической деятельности на уроках истории максимально эффективно используются цифровые образовательные платформы, онлайн-материалы и ресурсы Российской электронной школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_tsifrovyh_obrazovatelnyh_resursov.docx424.12 КБ

Предварительный просмотр:

Долгушин И.В.,  учитель истории и обществознания

МАОУ «Лицей» г.Тобольск

Применение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

на уроках истории как способ повышения качества образования

 обучающихся

В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» (Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203) и программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р) обозначены необходимых условий для развития в России цифровой экономики. Поэтому  в системе образования необходимо широко использовать информационные технологии и цифровые образовательные ресурсы в соответствии с требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС.

В рамках  «Реализации проекта «Цифровая школа» в педагогической деятельности на уроках истории максимально эффективно используются цифровые образовательные платформы, онлайн-материалы и ресурсы Российской электронной школы.

Преимущества применением ЦОР в организации образовательного процесса очевидны:  возрастает положительная мотивация обучения, активизируется познавательная деятельность обучающихся, обеспечивается высокая степень дифференциации и индивидуализации обучения, развивается логическое и критическое мышление, воображение, самостоятельность.

Успешному развитию познавательной активности и самостоятельности лицеистов помогает проведения интегрированных уроков, организация проектно-исследовательской деятельности с использованием мультимедийных интерактивных технологий.

4abad36948ed1100564104081e88e7ff.jpg

Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 30–50 %. Мультимедиа-программы представляют информацию в различных формах и тем самым повышают эффективность процесса обучения.

С методических позиций мультимедиа имеют следующие демонстрационные преимущества:

- представляют в трехмерном пространстве информацию, которая может быть дозирована в соответствии с особенностями процесса обучения;

- с помощью слайдов можно применять разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную;

- можно использовать различные видеофрагменты, картинки, схемы, диаграммы, показывать опыты, которые по требованиям охраны труда нельзя проводить в школе.

istoria_12.10.13_coloseum.jpg

Одним из наиболее актуальных средств обучения являются видеоуроки, позволяющие сделать учебные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Такой методический прием, как видео- обучение позволяет сделать учебный материал более наглядным и может являться важным инструментом для самостоятельной подготовки обучающихся. Также данный подход можно использовать как одну из форм дистанционного обучения.

Актуальность внедрения видеоуроков в обучение обуславливается следующим причинами:

- при изучении учебного материала в формате видео обучающийся может регулировать процесс обучения, именно, пересматривать видеоматериал с необходимого места, приостанавливать просмотр, тем самым детально изучить непонятные (сложные) или особенно важные ему моменты;

- эффективность видеоуроков возрастает благодаря тому, что обучающийся воспринимает данный ему материал двумя органами чувств – зрение и слух, поэтому такой материал содержит большее количество информации, чем отдельно взятые текстовое изложение или аудио сопровождение (комментарии);

- изучение видеоуроков позволит обучающемуся увидеть теоретическую и практическую часть занятия, наблюдая при этом его реальный процесс, тем самым понять и закрепить продемонстрированный материал, а также оценить временные затраты при решении конкретной практической задачи;

- обучение может проходить в любое удобное время и место, создавая при этом у обучающегося чувство личного присутствия на занятии.

Видеоуроки все больше и больше применяются в учебных целях, тем более что современные мультимедийные технологии позволяют создавать материал высокого качества.

Для создания видеоуроков используются технические и программные средства. К техническим средствам создания уроков относятся:

- видеоаппаратура (видеокамеры, фотокамеры);

- аудиоаппаратура (микрофоны, микшеры);

- компьютеры.

К программным средствам можно отнести: ПО записи видео- и аудиоматериалов с периферийных устройств; ПО создания видео- и аудиоматериалов; ПО обработки видео- и аудиоматериалов (Киностудии Windows Live, VideoPad Video Editor, Camtasia Studio, Vegas Pro).

Можно выделить два метода для создания видеоуроков:

- запись видео при помощи видеокамеры;

- запись сигнала с аппаратуры, которая выдает изображение, как правило, это монитор компьютера.

Первый способ использует видеокамеру для записи. Особенностью данного способа является: выбор характера изображения и кадра, определение правильных фокусировки, композиции, светоосвещения, что очень затруднительно не профессионалу.

Во втором случае используется скринкаст. Скринкаст (англ. screencast) – цифровая видеозапись информации, выводимой на экран компьютера, также известная как videoscreencaptur (досл. «видеозахват экрана»). Часто сопровождается голосовыми комментариями. Для создания скринкастов используют не web или видеокамеры, а специальное ПО.

3e32e060dcec7c353cc0f2e2d79186da.jpg

 

 Информационно-обучающие программы позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем, полностью реализовать принцип адаптивности к индивидуальным возможностям ребенка, соответствовать индивидуальному темпу учебно-познавательной деятельности. Обучение носит диалоговый характер, при котором учитель в любой момент может внести в него необходимые коррективы. На уроках могут оптимально сочетаться индивидуальная и групповая формы работы. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта. Таким образом, достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов.

Тестирующие программы (типа «Репетитор») обеспечивают строго индивидуальные и дифференцированные диагностику и контроль знаний учащихся.

Преимущества тестирования: объективность, простота, массовость.

Введение новых ФГОС изменило методологию образования, перестроило учебно-воспитательный процесс. Развитие сетевого взаимодействия педагогов и родителей – это инновационный шаг, возможность работать в едином направлении не только в назначенном времени, но и в назначенном месте.

Цифровые ресурсы и материалы можно и нужно использовать в работе с родителями.

Информационное пространство взаимодействия «образовательное учреждение – родитель/законный представитель»:

- мессенджеры, блоги, сайты;

- продуктивное сотрудничество с родителями через  интерактивные опросы;

- медиапроектирование вместе с родителями. Родительские клубы как форма поддержки медиапроектирования с обучающимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья о применении цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка

применение Интернет- ресурсов на уроках английского языка...

Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках географии

Выступление на МО учителей естественно-гуманитарного цикла....

Применение цифровых образовательных ресурсах на уроках истории

Статья на тему "Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках истории"...

Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающее обучении с целью повышения качества образовательного процесса в школе. Проект "Помогай-ка".

Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья,...

Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка

Современные образовательные технологии дают возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время. Они ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативно...

Мастер-класс «Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках географии для повышения качества образования».

Мастер-класс позволяет облегчить поиск материалов и образовательных платформ для дистанционной работы и дополнительной подготовки к урокам географии....

Применение цифровых образовательных ресурсов как способ повышения эффективности урока физики

Цифровые образовательные ресурсы становятся все более популярными в учебном процессе благодаря их способности повышать интерес обучающихся к предмету, улучшать понимание материала и способствовать раз...