Статья «Применение технологии системно-деятельностного подхода в обучении»
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Станева Ирина Борисовна

Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, что ученики будут помнить. Поэтому учителю очень важно найти особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять их учиться, а мотивировать  к учебе, не просто вооружить фиксированным набором знаний, а сформировать у них умение и желание учиться всю жизнь. Учитель, создавая условия, в которых ребенок почувствует себя полноценным участником образовательного процесса, является только организатором учебной деятельности. Применение на уроках технологии системно-деятельностного подхода как раз и предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность для добывания новых знаний, необходимых для будущей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Применение технологии системно-деятельностного подхода в обучении»

       Станева Ирина Борисовна,

Staneva Irina Borisovna

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 271 Красносельского района Санкт-Петербурга

имени П.И. Федулова

       

             Сегодня применение технологии системно-деятельностного подхода в обучении напрямую отвечает требованиям модернизации образования в условиях реализации задач федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС ООО). Применение данной технологии на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить ребятам самостоятельно открывать для себя новые знания и присваивать их. Именно ученики должны стать главными «действующими лицами» на уроке. И, безусловно, их деятельность должна быть осмыслена: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю.

               Реализация технологии системно-деятельностного подхода в обучении обеспечивается следующими принципами:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения.

               Здесь мне хочется остановиться. Учитель-предметник, зная, что 1 сентября он возьмет 5 класс, обязательно должен посещать уроки в начальной школе, чтобы посмотреть, как работает учитель, какие методы, приемы, требования он использует в работе и в среднем звене продолжать начатое в начальных классах.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе).

4) Принцип психологической комфортности – предполагает создание на уроках доброжелательной атмосферы.

5) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и правильному принятию решений в ситуации выбора.

6) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе.

             «Формирование любых личностных новообразований – умений, способностей, личностных качеств – возможно лишь в деятельности», - сказал когда-то советский психолог Л.С. Выготский. Так в технологии системно-деятельностного подхода в обучении можно выделить несколько характеристик деятельностной позиции ученика в познавательном процессе:
- устойчивая учебная мотивация (достижение, познание, общение в форме сотрудничества): «Мне это надо»; 
- способность ставить цель и определять условия ее достижения: «Я понимаю, что и зачем делаю»;
- владение действиями, позволяющими решать учебную задачу: «Я знаю, как добиться результата»;
- способность к самоконтролю и самооценке результатов учебной деятельности: «Я могу оценить полученный результат; я вижу, что нужно еще сделать, чтобы его улучшить».
Хочу остановиться на последней характеристике позиции ученика. В связи с введением системно – деятельностного подхода в образовательный процесс,  формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится его необходимой частью. Потребность в
самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Поэтому все усилия, должны быть направлены на организацию контрольно-оценочных действий учащихся.

                 В технологии системно-деятельностного подхода в обучении выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап: Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого учитель должен:

ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев;

2-й этап: Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

         Работа в парах и взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (т.е. происходит самоконтроль). (об этом этапе формирования самоконтроля у ученика я скажу позже)

3-й этап: Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

Так в технологии системно-деятельностного подхода в обучении выделяют 3 вида самооценки:

Прогностическая оценка (ставится до выполнения работы).

Например: ученик, прочитав задание, в тетради  чертит 3 шкалы, обозначенные буквами Л (легко), Т (трудно), С (сомневаюсь) и ставит крестик на той шкале, к которой он относит это задание. Например, ученики 8 класса, после изучения темы «Синтаксический разбор простого предложения», получают задание: выполнить синтаксический разбор предложения. Не видя предложения, ученики должны поставить себе прогностическую оценку.

                Пошаговая оценка (ставится по ходу выполнения действий). Оценивается каждый шаг, каждое действие, т.е. нужно начертить столько шкал, сколько операций (т.е. способов действия) нужно выполнить для полного синтаксического разбора предложения и сразу ученик крестиком указывает, как он предположительно выполнит это задание. После выполнения разбора и его проверки, ученик другим значком оценивает себя. На такой схеме сразу видно, где у ученика пробелы.

Ретроспективная оценка (ставится после выполнения действия).

            Например: на той же шкале (ЛТС) ребенок ставит еще один крестик, но уже другим цветом.

          От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

           Эффективным средством в технологии системно-деятельностного подхода в обучении является создание проблемной ситуации на уроке. Здесь уместен прием «Дразнящий собеседник». Им является учитель. Если ученик сделал ошибку в ходе выполнения задания, то учитель «должен согласиться» с ошибкой, чтобы дать возможность ребятам самим прийти к правильному ответу. Например, ученик, записывая на доске предложение Человек шел по улице, спотыкаясь на каждом шагу и наталкиваясь на прохожих, поставил запятые перед союзом и и после него. Учитель соглашается с такой постановкой знаков препинания, тем самым создает проблемную ситуацию. «Сильные» дети сразу обнаружат ошибки и объяснят правильную постановку знаков препинания.

            И, наконец, мне очень интересной показалась технология работы в парах. Эту работу хорошо проводить для усвоения темы. Перед тем как ребята начнут работу в парах, необходимо разобрать алгоритм, по которому они будут выполнять задание. Даже можно записать его на доске. Этот алгоритм будет являться способом их действий. Один ученик, который первым начнет выполнять задание, будет являться исполнителем, а второй в это время контролирует, то есть слушает, осмысливает, задаёт вопросы – он контролер. Выполняя второй шаг задания, исполнитель становится контролером, контролер – исполнителем. Например, изучая тему «Разбор слова по составу», составляется алгоритм разбора. Затем дается слово для морфемного разбора. Учитель называет слово: накормили.

Маша

- Что будешь делать?

Миша

- Напишу слово (пишет)

- Проверяю (правильно/неправильно)

- Что ты будешь делать дальше?

- Выделять окончание.

- Как ты будешь это делать?

- Изменю слово. (изменяет вслух)

- Проверяю (прав./неправ.)

- Что ты будешь делать теперь?

- Выделю основу слова?

- Что такое основа слова?

- (отвечает, выделяет основу)

- (соглашается или нет)

- Что ты будешь делать дальше?

- Выделю корень.

- Как ты это будешь делать?

- Подберу однокоренные слова

             И так до конца выполнения разбора слова. Таким образом, каждый работает в двух позициях (исполнителя и контролёра) по очереди. Выполнив работу, каждый оценивает себя (свою работу), затем его оценивает напарник.

             Также можно оценить себя перед началом выполнения работы (т.е. поставить себе прогностическую оценку, а затем ретроспективную) или озвучить, легко или трудно ему будет выполнить это задание.

             В процессе такой систематической работы на уроке у ребят формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. А это очень важно для ученика на любой ступени образования, а тем более старшеклассникам, которым предстоит сдача единого государственного экзамена. Выпускники должны уметь правильно говорить, писать, аргументировано доказывать свою точку зрения, правильно себя оценивать. И в этом им как раз может помочь использование учителем-словесником на уроке технологии системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Системно-деятельностный подход"

Статья на тему "Системно-деятельностный подход". Размышление на данную тему и описание опыта работы....

ПРЕДМЕТ: ТЕХНОЛОГИЯ Системно-деятельностный подход на уроках технологии.

Системно-деятельностныйподход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятел...

Cтатья "Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников".

В данной статье вашему вниманию представлена примерная организация системно-деятельностного подхода на определённых этапах урока в условиях внедрения ФГОС ОО....

Статья на тему:"Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования"

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

Применение элементов системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности с целью формирования практической значимости изучения русского и английского языков в в современном мире

Задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться.Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в конте...

Применение технологии системно-деятельностного подхода в ходе внеурочной деятельности по предмету музыка в санаторной школе-интернат.

Сущность технологии системно-деятельностного подхода заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в гот...

Программа работы мастер-класса по теме: «Применение элементов технологии системно – деятельностного подхода на уроках математики»

Тема: Применение элементов технологии системно – деятельностного подхода на уроках математики Цель:  Повысить мотивацию коллег к овладению методами и формами системно-деятельностного п...