РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКА.
методическая разработка на тему
Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают своей индивидуальности, особенностей своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы. Предпрофильная работа классного руководителя способствует более гибкому подходу в получении знаний и умений учащимися, их профессиональному самоопределению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_klassnogo_rukovoditelya_v_proforientatsii_shkolnika_.docx | 422.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17
с углубленным изучением отдельных предметов
Щёлковского муниципального района Московской области
РОЛЬ КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКА.
Выступление на ШМО классных руководителей
учителя биологии Попова А.О. 2018 год
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься.
Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают своей индивидуальности, особенностей своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы. Предпрофильная работа классного руководителя способствует более гибкому подходу в получении знаний и умений учащимися, их профессиональному самоопределению.
Классный руководитель - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:
- духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;
- защитником от моральной деградации, нравственной гибели;
- организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;
- организатором условий для самовыражения и развития каждого ребенка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;
- помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;
- координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитательных институтов общества влияющих на становление и развитие воспитанников;
- создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.
Профориентационная деятельность классного руководителя в условиях предпрофильного и профильного обучения также одно из главных и приоритетных направлений его работы. При переходе в 9-й класс перед учащимися стоит вопрос о выборе последующей формы обучения (не секрет, что многие лицеи колледжи производят набор учащихся уже с 8-го класса). В большинстве случаев в данной ситуации учащийся выбирает один из нескольких вариантов последующих действий:
1. Следование “выбору толпы”, т.е. срабатывает принцип воздействия на подростка группового мнения “куда все - туда и я”. В таком случае выбор совершенно не осмыслен и роль классного руководителя в данном случае - оградить подростка от такого влияния, дав возможность ему самому решать свою судьбу.
2. Выбор наиболее престижной будущей профессии, предполагающей хорошую финансовую прибыль. В данном варианте классный руководитель должен проанализировать осознанный ли данный выбор учащимся? Проанализировал ли учащийся свои физические, умственные, социальные, коммуникативные возможности в выборе профессии?
3. “Вынужденный вариант”, т.е. выбор учащегося ограничен финансовыми возможностями, или же отсутствует возможность перехода с одного предпрофиля в другой.
4. “Предрешённый вариант” или “навязанная роль” для которого характерна ситуация следования родительскому выбору. В данном варианте основная работа классного руководителя должна проводиться с семьёй ученика.
5. Неопределённый вариант – учащимся совершенно безразлично где и с кем учиться. Какому профилю отдать предпочтение. Профориентация учащихся начинается в семье, где родители являются “педагогами”. Например, многие ученики выбирают профессию своих родителей еще в детстве. Другие ученики определяются в выборе будущей профессии позже, когда проводится профориентационная работа в школе. Некоторые делают свой выбор при помощи рекламы или узнают о профессии от знакомых и друзей. Непосредственное участие в профориентационном становлении своих детей многие родители стали принимать активное участие, помогая им готовиться к самоопределению. Это и подготовка наглядных пособий, и покупка необходимой литературы, поиск нужной информации в ней и оформление на компьютере творческих и исследовательских работ, экскурсии на предприятия. Оказывая детям подобную помощь, многие родители расширили собственные представления о сложности и значимости будущей профессии своих детей.
В профориентации традиционно выделяются следующие направления:
- профинформация;
- профагитация;
- профпросвещение;
- профдиагностика;
- профконсультация.
- Одним из направлений работы во время общения является и профориентационная подготовка учащихся. Для облегчения работы по данному направлению существует большое количество технологий профессиональной ориентации школьников, одну из них можно представить следующим образом:
- 1. Постановка цели. В профессиональной ориентации цель практически всегда одна - достижение школьником более высокого уровня в профессиональном самоопределении.
- 2. Изучение с помощью анкетирования профессиональных интересов, намерений, увлечений в свободное время, успеваемости учащихся.
- 3. Изучение учебных интересов школьников. Характеристики видов деятельности, связанных с отдельными учебными предметами.
- 4. Информирование школьников о типах профессий, объединённых по объекту труда, и о возможностях получения профессионального образования.
- 5. Изучение профессиональных склонностей учащихся.
- 6. Информирование учащихся о противопоказаниях к профессиям. Известно, что все профессии делятся на две группы. Одни - не предъявляют человеку строгих требований, а для других профессий этого не достаточно - они предъявляют строгие требования к ряду психических, физических, физиологических особенностей человека.
- 7. Профессиональная консультация школьника - не является завершающим этапом в работе классного руководителя по выявлению и развитию интересов, склонностей и способностей школьника.
- Небольшой перечень бесед, проведенных мною: “Мои жизненные планы”, “Профессии наши родных”, “В мире профессий”, “На кого пойти учиться”, “Все профессии важны - все профессии нужны”, “Поговори со мною…”, “Профессиональный рост или карьера”.
- Существуют методы, у которых активизирующий потенциал представлен в более доступном и понятном для многих виде. Такие методы называются активизирующими. Приведу примеры некоторых групп активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения:
- 1. Профориентационные игры с классом - рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока или классного часа; предполагают работу с целым классом; проводятся классным руководителем или одним учителем; предполагают высокую динамику работы.
- 2. Игровые профориентационные упражнения рассчитаны на работу с подгруппой;
- 3. Карточные профконсультационные методики:
- а) информационно-поисковые системы - ИПС (“профессьянсы”, внешне напоминающие раскладывание “пасьянсов”, когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий);
- б) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам различные игровые трудности, часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей.
- 4. Настольные карточные игры - были разработаны с учетом интереса подростков к настольным играм. Поначалу эти методики задумывались как “домашнее средство”, хотя опыт показал, что они эффективны и при использовании их профконсультантом (например, во внеурочной работе).
- 5. Бланковые карточные методики: идея - самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков, с последующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках.
- 6. Активизирующие профориентационные опросники. Это скорее “игра в тесты”, т.к. главная цель - заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся скучными, а в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка...
- Опыт показал, что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом.
- 7. Бланковые игры с классом: основная идея - играть со всем классом и с каждым в отдельности. Данная методика позволяет моделировать нравственные аспекты таких престижных на сегодняшний день профессий, как бизнесмен, юрист и т.п.
- 8. Ценностно-смысловые опросники - главный акцент в них делается на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения. Эти опросники содержат игровые элементы, которые позволяют в интригующей форме затрагивать те вопросы, о которых на сегодняшний день, говорить открыто просто рискованно, т.к. сам факт открытого разговора о том, что для многих “свято” может быть воспринят как “морализаторство”.
Роль классного руководителя в процессе профориентации ребёнка достаточно велика:
- классный руководитель тот двигатель, вокруг которого сосредоточена система профессионального самоопределения ребёнка;
- классный руководитель планирует и организует работу в классе;
- по необходимости привлекает к работе по мониторингу и коррекции психологическую и другие службы;
- отвечает на запросы родителей и детей;
- проводит классные часы и организует тематические экскурсии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в психологической подготовке школьников к ЕГЭ.
История массового проведения ЕГЭ уже показала, что тестирование – целенаправленное, одинаковое дело для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяет...
Презентация "Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьника"
Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают св...
Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).
Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...
Из опыта работы «Роль классного руководителя в профессиональном определении школьников»
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения образовательный и воспитательный процесс должен строиться на основе развития у школьников психологичес...
Доклад на тему «Роль классного руководителя в профессиональной ориентации учащихся»
Роль классного руководителя в выборе профессии учащихся....
Выступление на ШМО классных руководителей на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС».
В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в осн...
Помощь классного руководителя в профессиональной ориентации воспитанников с девиантным поведением.
Профессиональное самоопределение - это одна из главных проблем в воспитании подростков с девиантным поведением. У них чаще, чем у других ребят, возникают проблемы профессионального выбора. В школе, пу...