Из опыта работы «Роль классного руководителя в профессиональном определении школьников»
статья (8 класс) на тему

Чикулаева Лилия Ивановна

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения образовательный и воспитательный процесс должен строиться  на основе развития у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека

Цель: формирование способности обучающихся выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.

Задачи:

·    познакомить обучающихся с миром профессий, формировать у обучающихся представлений о ценности и важности выбора профессии в современном мире;

·    формировать положительную мотивацию в сфере профессионального самоопределения и трудовых отношений;

·    сделать вывод о том, что при выборе профессии необходимо учитывать не только свои желания («хочу»), способности и возможности («могу»), но и потребности рынка труда («надо»);

·    развивать у школьников психологическую готовность к выбору, профессиональному и личностному самоопределению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proforientatsiya.zip51.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа № 2 г.о. Октябрьск

Самарской области, ул. Ленинградская, 87,

тел./факс/ 8/84646/ 2-18-50, email: gbou2@ya.ru

Из опыта работы «Роль классного руководителя

в профессиональном определении школьников».

        

Автор: Чикулаева Лилия Ивановна

учитель химии и биологии

ГБОУ ООШ№2 г. Октябрьск Самарская область

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения образовательный и воспитательный процесс должен строиться  на основе развития у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека

Цель: формирование способности обучающихся выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.

Задачи: 

  • познакомить обучающихся с миром профессий, формировать у обучающихся представлений о ценности и важности выбора профессии в современном мире;
  • формировать положительную мотивацию в сфере профессионального самоопределения и трудовых отношений; 
  • сделать вывод о том, что при выборе профессии необходимо учитывать не только свои желания («хочу»), способности и возможности («могу»), но и потребности рынка труда («надо»);
  • развивать у школьников психологическую готовность к выбору, профессиональному и личностному самоопределению.

Этапы воспитательной работы:

  • в 5-6 классах необходимо информировать детей о мире профессий, развивать коммуникативные умения, формировать познавательный интерес;
  • в 7-8 классах надо определять интересы и склонности, знакомить с правилами выбора профессии;
  • в 9 классах важно познакомить со структурой профессионального образования, организовать тестирование по выявлению профессиональной мотивации, совершенствовать работу по созданию личного профессионального плана обучающихся.

Одним из направлений комплексной системы профориентационной работы является  профессиональная диагностика. Наша школа основная общеобразовательная, расположена в микрорайоне на окраине города, в школе нет психолога, следовательно, всю работу по профессиональной диагностике включаю в  деятельность классного руководителя.

В своей работе опираюсь на работы великих психологов: И.С. Кон,  Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, И.В. Дубровина.

Д.И. Фельдштейн  отмечает, что в юношеском возрасте намечается жизненно важное трудовое самоопределение человека. Приобретаются психическая, идейная и гражданская зрелость, которая делает взрослеющего человека способным к самостоятельной трудовой деятельности, формируется умение составлять собственные жизненные планы, находить средства их реализации.

Основными видами деятельности в юношеском возрасте становятся в равной мере труд и учение. Познавательные процессы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер. Мыслительная деятельность приобретает такой уровень развития процессов анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, который делает вполне возможной самостоятельную, в известной мере, творческую деятельность в определенных областях, умение аргументировать и доказывать, критичность мышления. Формируется принципиальность, развиваются убеждения, чувство долга и ответственности. Высокого уровня развития достигают волевые качества: самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержка.

Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширение круга контактных групп, большая избирательность в общении проявляется в четкой дифференциации групп общения.

И.С.Кон считает главным психологическим приобретением ранней юности открытие своего внутреннего мира, осознание своей уникальности, неповторимости и непохожести на других.

В области профессиональной ориентации и профконсультирования Е.А. Климова, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, С.Н. Чистяковой, особенностью всех этих исследований является усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.

  Человек выбирает профессию, которая может принести ему наибольшее удовлетворение и максимально способствовать его личностному росту.

Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой работе, трудовой деятельности и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, а также – нахождение смыслов в самом процессе самоопределения.

Н.С. Пряжников говорит о том, что результатом профессионального самоопределения является выбор выпускника определенной профессии, соответствующей его личностным особенностям и интересам, готовность к выбранной профессии, обдумывание пути, а в идеале – личностный профессиональный жизненный план.

Процесс профессионального самоопределения проходит ряд этапов:    1. Детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

2. Подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии.

3. Предварительный выбор профессии.

4. Практическое принятие решения, собственно выбор профессии, выбор конкретной специальности.

В воспитательный план включены следующие занятия:

Занятие 1. Тема: «Интересы и склонности в выборе профессии».

1. Беседа «Интересы и склонности в выборе профессии»

2. Методика «Карта интересов»

3. Обработка и обсуждение результатов

4. Обратная связь

Занятие 2. Тема: «Классификация профессий».

1. Беседа: «Что мы знаем о мире профессий?»

 Классификация профессий по Е.А. Климову.

2. Игра «Классифицируйте профессии по типам»

Участники делятся на 2 команды. Каждой команде раздаются карточки с названиями профессий и карточки с названиями типов профессий. Задача участников — классифицировать профессии по типам.

3. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова.

4. Обработка и обсуждение результатов.

5. Обратная связь.

Занятие 3. Тема: «Что мы знаем о мире профессий?»

1. Беседа «Классификация профессий по Климову».

2. Игра «Классифицируйте профессии по типам»

Участники делятся на 2 команды. Каждой команде раздаются карточки с названиями профессий и карточки с названиями типов профессий. Задача участников — классифицировать профессии по типам.

3. Методика «Дифференциальный диагностический опросник» Климова

4. Обработка и обсуждение результатов

5. Обратная связь

Занятие 4. Тема: «Соответствие требований профессий индивидуальным особенностям личности как необходимое условие правильного решения о выборе профессии».

1. Теоретический блок. Индивидуально-личностные особенности и качества личности, их анализ и учет при отборе вариантов выбора профессии.

2. Опросник «Самооценка нравственности, гражданственности» (Н.С. Пряжников). Соотнесение личных качеств со значимыми для жизни ценностями, представлениями о порядочности. Моделирование поведения в ситуациях, сложных в этическом отношении.

3. Обработка результатов.

4. Игра «Соотнесение профессии со школьными предметами».

Участники делятся на 2 группы. Командам надо перечислить и описать профессии, сходные по содержанию с предметами учебного курса, предлагаемыми ведущим. Необходимо определить сходства и различия между содержанием учебных предметов и профессий.

5. Обратная связь

Занятие 5. Тема: «Правила выбора профессии».

1. Теоретический блок.   Правила выбора профессии.  Изучить  какие профессии и специалисты необходимы в Самарской области.

2. Изучить себя  - интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку.

3. Выбрать  подходящую профессию.

4. Изучить возможности приобретения и перспективы профессионального роста.
5. Попробовать свои силы в выбранной профессии (в кружках по интересам.

6. Сравнить полученные знания о профессии со своими возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить квалифицированную профконсультацию.

Занятие 6. Тема: «Ошибки и затруднения при выборе профессии».

1. Теоретический блок. Ошибки и затруднения при выборе профессии:. к

2. Упражнение «Походка (поступь профессионала)» (Н.С. Пряжников).

3. Упражнение «Профессия — необходимое качество»

Ведущий называет профессию, участникам предлагается назвать необходимые качества, которыми должен обладать представитель данной профессии.

4. Обратная связь

Занятие 7. Тема: «Анализ профессий».

1. Знакомство со схемой. Участники знакомятся со схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым.

При выборе профессии следует учитывать:

1. Желания, интересы и склонности личности, ценностные ориентации, то есть то, что можно обозначить словом хочу.

2. Возможности личности — знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья — могу.

3. Запросы рынка труда, потребность в кадрах — надо.

4. Анализ по схеме

Участникам предлагаются 2–3 профессии, которые необходимо проанализировать в кругу по вышеописанной схеме (хочу — могу — надо).

5. Обратная связь

Классный час «Слагаемые выбора профессии»

Цель: сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учетом их психологических особенностей и способностей.

Задачи:

  • расширить общий кругозор учащихся;
  • познакомить с миром профессий;
  • развивать абстрактное мышление, навыки культурного поведения;
  • продолжить к осознанному выбору профессии и путях продолжения образования;
  • выявить, в какой профессии подростки хотят себя реализовать и сформировать реальное представление о возможностях приложения своих профессиональных намерений;

Оформление: проектор, презентация, надписи на доске:

 Если человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека

Именно в труде и только в труде, велик человек

М.Горький

Без труда не может быть чистой и радостной жизни

А.П.Чехов

Вступительное слово:

Сегодня мы проводим очередное занятие из цикла «Выбираем профессию». Осталось немного времени до окончания  школы. Впереди – жизнь со всеми ее радостями и проблемами. Вам нужно определиться с выбором профессии, научиться строить отношения с людьми, найти правильную дорогу в жизни, понять, что в ней главное, а что – второстепенное. 

Притча «Сосуд жизни»

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что полон. Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его.

Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – факт, полон. И наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки в сосуде.

«Теперь», – обратился мудрец к ученикам, - » я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь!

Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваше здоровье, ваша работа, ваша семья, ваши дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету.

Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то в нем уже не останется места для более крупных камней.

ПроблемаКак же сделать так, чтобы сосуд вашей жизни не был доверху наполнен только песком?  

Крепкое здоровье, любимая работа, хорошая семья, большая любовь, верные друзья – это те ценности жизни, которые хотелось бы иметь каждому. Но, к сожалению, очень мало на свете людей, у которых они реализуются сполна.

Поэтому важна иерархия ценностей, т. е. порядок их распределения по степени важности. Именно приоритет той или иной ценности по отношению к другим сильнее всего влияет на нашу жизнь и на жизнь окружающих. 

 распределить те же ценности по степени важности. 

Правильно выбрать профессию очень важно для каждого человека. Достойная работа позволяет ему реализовать свой творческий потенциал, проявить свою индивидуальность, создает финансовую основу благополучия, поддерживает психическое здоровье. дает ощущение успешности:

  • обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных;
  • профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
  • будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

Психологическое исследование «Измерение ценностных ориентаций».

Использованная методика – сокращённый вариант модифицированной методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка терминальных ценностей, т.е. ценностей – целей в жизни.

Инструкция: «Сейчас вам будет предъявлен список ценностей. Внимательно изучите этот список и, выбрав ту ценность, которая для вас наиболее значима, присвойте ей первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и присвойте ей второе место. Затем проделайте то же со всеми оставшимися в списке другими ценностями».

Бланк анкеты №1:

Ценности

Важность ценности

Общественное признание

Богатство, деньги

Жизненная мудрость

Наличие друзей

Здоровье

Любовь

Красота природы и искусства

Интересная работа

Здоровый образ жизни

Развлечения

Счастливая семейная жизнь

Счастье других

Творчество

Уверенность в себе

Обработка результатов:

Необходимо определить, сколько процентов опрошенных учеников ставят на 1-3 места такие ценности, как «здоровье» и «здоровый образ жизни». Эта группа учеников относит данные ценности к значимым. Если эти ценности проранжированы  на позициях ниже 6 места, то они относятся к менее значимым. Определите в процентах эту группу и результат зафиксируйте на доске – это будет основой для обсуждения в классе, вывод учащиеся могут сделать самостоятельно.

Представим эти условия в виде трех окружностей – «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО». 

Под словом «хочу» – интересы и склонности, собственное желание  получить профессию, но не как не желание, других людей (родители, знакомые, сверстники). Интерес формируется в реальном деле –  пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности – спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это только возможно. Чем больше вы будете показывать себя, тем лучше узнаете свой интерес. 

«Могу» –  способности ребенка, необходимые для выполнения данного вида деятельности, возможность приобрести данную профессию, поступить в вуз, колледж или какое-либо другое учебное заведение, учитывая такое важное качество, как состояние здоровья.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека. Хорошая память и внимание, могут быть даны человеку от природы, но их можно и развить специальными упражнениями.  

Под словом «надо» подразумевается востребованность данной профессии в обществе, спрос на рынке труда, возможность трудоустройства.

«Надо», это не только профессионализм, но и умение ориентироваться в разных сферах деятельности и адаптироваться к меняющимся условиям. 

«Формула профессии»

ХОЧУ + МОГУ + НАДО = осознанный выбор профессии

Алгоритм работы

  1. Внимательно прочитайте текст до конца.
  • В сферу НАДО запишите профессии пользующиеся спросом на рынке труда.
  • В сферу МОГУ запишите способности и интересы героя рассказа.
  • В сферу ХОЧУ запишите желаемую профессию героя.
  1. На пересечении сфер определите и запишите смежные профессии.
  • Пересечение ХОЧУ и НАДО
  • Пересечение ХОЧУ и МОГУ
  • Пересечение НАДО и МОГУ
  1. На основании пересечения сфер определите, и запишите оптимальные профессии для героя рассказа.

Вывод: в том случае, если вы сумеете совместить “хочу”, “могу” и “надо”, то ваш профессиональный выбор будет удачным.

Но если хотя бы одной составляющей не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения.  Нужно много и упорно работать. чтобы добиться успеха в жизни.

Изучив материал данной темы, учащиеся смогут:

  • давать определения понятий «социальный заказ», «рынок труда», «профессионал»;
  •  аргументировать причины выбора профессии с учётом с учётом текущего состояния рынка тру

Тест «Геометрическая фигура»

Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 30 с. (Дети рисуют фигурки)

Теперь подсчитайте количество треугольников. А теперь посмотрите ключ к тесту на слайде.

  • Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
  • Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
  • Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
  • Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
  • Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
  • Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Обсуждение полученных результатов.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - М.: Питер, 2007.
  2. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000. – 584 с.
  3. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 672 с.
  4. http://www.school-essays.info/klassnyj-chas-slagaemye-vybora-professii-dlya-9-klassa/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в психологической подготовке школьников к ЕГЭ.

История массового проведения ЕГЭ уже показала, что тестирование – целенаправленное, одинаковое дело для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых  условиях, позволяет...

Презентация "Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьника"

Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают св...

Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".

Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКА.

Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают св...

Выступление на ШМО классных руководителей на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС».

В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в осн...