Айрис-фолдинг в работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ayris-folding_v_rabote_s_detmi_imeyushchimi_narusheniya_intellekta.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Айрис-фолдинг» в работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта.
Дети с нарушением интеллекта - умственно отсталые дети. Выделяют две основные формы нарушения интеллекта: олигофрению и деменцию.
Деменция (от лат. dementia — безумие) — приобретённое слабоумие, снижение познавательной деятельности с утратой ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. В отличие от умственной отсталости (олигофрении), представляющей собой недоразвитие психики, деменция — это распад психических функций, происходящий в результате поражений мозга, наиболее часто — в старости (сенильная деменция; от лат. senilis — старческий, стариковский). При деменции происходит деградация памяти, мышления, поведения и способности выполнять ежедневные действия. В народе сенильная деменция носит название старческий маразм.
При олигофрении имеет место раннее, внутриутробное, недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающими факторами окружающей среды. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Особенности проявления интеллектуальной недостаточности связаны лишь с возрастными закономерностями развития ребенка.
При олигофрении выделяют три степени нарушения интеллекта: дебильность, имбецильность и идиотию.
Дебильность – легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении (коэффициент интеллекта 50-69). Характеризуется низким уровнем познавательных процессов, главным образом абстрактного мышления, слабым волевым контролем поведения, общей физической ослабленностью, нарушением моторики.
Имбецильность – средняя степень олигофрении (коэффициент интеллекта 20-49). Словарный запас скудный, детей не удается обучить счету и чтению, можно привить элементарные трудовые навыки.
Идиотия – наиболее глубокая степень олигофрении (коэффициент интеллекта менее 20). При идиотии мышление и речь не развиваются; влечения и эмоции элементарны, не корригируются.
Для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательных интересов. Известно, что при нарушении интеллекта оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятие. Часто восприятие страдает из-за снижения слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей.
Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета.
Воспроизведение – процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит детей с нарушением интеллекта к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости.
У данной категории детей выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако, преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона.
Это связано с тем, что при возникновении трудностей дети не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.
В связи с этими особенностями детей с нарушениями интеллекта мы используем на своих занятиях по бумагопластике различные техники работы с бумагой: оригами обычное и модульное, аппликацию, квилинг, бумажные комочки, папье-маше, торцевание, а также айрис-фолдинг.
Впервые техника айрис-фолдинг (от англ. Iris Folding - в переводе с английского означает - сворачивание радужной оболочки, радужное складывание) появилась в Голландии. Голландские мастера использовали цветную бумагу, которая выкладывалась под определенным углом в виде закручивающейся спирали на заранее приготовленные шаблоны. В итоге получались очень красочные работы. Техника айрис-фолдинг не требует специальных инструментов, что позволяет сделать её доступной для всех и каждого.
При выполнении данной техники требуются: внимание, аккуратность и терпение. Благодаря этой технике появляется дополнительная уникальная возможность украсить блокноты, коллажи, альбомные странички и поздравительные открытки новыми яркими декоративными деталями и элементами.
Достоинств айрис-фолдинга в развитии ребенка довольно много. Занятия айрис-фолдингом помогают развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение и пространственное мышление ребят, одновременно воспитывая у них трудолюбие, аккуратность и точность в работе, полезные трудовые навыки и творческую самостоятельность. Параллельно с этим происходит сенсорное развитие детей в процессе знакомства с цветом, формой и величиной предмета. Одним из главных достоинств айрис-фолдинга является то, что оно укрепляет у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит тренировка глазомера.
У значительного большинства детей с нарушением интеллекта наблюдается общее недоразвитие речи. Отсюда пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.
Кроме этого, айрис-фолдинг прекрасно стимулирует развитие памяти и внимания у детей с нарушением интеллекта: чтобы сделать поделку, ребенок должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Айрис-фолдинг развивает умение сравнивать и находить отличия между двумя и более объектами, восстанавливает по памяти ранее увиденное (схему, чертеж, модель), а также позволяет детям создавать необычные зрительные образы для запоминания нужной операции.
Айрис-фолдинг имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления и их художественного вкуса, позволяет развивать у детей умение логически мыслить: находить сходства и различия, выделять существенное, устанавливать причинно – следственные связи. Активизируются вся мыслительная деятельность.
Айрис-фолдинг совершенствует трудовые умения ребенка, формирует его культуру труда и речи.
Важным преимуществом в процессе складывания заготовок для айрис-фолдинга является то, что задействованы обе руки. Данный вид искусства развивает воображение и конструктивное мышление.
Для работы нам понадобится: шаблон, плотная бумага или картон, которая будет основой для работы, и цветная бумага, из которой будет складываться рисунок. Поскольку он получится объемным, чем тоньше будет эта бумага, тем лучше. Идеально подойдут бумага для оригами, веллум (калька), упаковочная бумага. Также нужен макетный нож, ножницы и клей или скотч (не двухсторонний, обычный).
При создании открытки или любой другой работы в технике айрис-фолдинг потребуется разработка шаблона, подготовленные нарезанные листы бумаги или ткани, подложка для оформления контура, клей и бумага или готовая заготовка для открытки (альбома).
Далее процесс создания происходит следующим образом. Трафарет закрепляют на подложке и «переводят» контурный рисунок.
Аккуратно его вырезают по уже намеченному контуру.
Затем накладывают и закрепляют шаблон лицевой стороной уже к лицевой стороне подложки. Необходимо отметить, что шаблон данной техники особый, с нанесенными в определенном порядке цифрами. Каждой цифре соответствует определенный цвет и оттенок. Каждый элемент шаблона – определенная цифра, которая и определяет порядок наклеивания деталей в порядке возрастания.
Получаем картинку с шаблоном для раскладки бумаги. Шаблон имеет цифры и линии. Линии означают границу для раскладки бумаги, а цифры - последовательность ее наклеивания. На шаблонах печатают перечень цифр с указанием цвета, например: цвет А и перечень цифр , цвет В и т.д. и т.п., цвет выбирается по вашему желанию.
Определившись с цветами, начинаем нарезать бумагу полосочками шириной 2 см, длинной 20 см (ширина и длина полосочек зависит от размеров шаблона, необходимо учесть и запас бумаги, т.к. полосочки будут накладываться друг на друга). Нарезанные полосочки сгибаем вдоль на 1/3 или пополам.
По шаблону приклеивают полосы (с обратной стороны бумаги) необходимого цвета в определенном порядке (согласно разработанному шаблону). Сами полосы идут как бы «внахлест». Начинаем нашу радужную раскладку. Прикладываем полосочку линией сгиба к центру к цифре 1. Раскладка всегда начинается с единицы и продолжается по возрастанию цифр. Оставляем припуск по сторонам, отрезаем и с обеих сторон полосочки наносим клей (клей наносится аккуратно, т.к. может выступить на лицевую сторону и испортить желаемый результат), приклеиваем, и так продолжаем до середины, не забывая менять цвета бумаги. Середину IRIS можно заклеить любой яркой бумагой, либо подобрать по цвету. Изнаночную сторону, т.е. где производилась раскладка, заклеиваем листом бумаги такого же формата, как и фон (прячем наши наклеенные полосочки).
После того, как все полосы приклеены – переворачивают подложку.
Получается своеобразный яркий и необычайно красочный «многослойный» спиральный или «складчатый» узор или рисунок.
Шаблон при желании, возможно, разработать самостоятельно, а также воспользоваться уже разработанными шаблонами другими мастерами. Присмотритесь к коллекции уникальных работ, которые выполнены в этой удивительной увлекательной технике.
Таким образом, систематические занятия с ребенком айрис-фолдингом – гарантия его всестороннего развития и успешной учебы в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
В реферате раскрыта актуальность данной темы, её цели и задачи. Дано объяснение тому, что специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия, опред...
Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи
Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...
Коррекционно-образовательная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось количество детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА). Нестабильность шейного отдела позвоночника, кривошея, нар...
Консультация для педагогов "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулке".
Консультация предназначена для педагогов, которые работают в детских садах компенсирующего видадля детей с нарушением зрения. В предложенном материале даются описания видов коррекционной работы, котор...
Работа с детьми, имеющими нарушения в развитиии
Сборник материалов для диагностики, представления на ПМПК и коррекции. В данном сборнике представлен общий алгоритм системы психологической помощи детям с задержкой психического развития, включающего ...