Заседание МО учителей естественно-математического цикла «Компетентностная модель современного учителя в контексте профессионального стандарта».
методическая разработка ( класс) по теме
Наряду с новым законом об образовании, государственными образовательными стандартами, рассматривается еще один документ «Профессиональный стандарт педагога», который планируется к введению с 1 сентября 2014 года. Какие требования он предъявляются к педагогу, какими компетенциями каждый из нас должен владеть, какие изменения в каждом из нас должны произойти - это и есть тема нашего разговора: «Компетентностная модель современного педагога в контексте профессионального стандарта».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zasedanie_mo_uchiteley_estvestvenno-nauchnogo_tsikla.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Заседание Мо учителей ествественно-математического цикла
Методическая тема МО «Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества образования».
Тема заседания МО:
«Компетентностная модель современного учителя в контексте профессионального стандарта».
- Вступление.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я очень рада вас видеть всех вместе, таких красивых и одухотворенных. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу, и расскажем друг другу о себе, о том какие мы с вами, буквально по два слова.
Сначала я предлагаю вам назвать свое отличительное личностное качество, но так, чтобы оно начиналось с первой буквы вашего имени. Я начинаю с себя: Ольга – ответственная,…
А сейчас назовите свое профессиональное качество, которое начинается с первой буквы вашей фамилии: мобильная,… Какие мы все разные, но есть то, что нас всех объединяет, наша работа, призвание, жизнь, и называется это одним словом – учитель!
Мы не случайно начали сегодняшнее заседание с нас и наших с вами качеств. Все изменения в образовании не могут быть реализованы без нас с вами – педагогов. И в подтверждении тому слова русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского:
В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя».
Поэтому, наряду с новым законом об образовании, государственными образовательными стандартами, рассматривается еще один документ «Профессиональный стандарт педагога», который пока является проектом и планируется к введению с 1 сентября 2014 года. Какие требования он предъявляются к педагогу, какими компетенциями каждый из нас должен владеть, какие изменения в каждом из нас должны произойти - это и есть тема нашего разговора:
«Компетентностная модель современного педагога в контексте профессионального стандарта».
- Основная часть.
А) Психогеометрический тест
Взгляните, пожалуйста, на следующие фигуры:
Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это — я!"
Кто из вас выбрал квадрат? И это неудивительно, что большинство выбрали именно квадрат. Психологи утверждают, что если вашей основной фигурой оказался квадрат, то вы — неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, упорство — вот основные качества истинных Квадратов. Квадраты – это еще и высококлассные специалисты в своей области. Согласитесь, что эти характеристики как нельзя лучше подходят практически каждому учителю. Таким образом, будем считать наш квадрат – условной моделью нынешнего учителя, которым на данный момент времени мы с вами являемся. Есть одна увлекательная игра называется она танграм. Переводится с китайского как семь дощечек мастерства. Давайте и мы с вами сейчас в нее поиграем. Разрежем наш квадрат на семь таких дощечек, определив каждую из них как составляющую педагогического мастерства. Итак, какие составляющие педагогического мастерства нынешнего учителя мы получили: личностные компетенции, профессиональные, предметные, ИКТ-компетентность, педагогическая позиция, квалификация и образование, оценка и самооценка. Итак, это то что мы сейчас с вами представляем. На данный момент времени. А теперь давайте в соответствии с требованиями профессионального стандарта, попробуем сконструировать из этих же дощечек, принципиально новую модель, в духе нового времени.
- Какие изменения ставит во главу угла ставит профессиональный стандарт?
- фигура: Треугольник (голова) Во главу угла ставится изменения в личностных качествах учителя. Главным качеством в стремительно меняющемся открытом мире, которое педагог должен демонстрировать своим ученика, становиться умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
- Следующая дощечка – это квалификация педагога. Теперь к ней предъявляются повышенные требования (Лилия Демидовна Руденко).
- Какая из этих дощечка станет основной частью нашей модели - ее ядром? Мы считаем, что это ИКТ-компетентность. (Портнова Т.Е.)
- Что станет опорой для нашей модели. Позиция педагога.
- Что позволит взлететь нашей конструкции? Два крыла – одно –профессиональные компетенции, другое предметные.
- И последняя дощечка у нас осталась – и она не менее важна - поскольку именно хвостом многие птицы изменяют курс - это оценка деятельности педагога. Какие в ней необходимы изменения?
Итак. Что же у нас получилось? Вернее кто? Мы получили принципиально новую, более подвижную, мобильную модель современного учителя (сложенную из тех же семи дощечек мастерства, но дополненные ключевыми характеристиками, изменение которых предполагает профессиональный стандарт. А вот полетит ли наша птица, окрыленная свободой творчества, которую предполагает дать стандарт педагогу? Это вопрос пока остается открытым. И ответ на этот вопрос даст только время.
Конечно, модель учителя — это мысленный образ совершенного профессионала. Мы далеко не такие идеальные. Но самое главное что мы поняли работая над ее созданием, что все в наших руках. И также точно как мы сейчас превратили квадрат в птицу, мы можем изменить и себя. У вас у каждого есть ладошки, давайте с помощью них выработаем основную стратегию нашего дальнейшего развития и профессионального роста. «Главное, чтобы в итоге всей нашей работы профстандарт педагога стал инструментом развития – для конкретного учителя, для конкретной школы, и, в конечном счете, для всей системы общего образования страны», заявил Министр образования РФ Дмитрий Ливанов.
Рефлексия. Все в наших руках.
- Большой – компетентности, которыми я владею и готов поделиться с остальными…
- Указательный – компетентности, над формированием которых надо еще работать и мероприятия по формированию этих компетенций...
- Средний – с этими положениями я не согласен….
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы …
- Мизинец – какие еще темы необходимо обсудить на заседании …
Но прежде чем мы вынесем окончательное решение по итогам нашего заседания, давайте послушаем тех, ради которых все эти перемены в образовании и необходимы – наши дети, наши ученики. Каким они нас видят? Каким должен быть учитель с их точки зрения? Давайте послушаем.
(видеофрагмент).
Итак, какие же пути профессионального роста вы наметили себе (ответы участников МО).
Я тоже заполнила свою ладошку, и считаю, что первое, что нам необходимо сделать – это выработать стратегию работы МО в рамках перехода на ФГОС ООО. А именно:
- Рассмотреть современные формы организации работы с одаренными детьми на следующем заседании МО.
- В рамках декады информатизации провести совместно с психологической службой школы мастер-класс по ИКТ и психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями;
- Продолжать работу над созданием электронного банка КИМов по подготовке к ЕГЭ и ГИА.
- Создать ЦОР по элективным курсам на сайте школы.
Нам очень тяжело ломать себя и перестраивать, но это необходимо, ведь в наших руках будущее поколение граждан нашей страны и от нас зависит, каким оно будет.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать.
Увы, не каждый раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить.
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в жизни молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться...
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.
Всем спасибо за работу, а зрителям за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание МО учителей естественно-математического цикла по теме: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в аспекте современного урока»
Данное заседание проводилась в рамках единого методическогодня по теме «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в аспекте современного...
Компетенции и компетентностная модель современного учителя
Статья Иванова Д.А....
Компетенции и компетентностная модель современного учителя.
статьяИванов Д.А....
Компетентностная модель современного учителя
Презентация...
Компетенции и компетентностная модель современного учителя.
компетентностный подход в образовании...
Компетенции и компетентностная модель современного учителя
В данной статье я решила затронуть вопрос, который занимает не только учителей, но и всех, кто связан со сферой образования. Вопрос касается важнейших профессиональных умений - компетенций...
Статья «Научно исследовательская деятельность учителя музыки в эстетическом воспитании обучающихся в школе в контексте профессионального стандарта»
Музыка, как всякое искусство помогает детям познавать мир и воспитывает их, причем воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, к человеку, к приро...