Организация урока как фактор, повышения качества образования
учебно-методический материал по теме
Материал раскрывает общие подходы к форированию целей и задач урока, его структурной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_uroka_kak_faktor.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация урока как фактор, повышения качества образования.
В современной школе преобладающей формой учебного процесса остаётся урок. Нарушение закономерностей в организации и содержании урока может привести к негативным явлениям во всём учебно-воспитательном процессе. Соответственно вырастают требования к организации учебного процесса в целом и к уроку в частности. Для этого требуется соблюдение единства дидактических и методических принципов организации урока. Под структурой урока следует понимать логическое взаиморасположение, и связь элементов (этапов), обеспечивающих основное качество урока как системы – его целостность. Что может выразиться в соблюдении единого подхода к организации и проведении урока. Исходя, из всего выше изложенного этими принципами следует считать:
- определение цели и задачей урока,
- выбор типа урока,
- определение вида урока,
- определение структуры, в соответствии с целями и задачами, а также содержания обучения,
- уточнение методов и приёмов обучения в соответствии с поставленными целями.
Рассмотрим более подробно указанные принципы. В выборе цели урока встречаются наибольшие затруднения. Зачастую к их постановке подходят стихийно, на уровне интуиции, формулируя: «Рассказать учащимся…», «Познакомить со свойствами…». Цель урока – это деятельность педагога, его познавательное стремление, решение изменить степень обученности, воспитанности развитости учащихся. Цель учебного занятия должно быть единой, максимально конкретизируюсь в триединстве учебных задач, на достижение которых подчиняется вся деятельность педагога. Учебные задачи несут обучающий, воспитательный и развивающий характер и должны прослеживаться «красной нитью» в ходе всего урока. Запланированный уровень цели урока выражается в формулировке его задач. Неразрывность обучающих, развивающих и воспитательных задач – составляющие единого образовательного процесса. Согласно концепции содержания образования И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина образовательный результат представляет собой осваиваемый способ деятельности, трёхкомпонентный по своей структуре. Его обучающая составляющая указывает на знания, умения, навыки, применение способов деятельности, развивающая – предполагает формирование мыслительных умений, соответствующего освоения опыта, воспитательная – фиксирует уровень мотивов и отношений, необходимый для такой деятельности.
Главное требование к формулировке задач урока – возможность их решения в рамках определённого способа деятельности. Приведенная таблица ориентирует учителя в постановке задач урока с учётом этих требований.
Таблица № 1. Формулировка задач урока.
Задачи урока. | Формулировка задач урока. |
Обучающая. | Знакомство с информацией, обеспечить усвоение, обобщить, отработать, понимание основ, формирование навыков, постижение сути, принципов, внутренних связей, решение задач определённого вида, формирование опыта переноса освоенных способов деятельности в новую ситуацию. |
Развивающая. | Формирование мыслительных действий, мышления, распознавание образов, понимание, запоминание, контроль действий, развитие мыслительных умений, установление взаимосвязи, понимание сути, освоение навыков самообразования, развитие творческого мышления. |
Воспитательная. | Воспитание исполнительности, послушности, аккуратности, воспитание мотивов, привычки к действию на основе понимания целесообразности, критичности, воспитание самореализации. |
Обдумывание цели урока и средств её достижения – исходная позиция повышения эффективности урока. Хорошим уроком будет тот урок, в котором все ключевые элементы технологично ориентированы на заданную образовательную цель и согласованны. Эффект урока будет также определяться тем, насколько полно его цели и содержание согласованы с логикой предыдущих занятий. Таким образом, в основе урока должен реализовываться целевой подход к изучению учебного материала.
Задачи обучения предполагают формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и выражаются в:
- обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств, особенностей.
- обобщить и систематизировать знания по конкретной теме, вопросу.
- отработать определённые навыки и умения,
- устранить пробелы в знаниях,
- добиться усвоения учащимися конкретных понятий, вопросов.
Задачи воспитания предполагают формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. А именно:
- воспитание патриотизма,
- воспитание гуманности,
- воспитание мотивации труда и добросовестного отношения к нему,
- воспитание мотивов учения,
- воспитание эстетических взглядов,
- воспитание дисциплинированности.
Задачи развития заключатся в развитии на уроке психических качеств учащихся, а также в выработке определенных умений и навыков. Среди основных развивающих задач нужно выделить:
- развитие мышления, в частности аналитического, синтезирующего, абстрактного,
- развитие познавательных умений (выделение главного, составление планов, тезисов, конспектов, наблюдать, делать опыты, развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности),
- развитие общетрудовых и политехнических умений,
- развитие умений учебного труда,
- развитие психических качеств, а в частности воли и самостоятельности.
Следующим этапом в организации урока является выбор и уточнение типа и вида урока. Тип урока является более обобщенной единицей образовательного процесса и из него вытекает, в какой форме данное учебное занятие будет проводиться. Согласно существующей в современной методической литературе можно выделить следующую типологию уроков.
Таблица № 2. Типология уроков.
Тип урока | Форма урока |
Уроки формирования новых знаний. | Вводные, вступительные, лекционные, урок-путешествие, урок-исследование, учебная конференция. |
Уроки обучения умениям и навыка, их совершенствование. | Практикумы, практические работы, урок-диалог, уроки ролевой и деловой игры. |
Уроки обобщения, систематизации и повторения знаний, закрепление умений и навыков. | Повторительно-обобщающие уроки, уроки упражнения, семинары, диспуты. Игровые уроки, интегрированные театрализованные уроки, уроки консультации, уроки конкурсы, уроки соревнования. |
Уроки проверки и учета знаний и умений. | Контрольные работы, зачет, урок-конкурс. Смотр знаний, защита творческих работ и проектов. |
К такому часто выделяемому типу урока как комбинированный нужно относиться очень критически. Образно говоря, урок – это не солянка, в которой можно смешать несколько овощей. В зависимости от доминирующего вида деятельности учителя и учащихся любой урок можно отнести к одному из выше перечисленных типов.
Следующим в структурировании учебного занятия будет определение структуры урока, под которой следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока. В основе структуры урока будет лежать цель деятельности преподавателя и его учеников. Дидактической основой структуры урока будет систематическое применение усвоенных знаний и умений в учебной деятельности. Исходя из этого можно, придерживаться следующей структуры урока:
- актуализация прежних знаний,
- мотивация учебного занятия в получении или закреплении на нем знаний и умений,
- формирование новых понятий и способов действия,
- формирование умений и навыков,
- закрепление знаний и умений через личностную оценку.
Данные элементы структуры урока можно свести в три основных блока:
- Ориентировочно-мотивационный этап, куда входят актуализация знаний и мотивация учебного занятия,
- Операционно-исполнительный этап, включающий формирование знаний, умений и навыков,
- Рефлексивно-оценочный этап, который заключается в закреплении и личностной оценке полученных знаний и умений, их нужности и необходимости.
Рассмотрим более конкретно каждый элемент структуры урока. Актуализация означает востребованность прежних знаний и способов действий, психологическую подготовку учащегося к занятию. Актуализация включает в себя контроль за состоянием знаний учащихся, их умений и навыков и проявляется либо в форме опроса, или в форме проверки выполнения учебных заданий через различные виды деятельности. С актуализацией тесно связана мотивация, которая выявляет внутренние и внешние потребности в получении знаний, формировании навыков и умений. Мотивация возбуждает интерес к получаемым знаниям, создает необходимый эмоциональный настрой. На данном этапе учителю необходимо четко разъяснить ученикам, какие знания и умения они приобретут и для чего они нужны, где потребуются в дальнейшем. Формированию мотивации способствует яркое содержание учебного материала, необычная форма его преподнесения, вызывающая у учащихся удивление, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, споры и дискуссии, анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения, умелое применение учителем поощрения и порицания.
Операционно-исполнительный этап урока включает в себя формирование новых понятий и способов действий и заключается в деятельности учителя по объяснению нового учебного материала или организации деятельности учащихся по самостоятельному приобретению новых знаний и умений. На данном этапе приемы и способы деятельности учителя и учащихся будут зависеть от типа и формы урока и их умелое, и грамотное использование определит всю эффективность урока. Деятельность учи теля и учащихся может быть репродуктивной или продуктивной, ни в коем случае нельзя пренебрегать всеми многообразными возможностями репродуктивной деятельности, необходимо стремиться, чтобы методические приёмы, предполагающие организацию репродуктивной деятельности переходили в продуктивную деятельность. На данном этапе происходит также формирование умений и навыков, включающая в себя отработку навыков применения знаний путем многократного повторения тех или иных умственных и практических действий, операций.
Рефлексивно-оценочный этап особенно важен с психологической стороны, так как включает личностную оценку полученных знаний и умений, формирует у учащегося понимания личностной ценности знаний, развивает веру в себя, воспитывает собственную положительную самооценку, показывает личностный успех ребёнка, а также показывает учителю, что понятно и доступно его ученикам, а над чем нужно ещё поработать. Учитель может дать домашнее задание на любом этапе урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура занимает малый отрезок времени, но имеет важное значение. Задание на дом входит в структуру урока как самостоятельный элемент, преследуя цель углубления и развития знаний и умений учащихся, развития их самостоятельности и творческого мышления. Но на последнем этапе урока учитель должен напомнить о домашнем задании, проследить, чтобы оно было зафиксировано учениками и необходимо дать инструктаж по его выполнению.
Исходя из всего вышеизложенного, можно установить взаимосвязь между методической и дидактической структурой урока, которая выразится в следующем (таблица №3.).
Таблица № 3. Взаимосвязь методической и дидактической структуры урока.
Дидактическая структура. | Методическая структура. |
Актуализация. | Опрос, упражнения, решение задач, постановка опыта, демонстрация. |
Мотивация. | Сообщение темы, целей, задач урока, личностной значимости знаний. |
Формирование новых знаний и способов деятельности. | Объяснение учебного материала в различных формах, демонстрация опытов, фильмов, видеофрагментов. Решение познавательных задач. |
Формирование умений и навыков. | Решение задач, упражнений, самостоятельная работа. Задание на дом. |
Рефлексия. | Оценка собственных успехов. |
Таким образом, в основе эффективного урока лежит понимание того, что цель и задачи обучения, развития и воспитания учащихся достигаются за счет глубокого и органического единства и согласования с содержанием учебного материала, методами обучения, а также формой организации учебно-познавательной деятельности школьников, которая должна быть структурированной и логичной.
Литература.
1. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики/ Под ред. М.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.
2. Шамова Т. И. Урок. Как его конструировать./ Биология в школе, 1988,№4.
С. 19-24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная методика как фактор повышения качества образования в обучении иностранному языку
Проектная методика является альтернативным подходом в современ- ной системе образования, новой педагогической технологией, представляющей собой ди- дактическое средство активизации познавательной де...
Технологизация учебного процесса как фактор повышения качества образования
В статье рассматривается вопрос использования проекта "Подготоака к внешней оценке учебных достижений" с точки зрения технологизации учебного процесса. Статья будет полезна широкому кругу учителей.ТЕХ...
Методическая презентация педсовета"Дифференциация обучения - как один из факторов повышения качества образования. "
Презентация педсовета включает в себя основные вопросы, связанные с организацией дифференцированного подхода к учащимся.Рассмотрены виды и способы дифференциации.Предложена последовательно...
Презентация ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик успешен, проявляет свою интеллектуальную состоятельность и самостоятельность ...
Автореферат Проектная методика как фактор повышения качества образования
Проектная методика является альтернативным подходом в современной системе образования, представляющей собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, формирования лично...
Итоговый аналитический отчет Первого Международного научно-практического заочного (дистанционного) семинара по теме: "Ключевые компетенции директора школы как фактор повышения качества образования" ( 09-23 апреля 2012 года)
В данном материале содержится итоговый аналитический отчет по результатам моей научно-исследовательской работы....
Дифференциация и индивидуализация обучения - важнейший фактор повышения качества образования.
Дифференциация и индивидуализация обучения - важнейший фактор повышения качества образования.В каждом классе нашей школы , как в любой школе учатся ученики разные по своему уровню развития, и по...