«Социально – педагогические технологии профилактической работы с детьми, состоящими на внутришкольном контроле».
статья на тему

Основные направления социального педагога школы. Задачи социально-психологического сопровождения ребенка и семьи. Реальные примеры индивидуально-профилактической работы с обучающимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Социально – педагогические технологии профилактической работы с детьми, состоящими на внутришкольном контроле».

2019 год.

Визитная карточка.

Симонова Ирина Валерьевна

Педагогический стаж - 13 лет

Стаж в должности -  9 лет.

Социальный паспорт

 ГБОУ №398 Красносельского района

(данные на 01.09.2018г.)

2016-2017 учебный год

2017-2018 учебный год

2018-2019 учебный год

Всего учащихся: 511

Всего учащихся: 532

Всего учащихся: 597

Мальчиков - 282

Мальчиков - 278

Мальчиков - 320

Девочек -  229

Девочек - 254

Девочек - 277

Образование родителей:

Образование родителей:

Образование родителей:

Высшее - 290

Высшее - 327

Высшее - 359

Среднее и ср.специальное - 221

Среднее и ср.специальное - 205

Среднее и ср.специальное - 238

Состав семьи:

Состав семьи:

Состав семьи:

Полная - 407

Полная - 411

Полная -

Неполная - 104

Неполная - 121

Неполная -

Опекуны: 8

Опекуны: 10

Опекуны:

Дети – инвалиды: 4

Дети – инвалиды: 5

Дети – инвалиды: 7

Дети из многодетных семей: 60

Дети из многодетных семей: 71

Дети из многодетных семей: 80

Дети, получающие пособие по потери кормильца: 5

Дети, получающие пособие по потери кормильца: 5

Дети, получающие пособие по потери кормильца: 7

Учащиеся, состоящие на учете в ПДН: 0

Учащиеся, состоящие на учете в ПДН: 0

Учащиеся, состоящие на учете в ПДН: 0

Учащиеся, состоящие на внутри школьном контроле: 8

Учащиеся, состоящие на внутри школьном контроле: 4

Учащиеся, состоящие на внутри школьном контроле: 2

Семьи, состоящие на внутри школьном контроле: 1

Семьи, состоящие на внутри школьном контроле: 0

Семьи, состоящие на внутри школьном контроле: 0

Основным направлением работы социального педагога является социализация детей попавших в трудную жизненную ситуацию, развитие их потенциальных способностей и интеграция их в общество. Цель, как социального педагога, так и  всей Службы индивидуального сопровождения ребенка (СИСР) является социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, результатом которого является создание благоприятного социально-психологического климата как основного условия развития, саморазвития и социализации личности.

Основными задачами СИСР являются:

- индивидуальная работа с ребенком и его семьёй

- оказание правовой защиты

- вовлечение ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию в активную социальную и общественную жизнь, с учетом индивидуальности

-взаимодействие с общественными организациями и правоохранительными органами

- профилактика безнадзорности и правонарушений

- пропаганда здорового образа жизни

-отработка и разъяснение правовых и законодательных норм

-патриотическое воспитание учащихся.

Школа № 398 находится недалеко от Военного городка, и в ней обучаются дети, проживающие в домах на улицах, прилегающих к микрорайону школы. Поскольку дома многоквартирные, большой процент наших учащихся проживает в коммунальных квартирах. Многие ребята, обучающиеся в нашей школе, из многодетных, неполных или неблагополучных семей. Исходя из данного аспекта, работа школы имеет свою специфику:

- в течение многих лет  работает служба сопровождения,

- разработана программа по профилактике правонарушений через патриотическое воспитание,

- постоянно ведутся  индивидуальные занятия с учениками и консультации для родителей,

- создана развернутая сеть бесплатных секций и кружков,

- работает служба медиации.

Каждый аспект нашей программы социально-педагогических технологий профилактической работы с детьми, состоящими на внутришкольном контроле, направлен на адаптацию учащихся, на создание условий для наиболее полной реализации своих возможностей каждого ребенка, на комфортное ощущение себя в школе.

Мы считаем, что поскольку наши дети проводят в школе длительное время, они должны иметь возможность не только получить качественные базовые знания, но уметь совладать с различными трудностями, найти свое место в жизни, а также быть коммуникативными и социально-адаптированными.

В школе в этом учебном году обучается 23 класса, из них – 9 – младшая школа и 14 – старшая. На внутри школьном контроле состоит 4 человека (на каждого составлена карта сопровождения и личное дело, хранящееся у социального педагога).

Диагностический этап.

Описание реальных ситуаций с детьми:.

С сентября 2018 года проводилась индивидуально-профилактическая работа в отношении учащихся 398 школы, состоящих на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних: Алексей (6бкл.),  Никита (8кл.), Лика  (11кл.).

Индивидуальная работа ведется по разным причинам. В первом случае – это проявление агрессивности по отношению к окружающим, которое проявляется в повышенной возбудимости и как следствие в неадекватном поведении (кусание, царапанье, шипение, бросание всевозможными предметами, устраивание драк, нанесение побоев). Во втором случае – это предотвращение противоправного поведения, так как имеется склонность к правонарушениям, таким, как общественно опасные деяния. И в третьем случае – это злостное уклонение от воспитания, одобряемое родительским авторитетом.

Индивидуально - профилактическая работа с  Алексеем ведется второй год. Алексей был поставлен на учет в ОДН 9 отдела полиции в 2017 году с целью предупреждения правонарушений, на внутришкольном контроле подросток стоит с 2015 года по причине проявления агрессивности по отношению к окружающим. Алексей воспитывается в неполной семье с матерью и двумя сестрами, отец проживает отдельно с другой семьей, материальную помощь оказывает.

Индивидуальная профилактическая работа велась, как с ребенком, так и с родителями Алексея. Ежемесячно проводились профилактические беседы инспектора по делам несовершеннолетних, социальным педагогом и классным руководителем, контролировалось посещение в школу и успеваемость. С матерью Евгения велась постоянная связь. Также с семьей и ребенком работали специалисты ГБУ ГЦСП «Контакт». Семье была оказана необходимая помощь в правовых вопросах, также был организован досуг несовершеннолетнего, было выдано направление на бесплатное посещение бассейна. Проводимая профилактическая работа дала положительный результат. В течение года не наблюдалось пропусков уроков, ребенок аттестован по всем предметам, поведение хорошее, связь с матерью двухсторонняя.

Индивидуально-профилактическая работа с семьей Александра ведется второй учебный год. На внутришкольный контроль Александр был поставлен в 2015 году в связи с девиантным поведением и систематическими пропусками учебных занятий. В феврале 2016 года Александр был поставлен на учет в подразделение по делам несовершеннолетних 9 отдела полиции в связи со ст. 20.22 КоАП РФ, также была поставлена на учет в полицию его семья. Саша воспитывается в неполной семье (мать-вдова), проживают в комнате в общежитии. У матери Александра сменный график работы (работает сутками), в связи с чем ребенок остается без контроля со стороны взрослых. Ранее было замечено, что мать Александра злоупотребляет спиртными напитками. Проводимая индивидуальная профилактическая работа заключалась в систематическом контроле за семьей и подростком со стороны школы, полиции и специалистами ГБУ ГЦСП «Контакт». Систематические профилактические беседы, классные часы, выходы в семью, беседы с матерью, оказание правовой помощи, оказание помощи в санаторно-профилактическом лечении и трудоустройстве не могло не дать своих положительных результатов. На сегодняшний момент Александр не был замечен в общественно опасных деяниях, в употреблении спиртных напитков, связь с матерью подростка двухсторонняя, все требования и рекомендации со стороны школьной администрации выполняются. Александр с матерью решают вопрос о переводе в ООО «Новое поколение».

Никита был поставлен на учет в подразделение по делам несовершеннолетних и на внутришкольный контроль в мае 2016 года за совершение общественно опасного деяния (ст. 116 ч.1). Систематически проводимая индивидуально-профилактическая работа с подростком в течении года заключалась в работе по профилактике и коррекции отклонений в учебе и поведении, в индивидуальной работе с подростком и его родителями, велась психологическая работа, направленная на осознание своих поступков и выявлений направлений на будущее. Подростку оказана помощь в трудоустройстве в летнее время.

Михаил, учащийся 10 класса был поставлен на профилактический учет в подразделение по делам несовершеннолетних в ноябре 2018 года за распитие спиртных напитков в общественном месте. С подростком на протяжении года велась активно работа по профилактике употребления алкоголя и наркотических средств. Профилактические беседы инспектора ПДН, специалистов ГБУ ГЦСП «Контакт» и социального педагога школы, а также все возможные мероприятия, направленные на формирования здорового образа жизни привели к положительному результату. Михаил активно занимается спортом. Ведет активную жизненную позицию, как в образовательном учреждении, так и за пределами школы.

Методы диагностики.

        В школе существует служба сопровождения, иначе Служба индивидуального сопровождения ребенка (СИСР), первостепенная задача которой социализация детей попавших в трудную жизненную ситуацию.

Первооснова совместной деятельности социального педагога, классного руководители и школьного психолога (малая служба сопровождения) – изучение ситуации развития ребенка, нуждающегося в педагогической поддержке. Для этого необходимо несколько этапов работы, для получения информации:

        I этап.

Работа с классным руководителем.

- Получение информации об уровне социального развития ребенка и семьи

- Ф.И.О., дата рождения

        - адрес, сведения о жилье

        - сведения о родителях, место работы

        - сведения о семье

                 

- Педагогическая характеристика

        - общий уровень развития

        - обучаемость

- стремление к учебным занятиям, предпочитаемые формы занятий, творчества

        - отношения к трудовой деятельности

        - увлечения, хобби, способы проведения досуга

        - профессиональное направление

        - воспитанность

        - особенности способов общения

        - характерные черты личности и поведения

Выводы:

В итоге изучения информации полученной от классного руководителя и сложившейся трудной жизненной ситуации, в которой находиться подросток социальный педагог  переходит ко второму этапу.        

II этап.

Совместная работа с психологом.

Исходя из полученных данных социальный педагог совместно с психологом составляют план совместных действий направленных на преодоление трудной жизненной ситуации и создание ребенку комфортных условий для его учебной деятельности и организации досуга во второй половине дня.  

Выводы:

Для этого понадобится психологическая характеристика, которую психолог составляет на основании проводимых индивидуальных занятий и выявляет психологические качества личности такие, как:

        - тип личности

        - направленность личности

        - доминирующие каналы восприятия информации

        - доминирующие ценности и ценностные ориентации

        - уровень конфликтности

        - инициативность и уровень самостоятельности

        - способность к самоотдаче

        - сформированность точки зрения

        - уровень импульсивности

        - адекватность восприятия критики

        - уровень ответственности

После этого начинается третий этап непосредственной работы с ребенком.

        III этап.

 Работа с ребенком

- наблюдение

- анкетирование

- беседа

- анализ продуктов учебного труда

        IV этап.

Работа с документацией.

- анализ полученной информации

- составление планов комплексной помощи

Цель:

Для выявления причин сложившейся ситуации, опираясь на полученные данные  определить пути дальнейшей деятельности и разработать программу индивидуального сопровождения.

Аналитико-поисковый этап.

На I этапе, при совместной работе с классным руководителем были выяснены следующая информация:

Уровень социального развития семьи

__________________________________________________________________

Социальная карта

  1. Сведения о ребенке

- Ф.И.О.

- Дата рождения

- Домашний адрес, телефон

- состояние здоровья (перенесенные травмы, наличие инвалидности)

-занятия в кружках, секциях во второй половине дня

     2. Сведения о родителях.

        - Ф.И.О. матери

        - образование, место работы, специальность, телефон

        - Ф.И.О. отца

        - образование, место работы, специальность, телефон

     3. Сведения о семье (указать с кем еще живет ребенок: братья, сестры (сколько лет), бабушки, дедушки)

     4. Жилищно-бытовые условия проживания

        -квартира                отдельная

                                коммунальная

        -"Жизненное                комната

        Пространство        часть комнаты (изолированная)

        ребенка"                часть комнаты (неизолированная)

                                нет

   

 5. Признаки жизненной ситуации

        - внешний вид

        - неухоженность

        - пропуск занятий в школе

        - особенности поведения

        - конфликты в школе

        - признаки употребления алкоголя, наркотических и токсических средств

Педагогическая характеристика

Для наиболее точной картины и понимания были составлены диаграммы, наглядно показывающие все основные данные педагогической характеристики.

На данной круговой диаграмме хорошо видно, что у подростка западают такие пункты, как стремление к учебе и невысокий уровень воспитания.

На II этапе были выявлены следующие факты

Которые социальный педагог, совместно с психологом, обработал и полученные данные перевел в диаграммы, для наиболее наглядной картины:

Из данной диаграммы видно, что у подростка очень высокий уровень ответственности и высокая способность к самоотдаче, что поможет в дальнейшей работе в направлении социализации и адаптации мальчика в современных условиях.

Также был составлен график наглядно показывающий

На III этапе ребенку была предложена следующая анкета.

__________________________________________________________________

Анкета по работе с "трудными" подростками.

  1. Укажи, в каком ты классе.
  2. По каким предметам ты имеешь неудовлетворительные оценки (текущие, четвертные)?
  3. Какой предмет ты посещаешь с радостью?
  4. В каких кружках ты занимаешься?
  5. По какому предмету ты посещаешь дополнительные занятия?
  6. Какой преподаватель приглашал тебя на дополнительные занятия?
  7. Кто из преподавателей тебе нравится?
  8. Есть ли в школе занятия по твоему интересу?
  9. Вызывались ли твои родители в школу? Если да-то когда.
  10.  С тобой беседовали индивидуально:
  1. - классный руководитель
  2. - школьный психолог
  3. - социальный педагог
  1. Опаздываешь ли ты на уроки? Как часто?
  2. Сколько уроков в день ты посещаешь?
  3. Выполняешь ли ты домашние задание, и по каким предметам?
  4. Перед кем отчитываешься за прогулы?
  5. Есть ли у тебя взаимопонимание с классным руководителем? С каким-нибудь учителем?
  6. Привлекают ли тебя участие в конкурсах, смотрах, собраниях, вечерах и т.д.
  7. Как часто родители интересуются твоими делами в школе?
  8. Воспитывает ли тебя в школе (да, нет, я ей безразличен)
  9. Кто из взрослых проявляет к тебе наибольшее внимание и наиболее требователен?
  10. Есть ли у тебя настоящий друг?

________________________________________________________________

Цель профилактики на данном этапе создание комфортного условия для развития и обучения подростка, а также обеспечения взаимодействия и координации между ребенком, педагогами и учреждениями дополнительного образования, для развития положительной динамики в дальнейшем поведение подростка.

Постановка задачи.

На данном этапе могут быть следующие задачи:

- Усиление педагогического влияния на подростка

- Разработка  мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений

- Усиление профилактики негативных социальных явлений (употребление алкогольных напитков, токсикомании и т.д.)

- Организация свободного от учебы время, у подростка.

Для решения этих задач социальный педагог совместно с СИСР проводит следующий, деятельный этап работы.

Деятельностный этап.

Для решения поставленных задач на данном этапе была проведена следующая работа:

  1. Постановка на внутришкольный контроль.
  2. Беседа с ребенком, для подтверждения его решения совместно со школой преодолеть возникшие трудности.
  3. Выход в адрес к подростку, для выяснения домашней атмосферы и беседы с матерью.
  4. Во время посещения семьи оформила документы на получение подростком бесплатного питания, а также получила согласие матери на посещение её сыном ГПД (группы продленного дня).
  5. Установила контакт с воинской частью, где на тот момент проходил срочную службу старший брат мальчика.
  6. После выяснения психологического типа ребенка, сориентировала мальчика на занятия в юнармейском движении.
  7. Ребенку была предоставлена возможность досдать задолженности по предметам.
  8. Ежедневно контролировалось посещение подростком школы и в случае отсутствия, приводился из дома за руку.
  9. После проведения профориентационного   теста, проведена беседа с мальчиком по поводу дальнейшего обучения.
  10. Вслед за тем, как подросток стал проявлять активность, посещая мероприятия Юнармии, подросток стал интересоваться историей района, военной подготовкой и самодисциплиной.

Вторичная диагностика.

После всех проведенных мероприятий, поведение подростка заметно улучшилось, но для более достоверной картины, была проведена повторная диагностика, которая повторила всю первичную диагностику, но дала новые результаты и в полной мере отразила текущую ситуацию.

 

На данной диаграмме видно, что по основным пунктам у подростка существенно улучшились показатели. Для сравнения:

- адекватность восприятия критики повысилась на 1 балл.

- способность к самоотдаче повысилась на 2 балла.

- импульсивность понизилась на 1 балл.

- уровень самолюбия и самоуважения повысился на 2 балла, что говорит о том, что подросток начал чувствовать свою ценность и значимость, что в свою очередь показывает нам повышение уровня социализации подростка.

        Пусть показатели повысились всего на 1-2 балла, но при работе с подростками это говорит о том, что имеется положительная динамика и работа проведена не зря. Хотя, конечно, мы не должны останавливаться на достигнутом, но снять мальчика с внутришкольного контроля мы можем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогические технологии в работе с детьми «группы риска»

Социально-педагогическая работа с детьми "группы риска". Социально-педагогические технологии для профилактики асоциального поведения подростков с отклоняющимся поведением....

презентация "Социально-педагогическое сопровождение в работе с детьми и родителями группы риска"

Данная презентация является выступление на городском семинаре для педагогов-психолоогв и социальных педагогов....

презентация "Современные социально-педагогические технологии в работе в детьми и семьями "группы риска"

Данная презентация раскрывает применяемые мною в работе современные технологии  , тнеобходимые для социального педагога...

доклад на тему: "Понятие социально-педагогической технологии в работе социального педагога"

Разбор понятия социально-педагогической технологии в работе социального педагога. Классификация социально-педагогических технологий. Структура социально-педагогической технологии....

Индивидуально-профилактическая работа с детьми состоящими на ОДН и ВШУ (из опыта работы)

В данной статье представлены содержание формы  и методы по работе с детьми состоящими на учетах в ОДН и ВШУ....

Выступление на конференции "Организация игровых перемен с использованием настольных игр в профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися на внутришкольном контроле, в условиях общеобразовательной школы"

В докладе описывается реальный опыт работы педагогов школы в профилактике школьного травматизма, организации досуга на переменах. Если в школе перемена - мы играем непеременно!...

Возможности проектной деятельности, как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Для  коррекции  у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей эмоционально-личностных нарушений, формирования социально-психологических навыков,  умения выражать  свои...