ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ПБ
учебно-методический материал на тему
Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyup_18-19god_.docx | 43.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Согласовано Утверждено
Зам.директора по ВР Зам.директора по УВР Директор МАОУ СОШ №19МГО
__________Л.Е.Носова _________К.С.Хмелева __________ Д. А.Шустов
От «____» ___________ «____»______________ «_____»_________________
Приказ №______от ____________
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Дружина юных пожарных»
(социальное направление)
5-9 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ___ от «_____» _____________2018 г.
2018-2019 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных» разработана на основе авторской программы В.А.Горского « (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. -111с. )
Новизна.
В основу программы внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Актуальность программы:
Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха.
В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в силу возрастных психофизиологических особенностей – чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и получения травм детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально-опасными личностями. Эти обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе может сыграть предлагаемая для внеурочной деятельности в начальной школе программа «Отряд юных пожарных».
В процессе обучения по данной программе дети приобретают знания, умения и навыки по поведению в быту, на улицах, в природе; на занятиях рассматриваются необходимые меры по безопасности в обращении с огнем, с приборами пожаротушения и во многих других ситуациях.
Целью рабочей программы является повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности, подготовка детских добровольных пожарных дружин.
Задачи.
Рабочая программа направлена на формирование у младших и старших школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, и, в конечном счете, для воспитания личности безопасного типа - личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни человека, осознающей их важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.
В авторскую программу внесены изменения: в авторской программе количество часов в год - 70 ч изменено на 34 ч, так как согласно календарному графику работы школы в 5-9 классах должно быть 34 учебные недели.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных» рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста 12-17 лет.
Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 1 года обучения по 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.
Формы организации внеурочной деятельности:
- беседы;
- экскурсии;
- викторины;
- презентации;
- театрализованное представление.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- выраженной устойчивой познавательной мотивации;
- положительной, адекватной, дифференцированной самооценки;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиции партнёров в общении, устойчивое следование в поведении моральным нормам;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь; Регулятивные результаты:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять инициативу в сотрудничестве;
- самостоятельно, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
Познавательные результаты:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные результаты:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
- последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Основными способами достижения планируемых результатов является проведение по окончании изучения раздела обобщающих игр, викторин, конкурсов, практических занятий.
В результате освоения программы
«Дружина юных пожарных», учащиеся должны
знать:
- основные положения нормативных документов по организации тушения пожаров и ведения аварийно-спасательных работ;
- принципы организации и порядок тушения пожаров4
- особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудование, приборов, инструментов, приспособлений;
Приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
Способы переноски и транспортировки пострадавших при различных травмах. научиться:
- применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пожаротушения, приборы, оборудование и средства связи;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.
иметь представление:
- об отечественном и зарубежном опыте тушения пожаров;
- о перспективах развития отечественных аварийно-спасательных средств и средств пожаротушения;
- о природных явлениях региона;
- о процессе горения, пожаре и его развитии, особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах.
Обучающиеся участвуют в рейдах по проверке противопожарного состояния школы, выступают в составе агитбригад.
Содержание программы курса внеурочной деятельности.
I. Пожарно - профилактическая подготовка.
- Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных России. Положение о ДЮП (Приложение 1)
Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II,; пожары Москвы; научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
Практическая работа: составление словарика научно-технических терминов.
- Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания.
Понятие о физико-химических основах горения. Огонь – друг и враг человека; какую пользу приносит огонь человеку; как человек научился управлять огнем. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнем.
Практическая работа: демонстрация особенностей возгорания различных горючих материалов; демонстрация действия различных средств пожаротушения.
- Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах.
Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах.
Практическая работа: выполнение презентаций на тему «Причины возникновения пожаров»
- Правила пожарной безопасности в школе и в быту.
Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.
Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях.
- Что делать при возникновении пожара?
Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приемов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре.
Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения. Выполнение памяток по теме.
- Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.
Практическая работа: подготовка иллюстрированных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.
Тактико-техническая подготовка
- Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения
Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией.
Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных; проведение организационно - деятельностной игры по отработке действий юных пожарных при возникновении возгорания.
- Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование
Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих средств. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно- техническое вооружение.
Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе. Экскурсия в пожарную часть. Изготовление поделок на тему «Средства тушения пожара»
- Основы профессии пожарного
Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами пожарного дела.
Формирование у ребят необходимых волевых и морально психологических качеств.
Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.
Практическая работа: выполнение рисунков на тему «Профессия пожарного»
- Первичная доврачебная помощь при пожаре
Освоение приемов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечнососудистая система. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь.
Практическая работа: тренинги по освоению приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.
- Противопожарное водоснабжение
Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы подачи воды при пожаре. Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоемы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение.
Практическая работа: освоение на практике на доступном уровне противопожарного водоснабжения.
- Подведение итогов. Проведение мероприятий противопожарной направленности
Подведение итогов работы объединения «Дружина юных пожарных». Подготовка к мероприятиям.
Практическая работа: проведение мероприятий противопожарной направленности.
Формы контроля: Контрольно-измерительные материалы (Приложение2)
Техническое оснащение учебных занятий: компьютер, проектор.
Учебный план
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. Пожарно-профилактическая подготовка | ||||
1 | Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных России |
3 |
2 |
1 |
2 | Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания. (Рейд в микрорайоне школы совместно с сотр ВДПО) |
5 |
4 |
1 |
3 | Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах (Викторины 1-4 класс) |
3 |
2 |
1 |
4 | Правила пожарной безопасности в школе и в быту |
2 |
1 |
1 |
5 | Что делать при возникновении пожара? | 2 | 1 | 1 |
6 | Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности (Оформление стенда для уч-ся 8-11кл) |
2 |
1 |
1 |
II. Тактико-техническая подготовка | ||||
1 | Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения |
4 |
3 |
1 |
2 | Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование (Отработка навыков ) |
4 |
3 |
1 |
3 | Основы профессии пожарного
|
2 |
1 |
1 |
4 | Первичная доврачебная помощь при пожаре |
2 |
1 |
1 |
5 | Противопожарное водоснабжение | 1 | 1 | 0 |
6 | Подготовка к СЛЕТУ ДЮП г.Асбест |
3 |
2 |
1 |
7 | Проведение мероприятий по ПБ Подведение итогов. . |
1
| 0 |
1 |
Итого |
| 34 | 22 | 12 |
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ О ДРУЖИНАХ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Дружины юных пожарных – добровольные объединения школьников, которые создаются с целью воспитания у них мужества, гражданственности, находчивости, бережного отношения к собственности, коллективизма и творчества, а также физической закладки, профессиональной ориентации.
2. Основными задачами дружин юных пожарных являются:
а) активное содействие школе в воспитании учащихся, их всестороннем развитии, выработке у школьников активной жизненной позиции;
б) оказание практической помощи взрослым в сохранении собственности, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров;
в) овладение основами пожарного дела, умениями и навыками по предупреждению и тушению пожаров, оказанию первой помощи пострадавшим на пожаре.
3. Дружины юных пожарных создаются из числа школьников по месту жительства добровольными пожарными обществами.
4. Администрация школы при помощи добровольных пожарных обществ и органов пожарной охраны утверждает организатора работы с дружиной юных пожарных из числа учителей.
5. Подготовка организаторов работы с дружинами юных пожарных осуществляется организациями добровольных пожарных обществ совместно с органами пожарной охраны
II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДРУЖИНАМИ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ
6. Работа с дружинами юных пожарных включает следующие основные направления:
- Обучение правилам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения пожара. Изучение первичных средств пожаротушения и ознакомление с пожарной техникой, пожарно-техническим оборудованием, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.
- Привлечение к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем и пожарно-профилактической работе в школах, детских садах, внешкольных учреждениях и жилых домах с использованием технических средств пропаганды, школьных радиоузлов, стенных газет, фотомонтажей, боевых листков, "молний" и уголков юных пожарных.
- Проведение занятий и соревнований по пожарно-прикладному спорту, противопожарных конкурсов, олимпиад, викторин, слетов, организация агитбригад, коллективов самодеятельности, детских кинолекториев, участие в соревнованиях, экскурсиях, походах, рейдах, дозорах, военно-спортивных играх и молодежных фестивалях.
- Посещение выставок, музеев и памятных мест, рассказывающих о подвигах пожарных, сбор новых материалов об истории и людях пожарной охраны и добровольных пожарных организациях, создание при школьных музеях экспозиции боевой славы, организации встреч с заслуженными работниками и ветеранами пожарной охраны и добровольных пожарных обществ, чемпионами и мастерами пожарно-прикладного спорта.
III. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ
7. Членами дружин юных пожарных могут быть учащиеся школ в возрасте от 10 до 17 лет, изъявившие желание активно участвовать в работе дружин.
8. Дружина юных пожарных создается при наличии не менее 10 дружинников и может делиться на отряды и звенья.
IV. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЮНОГО ПОЖАРНОГО
Юный пожарный обязан:
9. Выполнять все правила для учащихся, добросовестно учиться, показывать пример поведения в школе и вне ее.
10. Дорожить честью и званием юного пожарного, активно участвовать в делах дружин, своевременно и точно выполнять задания штаба дружин.
11. Изучать пожарное дело, быть примером в соблюдении правил пожарной безопасности.
12. Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по предупреждению пожаров.
13. Под руководством специалистов пожарной охраны и добровольных пожарных обществ участвовать в проведении пожарно-профилактической работы в поселке, школе, по охране леса от пожаров.
14. Повышать свое спортивное мастерство, заниматься пожарно-прикладным спортом.
15. Всемирно беречь и приумножать собственность, участвовать в борьбе за экономию.
Юный пожарный имеет право:
16. Избирать и быть избранным в руководящие органы дружины юных пожарных.
17. Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности дружины и вносить соответствующие предложения.
18. Обращаться за помощью и консультацией по вопросам пожарной безопасности в пожарную часть и организации добровольных пожарных обществ.
V. РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ
19. Для организационного и методического руководства работой дружин юных пожарных создаются штаб по работе с дружиной юных пожарных в составе представителей детских общественных организаций, управления образования, пожарной охраны, советов добровольных пожарных обществ, печати, телевидения и радиовещания, творческих союзов, спортивных и других организаций.
20. Районные (городские) штабы по работе с дружинами юных пожарных должны:
а) оказывать помощь общеобразовательным школе в создании и организации работы кружка юных пожарных, проверять деятельность дружины, обобщать и распространять положительный опыт работы, давать задания дружинам и координировать планы их работы, принимать участие в разработке и осуществлении мероприятий по предупреждению пожаров;
б) заслушивать отчеты дружины, организатора работы с дружиной юных пожарных, рассматривать материалы на поощрение членов дружин, участвовать в разработке программ соревнований, олимпиад, конкурсов и т.д.;
в) организовывать шефство над дружиной юных пожарных.
31. Школьный штаб по работе с дружиной юных пожарных руководят деятельностью юных пожарных, вырабатывают рекомендации по развитию и совершенствованию форм и методов работы по предупреждению пожаров, организуют массовые мероприятия, изучают и распространяют лучший опыт дружины юных пожарных.
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ
32. Расходы на проведение работ с дружиной юных пожарных (сборы, семинары, слеты, соревнования, смотры, экскурсии, походы, рейды, викторины и т.д.), для культурно- массовой работы, технических средств пропаганды, канцелярских и других принадлежностей, оборудование уголков юных пожарных, обучение членов дружин и общественных организаторов работы с дружинами юных пожарных, осуществляется за счет средств школы.
33. Для проведения практических занятий с дружинами юных пожарных организации добровольных пожарных обществ, органы пожарной охраны и другие заинтересованные организации представляют спортивные базы, инвентарь, выделяют специалистов, а также пожарную технику, оборудование и снаряжение.
Приложение 2
Викторина «Моя безопасность» Вопросы викторины
- Что делать, если загорелась ваша квартира?
- Как правильно вызвать пожарную помощь?
- Как потушить вспыхнувший пожар?
- Что нужно сделать, если на человеке вспыхнула одежда?
- Какие средства пожаротушения существуют?
- Почему во время пожара нельзя открывать окна?
- Сколько электроприборов можно одновременно включать в розетку?
- Что предпринять, если произошло загорание телевизора?
- Почему нельзя держать телевизор в стенке?
- Как потушить электрическую проводку или электрооборудование?
- Почему нельзя применять пенные огнетушители и воду для тушения электрической проводки под напряжением?
- Что можно тушить углекислотным огнетушителем?
- Что такое короткое замыкание?
- Чем дополнительно опасно горение синтетических материалов?
- Какие меры пожарной безопасности нужно соблюдать, уходя из дома?
Ответы викторины
- Позвонить 01.
- Назвать свою фамилию, адрес, сказать, что горит, где пожар.
- Накрыть одеялом или плотным материалом.
- Завернуть плотным одеялом
- Вода, песок, земля, кошма, огнетушители.
- С притоком кислорода огонь вспыхивает сильнее.
- Не более двух, чтобы, не было перегрузки сети.
- Выключить телевизор, вынуть вилку из розетки. Если горение не прекращается, то осторожно залить водой, стараясь не попасть на нагретый кинескоп.
- Телевизор перегревается, а если он загорится, то будет трудно потушить.
- Нельзя их потушить, когда они находятся под напряжением. Необходимо сначала обесточить.
- Вода — проводник электричества, может быть поражение током.
- Им можно тушить электрическую проводку, находящуюся под напряжением, ценные вещи, картины, шторы в театре. Углекислота не оставляет следов.
- Короткое замыкание происходит от перегрузки сети, когда в сеть одновременно включают несколько приборов большой мощности, например утюг, плитку.
- При горении искусственных тканей и волокон (пенопласта, поролона и поливинила) выделяется ядовитый газ.
- Выключить все электрические приборы без присмотра, погасить топящуюся печь, не оставлять без присмотра малолетних детей.
Список литературы:
- Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова Основы безопасности жизнедеятельности 2 класс - М.: «Просвещение», 2010
- Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова Основы безопасности жизнедеятельности 3-4 классы - М.: «Просвещение», 2011
Электронные ресурсы по пожарной безопасности:
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92178f2b-02ec-40f0-96db-
bc60c2b5ecba Основы пожарной безопасности - http://pozarnyi.ru/ - Пожарный сайт
- http://www.01club.ru/ - информационный сайт о пожарной безопасности
- http://www.youtube.com/watch?v=PWKoqorDLbM - Азбука безопасности
- http://www.youtube.com/watch?v=5hQEwTINIE8 - серия мультфильмов
«Пожарный Сэм» - http://www.youtube.com/watch?v=qpKPD901j3I - серия мультфильмов
«Финли. Пожарная машина» - http://www.youtube.com/watch?v=CulQrojIDXk - Фиксики - Огнетушитель
- http://www.youtube.com/watch?v=cTpyJ8lQUZs - Правила пожарной
безопасности для детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...