Инклюзивное образование: проблемы и перспективы
статья на тему

Сергунина Ольга Викторовна

Данная статья затрагивает болезненную, но в то же время крайне актуальную статью для современного этапа развития образования и общества в целом. В работе  представлены аргументы в пользу организации инклюзивного образования и проблемы, которые необходимо решить для того, чтобы ВСЕ дети с ОВЗ могли учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование: проблемы и перспективы

Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативными актами государства. Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование, обязательность, а также гарантию общедоступности и бесплатности основного общего образования в государственных или муниципальных учреждениях. Все лица, включая лица с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на получение качественного образования без какой-либо дискриминации.

Инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.

Обучающиеся с ОВЗ – дети, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Основные принципы инклюзивного образования:

— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

— каждый человек способен чувствовать и думать;

— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

— все люди нуждаются друг в друге;

— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.        

Инклюзия означает обеспечение полноценной принадлежности к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем) через раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Основное требование инклюзивной школы: все дети должны учиться вместе во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними. Зачисление инвалидов в специальные школы, классы, секции является исключением и рекомендуется только в тех редких случаях, когда обучение в обычных классах не способно удовлетворить образовательные или социальные потребности ребенка, либо если это необходимо для благополучия его самого или других детей.

Термины «инклюзия» и «инклюзивное образование» вошли в педагогическую науку и практику сравнительно недавно. Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег".

С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов.

В 2010-м концепция инклюзивного образования нашла отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Дмитрия Медведева; в 2012-м – в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Владимиром Путиным, и, наконец, в новом законе «Об образовании».

Проект «Наша новая школа»  определяет  основные направления модернизации российской школы и предлагает основные пути повышения качества образования.

Новая школа – школа для всех, которая должна обеспечить успешную социализацию детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях.

С 2016 г. начал действовать утвержденный приказом Минобрнауки РФ  от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так называемого инклюзивного образования. 

В настоящее время начался   процесс перехода школ на инклюзивное образование. Концепция ФГОС для обучающихся с ОВЗ становится важнейшим правовым актом, устанавливающим определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих  деятельность образовательных организаций, осуществляющих образование детей с ОВЗ.

Одна из главных целей Концепции - обеспечение вариативности образовательных программ и разнообразия  организационных форм их реализации с учетом образовательных потребностей детей с ОВЗ.

Согласно данной Концепции педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ.

Последовательная разработка и внедрение ФГОС начального, основного и среднего образования с учетом особых потребностей детей будет способствовать повышению качества образования. Разработка ФГОС начального общего образования детей с ОВЗ можно считать первым этапом в решении этой задачи.

Одной из трудностей при организации инклюзивного образования является то,что группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. У таких  детей могут быть нарушения слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие); зрения (слабовидящие, слепые); речи (разные степени); интеллекта; задержка психоречевого развития (ЗПР); нарушения опорно-двигательного аппарата; расстройства аутического спектра; множественные нарушения развития.

Важно отметить, что диапазон различий в развитии детей с ОВЗ столь велик, что определение единого для всех итогового уровня школьного образования невозможно, слишком много детей в этом случае окажется вне поля образования. В связи с этим в Концепции на основе ФГОС предлагается разработка  4 вариантов образовательных программ обучения, в которых формулируются требования к содержанию образования, условиям реализации образовательной программы и результатам ее освоения с учетом степени выраженности нарушений в развитии.

Первый вариант образовательной программы (А) предполагает возможность получения ребенком с ОВЗ цензового образования — соответствующего уровням образования массовой общеобразовательной школы — в среде сверстников и в общие с ними календарные сроки. Ребенок полностью включен в общий образовательный поток на всех уровнях образования и по окончании школы по результатам итоговой аттестации получает такой же документ, как и его сверстники без ограничения здоровья. В структуру основной образовательной программы обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная  на коррекцию недостатков в физическом и(или) психическом развитии.

Второй вариант образовательной программы(B) – обучающийся с ОВЗ получает образование, сопоставимое  по итоговым достижениям к моменту завершения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются стандартом для каждой отдельной категории учащихся. На основе Стандарта создается адаптированная программа, которая при необходимости индивидуализируется. Вариант В образовательной программы может быть реализован в разных формах: как совместно с другими  обучающимися, так и в отдельных классах, группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Для данного варианта большое значение имеет  использование информационных технологий и специального оборудования, расширяющего и компенсирующего возможности обучающегося. Также предусмотрено проведение специальной работы, направленной на расширение и углубление социального опыта этих детей. По итогам освоения программы определенного уровня, обучающиеся с ОВЗ получают документы,  предусмотренные законодательством по итогам итоговой или промежуточной аттестации.

Третий вариант образовательной программы(С) – обучающийся с ОВЗ получает образование, не сопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников без ограничений здоровья, в более пролонгированные сроки. Обязательным является организация специальных условий для обучения  и воспитания. Создается Адаптированная образовательная программа. В структуре адаптированной программы «академический компонент» сокращен в  пользу расширения области развития жизненной компетенции. Вариант С может быть реализован в разных формах.  Одним из важнейших условий включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является устойчивость форм адаптивного поведения. Для обучающихся по 3 варианту необходима организация  работы по расширению и углублению социальных контактов в доступных для него пределах. Обучающимся  с ОВЗ, освоившим адаптированную программу, выдается свидетельство по образцу и в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти.

Четвертый вариант образовательной программы(D) -  обучающийся с ОВЗ (со сложными и множественными нарушениями развития)  получает образование по адаптированной основной образовательной  программе, созданной на основе индивидуального учебного плана. Должно иметь место максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. Вариант D  может быть реализован в разных формах. При обучении на дому  обязательным является  дозированное расширение его социальных контактов. Обучающимся  с ОВЗ, освоившим адаптированную программу, выдается свидетельство по образцу и в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти.

Особая категория детей с ОВЗ – дети с расстройствами аутического спектра.

Аутизм - тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм). Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в части случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики.

Исключительное разнообразие спектра нарушений и их тяжести позволяет обоснованно считать обучение и воспитание детей с аутизмом наиболее сложным разделом коррекционной педагогики. Дети с аутизмом нуждаются в специальной образовательной поддержке с раннего возраста и на протяжении всей жизни, при этом правильно организованный школьный период образования является решающим условием дальнейшего социального развития ребенка.

Индивидуальное обучение на дому не отвечает потребностям детей с аутизмом, а дефицит социальных впечатлений, ограничение контактов привычной домашней обстановкой способствует их вторичной аутизации. Даже в случаях наиболее выраженного аутизма такой ребенок к школьному возрасту для своего развития нуждается в дозированных, но регулярных выходах из дома в более сложно организованную социальную среду.

Дети с РАС должны обучаться  в условиях инклюзии.  Эти дети могут обучаться по вышеперечисленным вариантам программ. Более подробно для аутистов все 4 варианта описаны в Специальном  ФГОС специального образования детей с нарушениями аутического спектра. Так, например, по 2 варианту программы ребенок может обучаться со сверстниками без ограничений здоровья. Однако 2 вариант программы для детей с РАС предполагает пролонгированные сроки: 5 и 6 лет, поэтому при необходимости  пролонгированных сроков обучения ребенок  может обучаться в классе для детей с ЗПР, обучение которых по 2 варианту  образовательной программы в соответствии с федеральными стандартами предусмотрено в течение 5 лет.

По 3 варианту  образовательной программы предполагается  включение ребенка с РАС в класс обучающихся с умственной отсталостью (с легкой умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями). Требования к общей наполняемости класса для обучающихся с легкой умственной отсталостью – не более 12 обучающихся. При включении в такой класс ребенка с РАС требования к общей наполняемости ужесточаются: не более 9 обучающихся в классе.

По 4 варианту ребенок с РАС  включается в класс для детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) – не более 5 обучающихся в классе.

Важную роль при определении варианта образовательной программы играют ПМПК.

Проблемы инклюзивного образования.

В настоящее время имеется широкий круг проблем, с которыми вынуждена столкнуться школа при организации инклюзивного образования.

  1. Необходимость создания разных вариантов  адаптированных образовательных программ и учебных планов.
  2. Перестройка всей системы подготовки специалистов для сферы образования. В программы подготовки и переподготовки придется включить новые модули, которые состоят из специальных дисциплин, обеспечивающих готовность педагогов к широкому партнерскому взаимодействию и творческому сотрудничеству не только в профессиональном сообществе, но и во всей образовательной среде.
  3. Кадровый состав школы должен быть укомплектован всеми необходимыми специалистами: психологами, дефектологами-логопедами, тьюторами, социальными педагогами, экспертами по адаптивной физкультуре.  Кроме того, желательно, чтобы вышеперечисленные специалисты имели опыт работы с детьми с ОВЗ.

Нужно сказать, что, к сожалению, специальность тьютора оказывается не очень популярной  в наше время. Кто же такой тьютор? Тьютор  – это специалист сопровождения, который помог бы организовать образовательную среду таким образом, чтобы ребенок с ОВЗ был максимально успешен и при этом мог вписаться в коллектив школы. Роль тьютора заключается в том, что он выступает в качестве  связующего  звена между учителем, ребенком с ОВЗ и другими учениками.

  1. Для особых  учеников нужны и специализированные пособия, и техническое оснащение кабинета, огромное количество наглядных материалов,  должны быть специальные кабинеты (рекреационные), куда тьютор мог бы отвести ребенка отдохнуть в случае необходимости.
  2. На плечи преподавателей ложится  огромнейшая нагрузка. Работа с такими детьми требует больших физических и психологических затрат. Кроме того, будет необходима переквалификация всего педагогического состава.
  3. Новая форма организации образования формирует и новые требования к работе администрации и коллектива школы, к уровню управления учебным заведением, организации всей системы его внутренних и внешних отношений. Администрации и педагогам делегируются более широкие полномочия, но при этом возрастает уровень их ответственности. На управленческий аппарат инклюзивной школы возлагается обязанность обеспечить соответствие образовательной среды и технологий потребностям социального развития каждого ребенка.

Кроме всех вышеперечисленных проблем,  нужно вести просветительскую деятельность среди родителей обычных детей и самих детей без ОВЗ. А для этого предстоит сначала как можно скорее разработать систему просветительской деятельности, направленной на изменение мнения сообществ учителей и родителей о том, где и чему должны учиться дети с проблемами в развитии.

Количество детей с аутизмом увеличивается в громадных размерах каждый год. По данным ВОЗ, количество детей с этим диагнозом растет на 13 процентов в год. А по американской статистике подобные расстройства встречаются у одного из 68 детей. Для сравнения: в середине 70-х годов эта цифра была 1:5 тысячам.

Если ребенок с ОВЗ получит среднее образование, у него есть возможность  поступить в высшее учебное учреждение. Получение высшего профессионального образования для лиц с ОВЗ возможно в различных формах, в том числе и в дистанционной. Среди высших учебных заведений — Московский психолого-педагогический университет, Московский авиационный институт, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Московский государственный институт электроники и математики и другие.

В этом году в г. Рязань на базе двух школ: МБОУ «Школа №60 имени героя Российской Федерации Д.О. Миронова» и школе №62(микрорайон Дашки) будут организованы 2 ресурсных класса. Наполняемость класса – 4 человека.  

Важно помнить, что  по новым стандартам каждый учитель должен уметь работать с особенными детьми. Процесс введения инклюзивного образования достаточно длителен. И переходный период может затянуться на достаточно большой промежуток времени. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения.

Материалы для проведения заседания Круглого стола по проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Круглый стол "Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения". Фотоматериалы."

Фотоматериалы заседания Круглого стола "Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения"...

Публикация в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы"

Данная система диагностики позволяет получить достоверную информацию о развитии общих способностей каждого ребенка, о его уровне развития и качественных особенностях, недостатках мыслительного процесс...

Педагогический совет "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы"

В презентации педагогического совета "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы" рассматривается правовая основа для обучения детей с особенностями в развитии, история развития обучени...

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Статья "ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ" посвящена актуальной обсуждаемой проблеме в настоящее время. В Санкт-Петербурге уже существует ряд общеобразовательных шко...

Инклюзивное образование-проблемы и перспективы.

Эссе. Тема. Инклюзивное образование-проблемы и перспективы. Размышления на тему педагогов разных поколений....