Заседание МО учителей естественно-математического цикла «Компетентностная модель современного учителя в контексте профессионального стандарта».
методическая разработка ( класс) по теме

Моисеенко Ольга Владимировна

 

Наряду с новым законом об образовании, государственными образовательными стандартами, рассматривается еще один документ «Профессиональный стандарт педагога», который  планируется к введению с 1 сентября 2014 года.  Какие требования он  предъявляются к педагогу, какими компетенциями каждый из нас должен владеть, какие  изменения в каждом из нас должны произойти - это и есть тема нашего разговора:  «Компетентностная модель современного педагога в контексте профессионального стандарта».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zasedanie_mo_uchiteley_estvestvenno-nauchnogo_tsikla.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание Мо учителей ествественно-математического цикла

Методическая тема МО «Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества образования».

Тема заседания МО:

«Компетентностная модель современного учителя в контексте профессионального стандарта».

  1. Вступление.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Я очень рада вас видеть всех вместе, таких красивых и  одухотворенных. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу, и расскажем друг другу  о себе, о том какие мы с вами, буквально по два слова.

Сначала я предлагаю вам  назвать свое отличительное  личностное качество, но так, чтобы оно начиналось  с первой буквы вашего имени. Я начинаю с себя: Ольга – ответственная,…

А сейчас назовите свое профессиональное качество, которое начинается с первой буквы вашей фамилии:  мобильная,… Какие мы все разные, но есть то, что нас всех объединяет, наша работа, призвание, жизнь, и называется это одним словом – учитель!

Мы не случайно начали сегодняшнее заседание с нас и  наших с вами качеств. Все изменения в образовании не могут быть реализованы без нас с вами – педагогов. И в подтверждении тому слова  русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского:

 В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя».

Поэтому, наряду с новым законом об образовании, государственными образовательными стандартами, рассматривается еще один документ «Профессиональный стандарт педагога», который пока является проектом и планируется к введению с 1 сентября 2014 года.  Какие требования он  предъявляются к педагогу, какими компетенциями каждый из нас должен владеть, какие  изменения в каждом из нас должны произойти - это и есть тема нашего разговора: 

«Компетентностная модель современного педагога в контексте профессионального стандарта».

  1. Основная часть.

А) Психогеометрический тест

Взгляните, пожалуйста, на следующие фигуры:

http://azps.ru/tests/stest/image002.gif

Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это — я!"

Кто из вас выбрал квадрат? И это неудивительно, что большинство выбрали именно квадрат. Психологи  утверждают, что если вашей основной фигурой оказался квадрат, то вы — неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, упорство — вот основные качества истинных Квадратов. Квадраты – это еще и  высококлассные специалисты в своей области.  Согласитесь, что эти характеристики как нельзя лучше подходят практически каждому учителю.  Таким образом, будем считать наш  квадрат – условной моделью нынешнего учителя, которым на данный момент времени мы с вами являемся.   Есть одна увлекательная  игра называется она танграм.  Переводится с китайского как семь дощечек мастерства. Давайте и мы с  вами сейчас в нее поиграем. Разрежем наш квадрат на семь таких дощечек, определив каждую из них как  составляющую  педагогического мастерства.  Итак, какие составляющие педагогического мастерства нынешнего учителя мы получили: личностные компетенции, профессиональные, предметные, ИКТ-компетентность, педагогическая позиция, квалификация и образование, оценка и самооценка. Итак, это то что мы сейчас с вами представляем. На данный момент времени. А теперь давайте в соответствии с требованиями профессионального стандарта, попробуем  сконструировать из этих же дощечек, принципиально новую модель, в духе нового времени.

  1. Какие изменения ставит во главу угла ставит профессиональный стандарт?
  1. фигура: Треугольник (голова)  Во главу угла ставится  изменения в личностных качествах  учителя. Главным качеством в стремительно меняющемся открытом мире, которое педагог должен демонстрировать своим ученика, становиться умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
  1. Следующая дощечка – это квалификация педагога. Теперь к ней предъявляются повышенные требования  (Лилия Демидовна Руденко).
  2. Какая из этих дощечка станет  основной частью нашей модели - ее ядром? Мы  считаем, что это  ИКТ-компетентность.   (Портнова Т.Е.)
  3. Что станет опорой для нашей модели. Позиция педагога.
  4. Что позволит взлететь нашей конструкции? Два крыла –  одно –профессиональные компетенции, другое предметные.
  5. И последняя дощечка  у нас осталась – и  она не менее важна -  поскольку именно хвостом многие птицы изменяют курс -  это оценка деятельности педагога.  Какие в ней необходимы изменения?

Итак. Что же у нас получилось? Вернее кто?  Мы получили принципиально новую, более подвижную, мобильную модель современного учителя (сложенную из тех же  семи дощечек мастерства, но дополненные ключевыми характеристиками, изменение которых предполагает профессиональный стандарт.    А вот полетит ли наша птица, окрыленная свободой творчества, которую предполагает дать стандарт педагогу? Это вопрос пока остается открытым. И ответ на этот вопрос даст только время.  

Конечно, модель учителя — это мысленный образ совершенного профессионала.  Мы далеко не такие идеальные. Но самое главное что мы поняли работая над ее созданием, что все в наших руках. И также точно как мы сейчас превратили квадрат в птицу,  мы   можем изменить и себя.  У вас у каждого есть ладошки, давайте с помощью них выработаем основную стратегию нашего дальнейшего развития и профессионального  роста.  «Главное, чтобы в итоге всей нашей работы профстандарт педагога стал инструментом развития – для конкретного учителя, для конкретной школы, и, в конечном счете, для всей системы общего образования страны» заявил Министр образования РФ Дмитрий Ливанов.

Рефлексия. Все в наших руках.

  • Большой – компетентности, которыми я владею и готов поделиться с остальными…
  • Указательный – компетентности, над формированием которых надо еще работать и мероприятия  по формированию  этих компетенций...
  • Средний –  с этими положениями  я не согласен….
  • Безымянный – моя оценка психологической атмосферы …
  • Мизинец – какие еще темы необходимо обсудить на заседании  …

Но прежде чем мы вынесем окончательное решение по итогам нашего заседания, давайте послушаем тех, ради которых   все эти перемены в образовании и необходимы – наши дети, наши ученики.  Каким они нас видят?   Каким должен быть учитель с их точки зрения? Давайте послушаем.

(видеофрагмент).

Итак, какие же пути профессионального роста вы наметили себе (ответы участников МО).

Я тоже заполнила свою ладошку, и считаю, что первое, что нам необходимо сделать – это  выработать стратегию работы МО в рамках перехода на ФГОС ООО. А именно:

-  Рассмотреть современные формы организации работы с одаренными детьми на следующем заседании МО.

- В рамках декады информатизации провести совместно с психологической службой школы    мастер-класс по ИКТ и  психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями;

- Продолжать работу над созданием электронного банка КИМов по подготовке к ЕГЭ и ГИА.

- Создать ЦОР по элективным курсам на сайте школы.

 

Нам очень тяжело ломать себя и перестраивать, но это необходимо, ведь в наших руках  будущее поколение граждан нашей страны и от нас зависит, каким оно будет.

Нам не дано предугадать, 
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать.
Увы, не каждый раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить.
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в жизни молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться...
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.

Всем спасибо за работу, а зрителям за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание МО учителей естественно-математического цикла по теме: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в аспекте современного урока»

Данное заседание проводилась в рамках единого методическогодня по теме «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной  программы в аспекте современного...

Компетенции и компетентностная модель современного учителя

В данной статье я решила затронуть вопрос, который занимает  не только учителей, но и всех, кто связан со сферой образования. Вопрос касается важнейших профессиональных умений -  компетенций...

Статья «Научно исследовательская деятельность учителя музыки в эстетическом воспитании обучающихся в школе в контексте профессионального стандарта»

Музыка, как всякое искусство помогает детям познавать мир и воспитывает их, причем воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, к человеку, к приро...