«Социально – педагогические технологии профилактической работы с детьми, состоящими на внутришкольном контроле».
статья на тему
Основные направления социального педагога школы. Задачи социально-психологического сопровождения ребенка и семьи. Реальные примеры индивидуально-профилактической работы с обучающимися.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Социально – педагогические технологии профилактической работы с детьми, состоящими на внутришкольном контроле».
2019 год.
Визитная карточка.
Симонова Ирина Валерьевна
Педагогический стаж - 13 лет
Стаж в должности - 9 лет.
Социальный паспорт
ГБОУ №398 Красносельского района
(данные на 01.09.2018г.)
2016-2017 учебный год | 2017-2018 учебный год | 2018-2019 учебный год |
Всего учащихся: 511 | Всего учащихся: 532 | Всего учащихся: 597 |
Мальчиков - 282 | Мальчиков - 278 | Мальчиков - 320 |
Девочек - 229 | Девочек - 254 | Девочек - 277 |
Образование родителей: | Образование родителей: | Образование родителей: |
Высшее - 290 | Высшее - 327 | Высшее - 359 |
Среднее и ср.специальное - 221 | Среднее и ср.специальное - 205 | Среднее и ср.специальное - 238 |
Состав семьи: | Состав семьи: | Состав семьи: |
Полная - 407 | Полная - 411 | Полная - |
Неполная - 104 | Неполная - 121 | Неполная - |
Опекуны: 8 | Опекуны: 10 | Опекуны: |
Дети – инвалиды: 4 | Дети – инвалиды: 5 | Дети – инвалиды: 7 |
Дети из многодетных семей: 60 | Дети из многодетных семей: 71 | Дети из многодетных семей: 80 |
Дети, получающие пособие по потери кормильца: 5 | Дети, получающие пособие по потери кормильца: 5 | Дети, получающие пособие по потери кормильца: 7 |
Учащиеся, состоящие на учете в ПДН: 0 | Учащиеся, состоящие на учете в ПДН: 0 | Учащиеся, состоящие на учете в ПДН: 0 |
Учащиеся, состоящие на внутри школьном контроле: 8 | Учащиеся, состоящие на внутри школьном контроле: 4 | Учащиеся, состоящие на внутри школьном контроле: 2 |
Семьи, состоящие на внутри школьном контроле: 1 | Семьи, состоящие на внутри школьном контроле: 0 | Семьи, состоящие на внутри школьном контроле: 0 |
Основным направлением работы социального педагога является социализация детей попавших в трудную жизненную ситуацию, развитие их потенциальных способностей и интеграция их в общество. Цель, как социального педагога, так и всей Службы индивидуального сопровождения ребенка (СИСР) является социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, результатом которого является создание благоприятного социально-психологического климата как основного условия развития, саморазвития и социализации личности.
Основными задачами СИСР являются:
- индивидуальная работа с ребенком и его семьёй
- оказание правовой защиты
- вовлечение ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию в активную социальную и общественную жизнь, с учетом индивидуальности
-взаимодействие с общественными организациями и правоохранительными органами
- профилактика безнадзорности и правонарушений
- пропаганда здорового образа жизни
-отработка и разъяснение правовых и законодательных норм
-патриотическое воспитание учащихся.
Школа № 398 находится недалеко от Военного городка, и в ней обучаются дети, проживающие в домах на улицах, прилегающих к микрорайону школы. Поскольку дома многоквартирные, большой процент наших учащихся проживает в коммунальных квартирах. Многие ребята, обучающиеся в нашей школе, из многодетных, неполных или неблагополучных семей. Исходя из данного аспекта, работа школы имеет свою специфику:
- в течение многих лет работает служба сопровождения,
- разработана программа по профилактике правонарушений через патриотическое воспитание,
- постоянно ведутся индивидуальные занятия с учениками и консультации для родителей,
- создана развернутая сеть бесплатных секций и кружков,
- работает служба медиации.
Каждый аспект нашей программы социально-педагогических технологий профилактической работы с детьми, состоящими на внутришкольном контроле, направлен на адаптацию учащихся, на создание условий для наиболее полной реализации своих возможностей каждого ребенка, на комфортное ощущение себя в школе.
Мы считаем, что поскольку наши дети проводят в школе длительное время, они должны иметь возможность не только получить качественные базовые знания, но уметь совладать с различными трудностями, найти свое место в жизни, а также быть коммуникативными и социально-адаптированными.
В школе в этом учебном году обучается 23 класса, из них – 9 – младшая школа и 14 – старшая. На внутри школьном контроле состоит 4 человека (на каждого составлена карта сопровождения и личное дело, хранящееся у социального педагога).
Диагностический этап.
Описание реальных ситуаций с детьми:.
С сентября 2018 года проводилась индивидуально-профилактическая работа в отношении учащихся 398 школы, состоящих на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних: Алексей (6бкл.), Никита (8кл.), Лика (11кл.).
Индивидуальная работа ведется по разным причинам. В первом случае – это проявление агрессивности по отношению к окружающим, которое проявляется в повышенной возбудимости и как следствие в неадекватном поведении (кусание, царапанье, шипение, бросание всевозможными предметами, устраивание драк, нанесение побоев). Во втором случае – это предотвращение противоправного поведения, так как имеется склонность к правонарушениям, таким, как общественно опасные деяния. И в третьем случае – это злостное уклонение от воспитания, одобряемое родительским авторитетом.
Индивидуально - профилактическая работа с Алексеем ведется второй год. Алексей был поставлен на учет в ОДН 9 отдела полиции в 2017 году с целью предупреждения правонарушений, на внутришкольном контроле подросток стоит с 2015 года по причине проявления агрессивности по отношению к окружающим. Алексей воспитывается в неполной семье с матерью и двумя сестрами, отец проживает отдельно с другой семьей, материальную помощь оказывает.
Индивидуальная профилактическая работа велась, как с ребенком, так и с родителями Алексея. Ежемесячно проводились профилактические беседы инспектора по делам несовершеннолетних, социальным педагогом и классным руководителем, контролировалось посещение в школу и успеваемость. С матерью Евгения велась постоянная связь. Также с семьей и ребенком работали специалисты ГБУ ГЦСП «Контакт». Семье была оказана необходимая помощь в правовых вопросах, также был организован досуг несовершеннолетнего, было выдано направление на бесплатное посещение бассейна. Проводимая профилактическая работа дала положительный результат. В течение года не наблюдалось пропусков уроков, ребенок аттестован по всем предметам, поведение хорошее, связь с матерью двухсторонняя.
Индивидуально-профилактическая работа с семьей Александра ведется второй учебный год. На внутришкольный контроль Александр был поставлен в 2015 году в связи с девиантным поведением и систематическими пропусками учебных занятий. В феврале 2016 года Александр был поставлен на учет в подразделение по делам несовершеннолетних 9 отдела полиции в связи со ст. 20.22 КоАП РФ, также была поставлена на учет в полицию его семья. Саша воспитывается в неполной семье (мать-вдова), проживают в комнате в общежитии. У матери Александра сменный график работы (работает сутками), в связи с чем ребенок остается без контроля со стороны взрослых. Ранее было замечено, что мать Александра злоупотребляет спиртными напитками. Проводимая индивидуальная профилактическая работа заключалась в систематическом контроле за семьей и подростком со стороны школы, полиции и специалистами ГБУ ГЦСП «Контакт». Систематические профилактические беседы, классные часы, выходы в семью, беседы с матерью, оказание правовой помощи, оказание помощи в санаторно-профилактическом лечении и трудоустройстве не могло не дать своих положительных результатов. На сегодняшний момент Александр не был замечен в общественно опасных деяниях, в употреблении спиртных напитков, связь с матерью подростка двухсторонняя, все требования и рекомендации со стороны школьной администрации выполняются. Александр с матерью решают вопрос о переводе в ООО «Новое поколение».
Никита был поставлен на учет в подразделение по делам несовершеннолетних и на внутришкольный контроль в мае 2016 года за совершение общественно опасного деяния (ст. 116 ч.1). Систематически проводимая индивидуально-профилактическая работа с подростком в течении года заключалась в работе по профилактике и коррекции отклонений в учебе и поведении, в индивидуальной работе с подростком и его родителями, велась психологическая работа, направленная на осознание своих поступков и выявлений направлений на будущее. Подростку оказана помощь в трудоустройстве в летнее время.
Михаил, учащийся 10 класса был поставлен на профилактический учет в подразделение по делам несовершеннолетних в ноябре 2018 года за распитие спиртных напитков в общественном месте. С подростком на протяжении года велась активно работа по профилактике употребления алкоголя и наркотических средств. Профилактические беседы инспектора ПДН, специалистов ГБУ ГЦСП «Контакт» и социального педагога школы, а также все возможные мероприятия, направленные на формирования здорового образа жизни привели к положительному результату. Михаил активно занимается спортом. Ведет активную жизненную позицию, как в образовательном учреждении, так и за пределами школы.
Методы диагностики.
В школе существует служба сопровождения, иначе Служба индивидуального сопровождения ребенка (СИСР), первостепенная задача которой социализация детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
Первооснова совместной деятельности социального педагога, классного руководители и школьного психолога (малая служба сопровождения) – изучение ситуации развития ребенка, нуждающегося в педагогической поддержке. Для этого необходимо несколько этапов работы, для получения информации:
I этап.
Работа с классным руководителем.
- Получение информации об уровне социального развития ребенка и семьи
- Ф.И.О., дата рождения
- адрес, сведения о жилье
- сведения о родителях, место работы
- сведения о семье
- Педагогическая характеристика
- общий уровень развития
- обучаемость
- стремление к учебным занятиям, предпочитаемые формы занятий, творчества
- отношения к трудовой деятельности
- увлечения, хобби, способы проведения досуга
- профессиональное направление
- воспитанность
- особенности способов общения
- характерные черты личности и поведения
Выводы:
В итоге изучения информации полученной от классного руководителя и сложившейся трудной жизненной ситуации, в которой находиться подросток социальный педагог переходит ко второму этапу.
II этап.
Совместная работа с психологом.
Исходя из полученных данных социальный педагог совместно с психологом составляют план совместных действий направленных на преодоление трудной жизненной ситуации и создание ребенку комфортных условий для его учебной деятельности и организации досуга во второй половине дня.
Выводы:
Для этого понадобится психологическая характеристика, которую психолог составляет на основании проводимых индивидуальных занятий и выявляет психологические качества личности такие, как:
- тип личности
- направленность личности
- доминирующие каналы восприятия информации
- доминирующие ценности и ценностные ориентации
- уровень конфликтности
- инициативность и уровень самостоятельности
- способность к самоотдаче
- сформированность точки зрения
- уровень импульсивности
- адекватность восприятия критики
- уровень ответственности
После этого начинается третий этап непосредственной работы с ребенком.
III этап.
Работа с ребенком
- наблюдение
- анкетирование
- беседа
- анализ продуктов учебного труда
IV этап.
Работа с документацией.
- анализ полученной информации
- составление планов комплексной помощи
Цель:
Для выявления причин сложившейся ситуации, опираясь на полученные данные определить пути дальнейшей деятельности и разработать программу индивидуального сопровождения.
Аналитико-поисковый этап.
На I этапе, при совместной работе с классным руководителем были выяснены следующая информация:
Уровень социального развития семьи
__________________________________________________________________
Социальная карта
- Сведения о ребенке
- Ф.И.О.
- Дата рождения
- Домашний адрес, телефон
- состояние здоровья (перенесенные травмы, наличие инвалидности)
-занятия в кружках, секциях во второй половине дня
2. Сведения о родителях.
- Ф.И.О. матери
- образование, место работы, специальность, телефон
- Ф.И.О. отца
- образование, место работы, специальность, телефон
3. Сведения о семье (указать с кем еще живет ребенок: братья, сестры (сколько лет), бабушки, дедушки)
4. Жилищно-бытовые условия проживания
-квартира отдельная
коммунальная
-"Жизненное комната
Пространство часть комнаты (изолированная)
ребенка" часть комнаты (неизолированная)
нет
5. Признаки жизненной ситуации
- внешний вид
- неухоженность
- пропуск занятий в школе
- особенности поведения
- конфликты в школе
- признаки употребления алкоголя, наркотических и токсических средств
Педагогическая характеристика
Для наиболее точной картины и понимания были составлены диаграммы, наглядно показывающие все основные данные педагогической характеристики.
На данной круговой диаграмме хорошо видно, что у подростка западают такие пункты, как стремление к учебе и невысокий уровень воспитания.
На II этапе были выявлены следующие факты
Которые социальный педагог, совместно с психологом, обработал и полученные данные перевел в диаграммы, для наиболее наглядной картины:
Из данной диаграммы видно, что у подростка очень высокий уровень ответственности и высокая способность к самоотдаче, что поможет в дальнейшей работе в направлении социализации и адаптации мальчика в современных условиях.
Также был составлен график наглядно показывающий
На III этапе ребенку была предложена следующая анкета.
__________________________________________________________________
Анкета по работе с "трудными" подростками.
- Укажи, в каком ты классе.
- По каким предметам ты имеешь неудовлетворительные оценки (текущие, четвертные)?
- Какой предмет ты посещаешь с радостью?
- В каких кружках ты занимаешься?
- По какому предмету ты посещаешь дополнительные занятия?
- Какой преподаватель приглашал тебя на дополнительные занятия?
- Кто из преподавателей тебе нравится?
- Есть ли в школе занятия по твоему интересу?
- Вызывались ли твои родители в школу? Если да-то когда.
- С тобой беседовали индивидуально:
- - классный руководитель
- - школьный психолог
- - социальный педагог
- Опаздываешь ли ты на уроки? Как часто?
- Сколько уроков в день ты посещаешь?
- Выполняешь ли ты домашние задание, и по каким предметам?
- Перед кем отчитываешься за прогулы?
- Есть ли у тебя взаимопонимание с классным руководителем? С каким-нибудь учителем?
- Привлекают ли тебя участие в конкурсах, смотрах, собраниях, вечерах и т.д.
- Как часто родители интересуются твоими делами в школе?
- Воспитывает ли тебя в школе (да, нет, я ей безразличен)
- Кто из взрослых проявляет к тебе наибольшее внимание и наиболее требователен?
- Есть ли у тебя настоящий друг?
________________________________________________________________
Цель профилактики на данном этапе создание комфортного условия для развития и обучения подростка, а также обеспечения взаимодействия и координации между ребенком, педагогами и учреждениями дополнительного образования, для развития положительной динамики в дальнейшем поведение подростка.
Постановка задачи.
На данном этапе могут быть следующие задачи:
- Усиление педагогического влияния на подростка
- Разработка мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений
- Усиление профилактики негативных социальных явлений (употребление алкогольных напитков, токсикомании и т.д.)
- Организация свободного от учебы время, у подростка.
Для решения этих задач социальный педагог совместно с СИСР проводит следующий, деятельный этап работы.
Деятельностный этап.
Для решения поставленных задач на данном этапе была проведена следующая работа:
- Постановка на внутришкольный контроль.
- Беседа с ребенком, для подтверждения его решения совместно со школой преодолеть возникшие трудности.
- Выход в адрес к подростку, для выяснения домашней атмосферы и беседы с матерью.
- Во время посещения семьи оформила документы на получение подростком бесплатного питания, а также получила согласие матери на посещение её сыном ГПД (группы продленного дня).
- Установила контакт с воинской частью, где на тот момент проходил срочную службу старший брат мальчика.
- После выяснения психологического типа ребенка, сориентировала мальчика на занятия в юнармейском движении.
- Ребенку была предоставлена возможность досдать задолженности по предметам.
- Ежедневно контролировалось посещение подростком школы и в случае отсутствия, приводился из дома за руку.
- После проведения профориентационного теста, проведена беседа с мальчиком по поводу дальнейшего обучения.
- Вслед за тем, как подросток стал проявлять активность, посещая мероприятия Юнармии, подросток стал интересоваться историей района, военной подготовкой и самодисциплиной.
Вторичная диагностика.
После всех проведенных мероприятий, поведение подростка заметно улучшилось, но для более достоверной картины, была проведена повторная диагностика, которая повторила всю первичную диагностику, но дала новые результаты и в полной мере отразила текущую ситуацию.
На данной диаграмме видно, что по основным пунктам у подростка существенно улучшились показатели. Для сравнения:
- адекватность восприятия критики повысилась на 1 балл.
- способность к самоотдаче повысилась на 2 балла.
- импульсивность понизилась на 1 балл.
- уровень самолюбия и самоуважения повысился на 2 балла, что говорит о том, что подросток начал чувствовать свою ценность и значимость, что в свою очередь показывает нам повышение уровня социализации подростка.
Пусть показатели повысились всего на 1-2 балла, но при работе с подростками это говорит о том, что имеется положительная динамика и работа проведена не зря. Хотя, конечно, мы не должны останавливаться на достигнутом, но снять мальчика с внутришкольного контроля мы можем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогические технологии в работе с детьми «группы риска»
Социально-педагогическая работа с детьми "группы риска". Социально-педагогические технологии для профилактики асоциального поведения подростков с отклоняющимся поведением....
презентация "Социально-педагогическое сопровождение в работе с детьми и родителями группы риска"
Данная презентация является выступление на городском семинаре для педагогов-психолоогв и социальных педагогов....
презентация "Современные социально-педагогические технологии в работе в детьми и семьями "группы риска"
Данная презентация раскрывает применяемые мною в работе современные технологии , тнеобходимые для социального педагога...
Индивидуально-профилактическая работа с детьми состоящими на ОДН и ВШУ (из опыта работы)
В данной статье представлены содержание формы и методы по работе с детьми состоящими на учетах в ОДН и ВШУ....
Выступление на конференции "Организация игровых перемен с использованием настольных игр в профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися на внутришкольном контроле, в условиях общеобразовательной школы"
В докладе описывается реальный опыт работы педагогов школы в профилактике школьного травматизма, организации досуга на переменах. Если в школе перемена - мы играем непеременно!...
Возможности проектной деятельности, как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Для коррекции у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей эмоционально-личностных нарушений, формирования социально-психологических навыков, умения выражать свои...
Рекомендации по ведению документации по профилактической работе с учащимися, состоящими на внутришкольном учете
Рекомендации по ведению документации по профилактической работе с учащимися....