Наука 21 века. Перспективы инклюзивного образования в условиях современной школыю
учебно-методический материал на тему
Перспективы инклюзивного образования в условиях современной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivy_inklyuzivnogo_obrazovaniya_v_sovremennoy_rossiyskoy_shkole.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время инклюзивное образование является одним из актуальных и развивающихся форм обучения в учебных заведениях Российской Федерации. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью с применением инклюзии, можно назвать приоритетным направлением государственной политики, осуществляющейся на всей территории России [7].
Не секрет, что в нашей стране существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения [4]. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства - это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода - инклюзивное образование [2].
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include- заключаю, включаю, вовлекаю) — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью.
29 декабря 2012 г. был принят Федеральный закон № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено в российское образовательное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП).Где в пункте 27 ст. 2 Закона говорится, что «Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [9].
Важным федеральным документом в области образования детей-инвалидов является государственной программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175 [3].
Мероприятия, которые должны реализовать субъекты в сроках программы направлены на:
1) формирование как нормативно – правовой, так и методической базы для обеспечения доступности образования абсолютно для всех жителей страны;
2) формирование комфортной среды для детей – инвалидов и детей с особыми потребностями в обучении, а именно обеспечение доступа к важным для них сферам их жизни;
3) удаление барьеров между обычными и особыми детьми в общении;
4) развитие содействия различных организаций в трудоустройстве особых людей.
Говоря об инклюзивном образовании можно еще сказать, что это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку [10].
По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям [5].
Инклюзивное образование на территории РФ регулируется:
- Конституцией РФ
- Федеральным Законом «Об образовании»
- Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в РФ»
- Конвенцией о правах ребенка
- Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Какие же надо внести изменения в законодательство для развития инклюзии, прежде всего это разработать специальные стандарты, создать специальные условия для обучения и воспитания; повысить нормативы финансирования; оказать раннюю помощь и обеспечить профессиональное образование.
При изучении перспектив внедрения инклюзивного образования выделились основные трудности внедрения инклюзивного образования это:
- недостаточность знаний об особенностях развития данной категории детей,
- неподготовленность кадров для работы с ними (педагоги - 31%, родители - 12%граждане - 17%),
- отсутствие в общеобразовательных учреждениях специальных условий для организации инклюзии (педагоги - 25%, родители - 12%, граждане - 9%) [6].
Для школы, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями. Очевидна значимость барьера физической недоступности окружающей среды (например, отсутствие пандусов и лифтов дома и в школе, недоступность транспорта между домом и школой, отсутствие звуковых светофоров на переходе через дорогу по пути в школу и т.д.). Перед школой со стандартным нормативным финансированием возникает финансовый барьер в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки. Но еще более значимыми оказываются барьеры в области взаимоотношений учеников и социальных контекстов их бытия, - барьеры социальных отношений, которые не связаны непосредственно с материальными и финансовыми затратами. Их можно обнаружить непосредственно в школе, в местном сообществе, в региональной и национальной социальной политике, в сложившейся системе законодательства [2]. Примерами таких барьеров могут быть существующие профессиональные установки учителей общего и специального образования, негибкая система оценивания достижений учащихся, недостаточность существующей нормативно-правовой базы и т.д. Школы способны преодолеть многие барьеры самостоятельно, если будет достигнуто понимание того, что недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии [8].
Что же нужно изменить в образовании, чтобы оно стало инклюзивным?
Понимая, что массовая школа имеет границы допускаемых в ней изменений, можно назвать следующие основные критерии соответствия:
1. Наличие и исполнение в стране соответствующего законодательства, закрепляющего инклюзивное образование и обеспеченность его экономической основы;
2. Системные преобразования учебно-воспитательного процесса, его организационных форм и ценностных установок;
3. Наличие индивидуальной системы поддержки и специальных образовательных условий для нуждающихся в них детей;
4. Отлаженные системы ранней комплексной помощи;
5. Наличие в школах компетентных специалистов психолого-педагогического сопровождения, в том числе профессиональных тьюторов;
6. Наличие комплексной методической поддержки учителей общеобразовательной (массовой) школы со стороны коррекционных педагогов;
7. И последнее - инклюзивное образование сможет достичь своей цели только тогда, когда оно будет реализовано на всех ступенях образования - от детского сада до вуза [1].
Таким образом, говоря об инклюзивном образовании можно сказать, что эта проблема сложна, дискуссионна, но главное - она является действительно социальной, так как в ходе ее решения затрагиваются интересы колоссального количества людей. Общество должно предоставить любому человеку право выбора вида образования в зависимости от его интересов, потребностей, возможностей. Должна быть обеспечена широта предложения в области образования. Несомненно, что трудностей тем больше, чем сложнее структура общества, чем ярче выражены социальная дифференциация. И без грамотного решения данной проблемы, без устранения практик ущемления конституционных прав людей с отклонениями в развитии, унижения их достоинства, проявлений социальной дискриминации наша страна не станет цивилизованным государством.
Литература
1. Алехина С.В. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки. URL: http://psyjoumals.ru/edu_economy_ wellbeing/issue/36287.shtml.
2. Инклюзивное образование в России и Москве. [Электронный ресурс] // Статистика и справочные материалы URL: [http://dislife.ru/articles/view/4696].
3. Инклюзивное образование в России. М.: ЮНИСЕФ, 2011. 88 с.
4. Лавринец К.Ю. Инклюзивное образование: сущность, проблемы, перспективы развития / К.Ю. Лавринец // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. – № 12. – С. 146.
5. Лубовский В..И. Адаптация детей с особыми образовательными потребностями // Социально-психологическая поддержка адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде города: Сб. статей / Под ред. Б.М. Когана и С.М. Валявко. М.: Спутник, 2011. С. 5–7.
6. Мухамадиярова Г.Ф. Инклюзивное образование: содержание и практика / Г.Ф. Мухамадиярова, С.Г. Усманова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 1. – С. 46-47.
7. Очкалова А.А., Донгаузер Е.В. Инклюзивное образование в России: реальность и перспективы // Изучение и образование детей с различными формами ди- зонтогенеза: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Екатеринбург: УрГПУ, 2014. С. 122-124.
8. Пугачев А.С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. 2012. №10. С. 377
9. Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.). 165 с.
10.Шенгальц Е.В. Инклюзивное образование как наиболее приоритетное направление образования для детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Шенгальц // В сборнике: Омские социально-гуманитарные чтения – 2015 Материалы VIII Международной научно-практической конференции / Министерство Омской области; Омское отделение Российского общества социологов; Омский государственный технический университет, факультет гуманитарного образования, кафедра социологии, социальной работы и политологии; Ответственный редактор Л.А. Кудринская. – 2015. С. 136-138
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация статьи: "Инклюзивное образование в реализации ФГОС: проблемы и значимость". По материалам Международной научно-практической конференции «Тенденции и перспективы развития образовательного пространства России» г. Москва, 22 – 24 апреля 2013 год
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4036613","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"315"}}]]Инклюзивное образование определяется, как процесс совместного в...
Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в сельской общеобразовательной школе
Инклюзивное образование...
«Инклюзивное образование: организационно – педагогические условия, проблемы внедрения, перспективы развития».
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, языковых и иных особенностей, включены в общую сист...
Инклюзивное образование: организационно - педагогические условия, проблемы внедрения и перспективы развития.
Инклюзия означает включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием участвуют все дети. Это требует адаптации школьного пространства к тому, чтобы вст...
Перспективы развития инклюзивного образования
В данном разделе представлены материалы, публикации, презентации, нормативно-правовые документы по инклюзивному образованию, созданию специальных образовательных условий, необходимых ...
Инклюзивное образование: проблемы и перспективы
Данная статья затрагивает болезненную, но в то же время крайне актуальную статью для современного этапа развития образования и общества в целом. В работе представлены аргументы в пользу организа...
Проблемы и перспективы инклюзивного образования учителя-предметника
В своей работе мне хочется рассказать о тех проблемах, которые возникали и возникают у меня как у учителя химии при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном кл...