«Патриотическое воспитание школьников на уроках и во внеурочной деятельности по предмету «Музыка» в контексте творчества поэта М.А. Дудина»
методическая разработка по музыке на тему

Лобова Анжелика Алексеевна

Методическая разработка включает в себя музыкальные игры на уроках музыки и внеурочной деятельности,

 модели патриотического воспитания в контексте популиризации творчества поэта земляка М.А. Дудина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc145 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 10 города Фурманова

Ивановской области

Материалы

на соискание Областной премии имени М.А. Дудина

«Патриотическое воспитание школьников на уроках

 и во внеурочной деятельности  по предмету «Музыка»

в контексте творчества поэта М.А. Дудина»  

Номинация:

«За популяризацию и приобщение к литературному наследию М.А. Дудина, разработку и внедрение в практику новых форм работы, направленных на воспитание у молодого поколения чувства гражданственностии патриотизма»

Лобова Анжелика Алексеевна,

 учитель музыки высшей квалификационной

категории МОУ СШ № 10 г. Фурманова

г.Фурманов

 2017 г.

Содержание

  • Введение. Значение патриотического воспитания  школьников.

  • Формы работы, направленные на воспитание патриотических качеств учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

  • Роль литературного наследия М.А. Дудина и его влияние  на патриотическое воспитание школьников на уроках музыки и хоровых занятиях.

  • Заключение.

  • Список литературы.

  • Приложение.

  • Значение патриотического воспитания школьников.

Патриотизм– одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У современных школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Сегодня многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить, поэтому одним из приоритетных направлений патриотической работы в школе является внедрение в деятельность организаторов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы.

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в законодательных документах РФ. Закон РФ «Об образовании» в качестве первостепенных принципов обучения и воспитания подрастающего поколения определяет: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, единство культурного и образовательного процесса. Подпрограмма Министерства Образования Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования на основе отечественных традиций и современного опыта.

   Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты (сущность понятия «патриотизм», его характеристики, пути и средства формирования), так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, группового воспитания учащихся различного возраста). А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках.

Патриотизм означает активный труд, умножение традиций российского народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям, привязанность к малой родине, мужество. «Не может быть сыном Отечества тот, кто не стал настоящим сыном своих родителей».  Это древняя истина.

   В нынешних условиях видна потеря нравственных и культурных основ в воспитании школьников, поэтому актуально и перспективно обращение к искусству. Оно может вызвать в ребенке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека, формирует нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека.

  • Формы работы, направленные на воспитание патриотических качеств учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта,

 а, прежде всего, воспитание человека

В.А. Сухомлинский

Как же воспитать человека, чтобы такие нравственные принципы и убеждения, как человечность, оптимизм, патриотизм укоренились в сознании?  Начинать надо с себя!

    В таких случаях принято говорить: «Пробуй! Дерзай! Организуй!». И я, учитель музыки, приступила к действиям в 2000 году. Решила начать свою работу с построения системы организации внеурочной (кружковой) деятельности детей по своему предмету – музыка и обеспечить реализацию социального заказа общества по организации внеурочной деятельности учащихся.

   Актуальна ли эта тема? Для чего детям музыка? Какую роль она играет в   формировании внутреннего мира ребёнка? 

Актуальность темы не подлежит сомнению!  Музыка существовала раньше, существует сейчас и будет существовать до тех пор, пока есть жизнь.  Музыка призвана раскрыть человеку его самого, его эмоции, его душу. Без сомнения, истоки патриотизма воспитываются с детства. Так, в школе появился Центр музыкальной культуры «Семь нот», деятельность которого направлена на развитие художественно – эстетических способностей детей и формирование гражданской позиции учащихся через организацию внеурочной деятельности в области музыки и искусства.

    Задачи:

   - обосновать принципы музыкально-патриотического воспитания школьников через       совместный творческий процесс учителя и ученика;

- найти эффективные формы патриотического воспитания на уроках музыки в школе;

   - выявить методы и приемы патриотического воспитания школьников на основе хорового пения.

   Представленные задачи можно решать, как в ходе учебного школьного процесса, особенно при преподавании музыки, так и во внеурочной деятельности (хоровых занятиях, концертах, музыкальных гостиных и т.д.). Главное помнить, что патриотическое воспитание – это не разовые мероприятия, а многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность. Учителю следует правильно организовать музыкально - патриотическое воспитание и развитие творческой активности учащихся через музыкальную деятельность, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. 

   В Центре музыкальной культуры организовано семь кружков по интересам и видам деятельности, отсюда и название «Семь нот»:

«До» – уроки музыки иискусства (1-9 классы)

«Ре» – внеурочные занятия «Русский фольклор» (для 1-3 классов) по программе Л. Куприяновой.

«Ми» – хор младшего звена «Гармония» (1 – 4 классы).

«Фа» – детский вокально-инструментальный ансамбль «Ритм» (для детей с ограниченными возможностями здоровья).

«Соль» – хор среднего звена «Вдохновение» (5 – 8 классы).

«Ля» – салон сольного пения (1 – 11классы).

«Си» – вокальная группа «Новые имена» (9 – 11 классы).  

   Работа кружков строится в соответствии:

  • с планом воспитательной работы школы;
  • рабочих программ;
  • индивидуальных и возрастных особенностей школьников

Деятельность ЦМК «Семь нот» отличается тем, что

- знакомит с особенностями музыкального фольклора и колорита родного края, песенным репертуаром композиторов Ивановского края;

- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Музыка»;

- ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп;

- предусмотрена для учащихся с яркими вокальными способностями индивидуальная и профориентационная работа «Уроки вокального мастерства» с возможностью продолжения обучения вокальному искусству в музыкальном училище города Иваново.

   Центр выполняет адресный социальный заказ по организации художественно – эстетических способностей детей и   формированию позиции «Я – гражданин России» через внеурочные деятельности детей и подростков, что доказывает обоснованность социальной значимости.

В своей работе использую следующие модели патриотического воспитания:

  • предметно-тематическая, основанная на изучении песен на стихи МихаилаДудина (музыкальные конкурсы, фестивали, концерты)

Форма работы

Мероприятие

Охват учащихся

1.

Концерты и выступления

  • Игра – викторина
  •  «Угадай мелодию» на тему «Песни Великой Победы»,
  • Концерт для ветеранов войны «Песни, опалённые войной»,
  • Квест «Георгиевская ленточка»,
  • Выступления на велопробеге
  • Выступление на мероприятие у «Стены Памяти»
  • Концерт «Память огненных лет мы в сердцах сохраним»

175

(1 -2 классы)

148 (5-7 классы)

57 (8 класс и воспитанники д/с «сказка»)

25

18

2.

Фестивали, праздники

  • Школьный фестиваль – караоке патриотической песни «Славим Россию!»,

  • Районный праздник патриотической песни «Этот День Победы»

  • Областной фестиваль «Звёздный хоровод»,

  • Всероссийский фестиваль творческих дарований «Большая перемена»

  • Выступление на районном празднике к 9 мая «Вахта Памяти»
  • Районный Фестиваль Дудинской песни «Песни моей малой Родины»

120

100

12

1

4

25

3.

Конкурсы

  • Межрегиональный Дудинский фестиваль «Сей, зерно!»  (с 2006-2017 г),
  • Региональный конкурс им. К.Д. Бальмонта  «Солнечный эльф» (2013,2014, 2015),
  • Региональный конкурс «Весны звенящая капель» ( 2013, 2014, 2015 г),
  • Районный конкурс патриотической песни «Славим Россию!»,
  • Районный конкурс «Родина у всех одна!»,
  • Дистанционный Всероссийский конкурс детского творчества «Звёзды нового века»,
  • Районный конкурс «Поёт мой край родной!»
  • Школьный конкурс чтецов стихотворений М.Дудина.
  • Районный конкурс стихов М. Дудина
  • Областной конкурс литературно- музыкальных композиций по творчеству М. Дудина (Институт развития образования)

Более 100 чел

  • межпредметная, которая включает совокупность воспитательных приемов и методов, объединенных общей ценностной патриотической направленностью 

Форма работы

Мероприятие

Охват учащихся

1.

Составление литературно – музыкальных композиций по творчеству поэта М. Дудина

Литературно-музыкальные композиции:

  • «Частица Родины моей»,
  • «Светишь мне, Россия, только ты»

3

3

2.

Конкурс детского рисунка по стихотворениям поэта

  • «Иллюстрируем М. Дудина»,
  • «Война глазами детей» с размещением их в школе и в местной детской соматической поликлинике

25

3.

Творческие встречи

  • «В гостях у композитора С. Иорданского»,
  •  «В гостях у композитора Е. Колотиловой»

17

4.

Воспитательные беседы

  • Классный час «Маленькие Герои Большой войны»

22

  • проектная, связанная с разработкой и реализацией различных проектов общественно-политической, патриотической направленности (проектная деятельность учащихся)

Форма работы

Мероприятие

Охват учащихся

1.

Реализация  социальных проектов Всероссийской акции

 «Я – гражданин России».

Проект «Минувших лет Живая Память»:

  • «Читаем стихи М. Дудина (создание аудиодиска с прочтением стихотворений поэта в исполнении учащихся школы)

Более

75 чел

2.

Проект учащихся День защиты проектов

Всероссийский конкурс «Мой город – лучший город земли»,

Проект «Как песня боролась за Победу»,

3

9

  • диссеминационная,представляющая собой внедрение сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы по формированию патриотической позиции учащихся

Форма работы

Мероприятие

Охват учащихся

1

Велоэкскурсия

«Памятные места М. Дудина»

11

2

Просмотр кинофильмов о биографии поэта

Просмотр фильма «Письма из провинции».

75

Данные модели патриотического воспитания позволяют:

  • мотивировать активную практическую разнонаправленную деятельность;
  • воспитывать гражданское и национальное самосознание школьников;
  • формировать патриотическую направленность;
  • способствовать активизации эмоциональных творческих проявлений детей.

   Для воспитания основ патриотизма у школьников я использую разнообразные формы и методы воспитания. Одной из наиболее значимой учебной формой является игра. В игре тренируются нормы поведения из взрослой жизни, вырабатываются ценности для себя. По словам Д.Б.Эльконина,в игре ребёнок переходит в развитый мир высших форм человеческой деятельности, правил человеческих взаимоотношений, и игра становится источником морали.

Музыкальные игры на уроках музыки и внеурочной деятельности

по творчеству М. Дудина

«Знатоки песен на стихи М.Дудина»

Ребята поют хорошо известную им песню «Солдаты в путь!» из к/ф «Максим Перепелица» музыка В. Соловьева – Седого слова М. Дудина. Когда песня закончится, учитель быстро подходит к одному из учащихся и говорит какое-либо слово или строку из песни. Тот, к кому учитель обращается, должен сейчас же сказать следующее слово или строку песни. Кто из ребят ошибается - встает. Победители те, кто остался после окончания игры сидеть на местах.

«Узнай песню на стихи М. Дудина»

Выбирают водящих (одного или нескольких), они уходят за дверь. Все оставшиеся участники делятся на 4 группы. Из выбранного куплета песни каждая группа получает по одной строчке. Когда водящие (или водящий) входят, все группы поют одновременно свои строчки. Задание узнать, какая песня исполняется

Игра – викторина  «Угадай мелодию»

на тему «Песни Великой Победы»

Учащиеся должны по первым нотам отгадать название военной песни, среди которых «Снегири», «Солдаты в путь!», «Нет безымянных солдат» на стихи поэта М. Дудина

    Игра развивает познавательную способность, наблюдательность, сообразительность, любознательность. Игра повышает работоспособность детей, активизирует, направляет их на работу и воспитывает.

  Среди индивидуальных форм патриотического воспитания ребенка выделяю самостоятельные домашние музыкальные задания.

«Мы - композиторы»

Сочинить музыку к понравившемуся стихотворению М. Дудина о подвиге, доблести, славе воинов в истории Отечества, о природе, о Родине  и т.д. Так, Шипелёва Алёна стала победителем в номинации «Конкурс композиторов» на фестивале «Сей зерно!», сочинив песню на стихи М. Дудина «Элегия».

«Написать отзыв, благодарственное письмо поэту»

  • Роль литературного наследия М.А. Дудина на патриотическое воспитание школьников на уроках музыки и хоровых занятиях.

Изучение музыки в школе направлено на воспитание музыкального вкуса, нравственных и эстетических чувств школьников: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание младших школьников. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность личности к любви – к матери, к Матери – Родине, к родному Отечеству, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.

   Патриотическое воспитание на уроках музыки в школе осуществляется через:

  • постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора и духовной музыки, произведений композиторов-классиков и композиторов родного края;
  • введение ребенка в мир музыки посредством интонаций, образов русской музыкальной культуры “от родного порога”;
  • знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;
  • знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
  • изучение основных жанров фольклорных сочинений;
  • знакомство с культурой города Фурманова, традициями, обычаями, музыкой.

Я убеждена, что обучение музыкальному искусству может стать условием и средством развития и воспитания патриотических чувств учащихся только в том случае, если эта деятельность осуществляется по четко выстроенной методике, содержит интересный и познавательный материал, включает различные формы и методы работы.

Свой урок музыки трактую как урок искусства, урок нравственности и духовности. В содержание уроков включаю «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, материнство, защита Отечества, что позволяет раскрыть наиболее значимые для формирования патриотических качеств ребёнка.

Приоритетным направлением содержания программы по музыке является тема патриотизма и любви к Родине, которая проходит во всех классах, и находит своё отражение на таких уроках, как «Россия - Родина моя», «Всю жизнь мою несу Родину в душе...», «О подвигах, о доблести, о славе…» и других. В такие уроки включаю поэзию М.А. Дудина, звучную и волевую по своему ритмико-интонационному строю, оптимистичную и эмоциональную. Для неё характерны простота и ясность поэтической речи, близкой к народной песенности.

Особое внимание уделяю урокам, на которых речь идёт о любви к родной земле, где ты родился и вырос, при этом актуально будет использовать краеведческий аспект.

Фрагмент урока музыки в 4 классе «Фурманов мой – город родной»

«Вот там, на этой земле, и есть точка отсчёта времени, начало связи с малой Россией, с её историей и песней»,- писал поэт М. Дудин. Поэт считал, что у каждого человека должно быть своё «Лукоморье. Самым дорогим были для него те места, где стоял отчий лом, где похоронена мать, тот край, звёзды над которым были самыми крупными и самыми светлыми для него. А может для каждого из нас? - спрашиваю я детей. И тут же звучит песня Фурмановского композитора Е. Колотиловой «Родина! Милая, милая Родина!» на стихи М. Дудина. Перед учениками раскрывается богатство и красота родной природы. Бережное отношение к земле родной продолжают строки поэта:

Берегите Землю! Берегите! 
Жаворонка в голубом зените, 
Бабочку на стебле повилики, 
На тропинке солнечные блики, 
На камнях играющего краба, 
Над пустыней тень от баобаба, 
Ястреба, парящего над полем, 
Ясный месяц над речным покоем, 
Ласточку, мелькающую в жите 
Берегите Землю, берегите!

Именно с таких уроков начинается тема патриотизма и любви к Родине, которая проходит во всех классах. Самым важным показателем, несомненно, является потребность самого ребенка активно участвовать во всех делах на благо окружающих людей, на благо родной природы, наличие у него гордости за свой народ и свою Родину, осознание себя частью своего народа.Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.

Встречи и общение с поэтами и композиторами для Центра музыкальной культуры «Семь нот» необходимое и неотъемлемое условие «музыкального бытия» коллектива. Многие стихи земляка легли в основу песен Фурмановских композиторов С.А. Иорданского, Е.Ю. Колотиловой, А. Сизякова, Ю. Пашина и других.Дети внимательно слушают истории создания песен на стихи М.Дудина, участвуют в соавторстве, в исполнении.  Незабываемыми остались встречи «В мастерского композитора» С.А. Иорданского, Е. Ю. Колотиловой, А. Сизякова.

Надо объяснить школьникам, что, когда звучат песни на стихи М. Дудина, они рассказывают о нашей малой Родине, воспитывают любовь к Отечеству.По своей тональности они мужественны, энергичны. В них создан лирико-романтический образ русского солдата, которым возможно и был сам поэт.

Одним из важных средств формирования чувства патриотизма школьников является включение в его содержание музыки, в частности, военной и героической тематики. Война надолго «вошла в глаза» поэта М. Дудина, отозвалась в стихах и публицистике строгой, бессрочной Памятью. Для военной лирики Дудина, которая сделала его популярным, характерно сочетание мужества, трезвого взгляда на страдания и трепетного переживания красоты природы. 

Фрагмент урока музыки в 6 классе «О подвигах, о доблести, о славе…»

Много произведений в музыке, в  живописи, в  литературе появляется и в наше время о событиях минувших грозных времён.

Проблемный вопрос:

Что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого? (напоминание и призыв также самоотверженно защищать свою Родину)

Воспевая русскую, богатырскую мощь, великие мастера изображали не только славное прошлое нашего народа, но и славное будущее. Эти сюжеты будят в нашем воображении события 20 века. 

Песня «Вставайте люди русские» постоянно звучала в годы Великой Отечественной войны. А под звуки хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» на параде Победы 24 июня 1945 г. из стен ворот Кремля выехал на белом коне маршал Г.Жуков. В годы войны на защиту Родины встал весь народ. В том числе и наш земляк, поэт М.А. Дудин. За плечами поэта две войны: финская и Великая Отечественная. Во время войны он был разведчиком полковой батареи, журналистом. Стихи Михаила Александровича о войне привлекают искренностью, правдой и остаются в истории нашего народа доказательством несгибаемого мужества и оптимизма.

(дети читают стихи М. Дудина «Да, я солдат», «Жаворонок»,  «Героям», «Соловьи» и другие).

А что такое память?

Можно ли сказать, что песни о героях тоже являются своеобразными памятниками защитникам нашей Родины?

(звучит песня «Снегири» сл. М. Дудина муз Ю. Антонова, дети участвуют в исполнении)

«СНЕГИРИ»
Эта память опять от зари до зари
Беспокойно листает страницы,
И мне снятся всю ночь на снегу снегири
В белом инее красные птицы.
Белый полдень стоит над Вороньей горой,
Где оглохла зима от обстрела,
Где на рваную землю на снег голубой
Снегириная стая слетела.
От переднего края раскаты гремят,
Похоронки доходят до тыла,
Под Вороньей горою погибших солдат
Снегириная стая накрыла. 
Мне все снятся военной поры пустыри,
Где судьба нашей юности спета
И летят снегири, и летят снегири
Через память мою до рассвета.

Очень важно так спланировать урок, чтобы он являл собою некую художественную целостность, нравственное убеждение и патриотическую направленность. Мой опыт показывает, что работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках музыки дает хорошие результаты: она способствует обогащению эмоционального и духовного потенциала личности каждого ребенка, раскрытию творческих способностей и потребностей, формированию эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. Работа в этом направлении ориентирует учащихся на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре своего народа, стимулирует к исследовательской деятельности в области музыкального искусства.

   Проекты учащихся «Как песня боролась за победу», «Мой город – лучший город земли» участвовали во Всероссийских конкурсах и стали победителями.

     Патриотическое воспитание учащихся  продолжается и в ходе внеурочной работы. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Многие задачи, связанные с воспитанием дружелюбия, ответственности, патриотизма, - тех качеств, которые необходимы современному человеку, позволяет решить обучение хоровому пению. Хоровое пение в школе имеет очень большее значение для становления нравственной личности школьника.

«Воспитывая хориста, мы, прежде всего, воспитываем человека, высоких моральных достоинств, знающего цену дружбе и товариществу, честного в своих мыслях и поступках» писал Г. Струве, советский дирижер, композитор, руководитель детской хоровой студии «Пионерия».

Актуальной задачей системы российского образования становится возрождение национальных традиций хорового искусства, которое не только способно выполнить свою эстетическую, познавательную роль, но и является и воспитательным залогом развития личности ребёнка.

   Хор учащихся МОУ СШ №10 города Фурманова существует на протяжении 15 лет. В последние годы заметна тенденция к увеличению числа участников хора.

Хоровое объединение

2014 –2015

2015– 2016

2016-2017

1.

Количество детей, занимающихся в хоре МОУ СОШ №10

39

45

47

2.

Количество детей, посещающих хор начального звена «Гармония»

20

22

27

3.

Количество детей, посещающих хор среднего звена «Вдохновение»

15

17

22

4.

Количество детей, посещающих вокальную студию старшего звена

4

6

6

В концепции музыкального воспитания хоровое пение рассматривается как самый доступный и активный вид творческой деятельности в школе, в процессе которого освещаются вопросы истории и теории музыки, эстетики и культуры, патриотизма и нравственности.

Хоровое пение развивает волю, стремление к достижению цели, дисциплинирует, обогащает музыкальный опыт детей, прививая им знания, что в целом является важной предпосылкой воспитания музыкальной культуры детей. В процессе разучивания песни дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты. Всё это расширяет кругозор детей, даёт возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности. Ведь пение - яркая образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песен вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная информация другим путем.

    Хоровое пение яркий тому пример. Когда дети поют, поют вместе - в коллективе зарождается любовь, любовь к искусству, к Родине, к ближнему. Хор – могучее орудие музыкального, нравственного и патриотического воспитания!

    Очень важно правильно выбрать репертуар, который бы воспитывал интерес к музыке, который так важен при формировании мировоззрения российского гражданина.

    Важнейший участок моей работы – это воспитание чувства патриотизма, гражданственности, интернационализма и других самых лучших черт настоящего человека. В репертуаре школьного хора должны быть песни о Родине, о семье, песни, воспевающие родную природу, песни о школе, о дружбе, трудовые будни рабочего человека.

    Репертуар включает не только песни военных лет, но и патриотические песни современных композиторов. В репертуаре школьного хора есть песни Фурмановских композиторов на стихи М. Дудина: «Снегири» муз Ю. Антонова, «Нет безымянных солдат» муз. Е. Колотиловой, «Верь», «Памяти друга» муз. С.А. Иорданского, «Вдова», «Аистов придумает поэт» муз. А. Сизякова. При разучивании патриотических песен большое значение имеет обращение к историческим и биографическим фактам жизни поэта, просмотру кинофильмов о его судьбе и воспоминаниях о Родине, посещения памятных мест (велопробег).

Хоровой коллектив должен жить достаточно разнообразной жизнью, включающей виды деятельности, способствующие развитию личности. Например, кроме хоровых репетиций в классе, проводить творческие встречи с интересными людьми, устраивать совместные праздники с чаепитием, участвовать в районных и городских школьных конкурсах, и концертах, выезжать на гастроли.

С 2006 года традиционным стало участие в Межрегиональном песенно – поэтическом фестивале «Сей зерно!» имени М.А. Дудина, а также участие в других конкурсах патриотической направленности.

Результативность музыкальных конкурсов

патриотической направленности

год

Мероприятие

Результат

Охват учащихся

2006

Фестиваль – конкурс, посвящённый

90 – летию со дня рождения М.А. Дудина

участие

15

2008

Конкурс патриотической песни

 «Нам дороги эти позабыть нельзя»

Диплом I степени

11

2008

Конкурс песенных ансамблей

 «Родина у всех одна»

Диплом за высокое мастерство

15

2008

Конкурс песенных ансамблей «Родина у всех одна»

Диплом за высокое мастерство

1

2008

Конкурс патриотической песни «Нам дороги эти позабыть нельзя»

Победитель

1

2009

Межрегиональный Дудинский фестиваль «Сей зерно!»

Диплом II степени

7

2009

Межрегиональный Дудинский фестиваль «Сей зерно!»

Лауреат III степени

1

2009

Межрегиональный Дудинский фестиваль «Сей зерно!»

Диплом III степени

3

2009

Конкурс патриотической песни

«Я люблю тебя,  Россия!»

участник

1

2009

Конкурс патриотической песни

«Я люблю тебя,  Россия!»

Лауреат

1

2010

Фестиваль детского творчества «Надежда»

Победитель

1

2011

Областной открытый песенно – поэтический фестиваль «Сей зерно!»

Диплом III степени

2

2012

Областной открытый песенно – поэтический фестиваль «Сей зерно!»

Диплом II степени

13

2014

Областной открытый песенно – поэтический фестиваль «Сей зерно!»

участник

2

2015

Областной открытый песенно – поэтический фестиваль «Сей зерно!»

Диплом I степени

6

2014

Областной конкурс им.К.Д. Бальмонта «Солнечный эльф» (литературно-музыкальная композиция по творчеству М.Дудина)

Лауреаты

4

2015

Конкурс патриотической песни

 «Славим Россию!»

Лауреат III степени

4

2015

Конкурс «Поёт мой край родной»

Победитель

25

2015

Областной конкурс им.К.Д. Бальмонта «Солнечный эльф» (литературно-музыкальная композиция по творчеству М.Дудина)

Лауреаты

2

2016

Областной открытый песенно – поэтический фестиваль «Сей зерно!»

Участники

25

2016

Областной конкурс Литературно- музыкальных композиций по творчеству М. Дудина «За мной стоит одна земля»

Участники

5

2016

Районный конкурс чтецов М.Дудина

Призер

4

2017

Областной конкурс им.К.Д. Бальмонта «Солнечный эльф» (литературно-музыкальная композиция по творчеству М.Дудина)

Лауреаты

4

2017

   Работа с хором ведется на дополнительных занятиях по  программам «Петь в хоре может каждый», «Уроки вокального мастерства».

Хоровая  форма творчества выступает важной стороной  в духовно - нравственном и патриотическом воспитании школьников.

   Чувство патриотизма воспитывается и на  концертах. Несмотря на широкую известность концерта как формы воспитательной работы,  сложность его как раз и состоит в том, чтобы разные номера выстроить в последовательные части: завязка, развитие, кульминация, развязка и финал, где использую в качестве финала сейшен — финальную песню, которую поют все участники по строчке или куплету.

    За 2015-2016 год участники Центра музыкальной культуры «Семь нот» участвовали в концертах, где звучали песни на стихи М. А. Дудина:

  • «Память огненных лет мы в сердцах сохраним», песня «Нет безымянных солдат»,
  •  «С любовью к Вам», песня «Упала яблоня в отавы»,
  • Гала – концерт фестиваля «Сей зерно», песня «Зелёный светофор»,
  •  «Песни, опалённые войной» для ветеранов войны, песня «Снегири»,
  • «Юные Фурмановцы родному городу», песня «Памяти друга»,
  • Дню учителя, Дню защиты детей, Дню Фурмановского муниципального района и другие.

Заключение.

Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее – в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

Михаил Александрович Дудин - гордость отечественной культуры и литературного наследия нашей Родины и Ивановского края. Жизнь Поэта является примером для сегодняшних детей.  В его поступках и в деятельности проявляется человек - патриот. В его творчестве зарождаются любовь к своей малой Родине, поднимаются общегосударственные и личные вопросы патриотического самосознания и воспитания.

   Стихи Михаила Дудина звучат песни в кинофильмах «Укротительница тигров» и «Максим Перепелица», была написана кантата Юрия Левитина «Вечерние песни», цикл песен Златы Раздолиной) и песни других композиторов (в том числе Давида Тухманова, Андрея Петрова и Юрия Антонова). На стихотворение «Снегири» написал свою, ставшую шлягером, песню не только Юрий Антонов, но ранее и Евгений Жарковский.

   Мир поэзии М.А.Дудина создан любовью и добром. Он насторожен, этот мир, и прекрасен, как само наше время, ошеломляющее нас и поднимающее нас к действию. Вообще по натуре он был заступник. В своих делах, идеях, с которыми выступал, руководствовался истиной, что «без прошлого нет будущего», что подвиг соотечественников должен быть достойно увековечен и ни одно имя при этом не забыто. По инициативе Дудина вокруг Ленинграда был создан Зеленый пояс славы, в самом городе основан музей защитников Ханко. На гранитных и мраморных плитах города сохраняются его слова — стихотворные надписи по обеим сторонам входа на Пискаревское кладбище, эпитафии на братской могиле Серафимовского кладбища, на памятниках защитникам Ленинграда.

Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.

    О стихах Михаила Дудина можно говорить часами, но все равно что-нибудь да упустишь. Вся поэзия Михаила Дудина, вся его жизнь подчинена созидательной деятельности во имя мира. Об этом говорит и его активная общественная позиция, и каждая строка его стихов.К сожалению, Дудина мало кто знает, в школе его произведения не изучают, а очень жаль. Поэтому, уроки музыки и другие различные формы патриотического воспитания в школе открывают школьникам величайшего человека, прекрасного поэта.

   Уроки эстетического цикла, и музыка в частности, имеют большое воздействие на подсознание (на эмоциональном уровне). Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят: и на уровне сознания (понимания), и на уровне эмоций и чувств. Подбор соответствующего репертуара на стихи М.А. Дудина, воспитывающего в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа.

  Таким образом, успех патриотической работы зависит от применения разных форм и методов патриотического воспитания, нравственно – психологического облика педагога, отношения к своим обязанностям, а также от умения плодотворно сотрудничать с родителями учащихся и социумом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское и патриотическое воспитание школьников во внеурочное время.

В государственной молодежной политики важное место занимает воспитание у школьников формирование твердой гражданской позиции и чувство истинного патриотизма.  Ни одна школа не может считаться сов...

Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...

Патриотическое воспитание школьников на занятиях внеурочной деятельности через музыку и художественное слово

Значительное число обучающихся (35%) не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к отечеству, к своей Малой Родине. Они не испытывают чувства гордости за свою школу, край, земляков....

Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки.

Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки»     Коробко Л.Г. учитель музыки первой категории.  Современное российское общество требует ориентации системы образовани...

Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки.

Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки»     Коробко Л.Г. учитель музыки первой категории.  Современное российское общество требует ориентации системы образовани...

«Патриотическое воспитание школьников на уроках и во внеурочной деятельности по предмету «Музыка» в контексте творчества поэта М.А. Дудина»

Методическая разработка включает в себя музыкальные игры на уроках музыки и внеурочной деятельности, модели патриотического воспитания в контексте популиризации творчества поэта земляка М.А. Дуди...

Нравственное и патриотическое воспитание школьников на уроках музыки.

Патриотизм – одно из важнейших нравственных качеств взрослого человека, которое выражается  в осознанной любви к родному краю. Зарождаясь еще в раннем детстве, патриотические чувства важны ...