Работа с одарёнными детьми (доклад на РМО)
статья (7 класс) на тему
В докладе отражены основные моменты работы с одарёнными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с одарёнными детьми (из опыта работы) | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Работа с одарёнными детьми»
( из опыта работы)
Жидкова Л.И., учитель русского языка
и литературы
МБОУ Школы №127
г.о. Самара
Одаренные дети – это звездочки на школьном небосклоне. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы. Наделены ярким воображением, изобретательностью, сохраняют в жизни и учёбе элемент игры, творчески подходят к любому делу. Безусловно, одарённые дети нуждаются в особом внимании и руководстве, в специальном обучении.
Определив таких ребят, я должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Многие утверждают, что все эти качества и способности даются человеку от рождения. Но это не так: способности развиваются в деятельности.
Особенно важно в работе с одаренными детьми, умение учителя управлять ученическим общением, заранее моделировать, предвидеть результаты. Педагог должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми. Взаимодействие педагога и ребенка должно строиться на основе следующего принципа: “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество, как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании.
Поэтому можно говорить о том, что первые шаги к высокомотивированному ученику, к отысканию искры, которая горит в нем, начинается на уроке. Первоначальная задача учителя состоит в том, чтобы своевременно выявить одаренность, вызвать и увидеть в ребенке желание творить, искать, трудиться.
На уроках и на занятиях внеурочной деятельности такие дети сразу заметны, своей творческой активностью, постановкой нестандартных вопросов и стремление расширить нестандартные задачи. Статистика утверждает, что только порядка 4% детей являются одаренными, поэтому сразу следует оговориться, что речь скорее пойдет о работе со способными детьми в условиях общеобразовательной массовой школы. Поэтому сегодня перед учителем стоит задача, как построить работу на уроке и на занятиях, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей. Прежде всего, это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении.
Каждый учитель в своей педагогической деятельности применяет множество различных методов, форм, технологий обучения, чтобы фактически все ученики были заинтересованы его предметом, успешны и имели прочные знания.
В своей практике использую много различных форм и технологий. Некоторые из них:
Индивидуальная работа. Приглашаю «сильных» учеников во внеурочное время для восполнения пробелов, консультации, даю им индивидуальные творческие задания.
Групповая работа. Во время урока и занятий внеурочной деятельности подбираю задания для отдельных групп.
Игровые технологии. Всем известно, что игровой момент или урок-игра всегда интересен для детей.
В связи с этим можно обозначить так называемые образовательные «стратегии», которые направлены на развитие детей с повышенным уровнем способностей.
Стратегия «индивидуализации». В последнее время все активнее утверждается представление о необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида.
Стратегия «исследовательского обучения». Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Стратегия «проблематизации». Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых, найти способы решения и, наконец, решить. Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы». Это, в свою очередь, создает предпосылки для анализа вариантов ее решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы. Далее, в полном соответствии с логикой, необходима оценка достоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и так далее.
«Стратегия интенсификации» предполагает изменение не темпа (скорости) усвоения, а увеличение объема, или, как говорят специалисты, - интенсивности обучения.
Основное направление в работе с одаренными детьми состоит не только в том, чтобы сохранить этот высокий уровень развития ребенка, но и дать возможность раскрыть свои способности в дальнейшем и не ограничивать эти способности определенными рамками.
Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. К обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Методов обучения в группе. К ним относятся:
- кооперативное обучение,
- мозговой штурм,
- групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
- говорить и слушать;
- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
На занятиях внеурочной деятельности «Хочу всё знать», «Тайны русского языка» мои ученики любят работать в группах. В такой форме работы они раскрываются. Не боятся давать ответы, спорят, приходят к единому мнению.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: анализа проблемной ситуации и оценки идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Это наиболее продуктивное направление работы, поэтому сосредоточим на нём основное внимание. Какие же формы и приёмы работы помогут его реализовать?
1.Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника.
2. Задания, разно уровневого характера, позволят каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объём информации.
3. Задания на сравнение, сопоставление явлений.
4. Задания исследовательского характера. На уроках и на занятиях по внеурочной деятельности мы используем задания поискового характера, направленные на формирование умений добывать информацию, проводить самостоятельные исследования, формулировать и высказывать суждения. Это находит отражение в реферативных работах учащихся.
5. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний. Цель таких занятий - будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника формировать активное отношение к процессу познания. Практическая необходимость обращаться к словарям.
6. Творческие задания.
7. Задания, ориентирующие на высказывание.
Проектная работа. Последнее время большие возможности для работы с одарёнными детьми предоставляют различные проекты. Так учащиеся довольно успешно участвуют в созданиях проектов:
- пишут сценарии классных мероприятий,
- оформляют кабинеты к праздникам,
- распределяют роли между собой,
- подбирают произведения для творческих мероприятий,
- составляют вопросы для игр «Что? Где? Когда», «Крестики-нолики»,
- проводят интеллектуальные игры для младших школьников, для сверстников,
- создают тематические классные газеты, информационные плакаты, принимают активное участие в школьных конкурсах,
- участвуют в научно-практических конференциях и творческих мероприятиях.
Рассмотренные выше методы и приемы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий для развития одаренной личности. Особые дети требуют от учителя больших усилий, потому что для них лучше готовить задания повышенного уровня, чтобы поддерживать интерес и тем самым развивать их, надо заниматься с одаренными детьми дополнительно, участвовать в различных конкурсах. Всё это требует серьезной подготовки.
Работа с одаренными детьми сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни нашего общества.
Каждый человек индивидуален, каждый ученик – раскрытая книга с ненаписанными страницами, и напишется на них то, что предложит жизнь! Задача педагога: увидеть лучшее в ученике, увидеть то, что сокрыто за ошибками в словах, за неровным почерком и неумелыми высказываниями, то, что заложила в него природа, великое, неповторимое, его, личное!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация работы с одарёнными детьми» (доклад на семинаре РМО учителей математики)
Приметой последнего времени стало повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В связи с этим активизировался интерес и к проблеме детской одарённости, к...
Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...
Доклад на МО учителей математики и физики: « Использование развивающих заданий на уроках математики и во внеурочное время, как важнейшее направление работы с одарёнными детьми»
МКОУ « Александровская основная общеобразовательная школа»Докладна МО учителей математики и физики:« Использование развивающих заданий на уроках математики и во внеурочное время, как важнейшее н...
Презентация к докладу по теме: "Работа с одарёнными детьми на уроках математики"
Категории одарённых детей; виды одарённости; формы работы с одарёнными детьми; примеры задач на логическое мышление; рекомендации учителям в работе с одарёнными детьми....
Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"
Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...
Доклад "Работа с одарёнными детьми"
В данном докладе представлен опыт работы с одарёнными учащимися. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представит...
Доклад""Организация работы с одарёнными детьми на уроках технологии"
Доклад на тему"Организация работы с одарёнными детьми на уроках технологии"....