Социально-педагогический проект "Организация работы с биологическими семьями, родственниками по сохранению общения с детьми, по восстановлению в родительских правах, передаче детей под опеку"
презентация к уроку на тему
Проект направлен на компенсацию негативных процессов в обществе, которые обострили проблемы «социального сиротства», актуализировали задачи социально-педагогической защиты и поддержки детей на реализацию права ребенка – жить в семье.
На сегодня лучшей формой удовлетворения потребностей ребенка сироты является передача его на воспитание в замещающую семью. Но нельзя не учитывать, что если дети не попадают под опеку родственников, то они часто теряют связи с родными, находятся вдалеке от семьи, знакомых, друзей, территории, где начиналось их детство, т.е. испытывают серьезные психологические потери. Все это накладывает на учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность искать новые формы воспитания детей, обеспечивать сохранность родственных связей, работать с кровной семьей воспитанника.
В нашем детском доме большей частью воспитываются дети, родители которых живы (88 %), а значит, дети фактически не являются сиротами. Развитие отношений ребенка с родителями и родственниками становится важным направлением деятельности педагогов. Воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства и привязанности и постоянства отношений, что является основой полноценного развития личности.
Педагоги детского дома не берут на себя функции воссоздания семьи, но пытаются привлечь родителей к детскому дому, изменить взгляд родителя на своего ребенка, помочь ребенку почувствовать место и роль семьи в его жизни. Все это имеет особый смысл, прежде всего, значимый для самого ребенка.
В данной презентации представлен практический опыт ГУ ЯО "Рыбинский детский дом" в работе по данному направлению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта Проект направлен на компенсацию негативных процессов в обществе, которые обострили проблемы «социального сиротства», актуализировали задачи социально-педагогической защиты и поддержки детей на реализацию права ребенка – жить в семье. На сегодня лучшей формой удовлетворения потребностей ребенка сироты является передача его на воспитание в замещающую семью. Но нельзя не учитывать, что если дети не попадают под опеку родственников, то они часто теряют связи с родными, находятся вдалеке от семьи, знакомых, друзей, территории, где начиналось их детство, т.е. испытывают серьезные психологические потери. Все это накладывает на учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность искать новые формы воспитания детей, обеспечивать сохранность родственных связей, работать с кровной семьей воспитанника. В нашем детском доме большей частью воспитываются дети, родители которых живы (88 %), а значит, дети фактически не являются сиротами. Развитие отношений ребенка с родителями и родственниками становится важным направлением деятельности педагогов. Воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства и привязанности и постоянства отношений, что является основой полноценного развития личности. Педагоги детского дома не берут на себя функции воссоздания семьи, но пытаются привлечь родителей к детскому дому, изменить взгляд родителя на своего ребенка, помочь ребенку почувствовать место и роль семьи в его жизни. Все это имеет особый смысл, прежде всего, значимый для самого ребенка.
Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. №481 г. Москва «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» Указаны меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи. Цель проекта : Создание комплекса условий, обеспечивающих право ребенка жить и воспитываться в кровной семье. Задачи проекта: Активизировать работу педагогического коллектива по восстановлению в родительских правах и возврата ребенка в семью. Формировать положительную мотивацию ребенка на восстановление детско-родительских отношений. Оказывать социальную, психологическую и педагогическую помощь биологическим и замещающим семьям. Профилактика социального сиротства
Срок реализации проекта 2 года Для осуществления проблемно-проектного подхода в организации работы над проектом была создана рабочая группа : Лобачева Я.Е., Киселева О.А., Шишонкова И.А., Чистякова О.В., Горланова В.В., Королева Л.А., Червякова И.В.
Направления деятельности: Организационное Информационно-просветительское Диагностическое Социально-психолого-педагогическое
Мониторинг жизнеустройства воспитанников в семьи граждан Ожидаемые результаты: 1. Рост числа детей, устроенных в семьи граждан (кровная семья, замещающая семья) 2. Создан механизм работы с биологическими семьями, родственниками по сохранению общения с детьми, по восстановлению в родительских правах, передачи детей под опеку Ключевые показатели эффективности: Количественные показатели: ( % роста числа устроенных детей ежегодно) Качественные показатели: для детей стабильность размещений (без возврата детей); безопасность устройства.
Результативность возвращения воспитанника детского дома в кровную семью зависит от следующих педагогических условий создания в детском доме и вне его поддерживающей среды для возвращения ребенка в кровную семью, наличия профессиональной готовности педагогов детского дома к инновационной деятельности, реализации индивидуальной для каждого воспитанника программы восстановления отношений с кровными родителями и родственниками, выявления и учета особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, степени их готовности и ресурсности к выполнению родительских функций при принятии решения о возвращении ребенка, создания системы мониторинга и управления данным процессом администрацией детского дома
Этапы работы 1 этап: подготовительный - оформление концепции проекта; 2 этап: основной - реализация программы мероприятий проекта: - изучение методической литературы (накопление метод. литературы) - разработка регламента взаимодействия сотрудников ГУ ЯО « Рыбинский детский дом» по работе с кровными семьями по изучению возможности передачи ребенка в их семьи (представлено на заседании МО); - работа по формированию позитивного образа семьи у воспитанников в условиях детского дома (включение в программу воспитания блока «Воспитание семьянина», проведение цикла открытых занятий по теме «Семья»); - психолого-педагогическое консультирование родителей, родственников, опекунов ( консультации на темы: «Психологический портрет ребенка, особенности взаимодействия», Ведущая деятельность ребенка. Роль взрослого»; «Режим дня», «Способности. Роль взрослого», «Психологическая культура детей. Помощь взрослого», «Отклоняющееся поведение. Алгоритм и виды помощи» - охвачено 11 семей (из числа близких родственников); правовое консультирование родителей, родственников, опекунов при составлении пакета документов – 4 человека; - Написание программы подготовки воспитанника детского дома к жизни в замещающей семье «Каждому ребенку - дом, семью, заботу» 3 этап: заключительный - подготовка отчета о реализации проекта, публикации на сайте детского дома, планирование дальнейших перспектив развития проекта.
Формы работы: Индивидуальные (беседы, телефонное общение, общение в соц. сетях и т.д.) Групповые (круглый стол, конкурсно-игровые программы, встречи, общение за кружкой чая, праздничные мероприятия, соревнования и т.д.). Методы работы: Диагностика. Наблюдение. Опрос. Моделирование. Обмен опытом. Организация. Просвещение.
Одним из важнейших педагогических условий эффективности процесса возвращения воспитанника в кровную семью является подготовка педагогических кадров. Обязательным условием является то, что все сотрудники детского дома (воспитатели, младшие воспитатели и др.) должны быть теоретически и практически подготовлены к осуществлению данной работы. Поэтому цель работы МО по данной теме на первоначальном этапе была направлены на освоение педагогическим коллективом теоретических и методических основ семейного воспитания, формирование у детей мотивации, развития знаний и умений по поддержанию и совершенствованию позитивных родственных отношений, развитие системы консультативного и других видов помощи ребенку, на рефлексию результатов деятельности по перечисленным направлениям.
На заседаниях МО в рамках реализации проекта были рассмотрены и изучены следующие теоретические вопросы: - Работа по формированию позитивного образа семьи у воспитанников в условиях детского дома; - Педагогические условия возвращения воспитанника детского дома в кровную семью; - Основные принципы работы с кровной семьей; - Модели развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социализации воспитанников; - Подготовка детей к передаче в семью, как основной вид деятельности воспитателя (Проблемы, видение деятельности) - Работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению, как способ подготовки детей к передаче в семью (Методы, приемы, технологии) Итогом практической работы рабочей группы стало написание программы подготовки воспитанника детского дома к жизни в замещающей семье «Каждому ребенку – дом, семью, заботу»
Работа по формированию позитивного образа семьи у воспитанников в условиях детского дома
Мониторинг жизнеустройства воспитанников в семьи граждан на данный момент отмечены следующие результаты работы: пользуются гостевым режимом 3 воспитанника из 17, имеющих близких родственников (17% воспитанников) - желают оформить гостевой режим родственники еще 4 воспитанников детского дома; - один запрос родственника на оформление гостевого режима отклонен органами опеки; - один воспитанник возвращен в кровную семью; - один воспитанник – установлена опека; - поддерживают отношения с родственниками 9 воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогические технологии в работе с детьми «группы риска»
Социально-педагогическая работа с детьми "группы риска". Социально-педагогические технологии для профилактики асоциального поведения подростков с отклоняющимся поведением....
презентация "Социально-педагогическое сопровождение в работе с детьми и родителями группы риска"
Данная презентация является выступление на городском семинаре для педагогов-психолоогв и социальных педагогов....
презентация "Современные социально-педагогические технологии в работе в детьми и семьями "группы риска"
Данная презентация раскрывает применяемые мною в работе современные технологии , тнеобходимые для социального педагога...
Презентация "Социально-педагогическое сопровождение в работе с "трудными детьми",
Презентация для использования в работе педагогам....
Социально-педагогические технологии для работы с неблагополучной семьей
Алгоритм работы с неблагополучной семьей...
«Социально – педагогические технологии профилактической работы с детьми, состоящими на внутришкольном контроле».
Основные направления социального педагога школы. Задачи социально-психологического сопровождения ребенка и семьи. Реальные примеры индивидуально-профилактической работы с обучающимися....