статья "Школьный музей как средство реализации метапредметных линий"
статья на тему
статья " Школьный музей как средство реализации метапредметных линий" была представлена на педагогической конференции Вязниковсккого района в 2018 году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья "Школьный музей как средство реализации метапредметных линий" | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный музей как средство реализации метапредметных линий.
Автор Опарина Ольга Александровна. Учитель истории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта. В.Н.Кубасова» г.Вязники Владимирская област
Школьный музей уже давно получил признание в арсенале средств воспитательного характера.
Еще более усиливается его значимость в период перехода школ к новым образовательным стандартам.
В данной статье будет освещена проблема использования школьных музеев в свете реализации метапредметных линий.
Стоит ли лишний раз говорить о том, что такое метапредметность? Скажу лишь, что это универсальная деятельность, новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных подходов. В ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность.
Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.
Стоит вспомнить, какими могут быть результаты внеурочной деятельности школьников в контексте метапредметных линий. Они распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизн.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Третий уровень результатов – получение ребенком опыта самостоятельного общественного действия.
Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Какое же место в этом ряду занимает школьный музей?
Известно, что потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея - информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую.
В работе школьного музея можно проследит разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. Одно из таких новшеств – деятельностный подход в музейной педагогике
Если учесть, что в СОШ №2 г.Вязники музей создан в 1975 году, то можно представить, какой богатейший материал собран в его экспозициях и запасниках. Его использование в урочной и внеурочной деятельности дает учителю возможность представить местную историю в контексте своего предмета.
На базе музея много лет работает творческое объединение «Активисты школьного музея». Рабочая программа, разработанная автором данной статьи, является одним из базовых документов в работе музея «Земляки».
Она рассчитана на 3 года, состав объединения разновозрастный.
Программа предполагает изучение теории по работе музея , поисково- экспедиционную, исследовательскую и экскурсионную деятельность.
С чего начинается учебный год для активистов музея? С выборов актива. Туда помимо председателя входят руководители таких секций, как поисково-экспедиционная, исследовательская, экскурсионная, оформительская. Все функции четко расписаны. Раз в полугодие активисты отчитываются перед Советом об итогах работы.
Что особенного можно выделить в работе нашего школьного музея в плане реализации метапредметных линий?
Конечно, это богатейший материал, собранный в экспозициях трех отделов. Первый отдел- история космонавтики. В нем 3 экспозиции, в том числе, о нашем земляке В.Н.Кубасове, имя которого присвоено нашей школе.
Второй отдел- «Культура города Вязники в 19-20 веках». В нее входят 6 экспозиций.
Третий отдел был открыт в год 70-летия Победы советского народа в Великой отечественной войне и посвящен подвигам тружеников тыла нашего города.
Экскурсоводы нашего музея- это учащиеся 5 - 9 классов. Регулярно они проводят экскурсии для учащихся школ города и района, а также принимают группы из других городов, участвуют в районном конкурсе экскурсоводов.
В музее организуются творческие уроки общения с историческими раритетами, интерактивные викторины, основанные на материалах музейных экспозиций. Интересны музейно-педагогические методики создания пространственной историко-культурной среды и погружения в нее. Воссоздав "Русскую избу" или иные типологические историко-бытовые комплексы XIX-XX вв., музей погружает детей в исторически достоверную среду, в место пространственного, визуального и эмоционального восприятия истории, культурных традиций и образа жизни вязниковцев.
С помощью экскурсоводов юные посетители получат возможность ознакомиться с информацией, заложенной в музейных экспонатах, постичь основы исследовательского творчества.
Пользуются успехом мастер-классы по отглаживанию белья рубелем и каталкой, изготовлению кукол и др. Экспонаты школьного музея доступны, их можно потрогать, подержать в руках, детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю. Здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.
Также востребованными являются уроки в музейном интерьере. Учителя истории, культурологии, литературы, музыки используют материалы экспозиций школьного музея. На базе музея проводятся классные часы, уроки мужества, встречи с интересными людьми, круглые столы, конференции и другие мероприятия.
Ведется активная поисковая работа. В этом зачастую реализуются метапредметные линии. Работа многоплановая. Нужно уметь использовать умения и навыки, которые учащиеся получают на уроках по различным предметам. Ведь взять интервью – это одно дело, хотя и не простое. Но другое, когда активист музея должен обработать этот материал, описать найденные экспонаты, занести их в инвентарную книгу, а потом начать работу над проектом по заданной теме. Таким образом, проектная деятельность способствует развитию метапредметных компетенций учащихся .
Если обучающийся начинает работать в творческом объединении с 5 класса, к 7 классу он практически полностью овладевает этими навыками. А далее - представление проекта на различного рода конференциях и работа над составлением новой экспозиции школьного музея.
Нельзя не упомянуть о взаимодействии школьного музея с городскими музеями. Это не только экскурсии. Ведь в совместных планах работы предполагается и работа учащихся в архивах, музейные уроки, которые проводят сотрудники городских и районных музеев. Несомненно, это способствует дальнейшему развитию навыков и умений, необходимых учащимся и на уроках и во внеурочной деятельности.
Таким образом, в ходе работы учащихся в школьном музее в контексте реализации метапредметных линий мы получаем следующие результаты:
- Сформировано умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей
- Происходит развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;
- Учащиеся овладевают навыками самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
– Обучающиеся учатся предвидеть последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МК «ИКТ как средство реализации деятельностного подхода и формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС»: проектирование учебных ситуаций
Формирование навыков мыслительной деятельности на уроках английского языка с использованием средств ИКТ. 1.Работа с текстом учебника New Opportunities для 9 класса автор Michel Harris.2.Поиск и в...
Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии как средство реализации деятельностного подхода и формирования метапредметных результатов."
Цель мастер-класса – Создание модели качественного урока с использованием здоровьесберегающих технологий. Задачи: v Представить, обосновать и обсудить теоретические и практические аспекты темы.v...
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
В докладе рассматриваются особенности интегрированных уроков, главная цель которых – создание у учащихся целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения....
Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС
Презентация "Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС"...
Музыкальное занятие в школьном музее - возможность реализации метапредметности
разработка музыкального занятия на площадке школьного музея, посвященное освобождению Ленинграда от фашистской блокады. Метапредметность на занятиях музыки в ДО....
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Доклад секция историков.6 Республиканская конференция "Ельмеевские чтения"...
Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения
Метапредметный уроккак средство реализации метапредметных результатов обучения...