ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
учебно-методический материал
Доклад секция историков.6 Республиканская конференция "Ельмеевские чтения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Подготовил
Сафрыгин Борис Борисович
учитель истории и обществознания
МБОУ «Левженская СОШ»
В моём докладе раскрываются возможности использования потенциала историко-краеведческого школьного музея для реализации требований ФГОС, на основе работы четырёх школьных музеев-музея «Память» РДДШ №1, музея «Далекое и близкое» МБОУ «Перхляйской ООШ» и школьных музеев МБОУ «Арх-Голицынская ООШ» и «Левженской СОШ».
Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Сегодня приоритет в образовании отдается воспитанию, оно органично вплетается в общий процесс обучения и развития.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года сформулирована приоритетная задача нашего государства – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Я считаю, что невозможно стать настоящим гражданином страны, не осознав себя, как жителя своей малой Родины - своей улицы, своего города, своего края. Такому осознанию способствует деятельность обучающихся в школьном музее. Что такое школьный музей? Это средство обучения и воспитания подрастающего поколения, центр формирования патриотических и гражданских качеств школьника. А еще музей - первый этап на пути формирования у ребенка интереса к родной истории, родной природе, национальной культуре, к своей малой родине. Школьный музей является эффективным средством развития личности ребенка.
Хранителями Памяти всегда были и остаются историко-краеведческие музеи, среди которых достойное место занимают школьные музеи. И пусть они не так солидны, как государственные центральные, но их роль в воспитании подрастающего поколения огромна.
В двадцать первом веке изменилась социальная среда, строятся новые школы, информационная среда (доступны телевидение, Интернет), изменились дети и их интересы, отношение к прошлому, истории. А историко-краеведческий музей остался. Может ли он вписаться в педагогику ХХI века, найти свое место в период перехода на новые ФГОС?
Историко-краеведческого школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований ФГОС. Принципиальное отличие новых стандартов от ныне действующих заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, ее развитие, а не набор информации, обязательной для изучения.
Какие возможности реализации требований ФГОС дает историко-краеведческий школьный музей и музейная педагогика?
Потенциал историко-краеведческого школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея - информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую.
В работе историко-краеведческого школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. В рамках реализации ФГОС школьный музей - прекрасная площадка для организации внеурочной деятельности обучающихся. Одно из таких новшеств - деятельностный подход в музейной педагогике.
Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия. Традиционные экскурсии в значительной мере стали интерактивными. Дети - не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Например, в перхляском музее «Русская изба» дети могли попробовать спрясть нить на веретене, перенести чугуны на ухватах, погладить белье врубелем, "Истории школы" - написать свои имена чернилами и перьевыми ручками, посчитать на счетах, полистать старые учебники, перевести «с русского на русский» - диалектные слова на современный литературный язык.
В музее уместно организовывать творческие уроки общения с историческими раритетами, интерактивные викторины, уроки мужества, уроки памяти, основанные на материалах музейных экспозиций. Интересны музейно-педагогические методики создания пространственной историко-культурной среды и "ролевого погружения" в нее. Воссоздав "Русскую избу" или иные типологические историко-бытовые комплексы XIX-XX вв., музей может "погрузить" детей в исторически достоверную среду, в место пространственного, визуального и эмоционального восприятия истории, национально-культурных традиций и образа жизни российского общества. С помощью экскурсоводов юные посетители получат возможность ознакомиться с информацией, заложенной в музейных экспонатах, постичь основы исследовательского творчества. Пользуются успехом мастер-классы по подготовке к розжигу печи, зажиганию керосиновой лампы и др. Экспонаты историко-краеведческого школьного музея доступны, их можно потрогать, подержать в руках, детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю. Здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.
Историко-краеведческого музей дает учащимся интегрированные «очеловеченные» знания. Музейный предмет способствует пониманию жизни, ее смысла, гуманистически ориентированной системы ценностей. В музее знания приобретаются иным путем, чем на уроках, благодаря пространственным перемещениям, возможности включения в творческое познание и деятельность.
Старшеклассники, проявившие интерес к музею, могут воспользоваться его фондами и подготовить для своих товарищей по школе интересный доклад, написать реферат, принять участие в краеведческих и научных конференциях, дистанционных мероприятиях.
Создатели историко-краеведческого школьного музея (учащиеся и педагоги) являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает историко-краеведческого школьный музей от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (сотрудники музея) для другой (аудитория). Дети, принявшие участие в создании, развитии, оформлении музея, музейной работе, поисковой работе, пополнении фондов музея, написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности в экспозиции, учатся приносить пользу другим людям, обществу.
Развитие метапредметных компетенций.
Историко-краеведческого школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.
В процессе музейно-краеведческой работы дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Историко-краеведческого школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Способствует развитию метапредметных компетенций учащихся и проектная деятельность музея. В Левженской школе идет работа над проектом «Возвращаясь к истокам». Создание экспозиции «Мордовский быт» Проект носит практико-ориентированный и информационно-исследовательский характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей и педагогов по сохранению и изучению истории родного края, организацию содержательного досуга детей, воспитание гражданственности и патриотизма. Цель проекта - преобразовать традиционное музейное пространство в современную образовательную среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся.
В ходе работы над проектом расширена возможность использования материалов музея в учебной и внеклассной деятельности, совершенствуются формы и методы краеведческой работы.
Учителя и ученики школы становятся потребителями информации. Они имеют свободный доступ к банку фотографий, документов, готовых докладов, лекций, презентаций на историко-краеведческие темы.
Подготовлены презентации по различным темам краеведческого музея. Они могут быть использованы в образовательном процессе.
Кроме того, каждый учитель и ученик может легко создать свой продукт на основе имеющихся готовых или из «полуфабрикатов» (фотографий, текстов)
Популяризируется музей через проведение краеведческих конкурсов, акций и мероприятий в т.ч. муниципальных, республиканских и всероссийских создаются условия для развития творческих, исследовательских способностей детей, формирования активной гражданской позиции; происходит саморазвитие учащихся, повышение мотивации к работе в историко-краеведческого школьном музее. Применение методов ИКТ в работе историко-краеведческого школьного музея развивает инициативу, мышление и способствует повышению интереса учащихся к изучению истории своего родного края. ИКТ дают большую возможность для реализации принципа активности учащихся в учебном процессе, способствуют воспитанию личности, умеющей решать коммуникативные задачи в различных сферах человеческой деятельности.
Многие ученики Левженской школы прошли через участие в краеведческих конференциях и олимпиадах. В последние годы эта работа всегда была связана с применением ИКТ, что способствовало привитию навыков обработки информации, развитию коммуникативных способностей учащихся; подготовке личности «информационного общества».
Информация, представленная в историко-краеведческого школьном музее, может оказаться полезной и подходящей для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей.
Историко-краеведческий школьный музей более чем какой-либо другой включен в жизнь местного сообщества: близлежащих предприятий и учреждений, местных средств массовой информации и, наконец, жителей села города и района (в том числе и родителей учащихся).
Особенно это характерно для села, где все знакомы, в школе учились 3-5 поколений одной семьи. Одним из направлений работы музея сельской школы может быть идея «Народный музей».
В заключении, отмечу, что термин «школьный» определяет не местонахождение, а специфику музея: он интегрирован в учебно-воспитательный процесс.
Эффективность деятельности историко-краеведческого школьного музея определяется степенью включенности в его работу учащихся школы и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом. Для наших учащихся это «включение» происходит 1 сентября в 1 классе, когда поступившие в школу дети совершают первую экскурсию по школе и приходят в историко-краеведческого школьный музей. Для большинства детей это первый в жизни музей.
Нельзя не признать, что работа музея несет фундаментальную закладку в духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.
Если историко-краеведческий школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра, если в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности, если предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения, если исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе, культуре и другим предметам, то музей является эффективным средством реализации требований ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: ИКТ как средства реализации требований ФГОС
Одним из важных средств формирования и развития универсальных учебных действий являются информационные коммуникационные технологии (ИКТ)....
Проблемно-диалогическое обучение - как средство реализации требований ФГОС
Материал содержит статью, презентацию и технологическую карту урока....
Проблемно-диалогическое обучение как средствореализации требований ФГОС на уроках химии
Выступление на педагогическом совете...
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы естественно-математического образования. Опыт. Проблемы. Перспективы» по теме: "Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации требований ФГОС
«Нужно, чтобы хорошее, качественное образование было доступно каждому ребенку». ...
Проектная деятельность учащихся как средство реализации требований ФГОС
Данный материал поможет учителям освежить в памяти теоретический материал о методе проектов на уроках и во внеурочной деятельности. В статье говорится о целях, задачах. структуре, этапах, формах проек...
Проектная деятельность как средство реализации требований ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время
laquo;Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я научусь» - гласит китайская пословица. Как известно из наблюдений социологов, 95% информации усваива...
статья "Школьный музей как средство реализации метапредметных линий"
статья " Школьный музей как средство реализации метапредметных линий" была представлена на педагогической конференции Вязниковсккого района в 2018 году...