Инновационная деятельность в системе профессионального образования
статья по теме

Морозова Людмила Валентиновна

В статье проведен анализ использования технологий обучения в системе профессионального образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологии обучения в СПО16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Морозова Л.В.,

старший методист

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у студента универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у будущих работников способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.  Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Поиск новых технологий связан с появлением современной техники для работы с учебной и научной информацией –  это компьютеры, интернет, мультимедийная, аудио, видео техника; и необходимостью эффективно и целесообразно её использовать.

Проведу краткий анализ использования технологий обучения в нашем колледже.

Для подготовки конкурентоспособного работника в колледже при устном изложении учебного материала используются вербальные, технические и наглядные методы обучения. Среди словесных методов обучения преимущественно занимает лекция.

Иногда лекции проводятся с использованием мультимедийных технологий и  представляют собой способ изложения объёмного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. Лекция даёт систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывает состояние и перспективы развития соответствующей области, концентрирует внимание студентов на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулирует их познавательную деятельность и способствует формированию творческого мышления.

При проведении практических занятий часто используется технология индивидуально-группового обучения. Данная технология способствуют развитию индивидуальных умений и навыков, учитывает индивидуально-личностные характеристики, включая способности и образовательные потребности, основанные на целевых установках. Работа малыми группами предусматривает использование возможностей коллективной деятельности для оказания помощи каждому студенту в успешном освоении учебного материала, выполнении манипуляций, решении ситуационных задач и т. д. Студенты сами выбирают лидера группы, совместно выясняют вопросы, разрешают затруднения, которые возникли в результате самостоятельной деятельности.

Технология индивидуально-группового обучения складывается из следующих компонентов:

  • организационный момент, обоснование темы занятия преподавателем (мотивация);
  • актуализация и контроль опорных знаний;
  • индивидуальная работа студентов или работа малыми группами;
  • контроль, закрепление знаний и умений.

Контроль усвоения учебного материала чаще всего осуществляется в ходе письменного опроса или выполнения тестовых работ. При этом контроль часто дифференцирован и даёт возможность при необходимости осуществлять корректировку знаний и умений студентов.

При формировании и совершенствовании профессиональных умений и навыков решаются значимые дидактические задачи, как неспецифические (закрепление полученных знаний, формирование умений применять их на практике в ходе изучения дисциплин специализации), так и специфические, с учетом особенностей обучаемого контингента, в числе которых формирование и совершенствование умения работать с информацией, анализировать и обобщать, принимать и обосновывать решения, аргументировано их защищать в дискуссии, взаимодействовать, управлять процессом в динамике его развития и т. д. Для решения этих задач применяются в основном имитационные методы активного обучения - неигровые и игровые.

К первой группе относятся: анализ и обсуждение конкретных ситуаций;  решение ситуационных (производственных)  задач;  разбор инцидентов (конфликтов, событий).  

Ко второй группе относятся: разыгрывание ролей (инсценировка); деловые имитационные игры; игровое проектирование и другие формы игровых занятий.

Таким образом, на традиционной лекции используется мышление, на практическом занятии – мышление и действие, в дискуссии – процесс формирования самого мышления, в деловой игре – все виды активности, на экскурсии – только эмоционально-личностное восприятие.

Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20–30% информации, при самостоятельной работе с литературой – до 50%, при проговаривании – до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) – до 90%.

Следовательно, развитие интеллекта, творческого потенциала обучающихся, обеспечение общей процедуры саморазвития личности, если мы действительно хотим этого достичь в процессе обучения, должны не провозглашаться, а обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на принципиально иных научно-методических основаниях.

Таким образом, инновационные технологии являются необходимым инструментом современного преподавателя. В них заложен огромный потенциал для повышения профессионального мастерства и достижения целей, поставленных Федеральными государственными стандартами перед системой среднего профессионального образования – подготовить молодых специалистов к будущей профессиональной деятельности и самостоятельной жизни.

Используемая литература:

1. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 8, 2010.

2.      Курманова Э.А. Инновационная стратегия развития колледжа. Среднее профессиональное образование, № 3, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные процессы в системе среднего образования, как фактор профессионального становления молодежи

Автором статьи рассмотрена специфика инновации как социального феномена, нововведения, несущего значимые изменения в сфере своего приложения. На основе критического анализа инновационных проектов в си...

Инновационные процессы в системе среднего образования, как фактор профессионального становления молодежи

Автором статьи рассмотрена специфика инновации как социального феномена, нововведения, несущего значимые изменения в сфере своего приложения. На основе критического анализа инновационных проектов в си...

Инновационная деятельность в системе общего образования в 2018 году: ключевые результаты государственной поддержки

Булаева Наталья Александрова, канд. экон. наукДанилова Ольга АнатольевнаЗарайская Татьяна Викторовна Аннотация. В статье проведен комплексный анализ итогов государственной поддержки инновационной...

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена характеристике инновационной деятельности, особенности ее применения в дополнительном образовании....

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Третье занятие Педагогчиеской сессии ГБУДО "ЦРТ" посвящено инновационной деятельности в дополнительном образовании...

Инновационная деятельность в системе дополнительного образования в муниципальном районе.

В настоящее время  в семьях становится нормой – с самого раннего возраста приводить детей в различные клубы, кружки, секции. Тем более, что учреждения дополнительного образования предоставл...