Проблемы и перспективы инклюзивного образования учителя-предметника
статья на тему
В своей работе мне хочется рассказать о тех проблемах, которые возникали и возникают у меня как у учителя химии при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tarasova_oksana_sergeevna.docx | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тарасова Оксана Сергеевна
МОУ «Усть-Карская СОШ»
Сретенского района
Забайкальского края
Проблемы и перспективы инклюзивного образования учителя-предметника
Под инклюзивным образованием мы понимаем более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным потребностям всех детей [1, с 144].
В своей работе мне хочется рассказать о тех проблемах, которые возникали и возникают у меня как у учителя химии при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе.
Когда ко мне пришел восьмой класс и в этом классе оказался особый ребенок, я испытала некоторые трудности. Необходима была психологическая подготовка, прежде всего. Нужно было понимать и чувствовать такого ребенка, нужно было избегать неадекватных реакций со стороны одноклассников. И поняла, что в первую очередь, необходима преемственность с педагогами, которые работали с таким ребенком до меня. Нужно было узнать о таком ребенке как можно больше: его психологические особенности, возможности и потребности. «В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, а всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность… Учитель является, с психологической точки зрения, организатором воспитывающей среды, регулятором и контролером её взаимодействия с воспитанником… Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом»[2, с 57]. Был собран малый педагогический совет, где учителя-предметники, классный руководитель и психолог рассказали об этом ребенке, поделились опытом работы.
Когда о таком ребенке знаешь достаточно, вот теперь и можно приступать к организации педагогической деятельности. В «Законе об Образовании» сказано, что образование есть, прежде всего, воспитание подрастающего поколения. В моём понимании в инклюзивном образовании учитель должен выполнить две миссии: воспитать толерантность в основной массе коллектива и воспитать ребенка с ОВЗ так, чтобы он почувствовал себя нужным обществу.
Во-вторых, качество образования должно не пошатнуться и быть на должном уровне, как для обычных детей, так и для детей с ОВЗ. Возникает необходимость в разработке рабочей программы по предмету для особых детей. Она не должна быть встроена в общую программу. Должен быть индивидуальный образовательный маршрут социокультурного и личностного развития детей с ОВЗ. Мною была разработана рабочая программа для ребенка с задержкой психического развития, школа приобрела учебник химии для детей, испытывающих трудности в обучении. В рабочей программе в большей степени мною был сделан акцент на то, чтобы ребенок чаще представлял результат своей работы в различной форме, работал в парах, в группе. Мне хорошую помощь оказывает лаборант.
Мы должны понимать, что ребенок с ОВЗ очень сильно изменит образовательную систему педагога: важно понимать, что инклюзивное образование коснется всех участников образовательного процесса. Обычный ребенок имеет достаточно высокую мотивацию к обучению, кроме того следует заметить, что он так же готов к включению в совместную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Столкнулась только с тем, что на эмоциональном уровне наблюдается частичная неготовность общаться с такими детьми. Здесь необходимо подключить взрослых: родителей, психолога, учителей-предметников. Они толерантны, да и в коллективе обязательно найдется группа ребят с высоким уровнем толерантности. Посетила родительские собрания, где грамотно с психологической точностью совместно с психологом и другими педагогами составлена беседа с родителями обычных детей и детей с ОВЗ. Сразу возникла необходимость подготовки группы учеников к принятию таких детей: проведен соцопрос, который помог выявить, что дети действительно готовы помочь в социализации этого ребенка. Соцопрос помог мне не только выяснить отношение обычных детей к ребенку с ЗПР, но и сделан был уже психологический толчок к тому, что таких детей нужно принимать такими какие они есть и им необходимо окружающих.
Таким образом, для меня был ряд проблем, возникших при обучении детей с ОВЗ в общеобразовательном классе. Исход родительских собраний, индивидуальных консультаций с ребятами помогут в планировании и организации интегрированных уроков.
Конечно, одному педагогу создать систему инклюзивного образования в своей школе невозможно. Необходим коллектив единомышленников, чтобы совместными усилиями решать все возникшие проблемы в обучении детей с ОВЗ с обычными.
Каждый педагог инклюзивного образования должен понимать, что инклюзия решает очень важную задачу: взаимная адаптация нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, непосредственное участие сверстников в образовании особых детей, которые помогают интегрироваться им в современном мире.
Список литературы:
- Педагогическая психология. Краткий курс, М., 1926
- http://cyberleninka.ru/ Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» № 12, 2011
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Проблемы и перспективы математического образования".
Выступление на научно практической конференции учителей....
Аннотация статьи: "Инклюзивное образование в реализации ФГОС: проблемы и значимость". По материалам Международной научно-практической конференции «Тенденции и перспективы развития образовательного пространства России» г. Москва, 22 – 24 апреля 2013 год
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4036613","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"315"}}]]Инклюзивное образование определяется, как процесс совместного в...
Проблемы взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников
Вступление на педсовете по данной теме. Заранее был проведен опрос классных руководителей и учителей-предметников для выявления особенностей их взаимоотношений и взаимных ожиданий.Успешность достижени...
Проблемы перехода к инклюзивному образованию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на надомном обучении.
Проблемы перехода к инклюзивному образованию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на надомном обучении на примере личного опыта учителя истории и обществознания....
Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в сельской общеобразовательной школе
Инклюзивное образование...
«Инклюзивное образование: организационно – педагогические условия, проблемы внедрения, перспективы развития».
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, языковых и иных особенностей, включены в общую сист...
Наука 21 века. Перспективы инклюзивного образования в условиях современной школыю
Перспективы инклюзивного образования в условиях современной школы....