ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
статья по истории на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st2.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Полосина Л.В.

магистрант 1 курса Института истории и культуры

ЕГУ им.И.А. Бунина

г. Елец, Российская Федерация

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

    В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) нового поколения большое внимание уделяется организации внеурочной работы с обучающимися. При реализации ФГОС особый акцент ставится на воспитательной работе, что способствует не только формированию конкретных знаний, умений, компетенций в рамках учебного процесса, но, прежде всего, формированию целостности личности. В рамках модернизации современной образовательной практики особого внимания заслуживает организация внеурочной деятельности.

 В категориальном аппарате педагогики внеклассная (внеурочная) работа трактуется как «организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений, навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей удовлетворения их интересов, обеспечение досуга» [4, с.15].

     Следует отметить, что основная цель внеурочной работы заключается в том, чтобы создать обучающимся необходимые условия для применения фактических и приобретения новых знаний путем самообразования. Следовательно, именно во внеурочной работе у учащихся можно формировать те качества, без которых невозможно состояться творческой личности [1, с.82].

 В школе внеурочная работа, в частности, по истории может протекать в различных формах. Администрации образовательной организации важно учитывать возможность выбора кружков по интересам и способностям и добровольный характер посещения внеклассных занятий. Только тогда эффект и результативность работы учителя будут безусловно положительными.

     Внеурочную деятельность можно разделить по формам на массовые, групповые и индивидуальные [7, с.151].

     Самой распространенной формой в школе является массовая внеклассная работа. Во внеурочной работе по истории к ним относят школьные праздники, смотры, олимпиады, классные часы, встречи с интересными людьми и т.д.

Пользуются успехом групповые формы внеурочной деятельности -  исторические клубы, различные кружки, экскурсии, экспедиции, лекции [2, с.63].

Наибольший интерес в условиях современной школы вызывает индивидуальная форма обучения. В большей степени здесь имеет значение познавательная сторона, а не организационные моменты, когда ребенка обучают самостоятельно наблюдать, делать выводы, творчески мыслить [3, с.154]. Эффективность данной формы в том, что при повышенной наполняемости классов городских школ (20-30 человек) учителю трудно уделять каждому обучающемуся необходимое внимание. Отсюда желание детей и родителей посещать дополнительные занятия или пользоваться услугами репетитора.

В учебном процессе творческая составляющая является неотъемлемой и эффективной частью, которая оказывает большое влияние на психическое развитие личности. Внеурочная работа – это одно из оптимальных средств обеспечения творческого процесса обучения. При продуманном подходе внеурочная работа не ограничивается ни определенными рамками, ни сдерживающимися механизмами, ни конкретными требованиями, следовательно, наиболее полно способствует развитию творческого потенциала учеников. Но педагог должен четко сформулировать цель занятия, тщательно продумать методы преподавания, которые являются важнейшими дидактическими условиями.

Под методами обучения мы понимаем систему взаимодействия между учителем и учащимися, которая направлена на решение дидактических задач [6].

Проблемный - это один из эффективных методов, в основе которого лежит проблема (задача), которую учитель ставит перед учащимися. Данная задача не может быть решена по какой-либо стандартной схеме. От учеников требуется проявление смекалки, творческого мышления, оригинального поиска для решения поставленной задачи [5, с.24].  Преимущество этого метода в том, что он активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает внимание и нестандартность мышления. Проблемный метод опирается на известный в психологии «эффект Зейгарника», согласно которому человек лучше запоминает начатое, но незавершенное действие. Следуя данному мнению, ученик постоянно находится в состоянии интеллектуального поиска до момента решения задачи, при этом  знания, умения, навыки закрепляются более прочно.

Не менее важное место в преподавании истории занимает эвристический метод или, как его еще называют, частично-поисковый. Данный метод предполагает организацию творческой деятельности на основе поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. Свое яркое выражение этот метод находит в эвристической беседе. Суть ее заключается в том, что учитель также как и в проблемном методе ставит перед учениками проблему, но в данном случае ее нужно решить посредством решения цепочки «подпроблем», которые в конечном итоге приведут к  решению основной. Эвристический метод может применяться во внеурочных занятиях, как в средних классах, так и старших так часто, насколько это необходимо для эффективного обучения [3, с.7].

     Одним из ведущих в современной образовательной практике является метод проектной деятельности. Под этим методом понимают совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих учащимся в процессе планирования своей самостоятельной работы, приобретать новые знания и умения с обязательным наличием итогового результата.

  Нельзя оставить без внимания прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты [8].

     На наш взгляд, вышеперечисленные методы помогают повысить дидактический потенциал внеурочной работы, усовершенствовать работу педагога-предметника, а ученикам наиболее глубже усвоить знания.

Бесспорно одно, в условиях реализации ФГОС внеурочная работа обогащает культурно-образовательную среду учебного заведения [9], обеспечивает оптимальные дидактические условия для  целостного развития личности ребенка, раскрывает его способности и интересы, активизирует познавательную деятельность, развивает коммуникативные навыки для совместной работы в коллективе. Все указанные аспекты благоприятствуют успешной социализации подростков и молодежи, что немаловажно для творческого выстраивания их жизненной стратегии в условиях современного общества.

Список использованной литературы

  1. Антрашенко А.Н., Аладко О.И. Внеурочная деятельность учащихся как фактор повышения эффективности образовательного процесса // Начальная школа плюс до и после. № 1. 2008. 96 с.
  2. Внеклассная  работа  по  истории  /Под  ред.   С.С.   Коваленко,   Э.К. Шнекендорфа. М., 1962. 126 с.
  3. Короткова М.В. Практикум  по  методике  преподавания  в школе / М.В. Короткова, М.Т.  Студеникин.  М., 2000. 274 с.
  4.  Краткий словарь        современной        педагогики /Сост. Под редакцией Л.Н. Юмсуновой. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2001.100 с.
  5. Лернер И. Я. Проблемное обучение.  М.: Знание, 1974. 64 с.
  6. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе. Калининград, 2000 /[Электронный ресурс]/ Н.Ю.  Никулина /Режим доступа:http://tgi65.ucoz.ru/publ/2-1-0-25.
  7. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. № 7. 2000. 157 с.
  8. Савицкая Е.Ю. Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету /[Электронные ресурс]/ Е.Ю.  Савицкая Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» /Режим доступа: festival.1september.ru/articles/210332
  9. Стояновская И.Б. Культурно-образовательная среда в контексте решения проблем современной педагогической науки //Современные гуманитарные исследования. 2014. №4. С. 85-87.

     

© Полосина Л.В.,2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержательный аспект преподавания истории в контексте этнокультурного образования

В данной статье представлен опыт преподавания спецкурса «Российский менталитет (Особенности российской цивилизации)» и факультативного курса «История российского предпринимательства»....

«Воспитательный потенциал дополнительного образования в контексте модернизации образования»

В материале приводится опыт работы осуществления воспитательной работы в творческом объединении художественно-эстетической направленности....

Конспект мероприятия по воспитательной работе (военно-патриотическое направление) в рамках программы курса «Проектирование и технологии организации различных видов внеурочной деятельности в контексте ФГОС ООО»

Данное мероприятие по воспитательной работе (военно-патриотическое напрвление) в рамках программы курса "Проектирование и технологии организации различных видов внеурочной деятельности в контексте ФГО...

Игровая технология в обучении иностранному языку в контексте модернизации образования в условиях ФГОС

Игровая методика- не новый, но безусловно мощный активатор деятельности...

Применение конструкторов Lego Mindstorms во внеурочной деятельности в контексте ФГОС

В работе представлено занятие по внеурочной деятельности «Робототехника» для 6 класса. Уроки проводятся с использованием конструктора Lego Mindstorms и лицензионного программного обеспечен...

Инновационная деятельность как фактор модернизации образования

Автор рассматривает вопрос о формировании готовности учителей иностранных языков   к инновационной деятельности....

Уроки истории как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности в контексте духовно-нравственного развития учащихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Учебный процесс тесно связан с нрав...