Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности по предмету «Музыка»
статья по музыке
Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности по предмету «Музыка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_soprovozhdenie.docx | 24.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности по предмету «Музыка»
Современная школа готовит школьников к жизни в мире, будущее которого является крайне неопределенным. Мы с большим трудом можем предугадать, какой будет глобальная обстановка даже через десять лет, какие технологии будут открыты, как изменятся рынок труда и экономика.
Поэтому важно развивать у школьников компетенции, позволяющие успешно адаптироваться к быстро изменяющемуся миру и достигать в этих непростых условиях свои личные цели.
Умению ставить цель, самостоятельно решать поставленные задачи и нести личную ответственность за результат школьники учатся в рамках проектно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская технология обучения знакома многим педагогам. Использование ее в своей работе - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.
Мы живём в «смешанном» мире, где значительная часть нашей деятельности проходит в виртуальной среде. Современный ученик – это ребенок поколения Z, а значит, он родился с «кнопкой на пальце». Это - цифровое поколение, дети высоких технологий, живущие в виртуальном пространстве, как рыба в воде. Поэтому педагогу важно уметь обучать как в offline так и в onlain режимах для достижения наиболее высокого результата.
Смешанное обучение - это один из трендов современного образования. Русскоязычный термин «смешанное обучение» представляет собой дословный перевод английских слов blended learning. Впервые основные принципы смешанного обучения применялись ещё в шестидесятых годах XX века в корпоративном и высшем образовании. Но сам термин был впервые использован в 1999 г., когда американский Интерактивный Учебный Центр начал выпуск программного обеспечения, предназначенного для преподавания через Интернет.
В отличие от многих других педагогических технологий, смешанное обучение не имеет конкретного авторства и складывалось во многом спонтанно. Смешанное обучение – это образовательная технология, в которой сочетаются и взаимопроникают очное и электронное обучение с возможностью самостоятельного выбора учеником времени, места, темпа и траектории обучения.
Смешанное обучение, как и любая другая технология, безусловно требует времени и дополнительных усилий со стороны учителя. Внедрение смешанного обучения в образовательный процесс приводит к ряду изменений в самоопределении и способах деятельности ученика и учителя. Ученик обретает пространство свободы и ответственности, в котором он учится делать осознанный выбор и отвечать за его последствия. Учитель начинает функционировать в новых для себя ролях, в частности, уходит от роли транслятора к роли тьютора, и ключевым инструментом педагога становится учебная среда, в которой стираются границы между средой классной комнаты и онлайн-средой.
Проектно-исследовательской деятельностью учитель начинает заниматься еще в начальной школе, но более серьезно этому уделяется внимание в среднем звене. И здесь можно говорить об опыте как групповых, так и об опыте индивидуальных проектов.
Представляя свой опыт работы по предмету «Музыка» в 5-7 классах, хотелось бы отметить, что в связи с очень большим количеством учеников, часть работы я перевела в онлайн среду. Именно в виртуальной среде мы с учениками обсуждаем темы для проектов, готовимся к исследованиям, обсуждаем результаты работы, пишем текстовую часть и многое другое. Большинство из обучающихся 5-7 классов зарегистрированы в социальной сети ВК. На этой платформе можно организовать всю работу с учениками. Она выстраивается в несколько этапов.
I этап (подготовительный)
Шаг 1 - организация виртуального обучающего пространства. Это может быть «Группа» в Контакте, в которой будут выкладываться материалы, вестись текущая работа, обсуждаться ее результаты. А может быть «Беседа», в которую будут приглашены только 2-3 ученика. И таких бесед может быть много.
Шаг 2 – подготовка методических материалов. Нужно организовать работу так, чтобы было удобно и учителю, и обучающимся. Необходимо создать качественную навигацию при помощи «меню». Разместить там различные документы. Например, рекомендации ученикам: «Как успешно выполнить проект», «Требования к оформлению работы, презентации», «Критерии оценивания исследовательской или проектной работы». Для того, чтобы не приходилось объяснять многократно один и тот же материал разным ученикам, можно записать «play-лист» и разместить там различные обучалки. И, конечно же, ссылки на конкурсы и конференции, в которых ученики смогли бы принять участие в будущем.
II этап (основной)
ШАГ 3 - постановка цели, гипотезы, планирование работы в различных виртуальных ресурсах. Если работа ведется в группе, то удобнее всего работать над целью и задачами в google-документах. Совместная работа позволит учителю вместе с учениками спланировать задачи, выяснить, какая часть работы уже сделана, а так же увидеть какие вопросы возникли.
ШАГ 4 - это сопровождение исследования в процессе реализации. На этом этапе большая часть работы может проводиться в рамках школы и учебного кабинета. Предмет «Музыка» – один из самых творческих в школе. Вся практическая работа, продукт проектно-исследовательской деятельности (инсценировка, игра на одном или нескольких инструментах, исполнение песен, игра в детском оркестре, постановка сцен из опер или мюзиклов, изготовление каких-то элементов костюмов, музыкальных инструментов, составление презентации, видеофильма, газеты, рекламного буклета и т. д.) будет проводиться учителем и учениками в очном формате.
ШАГ 5 - оформление результатов в общем документе. Этот шаг очень ответственный. Работа в google-документе позволяет выйти в интернет вдвоем или втроем, в зависимости от количества учеников в группе, и одновременно править документ. Параллельно общаться в группе или в беседе. Работа возможна в синхронном или асинхронном режиме. Вся история правок в документе сохраняется. Есть возможность вернуться к любой из предыдущих версий.
III этап (заключительный)
Шаг 6 – рефлексия образовательных результатов. На этом этапе идет обсуждение с учениками в группе: что удалось сделать, чего удалось добиться, куда двигаться дальше. Для того чтобы понять что получилось и что не получилось, рекомендуется провести опрос или создать анкету. Это можно сделать в google-форме, в социальной сети ВКонтакте, либо в любом другом удобном для учителя и учеников формате. Индивидуальная анкета поможет больше узнать о коммуникативных способностях учеников. Можно задавать вопросы о комфортности работы в группе, об объеме выполненных работ каждым учеником. Это позволит подбирать группы для исследований в будущих проектах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе
Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности школьников позволяет им активно использовать открытое образовательное пространство и обеспечивает успешность их работы. В материале ...
Педагогический проект «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся»
В настоящее время проектно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулиро...
Проект "Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе"
Проект прошёл успешную апробацию в течение нескольких лет. Мониторинг результативности положителен. Материалы проекта могут быть использованы учителями в рамках осуществления дополнительного ест...
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время.
Разработка занятий кружка по изобразительному искусству в 5-6-х классах по теме "Открытка своими руками" как проектно-исследовательская деятельность. В процессе работы над проекто...
Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся по физике (внеурочная деятельность)
Тьюторское сопровождение проектно-исследовательскойдеятельности учащихся по физике (внеурочная деятельность)...
Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде с применением технологии творческих мастерских (на примере создания онлайн-комикса)
Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде с применением технологии творческих мастерских (на примере создания онлайн-комикса в рамках учебного ...
Организация проектной, исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время
Организация проектной, исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время...