Практикум. Коррекционная работа с детьми с нарушениями интеллекта.
материал на тему
Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Цель программы: привести к условной возрастной норме уровень познавательного развития младших дошкольников.
Задачи программы:
1. Формирование у детей сенсорных эталонов.
2. Стимуляция и совершенствование ориентировочных действий.
3. Развитие мотивационной направленности на целенаправленные действия с предметами.
4. Формирование познавательных мотивов: создание проблемных ситуаций; стимуляция активности ребенка на занятиях.
Направленность программы: дети среднего дошкольного возраста.
Форма проведения занятий: индивидуально.
Динамика: 1-2 раза в неделю.
Длительность занятий: от 15 до 20 минут.
Объем: 20 занятий.
Структура занятия:
1. Аутотренинг на повышение самооценки, на уверенность.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Игры-упражнения на развитие внимания.
4. Игры-упражнения на развитие представлений о цвете, форме предметов.
5. Игры-упражнения на развитие практической ориентировки на форму и величину предметов.
6. Игры-упражнения на развитие наглядно-образного мышления.
7. Подведение итогов занятия.
Требования к детям, прошедших цикл занятий по данной программе: уровень познавательного развития в соответствии с возрастом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_po_korrektsionnoy_rabote.docx | 92.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский институт современного академического образования»
Факультет дополнительного профессионального образования
Форма обучения заочная
Направление
« Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Олигофренопедагогика и олигофренопсихология»».
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКУМУ
«КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ
(название практикума)
ИНТЕЛЛЕКТА».
Тип работы учебный проект
Студент Дербенев Алексей Алексеевич
Москва
2016 г.
Содержание
Модуль 1. Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта ……………………………………………………….....3
Модуль 2. Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...15
Модуль 3. Коррекционная работа с подростками с нарушением интеллекта……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………..…….…………………51
Приложение А……………………………………………………………………52
Модуль 1. Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Цель программы: привести к условной возрастной норме уровень познавательного развития младших дошкольников.
Задачи программы:
1. Формирование у детей сенсорных эталонов.
2. Стимуляция и совершенствование ориентировочных действий.
3. Развитие мотивационной направленности на целенаправленные действия с предметами.
4. Формирование познавательных мотивов: создание проблемных ситуаций; стимуляция активности ребенка на занятиях.
Направленность программы: дети среднего дошкольного возраста.
Форма проведения занятий: индивидуально.
Динамика: 1-2 раза в неделю.
Длительность занятий: от 15 до 20 минут.
Объем: 20 занятий.
Структура занятия:
1. Аутотренинг на повышение самооценки, на уверенность.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Игры-упражнения на развитие внимания.
4. Игры-упражнения на развитие представлений о цвете, форме предметов.
5. Игры-упражнения на развитие практической ориентировки на форму и величину предметов.
6. Игры-упражнения на развитие наглядно-образного мышления.
7. Подведение итогов занятия.
Требования к детям, прошедших цикл занятий по данной программе: уровень познавательного развития в соответствии с возрастом.
Учебно – методическое обеспечение:
1. Чашки – вкладыши.
2. Простые варианты досок Сегена.
3. Разрезные картинки (до 4-х равных частей) .
4. Мячи разных размеров.
5. Магнитная доска.
6. Разноцветные домики, окошки, вырезанные из картона.
7. Плоскостные формы одного цвета и разного размера.
8. Фигуры разного цвета, но одного размера.
9. Игра «Разноцветные дорожки» (с кружками) .
10. Игра «Найди все формы» (на бланке) .
11. Игра «Что здесь изображено? » (зашумленные изображения, наложенные, перечеркнутые) .
12. Игра «Чего здесь не хватает? ».
13. «Дорисуй предмет до целого».
14. Лабиринты (разные варианты) .
15. Лестница.
16. Выбор недостающего изображения.
17. Игры на простейшие классификацию и обобщение (игрушки,
посуда, одежда, деревья, цветы и т. п.) .
Перспективный план занятий
1 занятие
1. Аутотренинг на успокоение, уверенность.
2. Игра «Цветные дорожки» (представление о цвете) .
3. Игра «Назови, не ошибись», «Дорожки» (представление о форме) .
4. «Чашки-вкладыши» (практическая ориентировка на величину) .
5. Физкультминутка.
6. «Доски Сегена» (практическая ориентировка на форму) .
7. Игра «Собери картинку» (наглядно-образное мышление) .
8. Подведение итогов.
2 занятие
1. Аутотренинг.
2. «Цветные бабочки».
3. «Назови фигурки». «Дорожка».
4. Игра с пирамидкой (6-ти составная) .
5. Физкультминутка.
6. Доска Сегена.
7. Разрезная картинка.
8. Подведение итогов.
3 занятие
1. Аутотренинг.
2. Найди формы.
3. Игра с пирамидкой (ориентировка на величину) .
4. Найди отличия.
5. Подбери пару.
6. Назови одним словом.
7. Собери картинку.
8. Подведение итогов.
4 занятие
1. Аутотренинг.
2. Упражнения для пальчиков.
3. Найди отличия.
4. Найди пару (по цвету) .
5. Разложи кружки (на величину) .
6. Запомни, кто где живет.
7. Собери картинку.
8. Подведение итогов.
5 занятие
1. Аутотренинг.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Найди отличия.
4. Лабиринты.
5. Назови одним словом.
6. Догадайся, чья тень.
7. Разрезная картинка.
8. Подведение итогов.
6 занятие
1. Аутотренинг.
2. Игра с массажными мячиками.
3. Найди отличия.
4. Игра «Заплатки».
5. Игра с матрешкой.
6. Разложи по цвету.
7. Разрезная картинка.
8. Подведение итогов.
7 занятие
1. Аутотренинг.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Найди отличия.
4. Запомни, что нарисовано.
5. Назови все формы.
6. Игра с пирамидкой (выделение цвета) .
7. Закрой все «дырки».
8. Подведение итогов.
8 занятие
1. Аутотренинг.
2. Игра для рук (межполушарное взаимодействие) .
3. Игра «Чья тень? ».
4. Разложи по форме.
5. Назови одним словом.
6. Лабиринт.
7. Собери картинку из частей.
8. Подведение итогов.
9 занятие
1. Аутотренинг.
2. Лабиринт.
3. Игра «Четвертый лишний» (одежда и обувь) .
4. Найди место медвежатам.
5. Кому что принадлежит?
6. Найди формы.
7. Скажи наоборот (элементарное) .
8. Подведение итогов.
10 занятие
1. Аутотренинг.
2. Найди отличия.
3. Лабиринт.
4. Положи фигуры на место (с доской Сегена на ощупь) .
5. Назови одним словом.
6. Разложи фигуры по цвету.
7. Найди место матрешке (на величину) .
8. Подведение итогов.
11 занятие
1. Аутотренинг.
2. Упражнение для рук (межполушарное взаимодействие) .
3. «Чья тень? ».
4. Найди фигуру (на ощупь) .
5. Назови одним словом.
6. Скажи наоборот.
7. Собери картинку.
8. Подведение итогов.
12 занятие
1. Аутотренинг.
2. Упражнения для пальчиков.
3. Найди предметы синего цвета (варьировать) .
4. Закрой «дырки».
5. Игра «4-й лишний».
6. Скажи, что поймал? (с бирюльками) .
7. Разрезная картинка.
8. Подведение итогов.
13 занятие
1. Аутотренинг.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. «Цветные бабочки».
4. Найди все формы (на корточке) .
5. Назови одним словом.
6. Чашки – вкладыши.
7. Собери картинку.
8. Подведение итогов.
14 занятие
1. Аутотренинг.
2. Игра с бирюльками (на ощупь) .
3. Лабиринт.
4. Найди отличия в картинках.
5. Игра «Заплатки».
6. Разложи по цвету.
7. Собери картинку из частей.
8. Подведение итогов.
15 занятие
1. Аутотренинг.
2. Зачеркни фигуры (в соответствии с образцом) .
3. Составь узор (на кубиках) .
4. Найди, кто где живет (лабиринт) .
5. Построй лестницу.
6. Назови одним словом.
7. Дорожки.
8. Подведение итогов.
16 занятие
1. Аутотренинг.
2. Игра с бирюльками.
3. Спрячь фигурки в свои окошечки.
4. Игра «4-й лишний».
5. Игра «Продолжи» (с мозаикой) .
6. Дорисуй предмет.
7. Игра «Назови одним словом».
8. Подведение итогов.
17 занятие
1. Аутотренинг.
2. Упражнения для пальчиков.
3. Продолжи (с цветными фигурками) .
4. Игра «Закрой дырки».
5. Игра «Чья тень? ».
6. Назови одним словом.
7. Разрезная картинка.
8. Подведение итогов.
18 занятие
1. Аутотренинг.
2. Продолжи рисунок.
3. Лабиринт.
4. Игра «Чего не хватает? ».
5. Доска Сегена.
6. Дорисуй.
7. «Что лишнее? ».
8. Подведение итогов.
19 занятие
1. Аутотренинг.
2. Упражнение для рук (межполушарное взаимодействие) .
3. Найди отличия.
4. Разложи по-разному (по цвету и форме) .
5. «Чего здесь не хватает? ».
6. Игра с матрешкой (ориентировка на размер) .
7. Построй как у меня.
8. Подведение итогов.
20 занятие
1. Аутотренинг.
2. Игра с бирюльками.
3. Лабиринт.
4. Назови одним словом.
5. Найди отличия.
6. Назови все формы.
7. Найди пару.
8. Подведение итогов.
Задание 2.
Основные направления и задачи коррекции умственно отсталых детей:
С детьми педагог работает индивидуально и в подгрупповой форме. Подгрупповые занятия с детьми проводятся по блокам:
- Развитие элементарных математических представлений;
- Ознакомление с окружающим миром;
- Сенсомоторное развитие.
Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушения интеллекта в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Учителю-дефектологу важно сформировать «предпосылки» мышления: память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. Также в работе создаются условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе. Именно на такой вариант обучения ориентирована дошкольная коррекционная группа.
Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка, приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника.
При поступлении детей в группу учитель-дефектолог проводит диагностическое обследование каждого ребенка на протяжении трех этапов:
- 1-ый этап (сентябрь): выявление особенностей психического развития (познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности). Необходимо определить и уровень обученности детей, степень сформированности знаний, умений, навыков; собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучаются условия воспитания в семье.
Анализ результатов позволяет сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы, разработать индивидуальные планы. Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка, позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы педагогического воздействия, определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.
- 2-ой этап (две недели января): выявление особенностей динамики развития. года. В программу могут вноситься коррективы.
- 3-ий этап (две недели мая): определяется динамика и результаты работы за год, а также составляется прогноз относительно дальнейшего развития ребенка. На основе результатов осуществляется перевод ребенка в дальнейшую возрастную группу или выпуск в школу.
Необходимо также отметить, что учитель-дефектолог работает в тесном контакте с воспитателями, психологом, музыкальным работником, физкультурным руководителем, медицинской сестрой и родителями.
На своих занятиях учитель-дефектолог использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
Ознакомление с окружающим миром.
Основная задача познавательного развития детей с интеллектуальным недоразвитием – формирование у них восприятия и целостного представления о различных явлениях и предметах окружающей действительности. Ознакомление с окружающим миром приведет к существенным сдвигам в умственном развитии детей лишь в том случае, если дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром обогащают чувственный опыт ребенка, учат его быть внимательным к тому, что его окружает; повышает уровень и объем чувственного познания: ощущения, восприятие, представления.
Основная задача занятий – расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; ребенка знакомят с основами безопасности жизни, экологических знаний. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом, обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.
Развитие элементарных математических представлений.
В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач. Математическое развитие является мощным инструментом:
- для сенсорного развития (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
- для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
- развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций);
- подготовки к школьному обучению.
Формирование математических представлений у детей с ЗПР осуществляется с учетом генетического хода развития этих представлений на основе поэтапного формирования умственных действий. При отборе содержания и методов обучения математике учитываются возрастные особенности и особенности психического развития детей. На каждом возрастном этапе с детьми проводится работа по следующим направлениям:
- величина, - форма, - цвет, - количество и счет, - ориентировка в пространстве, - ориентировка во времени.
Занятия по сенсомоторному развитию
проводятся учителем-дефектологом в средней группе. Основой занятий по этому блоку являются дидактические игры на развитие ручной моторики и упражнения по сенсорному воспитанию.На занятиях решаются задачи по развитию ручной умелости, отрабатываются согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев.
Совершенствование двигательных функций ребенка происходит на основе подражания взрослому и действий с предметами.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию направлены на развитие:
- зрительного восприятия (восприятие, формы, восприятие величины, восприятие цвета, формирование целостного образа предмета, восприятие пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия);
- слухового восприятия (развитие неречевого и речевого слуха).
Помимо фронтальных подгрупповых занятий учитель-дефектолог ежедневно проводит индивидуальную работу с детьми. По результатам анализа диагностического обследования детей педагог составляет план индивидуальной коррекционно-развивающей работы на предстоящий учебный год.
В своей работе, в том числе и на индивидуальных занятиях, учитель-дефектолог старается отобрать и совместить образовательные, коррекционные и развивающие задачи.
На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог:
- посредством специально отобранных методов и приемов развивает основные виды памяти и внимания, уровни восприятия и мышления, воображение;
- стимулирует развитие учебной мотивации и познавательной активности;
- совершенствует двигательные функции: развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков;
- производит закрепление основных понятий, изученных на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени;
- закрепляет основные понятия по ранее изученным темам;
- отрабатывает с ребенком основной материал по темам, пропущенные им по причине болезни или иным семейным обстоятельствам.
Модуль 2. Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста
Задание 1
Составьте планы коррекционных программ на 10 занятий для младших школьников с умственной отсталостью по следующим направлениям (цель, методики, методы, задачи)
Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе. Кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было, и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками.
Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации.
Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных психических процессов ребенка на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, паять, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучения его письменной речи. С помощью этих параметров можно делать прогнозы в отношении дальнейшего обучения ребенка и его успехов в школе.
Таким образом, одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы. Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности.
Представленные упражнения используются для развития различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Их можно использовать, как в групповой, так и в индивидуальной работе.
Актуальность
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников в условиях психопрофилактики. Разработанные коррекционно-развивающие занятия адекватно отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.
Основная цель реализации программы:
коррекция и развитие познавательной сферы учащихся.
Основные задачи реализации программы:
- психологическое изучение готовности ребенка к школе;
- создание условий для формирования компонентов психологической готовности детей к школе;
- развитие интеллектуальных способностей (мышление);
- развитие памяти, внимания, воображения;
- развитие познавательной активности;
- развитие мелкой и крупной моторики;
- сформировать внутреннюю позицию школьника;
- создание в классе условий для построения системы учебного сотрудничества – достигается через применения в групповой работе разнокачественных заданий для совместной деятельности и рефлексии ее результатов.
Предполагаемый положительный результат:
У учащихся прошедших курс занятий по данной программе:
- увеличивается объем кратковременной вербальной памяти;
- совершенствуется фонематический слух;
- развитие произвольного и непроизвольного внимания;
- развитие мышления.
Предполагаемый отрицательный результат:
Неудача в работе с определенными детьми, что связано с негативизмом этих детей к групповой работе и нехватка времени для более полного контакта с ними. С такими учащимися рекомендуется проведение индивидуальной дополнительной работы.
Прогнозируемый результат:
Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.
Критерии оценки эффективности:
- снижение уровня тревожности и психической защиты первоклассников;
- эмоциональное благополучие ребенка в классе;
- развитие коммуникативных навыков.
Форма работы:
групповая, индивидуальная и п/группам.
Основные методы:
игры, упражнения.
Продолжительность занятия:
30 - 35 мин.
Проведение занятий:
два раза в неделю.
Количество человек:
4–5 человек.
Ход работы:
1. Ритуал приветствия
2. Игры и упражнения
3. Ритуал прощания
Тематическое планирование
№ Занятия | Задачи урока | Содержание занятий |
Занятие 1. | – развитие точно и правильно называть предметы; – развитие умения копировать образец; – развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). | Ритуал приветствия. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки». Основная часть: Задание 1. «Назови предметы». Задание 2. «Раскрась правильно». Упражнение: « Четыре стихии». Задание 3. «Развитие мелкой моторики». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. |
Занятие 2. | – развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственного восприятия; – развитие умения копировать образец; – развитие способности к анализу и синтезу, установления закономерностей пространственных соотношений; – развитие способности к обобщению, умения дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов. | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!». Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки». Основная часть: Задание 1. «Домик». Задание 2. «Разрезные картинки». Упражнение «Кто летает?». Задание 3. «Корректурная проба». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. |
Занятие 3. | – развитие переключаемости произвольного внимания; – развитие продуктивности и устойчивости внимания; – развитие объема внимания; – развитие слуховых ощущений. | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!». Упражнение мозговой гимнастики. Основная часть: Задание 1. «Треугольники». Задание 2. «Найди и вычеркни». Упражнение: «Назови и проверь постукиванием». Задание 3. «Кто точнее нарисует?». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. |
Занятие 4. | – развитие концентрации и устойчивости внимания; – развитие пространственных отношений (следует за, находится перед, слева, справа, между, сверху, снизу и т.д.). | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!». Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения». Основная часть: Задание 1. «Выполни по образцу». Игра «Маленький жук». Задание 2. «Раскрась правильно». Задание 3. «правый» и «левый». Игра «Водители». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. |
Занятие 5. | – развитие произвольного внимания; – развитие зрительных ощущений. | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!». Упражнение мозговой гимнастики «шапка для размышлений». Основная часть: Задание 1. «Выполни команду». Задание 2. «Какого цвета». Задание 3. «Цветные полоски». Задание 4. «Раскрась правильно». Задание 5. «Соблюдай правило». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. |
Занятие 6. | – развитие фонетико-фонематического восприятия; – развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце); – развитие понятийного мышления. | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!». Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки». Основная часть: Задание 1. «Найди ошибку». Задание 2. «Определи фигуру». Задание 3. «Копирование точек». Задание 4. «Геометрические фигуры». Задание 5. «Конкретизация понятий». Итоги занятия. Ритуал прощания. |
Занятие 7. | – развитие слухового внимания (проверка умения слушать и выполнять указания взрослого); – развитие внимания. | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!». Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия». Основная часть: Задание 1. «Графический диктант». Психогимнастика «Ручеек». Задание 2. «Пять предметов». Задание 3. «Ежи». Упражнение: « Четыре стихии». Задание 4. «Телеграфисты». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. |
Занятие 8. | – развитие распределения внимания, зрительное и слуховое восприятие; – развитие восприятия; – развитие умения стимулировать внимание, быстро и точно реагировать на звуковые сигналы; – развития понятийного мышления. | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!». Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия». Основная часть: Задание 1. «Сосчитай правильно». Задание 2. «Продавец и покупатель». Упражнение «Будь внимателен!». Задание 3. «Смысловой ряд». Задание 4. «2 слова». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. |
Занятие 9. | – развитие устойчивости внимания, зрительное восприятие; – развитие слухового внимания; – развитие переключения внимания; – развитие логического мышления; – развитие пространственных отношений (следует за, находится перед, слева, справа, между, сверху, снизу и т.д.). | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!». Упражнение: « Четыре стихии». Основная часть: Задание 1. «Не пропусти слог». Задание 2. «Телеграфисты». Задание 3. «Не пропусти растение». Задание 4. «Продолжи узор». Задание 5. «Поиск закономерностей». Игра «Маленький жук». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. |
Занятие 10. | – развитие моторно-слуховой памяти; – определить уровень развития свойств внимания; – определить степень волевых усилий; – определить наличие саморегуляции и самоконтроля. | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!». Игры на развитие различных групп мышц «Кораблик». Основная часть: Задание 1. «Запомни свою позу». Задание 2. «Лабиринт». Упражнение «Пусть всегда будет…». Задание 3. «Найди одинаковые». Задание 4. «Запомни сочетание фигур». Упражнение на дыхание «Моем стекла». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. |
Занятие 11. | – развитие таких свойств внимания, как сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение; | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!». Упражнения на мышечную релаксацию «Штанги». Основная часть: Задание 1. «Сделай так же». Задание 2. «Сосчитай». Упражнение «Пальчиковая гимнастика». Задание 3. «Графический диктант». Задание 4. «Выполни команду». Упражнение на дыхание «Листочек падает». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. |
Занятие 12. | – развитие произвольного внимания; – развитие слуховой памяти; – развитие наглядно-образного мышления. | Ритуал приветствия «Улыбнитесь!». «Гимнастика» (мобилизация, готовности к деятельности). Основная часть: Задание 1. «Повтори за мной». Задание 2. «Подсчитай правильно». Задание 3. «Повтори цифры». Разминка «Покажи чувства руками». Задание 4. «Найди путь. Задание 5. «Не пропусти цифру». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. |
Занятие 13. | – развитие произвольного внимания; – развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственного восприятия; – развитие переключения и распределения внимания; – развитие зрительно-двигательных координаций. | Ритуал приветствия «Улыбнитесь!». Упражнение мозговой гимнастики «Сова». Основная часть: Задание 1. «Съедобное – несъедобное». Задание 2. «Корректурная проба». Задание 3. «Что получилось?». Задание 4. «Запомни и найди». Задание 5. «Штриховка». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. |
Занятие 14. | – развитие зрительных ощущений и образного мышления; – развитие умения анализировать и сравнивать образец; – развитие понятийного мышления; – развитие произвольного внимания. | Ритуал приветствия «Улыбнитесь!». Упражнение мозговой гимнастики «Сова». Основная часть: Задание 1. «Цветная сказка». Задание 2. «Найди одинаковые». Задание 3. «Подбери картинки. Упражнение «Красавица и чудовище». Задание 4. «Стук – стук». Задание 5. «Знакомая буква». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. |
Цель:
Коррекция и развитие навыков взаимодействия со сверстниками посредством развития эмоциональной сферы у учащихся младших школьников, имеющих интеллектуальную недостаточность.
Основные задачи:
- познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением, презрением;
- способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка;
- учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация);
- дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
- научить школьников распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки);
- способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);
- помочь ребёнку отреагировать, отследить имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию;
- обогащать словарь детей за счёт слов, обогащающих эмоции, чувства, настроения.
Организация занятий:
Занятия проводятся с группой, состоящей из 5-10 человек, 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия от 30 до 40 минут.
Правила проведения занятий:
Самое главное условие эффективности занятий – заинтересованность детей и добровольность участия в них.
Нельзя оценивать детей, добиваться единственно правильного ответа.
Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, следует занятие прекратить.
Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, весёлым, положительным, особенно если речь на занятии шла, например, о страхе или жадности.
Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым, закрепляя пройденный материал.
Методические приёмы:
Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.
Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.
Рисование эмоций.
Проигрывание этюдов.
Примерное планирование:
Данная программа представлена в виде ряда последовательных шагов. Каждый шаг — это одно или несколько занятий, объединенных одной тематикой. Количество занятий в каждом шаге определяется психологом, в зависимости от возраста детей, скорости и глубины освоения ими нового материала.
Шаг | Содержание | Ход | Вопросы |
1 | Учить распознавать настроение по мимике: радость, гнев, удивление и печаль | С помощью сюжетных картин и схематического изображения познакомить детей с эмоциями. Изобразить ту или иную эмоцию на лице. Практическое задание: дорисовать мимику в сюжетной картинке. | Какое настроена у героев этой картины? Как вы это узнали? Какое настроение бывает у нас? |
2 | Учить распознавать те же эмоции по пантомимике и интонациям голоса. | Повторить материал шага 1 по схемам. Беседа о роли жестов и голоса в проявлении настроения. Практическое задание: проиграть этюды (темы предлагает психолог). | Какое настроение здесь изображено? Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лица? Как? Как меняются движения человека в разном настроении? Как меняется голос? |
3 | Дать понятие о различии между эмоциями и поступками. | Игра «Лото настроений». Беседа о разнице между переживаниями и поступками (нет хороших и плохих эмоций – есть плохие или хорошие поступки). | Кто может переживать те или иные эмоции? Чему может радоваться Баба Яга? Как она выражает свою радость? А Золушка, Буратино, Бармалей? А ты? |
4 | Дать понятие о различной степени интенсивности эмоций. | Игра «Угадай эмоцию». Беседа о различной степени интенсивности эмоций. Практическое задание: проиграть этюды на изображение эмоций различной интенсивности (темы предлагают дети и психолог). | Что вы заметили при просмотре эпизодов «Раздражение», «Ярость», «Удовольствие», «Ликование»? В чём здесь разница? Что переживает девочка, испачкав платье? Потеряв любимую собаку? Какие примеры ещё можно привести? |
5 | Учить выражать эмоции, настроение художественными приёмами. | Задание: нарисуй «Картинку с настроением». Анализ рисунков: содержание, использование цвета, графические характеристики (линии, пятна). | Как можно выразить своё настроение, свои переживания? Может ли рисунок передать настроение автора? Какое настроение хотел передать автор на этом рисунке? Как вы это определили? |
6 | Познакомить со страхом: учить его распознавать и изображать; отреагировать имеющиеся страхи. | С помощью сюжетной картинки и схематического изображения познакомить с новой эмоцией, её проявлением в мимике, пантомимике, голосе. Разобрать разные степени интенсивности страха. Практическое задание: проиграть этюды, изображающие страх с переходом в удивление, радость (темы предлагают дети). | См. вопросы к шагу 1 и шагу 2. Когда вы переживали страх? Что произошло потом? |
7 | Повторить 5 пройденных эмоций; познакомить с эмоцией «интерес», учить распознавать и изображать её. | Игры «Назови похожее» и «Испорченный телефон». Познакомить с новой эмоцией. Практическое задание: проиграть этюды на изображение интереса. | См. вопросы к шагу 1 и шагу 2. |
8 | Познакомить с эмоцией «стыд»; закрепить пройденное. | Игры «Что было бы, если бы…» и «Кинопроба». Познакомить с новой эмоцией. Практическое задание: проиграть этюды (можно более сложные). | См. вопросы к шагу 1 и шагу 2. |
9 | Познакомить с эмоцией «отвращение»; закрепить пройденное. | Познакомить с новой эмоцией. Практическое задание: проиграть усложнённые этюды. | См. вопросы к шагу 1 и шагу 2. |
10 | Познакомить с эмоцией «презрение»; закрепить пройденное. | Рисунок «Моё настроение». Познакомить с новой эмоцией. Практическое задание: проиграть усложнённые этюды. | См. вопросы к шагу 1 и шагу 2. |
Игры, используемые в ходе занятий
Угадай эмоцию
Нас толе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая её остальным. Задача ребёнка – узнать эмоцию и изобразить её с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
На первых порах взрослый может помочь ребёнку.
Остальные дети-зрители должны отгадать, какую эмоцию изображает ребёнок, что происходит в его мини сценке.
Лото настроений
Для проведения этой игры необходим набор картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, рыбка весёлая, рыбка грустная и т.д.). Количество наборов соответствует количеству детей или микрогрупп.
Психолог показывает детям схематичное изображение, какой либо эмоции, ребёнку нужно найти в своём наборе животное с такой же эмоцией.
Назови похожее
Цель игры: активизировать словарный запас за счёт слов, обозначающих различные эмоции. Ведущий называет основную эмоцию (или показывает её схематичное изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию (см. шкалу эмоций К. Изарда).
Задание 2. Составьте программу по коррекции мышления умственно отсталых младших школьников (теоретическое обоснование, цель, задачи, методы, технологии, тематическое планирование занятий). Разработайте конспект коррекционного занятия по одной из предложенных вами схем.
Цель:
Коррекция индивидуальных отклонений младших школьников посредством формирования и развития познавательных процессов и интеллектуальной сферы учащихся.
Основные задачи:
- изучать динамическую структуру познавательных процессов учащихся начальных классов для осуществления эффективного воздействия на их развития;
- стимулировать развитие компенсаторных возможностей познавательной сферы детей;
- формировать произвольность психических процессов и навыки произвольного поведения;
- развивать наблюдательность, избирательность и целостность зрительного и слухового восприятия;
- содействовать развитию концентрации, распределению и устойчивости внимания;
- развивать слуховую, зрительную, долговременную и кратковременную память;
- развивать воображение;
- развивать наглядно-образное, словесно-логическое, интуитивное мышление;
- способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Участники занятий:
Учащиеся 2 класса, имеющие недостаточный уровень развития познавательных процессов и испытывающие трудности в усвоении программы специальной (коррекционной) школы.
Организация занятий:
Коррекционно-развивающие занятия проводятся педагогом-психологом после динамической паузы. Групповая форма работы (максимальное количество-10 человек) сочетается с индивидуальной. Индивидуальные занятия наиболее целесообразны в случае возникновения затруднений у учащихся с выполнением конкретных заданий-упражнений и наличия острого недоразвития некоторых процессов познавательной сферы.
Занятия проводятся с октября по май еженедельно в течение года. Продолжительность каждого занятия 30-35 минут.
Первые четыре занятия проводятся по программе Н. Стебенёвой «Отгадай, найди и назови!». Каждое занятие состоит из 3-х этапов.
• Цель первого (подготовительного) этапа: завоевать доверие ребенка, снять у него мышечное напряжение, двигательно раскрепостить, дать ему возможность поверить в свои силы, то есть настроить ребенка на продуктивную умственную деятельность.
• Цель второго (основного) этапа: развивать когнитивные процессы.
• Цель третьего (заключительного) этапа: помочь ребёнку осознать ценность других людей и собственной личности; развить доброе и внимательное отношение к одноклассникам.
Занятие 1
Материалы: таблица с рисунками силуэтов или черно-белым изображением диких и домашних животных, птиц; карточки с такими же рисунками, предназначенные для индивидуальной работы.
Подготовительный этап:
Игровое упражнение «Кто как ходит».
Дети изображают различных животных, например: ходят, как медведь, как жираф; бегают, как лошадь, страус; прыгают, как зайчик, воробей; летают, как орел, ласточка и т.д.
Весьма эффективно данное упражнение выполнять под музыку, используя мимику и жесты.
Основной этап:
Детям предлагается рассмотреть таблицу рисунками животных и птиц.
Задание 1. Психолог загадывает загадки о животных, дети отгадывают, отыскивая на таблице.
Задание 2. Каждый ребенок должен найти, назвать и показать на плакате сначала всех домашних, потом всех диких животных и птиц, а также их детёнышей.
Задание 3. Каждый ребенок получает комплект карточек с изображением животных. Ему дается задание разложить их по группам и каждой группе дать название.
Завершающий этап:
Игра «Испорченный телефон».
Дети садятся в одну линию. Первый ребенок задумывает какое-либо животное или птицу. Задача детей — передать это слово по цепочке как можно быстрее, говоря его шепотом на ухо друг другу. В конце игры первый участник произносит вслух задуманное слово, а последний — услышанное.
Дети сравнивают, насколько изменился смысл слова. Затем второй ребенок становится первым, а первый — последним. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не задумает свое слово.
Занятие 2
Материалы: таблица теневыми или черно-белыми рисунками деревьев, овощей, фруктов, грибов, ягод.
Подготовительный этап:
Игровое упражнение «Зоопарк».
Дети изображают по желанию любое животное - зверей и птиц. Сначала все сидят за стульями «в клетках». Каждый ребенок выходит из-за стула и представляет свое животное. Другие угадывают, кого он изобразил.
После того как всех узнали, «клетки» открываются и «звери и птицы» выходят на свободу, прыгают, бегают, кричат, рычат, летают под музыку.
Основной этап:
Детям предлагается рассмотреть таблицу с рисунками деревьев, овощей, фруктов, грибов, ягод.
Задание 1. Психолог загадывает загадки о растениях, дети отгадывают, разыскивая их на таблице.
Задание 2. Каждый ребёнок должен найти, назвать и показать на плакате фрукты, овощи, ягоды, грибы, деревья, цветы.
Задание 3. Дети считают про себя количество рисунков на плакате, потом по очереди отвечают.
Завершающий этап:
Игровое упражнение «Ласковое слово».
Дети садятся на ковре в круг и каждый говорит другому ласковое слово, используя названия растений (огурчик, вишенка, грибочек, морковочка, травиночка и т.д.).
Занятие 3
Материалы: таблица с теневыми или черно-белыми рисунками мебели, посуды, одежды, инструментов, транспорта, измерительных приборов; карточки с такими же рисунками, предназначенные для индивидуальной работы.
Подготовительный этап:
Игровое упражнение «Растительный мир вокруг нас».
Ведущий предлагает детям превратиться в какое-нибудь маленькое растение и назвать его. Лесник очень бережно относится к растениям, поливает их (гладит детей по голове и телу), ухаживает за ними. Пригрело солнце, все хорошо. Но вот подул ветер: растения начинают качаться в разные стороны, борются с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер усиливается (опускаются руки, голова), растения клонятся к земле и ложатся на неё. Им грустно и страшно. Но вот ветер стих и пошел тёплый дождик (все встают), выглянуло солнышко (улыбки соседям). Растения стали краше прежнего.
После упражнения дети рассказывают о том, в какие растения они превращались и как менялось их настроение.
Основной этап:
Дети рассматривают таблицу с изображением различных предметов.
Задание 1. Психолог загадывает загадки о предметах, сделанных руками человека, дети отгадывают их, отыскивая в таблице.
Задание 2. Детям по очереди предлагается найти предметы мебели, посуду, транспорт, инструменты, измерительные приборы, игрушки и назвать их общим словом.
Задание 3. Каждый ребенок получает комплект карточек. Ему дается задание разложить их по группам и каждой группе дать название.
Завершающий этап:
Игровое упражнение «Ералаш».
Мелкие игрушки (мебель, посуда, машинки и т.д.) разбрасываются на полу. По очереди каждый ребенок наводит порядок в квартире, то есть собирает все игрушки в определённое место. Другие дети считают вслух секунды, потраченные на выполнение данного задания. После того, как каждый ребенок выполнил это задание, психолог просит детей, вместе навести порядок. При этом он сам считает секунды.
В ходе этой игры дети понимают, что вместе можно сделать быстрей и лучше: один в поле не воин.
Занятие 4
Материалы: лист ватмана, цветные карандаши, фломастеры или краски.
Подготовительный этап:
Игра «Живое-неживое».
Дети стоят в одну линию. Ведущий ребенок стоит напротив. Он называет какой-либо предмет и кидает мяч кому-то из детей. Если этот предмет одушевленный (живой), ребенок ловит мяч, а если нет — откидывает его.
Основной этап:
Игра «Я знаю».
Дети стоят в кругу и кидают мяч друг другу со словами: «Я знаю пять названий домашних животных...», «Я знаю пять названий диких животных...»
«Я знаю пять названий предметов мебели...», «Я знаю пять названий фруктов...» и т.д.
Ребенок должен бросить мяч и быстро произнести соответствующее название. Завершающий этап: Игровое упражнение «Совместный рисунок».
Участники группы обсуждают, что они хотят нарисовать, и приступают к совместной деятельности, творческой работе. После выполнения задания дети рассказывают о том, что они изобразили и сочиняют по рисунку сказку.
Модуль 3. Коррекционная работа с подростками с нарушением интеллекта
Программа психологической коррекции и эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением интеллектуального развития (для учащихся 5-9 классов)
Цель коррекционной работы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших подростков с умственной отсталостью, повышение самостоятельности и расширение возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения..
Новизна программы
Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся по программе специального (коррекционного) VIII вида.
Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью. Новизна программы в том, что ее результатом является - успешная социальная адаптация в дальнейшем.
Задачи коррекционной работы:
- развитие внимания, памяти, мышления, пространственных представлений;
- сплочение группы, освоение навыков работы в коллективе;
- создание благоприятного психологического климата;
- оснащение коммуникативными навыками и обучение способам выражения эмоций (тревога, агрессия, положительные эмоции и др.);
- формирование образа «Я», навыков самопознания;
- формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
- мотивация подростков на обращение к своему внутреннему миру, на анализ собственных поступков;
- развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
Пути реализации программы:
- Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики.
2. Планирование, организация, координация (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с умственной отсталостью при специально созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
3. Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым потребностям ребёнка.
4. Регуляция и корректировка (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Методы и формы реализации программы
Для реализации поставленных целей выбрана групповая форма работы. В ходе занятий использовались следующие методические средства:
- Арт – методы, т.к. изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнит дефицит общения и построить более гармоничные взаимоотношения с миром. Во многих случаях работа с изобразительными материалами позволяет получить седативный эффект и снимает эмоциональное напряжение.
- Игротерапия - позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций; формируются равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность позитивного личностного развития. Игротерапия позволяет организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, происходит постепенное формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой команде. Создание ситуации успеха помогает более эффективному усвоению получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако самым слабым звеном у наших детей является развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в программу включены постановка известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием.
- Психогимнастика - в основе лежит использование двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении, создание доброжелательной атмосферы, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Условия реализации программы
Каждая встреча рассчитана на 40 минут.
Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Закон об образовании РФ;
- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ;
- Этический кодекс психолога.
Перспективы.
- Продолжать работу по повышению самостоятельности умственно отсталых детей;
- Расширение возможности их общения в современном обществе;
- Сформированность положительных межличностных взаимоотношений между детьми, на основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
- Освоение навыков работы в коллективе.
Содержание программы.
Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения. Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона. Используются дыхательные упражнения, разминка, упражнения на активизацию умственной деятельности. Далее происходит обсуждение результатов домашнего задания и припоминание содержания прошлого занятия, а также оценка в баллах своего настроения.
Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.
Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления. Используется совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.
Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объединены не случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования.
Завершает основной этап процедура домашнего задания.
Чаще всего - это небольшие творческие работы. Домашнее задание помогает не только закреплению полученных знаний, но и дает возможность ребенку заявить о себе.
Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопросы, чем они занимались и чему научились на данном занятии.
Завершает занятие игра, как правило, малоподвижная. Ее целью является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия, независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.
Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от психоэмоционального состояния обучающихся и группы в целом.
В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут оказывать различное воздействие:
- беседы, опросы, наблюдения;
- словесные игры;
- игровой тренинг (психоигры, предметные игры);
- система упражнений по развитию познавательных процессов;
- элементы арттерапии, сказкотерапии.
Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью степени включает 4 основных блока:
- Развитие и коррекция познавательной сферы:
- развитие внимания, памяти, мышления;
- приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
- формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;
- становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;
- расширение словарного запаса.
2. Самопознание. Что я знаю о себе:
- формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело, свой внутренний мир;
- умение определять личностные качества свои и других людей;
- формирование адекватной самооценки;
- достоинства и недостатки;
- навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;
3. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:
- становление умения владеть средствами общения;
- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
- формирование коллективного обсуждения заданий;
- установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».
+- чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние;
- формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния;
- понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости;
- отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых;
- понятие группового давления и принятие собственного решения;
- формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения;
- поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению;
- понятие насилия и права защищать свои границы;
- формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию и осознание права и необходимости защищать себя;
- понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций;
- коррекция агрессивности обучающихся.
№ п/п | Наименование разделов программы | Количество часов |
1 | Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий | 1 |
2 | Развитие и коррекция познавательной сферы | 10 |
3 | Самопознание. Что я знаю о себе | 7 |
4 | Развитие коммуникативных навыков. Я и другие | 8 |
5 | Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы | 9 |
Итого часов: | 35 |
Содержание программы
- Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий (1 часа).
- Развитие и коррекция познавательной сферы (10 часов).
Увеличение объема внимания и наблюдательности. Увеличение уровня распределения внимания. Усиление концентрации и устойчивости внимания. Тренировка переключения внимания. Развитие слуховой памяти. Зрительная память. Ассоциативная память. Развитие мыслительных навыков: классификация, обобщение, причинно-следственные отношения.
- Самопознание (7 часов).
Зачем нужно знать себя? Я глазами других. Самооценка. Ярмарка достоинств. Уверенное и неуверенное поведение.
- Развитие и совершенствование коммуникативных навыков (8 часов).
Общение в жизни человека. Барьеры общения. Учимся слушать друг друга. Пойми меня. Критика. Комплименты или лесть. Вежливость. Зачем нужен этикет. Умение вести беседу.
- Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (9 часов).
Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния. Понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости. отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых. Понятие группового давления и принятие собственного решения. формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения. Понятие насилия и права защищать свои границы. Понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций. Коррекция агрессивности обучающихся.
Планируемый результат:
- Повышение продуктивности внимания;
- Развитие памяти;
- Развитие навыков совместной деятельности;
- Гармонизация эмоционального состояния ребенка;
- Развитие адекватной самооценки;
- Развитие коммуникативных умений и навыков;
- Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;
- Гармонизация психоэмоционального состояния;
- Овладение методам саморегуляции;
- Социализация и адаптация в современном обществе.
Обучающиеся должны уметь:
- признавать собственные ошибки;
- сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
- выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
- анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
- работать самостоятельно в парах, в группах
- адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
- знать об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- уметь отстаивать свое мнение;
- уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние (Приложение А).
Профессиональная ориентация подростков с интеллектуальным недоразвитием.
Цель программы:
- Изучение особенностей профессиональных предпочтений подростков 9 класса с ОВЗ;
- Развитие у учащихся представлений о мире профессий, воспитание у них уважения к физическому и умственному труду, к разным профессиям;
- Формирование у учащихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями.
Задачи:
1. осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
2. ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
3. знакомство с особенностями современного рынком труда.
Этапы программы по профориентации:
- Диагностический
- Профпросветительский (профинформационный)
- Профконсультационный
- Постконсультационная диагностика
I этап: « Диагностика учащихся»
Цель: изучение специфики профессиональных предпочтений у подростков; сравнение уровней адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям у учащихся.
Применяемые методики:
- «Опросник профессиональных предпочтений», направленный на выявление интереса к отдельным видам трудовой деятельности.
- Анкета «Хочу. Могу.», направленная на изучение уровня притязаний и самооценки учащихся.
II этап: « Профессиональное просвещение учащихся»
Цель: ознакомление учащихся с разными видами труда в нашем обществе, с условиями и особенностями профессий, воспитание у них уважения к умственному и физическому труду, к разным профессиям.
Мероприятия по профпросвещению:
- Групповое занятие «Мир профессий», направленное на расширение и закрепление знаний учащихся об особенностях профессий, доступных для подростков в соответствии с их физиологическими способностями, интересами и склонностями.
- Групповые занятия с использованием профориентационных игр, способствующих повышению у подростков уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью.
III этап: «Профконсультирование учащихся»
Цель: помощь в форме совета учащимся, особенно колеблющимся и не определившимся, в их самоориентации, в выборе профессии с учетом интересов и склонностей, физиологических возможностей.
Особенности проведения профконсультаций:
- Профконсультация проводится с учётом результатов психолого-педагогического изучения особенностей специфики профессиональных предпочтений у подростков и сравнения уровней адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям у учащихся.
- Профконсультация - это не принятие решения за ученика, а совет по выбору профессии, аргументированный и педагогически правильный.
IU этап: «Постконсультативный контроль учащихся»
Цель: проверка удачности проведённой с учащимися профпросветительской и профконсультационной работы.
Учащимся предлагается заполнить следующую анкету, направленную на определение у них сформированности способности к самореализации и адекватности выбора профессии в соответствии своим интересам, склонностям и физиологическим особенностям.
Анкета _______________________________________________________
(Ф.И., класс)
- Нужно ли продолжать учиться после окончания школы?______________
- Что ты собираешься делать после окончания школы?
- учиться в вечерней школе
- учиться в профессиональном училище (ПУ),
- учиться в техникуме (укажи в каком)________________________________,
-работать (укажи где)_______________________________________________.
- Кем ты видишь себя через 10-15 лет (в профессии и личной жизни)?_______________________________________________________________________________________________________________________
- Что тебе советуют делать родители после окончания школы?
____________________________________________________________
5. Какая профессия тебе интересна?__________________________________
6. Какие положительные стороны имеет твоя выбранная профессия (польза профессии)?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Есть ли недостатки в твоем характере, которые могут помешать тебе освоить выбранную профессию?
- лень,
- слабое здоровье,
- стеснительность,
- жадность,
- грубость,
- небрежное отношение к выполнению заданий.
8. Предпринимаешь ли ты уже сейчас какие-либо действия для подготовки к выбранной профессии кроме учебы в школе?
- интересуюсь литературой по данной профессии,
- выполняю по своему желанию дополнительные задания на уроках труда,
- стараюсь дома осваивать навыки будущей профессии,
- интересуюсь людьми данной профессии.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Дата | Тема |
1 | «Опросник профессиональных предпочтений» | |
2 | Анкета «Ориентация». Анкета «Хочу. Могу» | |
3 | «Карта интересов» | |
4 | Групповое занятие «Мир профессий»(3 ч.) | |
5 | Профориентационные игры(3 ч.) | |
6 | Профконсультирование учащихся(2ч.) | |
7 | Контроль учащихся. Анкета. | |
8 | Диагностика тревожности(2ч.) | |
9 | Приемы совладения с экзаменационной тревожностью(3ч.) |
1.ИПУ «Походка»
Цель – в веселой форме отобразить те или иные профессии с помощью походки или характерных жестов. Соотнести обобщенные образы представителей разных профессий с представлениями о собственном Я - образе.
Инструкция: «Данное игровое упражнение очень необычное и простое. Мы попробуем отобразить те или иные профессии с помощью походки и характерных жестов».
2. Сон из жизни.
Представить сон из жизни члена семьи, а затем своего друга и человека определенной профессии (музыкальное сопровождение).
3.ИПУ «А вот и Я»
Цель - смоделировать некоторые элементы собеседования при приеме на работу. Повысить уровень готовности поступающих на работу подобным собеседованиям.
Реквизит - правила Д. Карнеги.
Этапы проведения - участникам игры объясняется ее общий смысл - проверить и, по возможности, хоть немного повысить свою готовность к прохождению собеседования при трудоустройстве. По условию игры предполагается, что итоги собеседования являются решающим фактором зачисления на работу. Двум участникам предлагается разыграть сценку собеседования при приеме на работу. Участники сами определяют, в какое заведение и на какую вакансию они устраиваются. После первого проигрывания участникам предлагается оценить успешность действий по пятибалльной системе. При проведении игры желательно опираться на правила, выделенные Д. Карнеги.
4.Упражнения: « 7 слов», « Что было бы, если бы…», «Волшебный карандаш».
Должен знать: понятие «воображение», возможности применения творчества в профессиональной и социальной сферах.
Должен уметь: находить новые подходы к решению знакомых, стандартных задач.
5.Смысл данного упражнения - расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.
Упражнение можно проводить в круге (примерно с 10 - 15 участниками), а можно использовать и при работе с целым классом. Данная игровая методика очень компактна и занимает совсем немного времени (от 5-7 до 10-15 минут) и носит скорее разминочный характер.
Процедура упражнения следующая (при работе в круге):
1. Общая инструкция: Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача — показать, что мы знаем много профессий, начинающихся с этой буквы, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву».
2. Ведущий называет главную букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется совершенно непонятная профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, убывает из игры и выходит на время из круга). При этом совсем не обязательно требовать – от участников официальных (безукоризненно «правильных») названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы.
Желательно больше 5 - 7 букв не предлагать, иначе игра перестанет казаться увлекательной. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы; м, н, о...), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я...).
При работе с целым классом можно разбиться на 2 - 3 команды (например, по рядам) и уже таким образом выяснить, какая команда является более эрудированной. При этом ведущий должен фиксировать успешность действий каждой команды на доске (например, каждый удачный ответ помечается плюсом, а неудачный - минусом), тогда игра станет более наглядной и интересной.
Опыт показывает, что у ведущего в данном упражнении имеются довольно большие возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях. К нашему удивлению, даже несмотря на всю простоту и кажущуюся примитивность, данного упражнения, проходит оно обычно достаточно интересно.
6.Упражнения: «Мир вокруг меня», «Лотерея», «Маски». Моделирование ситуаций.
Должен знать: алгоритмы построения беседы и ведения переговоров, отстаивания своего мнения и принятия критики, просьбы о помощи и выражения благодарности.
Должен уметь: применять различные социальные навыки в соответствии с ситуациями, быстро ориентироваться в социальных отношениях.
7.Упражнения: «Ассоциации», «Линия жизни», « Вечер воспоминаний». Групповой коллаж.
Должен знать: собственные изменения, произошедшие за период обучения на занятиях.
Должен уметь: извлекать положительный опыт из ситуаций, анализировать свой прежний опыт.
8. Подарок. В данном игровом упражнении несколько необычным образом специально организуется обсуждение некоторых особенностей конкретной рассматриваемой профессии, что позволяет участникам лучше осознать специфические моменты данной профессиональной деятельности.
Упражнение проводится в круге. Количество участников: от 6-8 до 15-20. Время проведения: от 15-20 до 30-40 минут. Процедура включает следующие основные этапы:
1. Инструкции: «Представьте, что у нас есть общий друг (далее мы уточним, что это за друг), который пригласил нас всех на свой день рождения. Отказаться и не пойти никак нельзя. В течение 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу. При этом важно выполнить три условия: 1 - подарок должен содержать намек на его профессию (далее мы уточним, что это за профессия); 2 - подарок должен быть "с изюминкой", т.е. быть веселым, необычным (предполагается, что друг - это человек с юмором, который может даже обидится, если ему подарят что-то обычное, т.е. как бы "откупятся" от него); 3 - подарок должен быть доступным Вам по цене. Вместе с группой ведущий определяет, что это за воображаемый друг. Определяется, мужчина это или женщина, примерный возраст и обязательно,— какая у него (нее) профессия».
2. Дается время (примерно 30 секунд), чтобы каждый придумал другу подарок.
3. После этого каждый по очереди кратко называет свой подарок. При этом ведущий (или любой участник) могут задавать иногда уточняющие вопросы. Например, какое отношение данный подарок имеет к профессии друга (одно из условий игры), сколько подарок будет стоить и т.п. Такие вопросы играют дополнительную активизирующую роль, поскольку заставляют участников более ответственно и обоснованно предлагать свои варианты подарков. Обосновывая свои варианты подарков, игрок вынужден соотносить их с особенностями рассматриваемой профессии и, таким образом, фактически раскрывать наиболее интересные элементы данного профессионального труда.
4. В конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее интересными.
Заметим, что и сам ведущий может назвать свой подарок, даже если окажется, что это будет не самый интересный вариант.
Можно предложить другой вариант проведения упражнения, когда участники разбиваются на небольшие команды (по 2—5 человек) и уже там обсуждают, что подарить другу. Далее выясняется, подарок какой команды оказался удачнее.
Аналогично можно организовать игровые упражнения «Маскарад» и «Любимое блюдо». В игре «МАСКАРАД» участники придумывают наиболее интересный и необычный маскарадный костюм для заранее определенной профессии. Например, для профессии коммерсант это может оказаться костюм в виде изящного галстука «в клеточку...», для профессии экономист — костюм «деревянного рубля», для профессии телохранитель — «кепка нулевого размера», для профессии президент — «рог (рога) для произнесения тостов за здоровье русского народа» и т.п. Важно при этом суметь обосновать, почему именно такой костюм больше всего подойдет для данной профессии.
В игре «ЛЮБИМОЕ БЛЮДО» участники придумывают любимое блюдо для того или иного профессионала. Например, для представителей профессии эстрадный певец это может оказаться тарелка леденцов (чтобы «изо рта шел более приятный запах...»), для дипломата - «жвачка с пузыриком» («чтобы умел говорить ни о чем...»), для психолога и учителя - сковородка семечек («чтобы нервы свои успокаивал...») и т.п. здесь также важно суметь соотнести те или иные «блюда с особенностями рассматриваемых профессий.
Данные игровые упражнения при всей своей юмористической направленности (даже «несерьезности») воспринимаются участниками с интересом и позволяют рассматривать особенности профессий в неожиданных ракурсах, а, следовательно, лучше осознавать эти особенности.
9. Голос по телефону.
Цель - уметь находить собственные ресурсы для решения проблем.
Реквизит - тематика делового общения.
Этапы проведения - организовать разговор по телефону и постараться описать настроение собеседника, его выражение и поддержать разговор по теме «Приглашение в гости», «Поздравление друга», «Случилась беда».
10. Цель: работа с социальными ролями, «примеривайте» различных социальных ролей.
1. Рукопожатие с пожеланием добра.
Список использованной литературы
- Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. Ярославль. Академия развития : 2004 г.
- Цветовой игротренинг. Н.М. Погосова. Санкт-Петербург : 2003г.
- Психология умственно отсталого школьника. Изд-во «Просвещение», М : 1970 г.
- Как преодолеть трудности в обучении детей. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. М : 2001 г.
- Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников. Н.Н. Амбросьева. М : 2006 г.
- Уроки практической психологии в начальной школе. Л.В, Строганова. М : 2005г.
- Шпаргалка для родителей. Е. Лютова, Г. Монина. Санкт-Петербург : 2007г.
- Ю.В. Саенко Специальная психология.- М.:2006.
- В.В. Ткачева Семья ребёнка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультация.- М.: 2008.
- М.Ю. Михайлина Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа. Волгоград: Учитель. 2009
- О.А. Вершинина Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками: развитие внимания, воображения, логического мышления.- Волгоград: Учитель, 2008.
- Н.С. Пряжников Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2006.
- В.Б. Никишина «Психологическая коррекция нарушений эмоционально – волевой сферы детей».
- Г.И. Макартычев «Тренинговые занятия для подростков по развитию коммуникативных навыков».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта
В статье рассказывается о формах и методах работы по коррекции и развитиии личности ребенка....
Айрис-фолдинг в работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта
Занятия айрис-фолдингом помогают развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение и пространственное мышление ребят, имеющими нарушения интеллекта, одновременно воспитывая у них трудолюбие...
Особенности работы с детьми с нарушением интеллекта
Особенности работы с детьми с нарушениями интеллекта....
Сказкотерапия в работе с детьми с нарушением интеллекта.
Сказкотерапия как метод работы с детьми с нарушением интеллекта....
Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта в специальных (коррекционных) учреждениях
Диагностика, программа индивидуальной работы, конспекты занятий...
Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха в специальном (коррекционном учреждении)
программа индивидуальной работы, конспекты...
Профориентационная работа с детьми с нарушением интеллекта и пути их социализации в общество
Профориентационная работа с детьми с нарушением интеллекта и пути их социализации в общество (статья и презентация)...