статья "Школьный музей как средство реализации метапредметных линий"
статья на тему

Опарина Ольга Александровна

статья " Школьный музей как средство реализации метапредметных линий" была представлена на педагогической конференции Вязниковсккого района в 2018 году

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный  музей как средство реализации метапредметных линий.

    Автор Опарина Ольга Александровна. Учитель истории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта. В.Н.Кубасова» г.Вязники Владимирская област

     Школьный музей уже давно получил признание в арсенале средств воспитательного  характера.

    Еще более усиливается его значимость  в период перехода школ к новым образовательным стандартам.

   В данной статье будет освещена проблема использования школьных музеев в свете реализации метапредметных линий.

   Стоит ли лишний раз говорить о том, что такое метапредметность? Скажу лишь, что это универсальная деятельность, новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных подходов. В ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

   Стоит вспомнить, какими могут быть  результаты внеурочной деятельности школьников в контексте метапредметных линий. Они  распределяются по трём уровням.

   Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизн.

   Второй уровень результатов – получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

  Третий уровень результатов – получение ребенком  опыта самостоятельного общественного действия.

    Таким  образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

  Какое же место  в этом ряду занимает школьный музей?

   Известно, что потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея - информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую. 

   В работе школьного музея можно проследит разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. Одно из таких новшеств – деятельностный подход в музейной педагогике

   Если учесть, что в СОШ №2 г.Вязники музей создан в 1975 году, то можно представить, какой богатейший материал собран в его экспозициях и запасниках. Его использование в урочной и внеурочной деятельности дает учителю возможность    представить местную историю  в контексте своего  предмета.

   На базе музея много лет работает творческое объединение «Активисты школьного музея». Рабочая программа, разработанная автором данной статьи, является одним из базовых документов в работе музея «Земляки».

   Она рассчитана на 3 года, состав объединения разновозрастный.

     Программа предполагает изучение теории по  работе музея , поисково- экспедиционную, исследовательскую и экскурсионную деятельность.

     С чего начинается учебный год для активистов музея? С выборов актива. Туда помимо председателя входят руководители таких секций, как поисково-экспедиционная, исследовательская, экскурсионная, оформительская. Все функции четко расписаны. Раз в полугодие активисты отчитываются перед Советом об итогах работы.

    Что особенного можно выделить в работе нашего школьного музея в плане реализации метапредметных линий?

  Конечно, это богатейший материал, собранный в экспозициях трех отделов. Первый отдел- история космонавтики. В нем 3 экспозиции, в том числе, о нашем земляке В.Н.Кубасове, имя которого присвоено нашей школе.

  Второй отдел- «Культура города Вязники в 19-20 веках». В нее входят 6 экспозиций.

   Третий отдел был открыт в год 70-летия Победы советского народа в Великой отечественной войне и посвящен подвигам тружеников тыла нашего города.

   Экскурсоводы нашего музея- это учащиеся 5 - 9 классов. Регулярно они проводят экскурсии для учащихся школ города и района, а также принимают группы из других городов, участвуют в районном конкурсе экскурсоводов.

   В музее организуются  творческие уроки общения с историческими раритетами, интерактивные викторины, основанные на материалах музейных экспозиций. Интересны музейно-педагогические методики создания пространственной историко-культурной среды и погружения в нее. Воссоздав "Русскую избу" или иные типологические историко-бытовые комплексы XIX-XX вв., музей погружает  детей в исторически достоверную среду, в место пространственного, визуального и эмоционального восприятия истории, культурных традиций и образа жизни вязниковцев.

     С помощью экскурсоводов юные посетители получат возможность ознакомиться с информацией, заложенной в музейных экспонатах, постичь основы исследовательского творчества.

     Пользуются успехом мастер-классы по отглаживанию белья рубелем и каталкой, изготовлению кукол  и др. Экспонаты школьного музея доступны, их можно потрогать, подержать в руках, детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю. Здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.

   Также востребованными  являются уроки в музейном интерьере. Учителя истории, культурологии, литературы, музыки используют материалы экспозиций школьного музея. На базе музея проводятся классные часы, уроки мужества, встречи с интересными людьми, круглые столы, конференции и другие мероприятия.

   Ведется активная поисковая работа. В этом зачастую реализуются метапредметные линии.  Работа многоплановая. Нужно уметь использовать умения и навыки, которые учащиеся получают на уроках по различным предметам. Ведь взять интервью – это одно дело, хотя и не простое. Но другое, когда активист музея должен обработать этот материал, описать найденные экспонаты, занести их в инвентарную книгу, а потом начать работу над проектом по заданной теме. Таким образом, проектная деятельность способствует развитию метапредметных компетенций учащихся .

    Если обучающийся начинает работать в творческом объединении с 5 класса, к 7 классу он практически полностью овладевает этими навыками. А далее - представление проекта на различного рода конференциях и работа над составлением новой экспозиции школьного музея.

     Нельзя не упомянуть о взаимодействии школьного музея с городскими музеями. Это не только экскурсии. Ведь в совместных планах работы предполагается и работа учащихся в архивах, музейные уроки, которые проводят сотрудники городских и районных музеев. Несомненно, это способствует дальнейшему развитию навыков и умений, необходимых учащимся и на уроках и во внеурочной деятельности.

   Таким образом, в ходе работы учащихся в школьном музее в контексте реализации метапредметных линий  мы получаем  следующие результаты:

- Сформировано умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей

- Происходит развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;

- Учащиеся овладевают навыками  самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

    – Обучающиеся учатся предвидеть последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

 

   

   

   

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МК «ИКТ как средство реализации деятельностного подхода и формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС»: проектирование учебных ситуаций

Формирование навыков мыслительной деятельности на уроках английского языка с использованием средств ИКТ. 1.Работа с текстом учебника New Opportunities для 9 класса автор Michel Harris.2.Поиск и в...

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии как средство реализации деятельностного подхода и формирования метапредметных результатов."

Цель мастер-класса – Создание модели качественного урока с использованием здоровьесберегающих технологий. Задачи: v  Представить, обосновать и обсудить теоретические и практические аспекты темы.v...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

В докладе рассматриваются особенности интегрированных уроков, главная цель которых – создание у учащихся целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения....

Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС

Презентация "Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС"...

Музыкальное занятие в школьном музее - возможность реализации метапредметности

разработка музыкального занятия на площадке школьного музея, посвященное освобождению Ленинграда от фашистской блокады. Метапредметность на занятиях музыки в ДО....

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Доклад секция историков.6 Республиканская конференция "Ельмеевские чтения"...

Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения

Метапредметный уроккак средство реализации метапредметных результатов обучения...