Презентация к докладу по теме: "Работа с одарёнными детьми на уроках математики"
презентация к уроку по математике на тему
Категории одарённых детей; виды одарённости; формы работы с одарёнными детьми; примеры задач на логическое мышление; рекомендации учителям в работе с одарёнными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_odarennye_deti.pptx | 975.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Три категории одаренных детей: Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте). Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ). Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Виды одаренности Интеллектуальная Академическая Лидерская Творческая Психомоторная Художественно – исполнительская
. Признаки наличия математических способностей у ребенка Быстрое овладение математическими знаниями, умениями и навыками. Быстрота понимания объяснения учителя. Логичность, самостоятельность мышления. Находчивость и сообразительность при изучении математики. Быстрое и прочное запоминание материала. Высокая степень развития способности к обобщению, анализу и синтезу математического материала. Пониженная утомляемость при занятиях математикой. Способность быстро переключаться с прямого на обратный ход мысли.
Можно условно выделить несколько групп детей с учётом уровня и характера их мотивации. Это помогает в выборе приемов педагогической поддержки. 1)»Мотивация на результат» (такие дети не умеют радоваться успехам других, болезненно переживают свои неудачи и готовы «расталкивать всех локтями» для достижения цели; здесь необходима индивидуальная работа психолога) 2)»Мотивация на самоутверждение» (их психологическая защита строится на тезисе «скучно, неинтересно», они также не любят успехов других, но они способны признавать высокий профессионализм педагога; основной прием поддержки в данной ситуации «косвенная аналогия», создание ситуаций, где ученик смог бы увидеть себя) 3)»Мотивация на творчество» (такие дети не любят фактической стороны учения, но могут выдавать нестандартные идеи и мысли; для подобных детей необходимо обучение самоконтролю, самоорганизации) 4)»Мотивация на познание» (такие дети требуют индивидуальной программы обучения; задача педагога-наставника не «культивировать» свой предмет, а помочь ученику увидеть и понять картину мира, понять значимость интегрального знания
Целью обучения математики в школе является не только овладение конкретными математическими знаниями, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для продуктивной жизни в обществе. В настоящий момент образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, его индивидуальных, умственных и физических способностей, одаренности и таланта.
Анализ учебников математики показывает, что не один из учебников не содержит необходимого набора задач, направленных на развитие одаренных учащихся, т.е. задач на развитие различных познавательных процессов , обеспечивающих достижение целей развития способных детей. Современные образователь ные стандарты , программы математического образования для общеобразовательной школы лишь отмечают развивающие возможности математики, но не уделяют внимания их использованию для развития одаренных детей в процессе обучения.
Формы работы с одаренными учащимися творческие мастерские; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; факультативы; кружки по интересам; занятия исследовательской деятельностью; конкурсы; интеллектуальный марафон; научно-практические конференции; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Примеры задач, используемых на занятиях кружка
Акробат и собачонка весят два пустых бочонка. Шустрый пес без акробата Весит два мотка шпагата. А с одним мотком ягненок Весит - видите - бочонок. Сколько весит акробат в пересчете на ягнят?
Задача на развитие логического мышления Жили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком доме жил?
Тремя линиями отделить деревья от зайцев .
Переложить 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону.
Занимательные вопросы Сколько ушей у трёх мышей? Сколько лап у двух медвежат? У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! Горело 7 свечей. 2 свечи погасили, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели). В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одно яблоко вместе с корзиной). На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько – на берёзе яблоки не растут.)
Задачи-шутки На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов осталось на столе? (Три) Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». – «Нет, это красная». – «А почему она белая?» – «Потому, что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине) На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (Нисколько) На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (Нисколько) На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое) Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Мебели) Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два) Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит).
Задачи в стихах Решила старушка ватрушки испечь. Поставила тесто да печь затопила. Решила старушка ватрушки испечь, А сколько их надо — совсем позабыла. Две штучки — для внучки, Две штучки — для деда, Две штучки — для Тани, Дочурки соседа... Считала, считала, да сбилась, А печь-то совсем протопилась! Помоги старушке сосчитать ватрушки (В. Кудрявцева)
Целью кружковой работы является не только овладение учащимися умениями и навыками, но развитие в детях математических способностей, различных качества ума, вычислительной культуры, элементов творческой деятельности, научного мировоззрения.
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности с оздание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание; организация научно-исследовательской деятельности; организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. разработка и реализация межпредметных научно-исследовательских проектов. изготовление компьютерных презентаций, видеороликов, исследований.
Поощрение одаренных детей Публикация в СМИ Публикация на сайте школы Награждение
Рекомендации учителям в работе с одаренными детьми Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревнования. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель. Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность — преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя,— конечно, недопустима.
Рекомендации учителям в работе с одаренными детьми Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься . Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно . Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "Работа с одаренными детьми на уроках математики"
Из опыта работы учителя математики...
Педагогический проект: "Организация работы с одарёнными детьми на уроках математики"
При традиционном обучении нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, и одаренный ребенок оказывается вне поля зрения. И постепенно любознательность, познават...
Презентация к докладу "Организация работы по экологическому воспитанию учащихся на уроках математики"
Презентация к докладу "Организация работы по экологическому воспитанию учащихся на уроках математики"...
Презентация к докладу "Использование инновационных приемов и методов обучения на уроках математики"
Презентация к докладу "Использование инновационных приемов и методов обучения на уроках математики"...
Доклад""Организация работы с одарёнными детьми на уроках технологии"
Доклад на тему"Организация работы с одарёнными детьми на уроках технологии"....
Работа с одарёнными детьми на уроках математики
Работа с одарёнными детьми на уроках математики...
Проблемное обучение как средство организации работы с одарёнными детьми на уроках математики
Подготовка проблемного урока – занятие не простое, трудоемкое, требующее большой подготовки от учителя к каждому уроку, умение организовать проблемные ситуации, активизирующие умственную деятель...