Педагогическая студия «Модель методического маршрута как форма организации деятельности учителя в контексте новых требований ФГОС»
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Грязнова Валентина Сергеевна

Одним из главных приоритетов развития системы образования на современном этапе, определенных концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, является социокультурная модернизация. Поэтому характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_studiya.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая  студия

«Модель методического маршрута  как форма организации деятельности учителя в контексте  новых требований   ФГОС»

Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть всех, кто собрался здесь, в нашей педагогической студии. Почему именно так называется наша встреча? Пробую ответить на этот вопрос. Здесь собрались люди, которых объединяют общие интересы педагогической деятельности в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт   основного общего образования. Все мы учимся, давайте учиться друг у друга и помогать друг другу.

Я назвала нашу первую встречу «Модель методического маршрута  как форма организации деятельности учителя в контексте  новых требований   ФГОС». Мне бы хотелось, чтобы в процессе работы вы заполняли в листе рефлексии, если можно, информацию по предложенным пунктам. Будет приятно, если позволит время, высказать свои мнения и пожелания, дополнения, замечания по поводу моих педагогических поисков. Я вам буду очень благодарна.

Итак, начинаем работать.

Одним из главных приоритетов развития системы образования на современном этапе, определенных концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, является социокультурная модернизация. Поэтому характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании.

Большинство педагогов нашего района включены в инновационнуюдеятельность, потому что понимают, что без инноваций в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического мастерства. Эти инновации выражаются в тенденциях накопления и внедрения различных нововведений в образовательный процесс.

«Мир стал динамичным. Новый день приносит новые задачи. От решения этих задач зависит не отметка в дневнике, а жизнь планеты, государства, семьи, каждого из нас. Современному миру нужны яркие личности, нужны талантливые учителя. Серость порождает серость. Огонь зажигает огонь».
Анатолий Гин.

Важным аспектом является личность современного учителя: он должен уметь создавать, творить, уметь учиться, так как без этого любое его учение перестанет вызывать у учеников стремление идти за ним.Личность учителя формирует личность учащегося.

Профессиональное мастерство и педагогическая культура учителя совершенствуется более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с его профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется индивидуальный творческий профессиональный поиск.

В этом отношении  мне очень повезло.

В нашем  лицее создано такое образовательное пространство, которое всегда включалось  в  продуктивную деятельность по приоритетным направлениям инновационной работы, я работала в  проблемно-творческих  группах лицея и параллельно во многих  российских сетевых группах  педагогов, например, на портале  сети творческих учителей, на  других образовательных сайтах, что помогало   формированию определенных компетентностей в осваиваемых областях модернизации образования и утверждению приобретенных в процессе такой работы педагогических ценностей. Я училась умению педагогического проектирования  своей деятельности, это  помогало мне в разработке дидактических и методических материалов и апробации  на практике  проектировочных  инструментариев  для поддержки процесса индивидуализации и дифференциации своих учащихся.

В настоящее время большое значение приобретает  опережающая стратегия  развития образования или, как сейчас  говорят,  личностно-развивающий критерий, который нацеливает на развитие личностных качеств человека, его творческих способностей и нравственных, гражданских качеств, социальной ответственности иактивности; т.е. формирование грядущего социума, толерантных отношений между людьми исоциальными группами, способностей кобщению иколлективному действию, служению людям иобществу формирование «человеческого капитала».

Сегодня инновационная составляющая ФГОС второго поколения – ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать такие методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально будут помогать развитию личности для успешной социализации в быстро изменяющемся мире.

Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Мне очень нравятся слова Омара Хайяма -

Ты — рудник, коль на поиск рубина идешь,

Ты — любим, коль надеждой свиданья живешь.

Вникни в суть этих слов — и нехитрых, и мудрых:

Все, что ищешь, в себе непременно найдешь!

Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от нашей готовности и способности изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь как бы сотворцами новой практики.

Каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства и составляет свой методический маршрут -  план инновационного педагогического  опыта для повышения своей  профессиональной компетентности.

В своей  педагогической практике я выделила  следующие этапы работы:
1. Формирование идеи нововведений, целеполагание, выдвижение гипотезы и разработка путей её реализации.
2. Освоение авторской методической траектории на стадии апробации.
3.Обмен опытом работы и распространение новой практики.

Обмен опытом и распространение новой практики – это и есть стержневая  проблема нашего мероприятия сегодня.

В 1999 году, когда я впервые защищалась на высшую категорию, темой моего исследования было как раз  включение в образовательный процесс инновационных форм ведения урочной и внеурочной деятельности, что способствовало  бы развитию познавательной и творческой активности каждого ребенка. Я смело бралась за апробацию новых УМК, потому что время не стоит на месте.

В числе первых начала осваивать  информационно-коммуникационные технологии. В то время я, правда, строила гипотезы и рисовала картину своей будущей деятельности, но на защите мой научный руководитель Дрофа Владимир Михайлович в Оренбургском институте усовершенствования порекомендовал мне продолжать эту работу, потому что сказал тогда, что спустя несколько лет — это будет самая передовая технология, что это технология будущего, что я и делала, собственно, все эти годы.

Итак, если вы позволите, я хочу подчеркнуть ещё раз  - большую помощь в работе педагога играет  выбор своей авторской педагогической и методической траектории в соответствии требованиям времени, т.е. её актуальности.Сейчас выбор должен соответствовать  форме деятельности в контексте новых требований ФГОС. Как это правильно сделать? Просто хорошо изучить все общие требования и требования к своему предмету по ФГОС.

Немаловажным фактором является также психологическая  готовность  к инновациям, творческая активность и высокая ответственность. Как сказал великий Аристотель: «Успех во всяком деле зависит от двух условий: от правильного установления конечной цели и отыскании соответствующих средств, ведущих к этой цели». А я бы добавила ещё и от желания идти к этой цели. Сейчас имеется много возможностей для этого.

Я составила свой методический маршрут.  

Моя  гипотеза  в настоящее время- это реализация прогресса учеников в основной школе в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования будет успешной, если

  1. урочная деятельность будет поддержана организацией внеурочной деятельности на основе оптимизации внутренних ресурсов лицея;
    2. реализация этой  деятельности будет носить необходимый поликультурный характер по всем направлениям развития личности, обеспечивая создание соответствующей мотивационной среды для обучающихся;
    3. если будет включено использование интерактивных форм в урочной и внеурочной деятельности;
    4. проектирование  образовательного процесса будет опираться на инструментарий, обеспечивающий  выбор индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

5.выбор методов и формы организации учебной деятельности будут помогать развитию личности ребенка.

Конечно, в такой работе необходим мониторинг, но  не только для фиксации результатов, а  для постановки новых педагогических задач. Именно он подскажет, что необходимо изменить в работе, чтобы процесс пошел в позитивном русле. И как его изменить в случае необходимости?  

В моей методической копилке имеется банк диагностических  тестов, например, таких, как «Исследование мотивации к изучению предмета», «Диагностика учебной мотивации школьников», «Лесенка побуждений» и других.Я постоянно провожу мониторинг.

Самое главное направление в этой работе, всегда было и есть – какие результаты можно получить при обучении и воспитании детей, какие знания, принципиально важные для жизни ребенок получит в результате такой работы. Я определила ожидаемые социальные эффекты в соответствии требования к своему предмету:

- формирование общекультурной, общечеловеческой, гражданской идентичности обучающихся;

- повышение социальной мобильности личности.

Я продолжаю работать уже, делая акценты на системность использования этих замыслов, конкретных шагов в направлении к этой цели, обогащением её новыми идеями и подходами, включением инновационных форм работы, составление плана и перспектив её реализации в соответствии с новыми требованиями  к реализации ФГОС  учителя предмета «иностранный язык» – это построение образовательного пространства  сотрудничества на основе диалога культур в процессе толерантного воспитания учащихся.  

 Переплетаются страны, люди, экономики, стираются границы, мы всё более и более становимся зависимы друг от друга, мы можем свободно перемещаться по миру теперь с помощью сети Интернет.

Использование средств ИКТ, сервисов сети Интернет и цифровых образовательных ресурсов и других дидактических средств позволяет  повысить мотивацию обучающихся, получить более высокие предметные результаты, стимулировать их к познавательной деятельности.

Интерактивное общение – это одна из технологий в моей работе. Дистанционные формы работы  через образовательные сайты и блоги, а также дистанционное сотрудничество со школами Америки и Великобритании, обмен материалами для проведения  уроков – это не единственная возможность приобщения своих учащихся к жизни в новом для них информационном мире.

Мои ученики имели возможность общения напрямую с американцем Биллом Дитман ещё в 2005 году, когда было предложено организовать такую встречу директором лицея для одаренных детей Оренбуржья. Эта встреча имела большое значение в мотивационном плане для учащихся и практическом – пообщаться на языке.

Примером инновационных методических приемов, которые позволяют формировать у обучающихся результаты в соответствии с требованиями ФГОС является использование организации деятельности  уроков по новым экспериментальным учебникам  с грифом ФГОС, которые имеют  общую содержательную линию и дидактическую цель, направленную на формирование личностных, предметных и метапредметных результатов. Я работаю по апробации УМК по английскому языку  в экспериментальном режиме второй год. Всё вроде остается прежним в методике в предметных результатах, но изменена форма подачи материала и объемом воспитательного потенциала в новом УМК.

Ученик получает багаж рекомендаций и интересов, которые помогут ему на самом деле в социализации, так как всё дается в сравнении нашей ментальности с англоязычной, даже разговорные фразы построены на понятной и современной  ученику  данного возраста лексике. Ученики не просто делают проект, а учатся его делать средствами рекомендаций  учебника и, делая его, узнают столько нового и интересного для них, что вот сейчас есть дети, которые хотят заняться исследованием на английском языке по некоторым изучаемым темам.  И я начала эту работу с ученицей 6 класса, так как это тоже требование по ФГОС.

Ещё одно - второй год ввожу в практику уроки, работа с онлайн библиотеками и уроки, посвященные подготовке к ГИА и ЕГЭ - материалами моего блога «Подготовка к ЕГЭ по английскому языку», который я открыла на сайте Открытый класс 2 года тому назад.

С начала этого учебного года провожу дистанционную работу с учащимися 8-х классов на своем сайте «Грамматический марафон» для корректировки  недочетов  и пробелов  в знаниях, не позволяющих более активно участвовать в конкурсном и олимпиадном движении под моим руководством и самостоятельно. Считаю, что такая работа тоже будет способствовать социализации  детей в этом сложном информационном мире, ну и, конечно,  это одна из форм работы  с одаренными детьми. Работаю по плану. Работа с одаренными детьми не нова, у меня разработан проект, имеются разработки мероприятий и публикации. Мой опыт работы с одаренными детьми обобщен в ИПКи ППРО ОГПУ.

Мне хочется ещё раз подчеркнуть, что дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения учащегося. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации. Но прежде чем такая работа начнется, я провожу опросы и инструктирую учащихся, используя сервисы электронной почты и скайп.

Актуальными сейчас являются уроки, построенные  на формировании не только предметных результатов, а на метапредметных и личностных, это инновационный подход к организации урока, новой информационно-коммуникативной среды, Примером таких уроков служат виртуальные экскурсии, созданию которых я научилась, работая на портале Сеть творческих учителей. Имеется  "Виртуальная экскурсия по литературным местам Соединенного Королевства» или виртуальная экскурсия по маршруту «Движение скаутов в мире», можно разработать при желании по любой изучаемой теме, это всегда интересно ученикам. Работа с образовательным квестом “Travelling-GuidetotheEnglish-speakingCountries”- «Путеводитель для посещения англо-язычной страны».Все эти ресурсы имеют Свидетельства электронных  ресурсов Института научной  информации Российской академии образования, ими пользуются коллеги по всей России. А я могу включить в свой урок их материал из банка виртуальных экскурсий. Это очень удобно и актуально сейчас обмениваться с материалами коллег. Было бы замечательно создать такой банк и учителям нашего района по всем предметам.

Практикую материалы  созданных мной и коллегами флеш-роликов, в программе Web.2.0.

Прохожу дистанционные курсы "Использование вики-сервиса ‘TiddlySpace’ в процессе преподавания английского языка", который используется при создании школьных проектов и является отличной альтернативой для публикации исследовательских проектов. Тиддливики также можно использовать для повседневной работы в классе, поэтому, появится ещё одна возможность мотивации учащихся к изучению языка.

Ещё одно направление – это совместная с учащимися работа в образовательных проектах, реализованных в рамках урочной и внеурочной деятельности. Например, я  работала  в  таком сетевом проекте с учащимися в прошлом учебном году.

 И хочется сказать о новом направлении в этой работе этого нового учебного года – проведение веб конференций и уроков с носителем языка.

Для примера  - недавнее участие, 25 октября 2013г.  в таком международном образовательном проекте Skype-Talk, Лондон, Великобритания, посвященном международному дню мира в поддержку глобального перемирия  - с основателем этого дня Джереми Гилли. Эта конференция длилась 30 минут на английском языке, учащиеся рассказывали о лицее, нашем поселке, праздновании Дня мира в лицее, задавали вопросы, Джереми отвечал на вопросы и рассказывал о своей деятельности.

Очень приятно, что на странице День мира фейсбука помещена фотография нашего скайпа, а ещё Джереми написал - Наш отдел образования проводит такие конференции со школами по всему миру.Таких видео-конференций мы провели около 200.Это был лучший SkypeTalk за всю историю!

Заключено соглашение на продолжение этой работы и в конце ноября в Лондоне запускается новый образовательный проект -  урок«Деловое письмо миру» с учителем английского языка из Лондона, мы будем продолжать эту работу с удовольствием, приятно, что дети все хотят быть участниками таких уроков и проектов.А самое главное говорили, что английский язык помог им пообщаться с таким человеком, которого знает весь мир.

Я попыталась дать описание методической траектории своего маршрута.  Для меня  - это своего рода ретроспективная рефлексия, которая, как правило, служит мне для анализа и оценки уже выполненной деятельности и её новых перспектив. Что включить в материал урочной или внеурочной деятельности, чтобы ученик шел с удовольствием на урок, а уходя с урока, говорил, что сегодня он узнал столько интересного, чего не знал раньше? Я думаю об этом постоянно, не боюсь браться за всё новое и всегда приветствую все новшества.

Если 2 года назад, когда было предложено работать по новому УМК с грифом ФГОС в экспериментальном режиме, чего греха таить, было столько сомнений и тревог, а сейчас я могу сказать с уверенностью, замечательный УМК, действительно лучший из всех шести, по которым работала за свою педагогическую практику.

Сейчас необходимо отслеживать достижения учащихся через Портфолио достижений. Такие Портфолио есть и у педагогов, я тоже имею Свидетельство электронного портфолио, но вот сейчас работаю над созданием нового, более удобного в использовании  электронного портфолио, мне прислали приглашение на его создание, но его можно завести любому педагогу, кто пожелает. Пока только у 11 педагогов такое Портфолио.

Этот конструктор портфолио имеет удобный интерфейс и рассчитан на пользователей, не имеющих навыки программирования, но обладающих базовой ИКТ-компетентностью пользователя персонального компьютера.

Встроенный компонент превращает портфолио в Веб-форму, и учитель легко может опубликовать его на персональном сайте, а также выводит портфолио на печать. Работа педагога становится прозрачной и для администрации, родителей и проверяющих органов, а также для аттестации.http://netfolio.ru

Я постаралась поделиться с вами своими наработками. Возможно, вам, уважаемые коллеги, что-то будет полезно и для вашей профессиональной деятельности. Мне  бы очень этого хотелось. А ещё хочется чаще встречаться, мы требуем на своих уроках  общения, работы в группах, но мы сами должны быть примером. Думаю, что педагогическая студия ещё не раз откроет свои двери, и вы также поделитесь своими наработками, планами, перспективами и достижениями работы, направленной на реализацию  новых требований  ФГОС.

Своё выступление мне хочется закончить притчей о работе строителей, мы где-то сродни этой профессии тоже.

Три человека ворочали камни.

Одного из них спросили: — Что ты делаешь?
Он вытер пот со лба и ответил: — Горбачусь.
Подошли ко второму и спросили: — А ты что делаешь?
Он закатал рукава и деловито сказал: — Деньги зарабатываю.
Спросили у третьего: — А что делаешь ты?
Он посмотрел вверх и сказал: — Храм строю.
МОРАЛЬ: Жизнь наполнена смыслом только у того,

 кто преследует великую цель.

Уважаемые коллеги, мы с вами тоже строим храм, храм детских душ, пусть у нас всё получится!

Использованные информационные источники

http://cs312221.vk.me/v312221374/4c8b/a8vVaFyij1U.jpg

http://www.cpks-kolpino.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=151:2011-10-30-19-10-59&catid=81:2011-11-06-06-00-34&Itemid=184

http://www.cpks-kolpino.spb.ru/index.php?Itemid=82&catid=89:2012-03-10-06-44-24&id=294:29012013---q------q&option=com_content&view=article

http://edu.aksayland.ru/resh_21092011_128

http://www.inpearls.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в соответствии требованиями ФГОС

Сегодня наблюдается стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Речь идет о способностях к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициати...

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ ЗАНЯТОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОО

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ ЗАНЯТОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОО...

Организация деятельности учителя при реализации образовательных программ с учетом требований СанПиН 2

Выступление составлено на основе ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...

Педагогическая мастерская "Нетрадиционные формы организации образовательного процесса в рамках требований ФГОС".

Цель: дифференциация, интеграция, проектирование и ИКТ как метапредметные результаты освоения программы в рамках реализации ФГОС. Задачи: 1. Совершенствование профессиональной компетенции учите...

Презентация "Нетрадиционные формы организации образовательного процесса в рамках требований ФГОС".

Цель: дифференциация, интеграция, проектирование и ИКТ как метапредметные результаты освоения программы в рамках реализации ФГОС. Задачи: 1. Совершенствование профессиональной компетенции учите...

Технологическая карта урока, как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Совершенствование речевых навыков по теме «Мой дом» § Обучающие:  освоить новые лексические единицы по теме и повторить ранее изученные во всех видах речевой деятельности ,...

Формы организации работы учителя гимназии в условиях ФГОС. Подготовка к введению третьего поколения. Из опыта работы.

В статье представлен опыт работы методической учителя по подготовке к введению ФГОС третьего поколения в гимназии....