Инклюзивное образование: организационно - педагогические условия, проблемы внедрения и перспективы развития.
методическая разработка на тему

Боричук Светлана Владимировна

Инклюзия означает включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием участвуют все дети. Это требует адаптации школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды всех детей без исключения, ценить и уважать их различия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borichuk_s.v._esse2_inklyuzivnoe_obrazovanie.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование: организационно - педагогические условия, проблемы внедрения и перспективы развития.

Выполнила: Боричук Светлана Владимировна, г. Подольск, МОУСОШ № 27

Инклюзия означает включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием участвуют все дети. Это требует адаптации школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды всех детей без исключения, ценить и уважать их различия. 

Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения. Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ОВЗ. Поэтому  считаю, что в школе должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.  

Инклюзия во многом зависит от контекста, и одной формулы одинаково успешного включения особых детей во всех школах не существует. Она успешно работает там, где учителя понимают и демонстрируют эффективную практику обучения в условиях сотрудничества и поддержки. И здесь вся ответственность, как мне кажется, ложится на плечи учителя. Именно он может многое сделать в своём классе для продвижения инклюзии. Я веду занятия в инклюзивных классах, индивидуально планирую работу с детьми с ограниченными возможностями в рамках общеобразовательного учебного процесса и варьирую время, затраченное на тех или иных учащихся в соответствии с их успеваемостью и способностями. При этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания, так как усвоение ими материала идёт намного медленнее. Для них снижается темп ведения урока, им даются только те задания, которые позволяют отработать базовые знания. Однако на общеобразовательный процесс, как и на успеваемость других детей это не влияет. В нашей школе обучаются в основном дети-инвалиды с диагнозом ДЦП. Для них характерно нарушение координации движений. Поэтому отличается и форма выполнения различных заданий и ответов на вопросы для таких детей. Я стараюсь давать им меньший объём письменных заданий, а если это необходимо, выдаю им либо карточки с вариантами ответов, которые они выбирают, либо бланки, где такие дети ставят крестики, похожие на тестовые задания.

Организационное обеспечение создания специальных условий образования для детей с ОВЗ прежде всего базируется на нормативно-правовой базе. Создание этих условий должно обеспечить, не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство.

Распространение процесса инклюзии детей с ОВЗ в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Инклюзивная практика реализует обеспечение равного доступа к получению образования, и создания необходимых условий для получения образования всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, их психических и физических возможностей. Как мне кажется, положительным следствием  инклюзивного образования  для детей с ОВЗ является то, что они участвуют в большем количестве взаимодействий со сверстниками и в более продвинутых уровнях игры в инклюзивных игровых группах, чем во время игры в неинклюзивных группах. Инклюзивное образование обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам, оно дает возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде.

Наряду с положительными моментами, существуют и проблемы организации инклюзивного образования. Основными проблемами организации инклюзивного образования, по моему мнению, являются недостаточная пропаганда идеи совместного образования детей с ОВЗ в школах, а также недостаточная подготовка и психологическое сопровождение  педагогических работников, осуществляющих совместное обучение детей с ОВЗ. Отсутствие нормативно-правовые  и финансовые вопросы организации интегрированного обучения и технологии вовлечения родителей в процесс социально-образовательной интеграции тоже является серьезной проблемой организации инклюзивного образования для детей с ОВЗ.

Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она станет составной частью профессионального мышления учителей. Опыт внедрения инклюзивного образования в нашей школе показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Учителя боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить помощи у родителей или педагогов. Понятно, что в такой кризисный период им нужна поддержка. Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, мой опыт показывает обратное: успеваемость детей, которые развиваются обычным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе. А отношение сверстников к особым детям напрямую зависит от наличия твердой позиции учителя, родителей и климата в классе в целом.

Главное в инклюзивном образовании ребенка с ОВЗ – это получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основным критерием эффективности должна стать максимальная социальная адаптация ребенка, а в дальнейшем – его профессиональная и трудовая адаптация. 

Программа инклюзивного образования работает в России не так давно. Соответственно нам рано ещё делать выводы о том, насколько она успешна. Несмотря на это, первые результаты достаточно позитивные. Исходя из собственного опыта, я могу сказать, что существенных трудностей по вхождению детей с ограниченными возможностями в школьную среду не возникает. Они чувствуют себя на равных по отношению к другим ученикам, соответственно и обратное отношение к ним такое же. И самое главное, меняется оценка детей с ОВЗ. Для реализации поставленных задач и получения положительных результатов, необходимо очень хорошо потрудиться, а еще потребуется немало финансовых вложений. И только тогда, это даст стойкую положительную динамику. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»

Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...

«Организационно- педагогические условия создания системы менеджмента качества образования в Шимбиликской школе».

Выбор темы данной статьи определен актуальной проблемой, связанной с необходимостью разработки и внедрения системы менеджмента качества образования в каждой школе. Проблема качества образования выступ...

«Инклюзивное образование: организационно – педагогические условия, проблемы внедрения, перспективы развития».

Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, языковых и иных особенностей, включены в общую сист...

Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования

Противоречия, возникающие в процессе социализации ребенка, требуют сегодня от него выбора того общественного института, где он наиболее полно обогатится социальным опытом и реализует себя как личность...

Материалы вебинара "Организационно- педагогические условия интеграции общего и дополнительного образования при реализации образовательных программ с использованием робототехники»

Материалы вебинара "Организационно- педагогические условия интеграции общего и дополнительного образования при реализации образовательных программ с использованием робототехники» Всутпление...

Комплекс организационно-педагогических условий при составлении программы дополнительного образования

В данной статье подробно раскрываются составляющие элементы программы. Календано-учебный график, условия реализации программы, материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение. В конце ...