Формирование поисковой деятельности как фактор эффективности образования
методическая разработка на тему
методическая разработка и самоанализ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_vystuplenie_i_samoanaliz.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Кущенко Алла Петровна, учитель биологии, 2012 год
Формирование навыков поисковой деятельности как фактор эффективности образования
Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров
Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги и гости! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на мастер-классе. На методическом семинаре мной был представлен опыт применения практико-ориентированного подхода на уроках биологии и во внеурочной деятельности, ведь важным условием работы человека в информационном мире 21 века становится овладение методом исследовательского стиля мышления.
Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая связана с решением творческой задачи и является самостоятельным процессом приобретения новых знаний под руководством учителя.
Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.
Одна из задач моей работы – формирование исследовательского стиля мышления у каждого ребенка и применение полученных знаний на практике и в реальной жизни.
С этих позиций в образовательной модели нашей школы программа «Интегрированный курс», реализуемая в 5 классе, занимает важное место, ведь именно на этом этапе закладываться зачатки исследовательской деятельности.
ИК включает в себя предметы различных образовательных областей, в центре которого находится мой предмет - естествознание:
- природоведение – Человек и природа
- история – человек и общество
- ИЗО, история искусств – Искусство
- языкознание – Знаковые системы
Общая идея интегрированного курса – Кругосветное путешествие, которое обеспечивает многообразие форм деятельности – научной, искусствоведческой, творческой, мини-исследовательской, рефлексивнойи др.
Для реализации данного курса применяется совокупность современных инновационных технологий:
- проблемного обучения;
- сотрудничества (ведущая форма работы – групповая);
- игровая
Сама модель интегрированного курса состоит из 5 частей, каждая из которых представляет собой целостное знаково-символическое действо.
А представьте, что Вы обучающиеся 5 класса и мы отправляемся с вами в Кругосветное путешествие (рассмотрим 2 модуль)
Итак, на каждом этапе руководитель осуществляет деление детей на группы (4 команды – пазлы – картинки по виду транспорта – разрезаем на 5 частей)
Каждая команда получает подсказки, благодаря которым они получают маршрут движения по странам Древнего мира на своем транспорте (даю подсказки, и они их разгадывают). Это происходит в настоящем движении по кабинетам школы, но я предлагаю вам представить это схематично…
Получив истинную карту, дети выстраивают свой собственный маршрут с учетом своего вида транспорта (кратное представление командам)
Члены большого географического совета в лице руководителя вручает заслуженные пакеты с заданиями и установку на выполнение всех поручений большого географического совета (вручение пакетов)
Вскрывают пакеты и в течение 5 мин. придумывают идеи воплощения поручений БГС (представляют)
Этот длительный процесс подготовки детей к отчетному мероприятию, на которое приглашаются родители, проходит в несколько этапов и обязательно контролируется промежуточными событиями – встречей и предъявлением возникающих идей в своем блиц-исследовании перед БГС. За каждой группой путешественников закреплен учитель-наставник, который следит за процессом движения детей по выполнению поручений, а дети самостоятельно проживают период вынашивания идей в выполнении поставленной задачи.
В моем классе ребята представили свой рюкзак исследователя-путешественника в виде продуктов деятельности: книги, энциклопедии, гербарии, коллекции животных и другое. Небольшую часть этих работ я хочу продемонстрировать!
Конечно, каждый этап заканчивается рефлексией. И вам я предлагаю написать (отразить) свое отношение и эмоциональное настроение к данному действию (собираю). Мои ребята тоже поделились впечатлениями о кругосветном путешествии. Некоторые из них я хочу зачитать.
РЕЗУЛЬТАТ:
Таким образом, в результате реализации интегрированного курса ребята в игровой форме проходят путь юного исследователя, обучаются навыкам поисковой деятельности, у них начинает формироваться поисковый и креативный (творческий) стиль мышления, стремление расширять свой кругозор и не останавливаться на достигнутом.
Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу! Надеюсь, что продемонстрированный мною реализуемый опыт Вам пригодится и поможет вам в вашей работе!
Спасибо за внимание!
САМОАНАЛИЗ МАСТЕР-КЛАССА
«Формирование навыков поисковой деятельности как фактор эффективности образования»
Цели мастер-класса:
- продемонстрировать технологию создания образовательного пространства, инициирующего познавательную и поисковую деятельность младших школьников;
- деятельностное обучение приемов и методов организации поисковой деятельности;
- создание возможных форм трансляции педагогического опыта
В ходе мастер-класса были созданы педагогические условия для формирования следующих универсальных учебных действий, такие как умение ставить цель, планировать деятельность, выделять главное, видеть проблему, уметь решать познавательную задачу и др.
Композиционно мастер-класс состоял из 3 этапов, где 2-й был разделен еще на 3 составляющие:
1 этап – Представление идеи
2 этап – Действенное воплощение идеи:
а) мотивированное деление на группы;
б) постановка и выполнение заданий;
в) предъявление, оценка и рефлексия
3 этап – Результативность предложенного опыта
Комментирование деятельностного воплощения идеи
- Хотелось бы отметить Вашу высокую активность на этапе…….
- Очень приятно, что в работу включились все группы, с пониманием отнеслись к заданиям и удачно сумели обыграть образовательные события, которые реализуются в предложенном мною проекте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы исследовательской работы на уроках географии как фактор формирования поисковых и аналитических умений учащихся
Практика обучения в школе на сегодняшний день убедительно доказывает, что в содержании обучения существует ряд тем, которые можно и нужно давать учащимся на самостоятельное изучение, научив его предва...
"Элементы исследовательской работы на уроках географии как фактор формирования поисковых и аналитических умений учащихся"
В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться...
Выступление "Выбор УМКС – решающий фактор эффективного процесса иноязычного образования в рамках введения ФГОС основного общего образования"
За плечами многолетняя работа по очень многим российским УМК. Сейчас мы остановились на «Английском в фокусе».Почему мы работаем по этому УМК? Что нам дает этот комплекс?...
Инновационная деятельность как фактор модернизации образования
Автор рассматривает вопрос о формировании готовности учителей иностранных языков к инновационной деятельности....
Эффективные методы проектно – исследовательской деятельности как фактор формирования творческой личности учащихся
Эффективные методы проектно – исследовательской деятельности как фактор формирования творческой личности учащихся Успех в современном мире во многом определяется способностью человека ...
Музыкально-хоровая внеурочная деятельность как модель дополнительного образования и эффективный инструмент формирования творческого потенциала личности
Выступление на РМО учителей музыки...
Статья на тему "Формирование эмоционального интеллекта учащихся 9–х классов на уроках литературы и во внеурочной деятельности как фактора повышения эффективности обучения"
Внимание исследователей к проблеме эмоционального интеллекта связано с тем, что данный конструкт хорошо согласуется с представлениями житейской психологии и расширяет сложившиеся научные представления...