ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
учебно-методический материал

Сафрыгин Борис Борисович

Доклад секция историков.6 Республиканская конференция "Ельмеевские чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

                                               

                                                        Подготовил

                                                        Сафрыгин Борис Борисович  

                                                        учитель истории и обществознания

                                                        МБОУ «Левженская СОШ»

В моём докладе раскрываются возможности использования потенциала историко-краеведческого школьного музея для реализации требований ФГОС, на основе работы четырёх школьных музеев-музея «Память» РДДШ №1, музея «Далекое и близкое» МБОУ «Перхляйской ООШ» и школьных музеев МБОУ «Арх-Голицынская ООШ» и «Левженской СОШ».

 Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Сегодня приоритет в образовании отдается воспитанию, оно органично вплетается в общий процесс обучения и развития.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года сформулирована приоритетная задача нашего государства – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Я считаю, что невозможно стать настоящим гражданином страны, не осознав себя, как жителя своей малой Родины - своей улицы, своего города, своего края. Такому осознанию способствует деятельность обучающихся в школьном музее. Что такое школьный музей? Это средство обучения и воспитания подрастающего поколения, центр формирования патриотических и гражданских качеств школьника. А еще музей - первый этап на пути формирования у ребенка интереса к родной истории, родной природе, национальной культуре, к своей малой родине. Школьный музей является эффективным средством развития личности ребенка.

 Хранителями Памяти всегда были и остаются историко-краеведческие музеи, среди которых достойное место занимают школьные музеи. И пусть они не так солидны, как государственные центральные, но их роль в воспитании подрастающего поколения огромна.

В двадцать первом веке изменилась социальная среда, строятся новые школы, информационная среда (доступны телевидение, Интернет), изменились дети и их интересы, отношение к прошлому, истории. А историко-краеведческий музей остался. Может ли он вписаться в педагогику ХХI века, найти свое место в период перехода на новые ФГОС?

Историко-краеведческого школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований ФГОС. Принципиальное отличие новых стандартов от ныне действующих заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, ее развитие, а не набор информации, обязательной для изучения.

Какие возможности реализации требований ФГОС дает историко-краеведческий школьный музей и музейная педагогика?

Потенциал историко-краеведческого школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея - информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую. 

В работе историко-краеведческого школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. В рамках реализации ФГОС школьный музей - прекрасная площадка для организации внеурочной деятельности обучающихся. Одно из таких новшеств - деятельностный подход в музейной педагогике.

Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия. Традиционные экскурсии в значительной мере стали интерактивными. Дети - не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Например, в перхляском музее «Русская изба» дети могли попробовать спрясть нить на веретене, перенести чугуны на ухватах, погладить белье врубелем, "Истории школы" - написать свои имена чернилами и перьевыми ручками, посчитать на счетах, полистать старые учебники, перевести «с русского на русский» - диалектные слова на современный литературный язык.

В музее уместно организовывать творческие уроки общения с историческими раритетами, интерактивные викторины, уроки мужества, уроки памяти, основанные на материалах музейных экспозиций. Интересны музейно-педагогические методики создания пространственной историко-культурной среды и "ролевого погружения" в нее. Воссоздав "Русскую избу" или иные типологические историко-бытовые комплексы XIX-XX вв., музей может "погрузить" детей в исторически достоверную среду, в место пространственного, визуального и эмоционального восприятия истории, национально-культурных традиций и образа жизни российского общества. С помощью экскурсоводов юные посетители получат возможность ознакомиться с информацией, заложенной в музейных экспонатах, постичь основы исследовательского творчества. Пользуются успехом мастер-классы по подготовке к розжигу печи, зажиганию керосиновой лампы и др. Экспонаты историко-краеведческого школьного музея доступны, их можно потрогать, подержать в руках, детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю. Здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.

Историко-краеведческого музей дает учащимся интегрированные «очеловеченные» знания. Музейный предмет способствует пониманию жизни, ее смысла, гуманистически ориентированной системы ценностей. В музее знания приобретаются иным путем, чем на уроках, благодаря пространственным перемещениям, возможности включения в творческое познание и деятельность.

Старшеклассники, проявившие интерес к музею, могут воспользоваться его фондами и подготовить для своих товарищей по школе интересный доклад, написать реферат, принять участие в краеведческих и научных конференциях, дистанционных мероприятиях.

Создатели историко-краеведческого школьного музея (учащиеся и педагоги) являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает историко-краеведческого школьный музей от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (сотрудники музея) для другой (аудитория). Дети, принявшие участие в создании, развитии, оформлении музея, музейной работе, поисковой работе, пополнении фондов музея, написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности в экспозиции, учатся приносить пользу другим людям, обществу.

Развитие метапредметных компетенций.

Историко-краеведческого школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.

В процессе музейно-краеведческой работы дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Историко-краеведческого школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Способствует развитию метапредметных компетенций учащихся и проектная деятельность музея. В Левженской школе идет работа над проектом «Возвращаясь к истокам». Создание экспозиции «Мордовский быт» Проект носит практико-ориентированный и информационно-исследовательский характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей и педагогов по сохранению и изучению истории родного края, организацию содержательного досуга детей, воспитание гражданственности и патриотизма. Цель проекта - преобразовать традиционное музейное пространство в современную образовательную среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся.

В ходе работы над проектом расширена возможность использования материалов музея в учебной и внеклассной деятельности, совершенствуются формы и методы краеведческой работы.

Учителя и ученики школы становятся потребителями информации. Они имеют свободный доступ к банку фотографий, документов, готовых докладов, лекций, презентаций на историко-краеведческие темы.

Подготовлены презентации по различным темам краеведческого музея. Они могут быть использованы в образовательном процессе.

Кроме того, каждый учитель и ученик может легко создать свой продукт на основе имеющихся готовых или из «полуфабрикатов» (фотографий, текстов)

 Популяризируется музей через проведение краеведческих конкурсов, акций и мероприятий в т.ч. муниципальных, республиканских и всероссийских создаются условия для развития творческих, исследовательских способностей детей, формирования активной гражданской позиции; происходит саморазвитие учащихся, повышение мотивации к работе в историко-краеведческого школьном музее. Применение методов ИКТ в работе историко-краеведческого школьного музея развивает инициативу, мышление и способствует повышению интереса учащихся к изучению истории своего родного края. ИКТ дают большую возможность для реализации принципа активности учащихся в учебном процессе, способствуют воспитанию личности, умеющей решать коммуникативные задачи в различных сферах человеческой деятельности.

Многие ученики Левженской школы прошли через участие в краеведческих конференциях и олимпиадах. В последние годы эта работа всегда была связана с применением ИКТ, что способствовало привитию навыков обработки информации, развитию коммуникативных способностей учащихся; подготовке личности «информационного общества».

Информация, представленная в историко-краеведческого школьном музее, может оказаться полезной и подходящей для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей.

Историко-краеведческий школьный музей более чем какой-либо другой включен в жизнь местного сообщества: близлежащих предприятий и учреждений, местных средств массовой информации и, наконец, жителей села города и района (в том числе и родителей учащихся). 

Особенно это характерно для села, где все знакомы, в школе учились 3-5 поколений одной семьи. Одним из направлений работы музея сельской школы может быть идея «Народный музей».

В заключении, отмечу, что термин «школьный» определяет не местонахождение, а специфику музея: он интегрирован в учебно-воспитательный процесс. 

Эффективность деятельности историко-краеведческого школьного музея определяется степенью включенности в его работу учащихся школы и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом. Для наших учащихся это «включение» происходит 1 сентября в 1 классе, когда поступившие в школу дети совершают первую экскурсию по школе и приходят в историко-краеведческого школьный музей. Для большинства детей это первый в жизни музей.

Нельзя не признать, что работа музея несет фундаментальную закладку в духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.

Если историко-краеведческий школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра, если в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности, если предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения, если исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе, культуре и другим предметам, то музей является эффективным средством реализации требований ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: ИКТ как средства реализации требований ФГОС

Одним из  важных средств формирования и развития универсальных учебных действий являются информационные коммуникационные технологии (ИКТ)....

Проблемно-диалогическое обучение - как средство реализации требований ФГОС

Материал содержит статью, презентацию и технологическую карту урока....

Проектная деятельность учащихся как средство реализации требований ФГОС

Данный материал поможет учителям освежить в памяти теоретический материал о методе проектов на уроках и во внеурочной деятельности. В статье говорится о целях, задачах. структуре, этапах, формах проек...

Проектная деятельность как средство реализации требований ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время

laquo;Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я научусь» - гласит китайская пословица. Как известно из наблюдений социологов, 95% информации усваива...

статья "Школьный музей как средство реализации метапредметных линий"

статья " Школьный музей как средство реализации метапредметных линий" была представлена на педагогической конференции Вязниковсккого района в 2018 году...