информационно-коммуникационные технологии
методическая разработка
статья " новые технологии в обучение физике"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionno.docx | 31.62 КБ |
kom._osnovy_elektrotehniki._master_obshchestroitelnyh_rabot_-_kopiya.doc | 417.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение информационно-коммуникационных технологий применения средств ИКТ
в обучении физике.
Ремизова Ольга Игорьевна
ГБПОУ ВО «ЛАТТ», г. Лиски.
"Технические достижения не стоят ровным счетом ничего,
если педагоги не в состоянии их использовать.
Чудеса творят не компьютеры, а учителя!"
Крейг Барретт
Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в системе образования XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и студента, и преподавателя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования. Применение новых информационных технологий в образовании является неотъемлемой частью современной методики обучения, переход к которой предполагает воспитание такого человека и гражданина, который будет приспособлен к постоянно меняющимся условиям жизни. Выпускнику техникума необходимо интегрироваться в социальную среду. Формирование компетентностей, происходящее в процессе обучения, включает новые требования в условиях информационного общества, а именно развитие информационно-коммуникационных умений и навыков.
Прежде чем говорить об особенностях информатизации современного общества и сферы профессионального образования необходимо выявить исторические предпосылки процесса. Следует отметить, что процесс информатизации общества довольно точно описывается с помощью последовательности информационных революций. Согласно исследований К.К. Колина можно с уверенностью выделять шесть основных информационных революций за всю историю развития человеческого общества. Первая информационная революция заключается в появлении языка и членораздельной человеческой речи. Вторую информационную революцию большинство исследователей связывают с изобретением письменности. Третья информационная революция связана с изобретением книгопечатания, которое следует признать одной из первых информационных технологий. Четвертая информационная революция началась в ХIХ веке, когда были изобретены и стали быстро распространяться такие средства информационной коммуникации как радио, телефон и телевидение. Пятая информационная революция началась в 50-е годы XX века с того момента, как в социальной практике стали использоваться средства вычислительной техники. Самое важное, что принесла пятая информационная революция, заключается в том, что впервые за всю историю развития цивилизации человек получил высокоэффективное средство для усиления своей интеллектуальной деятельности.
Информатизация оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Именно поэтому «... разворачивающийся в настоящее время социальный процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете информационного общества»
Каждому преподавателю физики, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютера в процессе обучения. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования.
Применение видео фрагментов опытов позволяет сконцентрировать внимание студентов, провести практические работы в интересной и увлекательной форме. В данный момент очень актуален вопрос отсутствия пригодного лабораторного оборудования, в связи с постоянно и неуклонно развивающимся техническим прогрессом, также существуют важные недостатки финансового обеспечения. Эксплуатация морально устаревших и отсутствие современных учебных лабораторных комплексов не позволяет в полном объеме получить практические навыки для закрепления изученного теоретического материала, что негативно сказывается на качестве образовательного процесса в целом. Использование видео в учебном процессе позволяет предоставить возможность обучающимся провести эксперименты с оборудованием и материалом, которыми он не имеет возможности воспользоваться, из-за отсутствия реальной лаборатории. Получить практические навыки проведения экспериментов, ознакомиться детально с компьютерной моделью и процессом работы уникальной аппаратуры, исследовать опасные в реальной ситуации процессы и явления, не опасаясь за
возможные последствия.
Визуализация — один из наиболее эффективных приемов обучения, которые помогают проще и глубже разобраться в сущности различных явлений. Особенно полезны визуализация и моделирование при изучении динамичных, изменяющихся объектов и явлений, которые сложно понять, имея только статичную картину. Практические работы и учебные эксперименты не только полезны, но и весьма интересны — при соответствующей организации. Но далеко не все учебные эксперименты является возможным или необходимым реализовывать в «реальном» режиме, в таких ситуациях наиболее подходящими для визуализации и получения результатов являются видео фрагменты. Так же выгодно использовать видео в процессе организации целеполагания темы. Обучающийся видя фрагмент того или иного явления может поставить цель его изучения и необходимых для этого задач.
Огромные возможности компьютерной техники находятся в глубоком противоречии с существующей системой обучения, опирающейся на ограниченное стандартами содержание и традиционную классно-урочную технологию. Преодоление этого противоречия лежит в приспособление новых информационных возможностей к рамкам традиционного урока.
В практике моей работы, как преподавателя физики считаю целесообразным применять следующие варианты построения уроков с использованием ИКТ.
-Уроки с использованием компьютерной презентации - это и уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, и урок-лекция, и урок-обобщение, и урок-научная конференция, и урок-защита проектов, и интегрированный урок, и урок-презентация, и урок-дискуссия.
-Урок защиты проектных работ – уникальный способ реализации творческого потенциала студентов, способ творческого представления их знаний и умений на практике.
-Лекция с фрагментами видео. С появлением видео материалов по физике открылась возможность включения в урок фрагментов видео лекций, фрагментов опытов, фрагментов организации практических работ.
-Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер).
Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке к уроку. Через поисковые системы Интернета находятся биографические материалы, фотодокументы, иллюстрации. Безусловно, многие работы требуют проверки, редакторской правки, но фрагменты статей могут пригодиться при разработке дидактических материалов к уроку, подсказать и форму урока. В результате преподаватель и студент не только овладевают информационными технологиями, но и учатся отбирать, енивать и применять наиболее ценные образовательные ресурсы, а также создавать собственные медиатексты.
На уроках я использую следующие On-line ресурсы:
- Виртуальный репетитор по физике. Виртуальный тренинг различного уровня сложности. /repetitor.asp?subj=94
- Федеральные тесты по механике. Тесты по кинематике, динамике и статике. Каждый тест состоит из 40 вопросов. Предусмотрены три режима работы с ними: ознакомление, самоконтроль и обучение.
/cgi-bin/topic.cgi?topic=Physics и многие другие.
Я периодически разрабатываю презентации по темам курса и считаю, что
электронные презентации - самый доступный вид электронных материалов, представляющий собой, по сути, демонстрацию слайдов, однако за счет специальных возможностей (гипертекст, анимация и др.) превращающий текст и графику в динамичный и эффектный образовательный ресурс. В качестве примера представлю элементы презентации по теме «Испарение и конденсация». (Приложение 1).
Сайты, которые я рекомендую своим студентам: «Занимательная физика», «Физика вокруг нас», /index.htm. На сайтах нет сложных формул и длинных расчетов с доказательствами. Зато много понятных и наглядных рисунков, а так же пояснений в простой незамысловатой форме. Студенты найдут здесь много интересного, и смогут легче разобраться в таких сложных темах курса, как «Электродинамика», «Основы специальной теории относительности», «Физика атомного ядра». Эти сайты посвящены физике, которая нас окружает. Здесь Вы узнаете, что физика – это не только научные книги и сложные приборы, не только огромные лаборатории. Физика – это еще и фокусы, показанные в кругу друзей, это смешные истории и забавные игрушки - самоделки.
Я отмечаю, что при использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках физики значительно повысилось внимание студентов к уроку, усилилась практическая значимость изучаемого материала. Современные электронные ресурсы стали играть роль каналов передачи обучаемым мыслей, чувств, эмоций их создателей, и одновременно они служат обучаемым каналами презентации собственных суждений, реализации продуктов своей созидательной деятельности.
Работая в дидактической медиа-среде, студент заинтересован не только в результатах деятельности, но и в самой деятельности. Интерес к существующим сегодня технологиям получения, преобразования, использования информации по предмету – это интерес к изучению физики. Этот специфический интерес требует не только специальных знаний, но и специфических качеств личности: развития алгоритмического и образного мышления, умения оперировать свернутыми структурами, умения анализировать информацию, проводить оценку ее качества. Высшей формой развития познавательного интереса при обучении с использованием электронных ресурсов я считаю интерес к продуктивной деятельности, к самостоятельному творчеству.
Плюсы применения средств ИКТ в обучении физики:
Преподаватель может оперативно модифицировать учебный материал, исключая или вставляя отдельные слайды.
Увеличивается информационная емкость подачи материала (рисунки, схемы)
Повышается производительность урока
Можно ввести послайдовый хронометраж урока
Установление межпредметных связей
Появляется возможность организации проектной деятельности обучающихся
Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
Изменяются к лучшему взаимоотношения со студентами далекими от физики, особенно с увлеченными ПК. Они начинают видеть в преподавателе «родственную душу».
Изменяется отношение к ПК, как к дорогой, увлекательной игрушке. Студенты начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
Наряду с плюсами имеются и минусы:
Перед учителем стоит вопрос подбора фото, рисунков, что вытекает в достаточно высокую трудоемкость для получения качественного продукта.
Соблюдение санитарных «норм»
Время непрерывной работы на компьютере в течение урока, согласно санитарным «нормам» старшей ступени 30 минут. Общее суммарное время работы в день составляет 200 минут.
Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд преподавателя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
В заключение хочу сказать что применение информационно-коммуникационных технологий помогает преподавателю формировать у студентов определенный набор знаний и умений, пробуждает их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики создает большие возможности активизации учебной деятельности, развитию познавательного интереса обучающихся, позволяет обеспечить для большинства студентов переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями.
Работа над темой «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики» будет мной продолжена, планирую создать видео сопровождение всех тем курса и структурировать имеющиеся материалы.
Используемая литература:
Построение системы повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий на основе принципа распределенности. Конференция ИТО/Л.М. Горбунова, А.М. Семибратов, 2004.
Методические рекомендации по применению компьютерного курса / А.Ф. Кавтрев «Открытая физика», 2007.
Опыт использования компьютерных моделей на уроках физики // А.Ф. Кавтрев. Интернет образование,№3.,2008год/vio/vio_03/resource/Print/art_5_5.htm
Колин К.К. Будущее информатики в 21 веке: российский ответ на американский вызов. // К.К. Колин. – Открытое образование, № 2 (55), 2006.
Павлюченко Л.В. Компьютер на уроках физики [Электронный ресурс] // Л.В. Павлюченко. – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005-2006 /index.php?numb_artic=311836
Ракитов А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов. – М.: Политиздат, 1991.—287 с.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский аграрно-технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УРиР _____________ И.М. Гайдай «____» _____________ 20__ г. |
Комплект контрольно-оценочных средств
по дисциплине
ОП.03 Основы электротехники
для профессии СПО
08.01.07. Мастер общестроительных работ
Разработал: Ремизова О. И.
Лиски 2018
Организация –разработчик: ГБПОУ ВО «ЛАТТ»
Разработчик: Ремизова Ольга Игорьевна - преподаватель физики
Рабочая программа рассмотрена на заседании ЦМК преподавателей профессионального цикла и мастеров п/о ППКРС
Протокол № ______ от «____» ___ августа ___ 2016___ г.
Председатель ЦМК ____________________/ Федорова В. Н.
Содержание
- Паспорт комплекта контрольно-оценочных материалов.
- Результаты освоения дисциплины.
- Оценка освоения дисциплины.
3.1. Формы контроля и оценивания элементов дисциплины.
3.2. Типовые задания для оценки освоения дисциплины.
3.2.1 Задания для текущего контроля
3.2.2 Задания для тематического контроля (практические работы).
3.2.3 Задания для промежуточной аттестации (ДФК, по текущим оценкам).
3.3. Критерии оценивания.
- Паспорт комплекта контрольно - оценочных материалов дисциплины ОП.03 Основы электротехники.
Контрольно-оценочные материалы предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины Основы электротехники.
Контрольно-оценочные материалы включают материалы для проведения текущего контроля.
Контрольно-оценочные материалы разработаны на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего (ФГОС СПО) для профессии СПО 08.01.07. Мастер общестроительных работ
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «__29__» ___01 2016г.__ № __50___
- программы дисциплины ОП. 03. «Основы электротехники».
2. Результаты освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины ОП. 03 «Основы электротехники» обучающийся должен
знать/понимать
- единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;
- методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;
- свойства постоянного и переменного электрического тока;
- принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;
- электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;
свойства магнитного поля;
- двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;
- правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;
- аппаратуру защиты электродвигателей;
- методы защиты от короткого замыкания;
- заземление, зануление.
уметь
- читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;
- рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;
- использовать в работе электроизмерительные приборы.
3.Оценка освоения дисциплины
3.1.Формы контроля и оценивания элементов дисциплины
для профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Элемент учебной дисциплины | Формы контроля и оценивания | ||
Текущий контроль | Тематический контроль | Промежуточная аттестация | |
Введение | |||
Тема 1.1. Электрическое поле | Устный опрос Фронтальный опрос Оценивание выполнения самостоятельной работы Оценивание выполнения домашней работы Оценивание выполнения индивидуальных заданий | ||
Тема 1.2 Электрические цепи постоянного тока | Устный опрос Фронтальный опрос Оценивание выполнения практической работы | № 1 Расчет электрических цепей постоянного тока по законам Ома. № 2 Расчет электрических цепей постоянного тока на тепловое действие тока. | |
Тема 1.3 Электромагнетизм. | Устный опрос Фронтальный опрос Оценивание выполнения самостоятельной работы Оценивание выполнения домашней работы | ||
Тема 1.4 Переменный ток. | Устный опрос Фронтальный опрос Оценивание выполнения самостоятельной работы Оценивание выполнения домашней работы | ||
Тема 1.5 Трехфазный ток. | Устный опрос Фронтальный опрос Оценивание выполнения самостоятельной работы Оценивание выполнения домашней работы Оценивание выполнения индивидуальных заданий | ||
Тема 1.6 Электрические измерения. | Устный опрос Фронтальный опрос Оценивание выполнения самостоятельной работы Оценивание выполнения практической работы | № 3 Измерение мощности в цепях постоянного и переменного токов. | |
Тема 1.7 Трансформаторы. | Устный опрос Фронтальный опрос Оценивание выполнения самостоятельной работы Оценивание выполнения домашней работы Оценивание выполнения практической работы | № 4 Изучение конструкции и принципа действия трансформатора. № 5 Определение коэффициента трансформации, числа витков и коэффициента полезного действия однофазного понижающего трансформатора. | |
Тема 1.8 Электрические машины и основы электропривода | Устный опрос Фронтальный опрос Оценивание выполнения домашней работы |
| |
Тема 1.9 Получение, передача и распределение электрической энергии. | Устный опрос Фронтальный опрос Оценивание выполнения самостоятельной работы Оценивание выполнения домашней работы Оценивание выполнения индивидуальных заданий | ||
Тема 1. 10 Меры безопасности. | Устный опрос Фронтальный опрос Оценивание выполнения самостоятельной работы |
Типы заданий для текущего контроля и критерии оценки
Предметом оценки освоения дисциплины являются умения, знания, способность применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
№ | Тип (вид) задания | Проверяемые знания и умения | Критерии оценки |
1 | Устные ответы | Знание основ электротехники | Оценивание должно соответствовать критериям оценивания устных ответов. |
2 | Самостоятельная, практическая работа | Знание основ электротехники в соответствии с пройденной темой и умение применять знания на практике | Оценивание должно соответствовать критериям оценивания письменных, практических работ. |
3 | Составление конспектов, подготовка докладов, сообщений, творческих работ. | Умение ориентироваться в информационном пространстве, составлять конспект. Знание правил оформления докладов, сообщений, творческих работ. | Соответствие содержания работы, заявленной теме, правилам оформления работы. |
3.2. Типовые задания для оценки усвоения дисциплины
3. 2. 1. Задания для текущего контроля
Критерии оценивания
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения обучающимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений обучающихся по основам электротехники являются письменная практическая работа, устный опрос, фронтальный опрос.
3. При оценке письменных и устных ответов преподаватель в первую очередь учитывает показанные обучающимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных обучающимися.
Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что обучающийся не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного обучающимся задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная обучающимися погрешность может рассматриваться преподавателем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса обучающихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно записана формула, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
5. Оценка ответа обучающегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Преподаватель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком владении материалом обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСНОВАМ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
- Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий. Дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
- Оценка «4»- если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов. Если обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя.
- Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса основ электротехники, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Обучающийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.
- Оценка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».
- Оценка «1» ставится в том случае, если обучающийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
- Оценка «5» ставится, если обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. Обучающийся самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.
- Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
- Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
- Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
- Оценка «1» ставится, если обучающийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если обучающийся не соблюдал правила техники безопасности.
ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК
- Грубые ошибки
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения решений.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
- Негрубые ошибки
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
- Недочёты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОКЛАДА
Написание доклада учитывается при постановке итоговой оценки по прохождению курса.
5 баллов, ставится если:
– содержание доклада соответствует заявленной в названии тематике, доклад оформлен в соответствии с общими требованиями написания и техническими требованиями оформления доклада;
- доклад имеет чёткую композицию и структуру, в тексте отсутствуют логические нарушения в представлении материала;
- корректно оформлены и в полном объёме представлены список использованной литературы и ссылки на использованную литературу в тексте доклада;
- отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте;
- доклад представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата.
4 балла, ставится если:
- содержание доклада соответствует заявленной в названии тематике;
- доклад оформлен в соответствии с общими требованиями написания, но есть погрешности в техническом оформлении;
- доклад имеет чёткую композицию и структуру, в тексте доклада отсутствуют логические нарушения в представлении материала;
- в полном объёме представлены список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении, корректно оформлены и в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте доклада;
- отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте;
- доклад представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата.
3 балла, ставится если:
- содержание доклада соответствует заявленной в названии тематике;
- в целом доклад оформлен в соответствии с общими требованиями написания доклада, но есть погрешности в техническом оформлении;
- в целом доклад имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте доклада есть логические нарушения в представлении материала;
- в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте доклада;
- есть единичные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте;
- в целом доклад представляет собой самостоятельное исследование, представлен анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата.
2 балла, ставится если:
- содержание доклада соответствует заявленной в названии тематике;
- в докладе отмечены нарушения общих требований написания доклада, есть погрешности в техническом оформлении;
- в целом доклад имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте доклада есть логические нарушения в представлении материала;
- в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте доклада;
- есть частые орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте;
- доклад не представляет собой самостоятельного исследования, отсутствует анализ найденного материала, текст доклада представляет собой не переработанный текст другого автора (других авторов).
При оценивании доклада 2 баллами он должен быть переделан в соответствии с полученными замечаниями и сдан на проверку заново не позднее срока окончания приёма докладов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СООБЩЕНИЯ
1. Соответствие содержания работы теме.
2.Самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала, использование рекомендованной и справочной литературы
3. Исследовательский характер.
4. Логичность и последовательность изложения.
5. Обоснованность и доказательность выводов.
6. Грамотность изложения и качество оформления работы.
7. Использование наглядного материала.
5 баллов, ставится если:
- учебный материал освоен в полном объеме, обучающийся легко ориентируется в материале;
- полно и аргументировано отвечает на дополнительные вопросы;
- излагает материал логически последовательно, делает самостоятельные выводы, умозаключения, демонстрирует кругозор, использует материал из дополнительных источников, интернет ресурсы.
-сообщение носит исследовательский характер.
-речь характеризуется эмоциональной выразительностью, четкой дикцией, стилистической и орфоэпической грамотностью.
-использует наглядный материал (презентация, иллюстрации, схемы, чертежи).
4 балла, ставится если:
- по своим характеристикам сообщение соответствует характеристикам отличного ответа, но обучающийся может испытывать некоторые затруднения в ответах на дополнительные вопросы, допускать некоторые погрешности в речи.
- отсутствует исследовательский компонент в сообщении.
3 балла, ставится если:
- обучающийся испытывал трудности в подборе материала, его структурировании.
-обучающийся пользовался, в основном, учебной литературой, не использовал дополнительные источники информации.
-не может ответить на дополнительные вопросы по теме сообщения.
-материал излагает не последовательно, не устанавливает логические связи, затрудняется в формулировке выводов.
-допускает стилистические и орфоэпические ошибки.
2 балла, ставится если:
- сообщение не подготовлено либо подготовлено по одному источнику информации либо не соответствует теме.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Формой промежуточной аттестации по дисциплине являются ДФК (другие формы контроля), оценки выставляются по текущим.
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №1
по дисциплине «Основы электротехники»
Тема: Расчет электрических цепей постоянного тока по законам Ома.
Цель работы: Выполнить расчет электрической цепи постоянного тока методом «свертывания».
Норма времени: 2 часа.
Оборудование: Перечислите составные части схемы.
Задание:
1.Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
2.Сформулируйте законы параллельного соединения проводников.
3.Сформулируйте законы последовательного соединения проводников.
4. Сформулируйте закон Ома для полной цепи.
5. Заполните таблицу:
Физическая величина | Обозначение | Формула | Единица в СИ |
Сила тока | |||
Напряжение | |||
Сопротивление |
6. Найдите распределение сил топов и напряжений в схеме, изображенной на рисунке, если
UАВ=100 B, R1=3 Ом, R2=2 Ом, R3=3,55 Ом, R4=2 Ом, R5= 5 Ом, R6=10 Ом.
7. По результатам вычислений заполните таблицу:
R1= 3 Ом | R2=2 Ом | R3=7,55 Ом | R4=2 Ом | R5=5 Ом | R6=10 Ом | Rэкв = |
J1= | J2= | J3= | J4= | J5= | J6= | J= |
U1= | U2= | U3= | U4= | U5= | U6= | U= |
8. Приведите подробные вычисления.
9. По результатам полученных данных проверьте справедливость законов последовательного и параллельного соединения проводников.
2 часть.
1. Для данной электрической цепи определить эквивалентное сопротивление цепи Rэкв, ток и напряжение каждого участка цепи, ток цепи, напряжение, приложенное к цепи. Проверить расчет с помощью баланса мощностей.
2. По результатам вычислений заполните таблицу:
R1 = 5 Ом | R2 = 6 Ом | R3 = 6 Ом | R4 = 10 Ом | Rэкв = |
J1= | J2= | J3= | J4= | J= |
U1= | U2= | U3= | U4= | E = 36 В |
Р1= | Р2= | Р3= | Р4= | Р= |
3. Приведите подробные вычисления.
4. По результатам полученных данных проверьте справедливость расчетов с помощью баланса мощностей.
Сделайте вывод о проделанной работе.
Содержание отчета (Отчет должен содержать)
1. Наименование работы.
2. Цель работы.
3. Результат выполнения задания.
4. Вывод по работе.
Пример полученных данных при проведении работы.
R1= 3 Ом | R2=2 Ом | R3=7,55 Ом | R4=2 Ом | R5=5 Ом | R6=10 Ом | Rэкв =10 |
J1=4 | J2=6 | J3=10 | J4=6,25 | J5=2,5 | J6=1,25 | J=10 |
U1=12 | U2=12 | U3=75,5 | U4=12,5 | U5=12,5 | U6=12,5 | U=100 |
R1 = 5 Ом | R2 = 6 Ом | R3 = 6 Ом | R4 = 10 Ом | Rэкв = |
J1= | J2= | J3= | J4= | J= |
U1= | U2= | U3= | U4= | E = 36 В |
Р1= | Р2= | Р3= | Р4= | Р= |
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №2
по дисциплине «Основы электротехники»
Тема: Расчет электрических цепей постоянного тока на тепловое действие тока.
Цель работы: Научиться применять теоретические знания для расчета электрических цепей постоянного тока на тепловое действие тока.
Норма времени: 2 часа.
Оборудование: Перечислите составные части схемы.
Задание:
1. Запишите формулы для расчета общего сопротивления проводников при последовательном и параллельном соединении.
2. Запишите формулу для расчета мощности электрического тока.
3. Запишите формулу для нахождения количества теплоты, выделяемого в проводнике с током, согласно закону Джоуля - Ленца.
4. В таблице 1 даны значения сопротивлений электрической цепи, приведенной на рисунке. Напряжение питания UАВ=100В.
Таблица 1
Параметр | Участок ЭЦ | |||
R1 | R2 | R3 | R4 | |
R,Ом | 2 Ом | 3 Ом | 4 Ом | 2 Ом |
На основании этих данных, используя закон Ома, законы последовательного и параллельного соединения проводников, а также формулу для определения мощности, заполнить все графы таблицы 2.
Параметры | Участок ЭЦ | ||||
R1 | R2 | R3 | R4 | Экв. | |
R,Oм | |||||
U,B | |||||
J,A | |||||
P,Bт |
Таблица 2
2. Приведите подробные вычисления.
3. Проверьте баланс мощностей.
4. Решите задачу.
Две спирали электроплитки можно соединить последовательно и параллельно. Сравните количества теплоты, выделяющиеся при нагревании проводников за одно и то же время, при разных соединениях спирали, если сопротивление каждой спирали равно R.
Сделайте вывод о проделанной работе.
Содержание отчета (Отчет должен содержать)
1. Наименование работы.
2. Цель работы.
3. Результат выполнения задания.
4. Вывод по работе.
Пример полученных данных при проведении работы.
Параметры | Участок ЭЦ | ||||
R1 | R2 | R3 | R4 | Экв. | |
R,Oм | 2 | 3 | 4 | 2 | 6,3 |
U,B | 31,8 | 47,7 | 20,67 | 20,67 | 100 |
J,A | 15,9 | 15,9 | 5,2 | 10,3 | 15,9 |
P,Bт | 505,62 | 758,43 | 107,484 | 212,901 | 1590 |
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №3
по дисциплине «Основы электротехники»
Тема: Измерение мощности в цепях постоянного и переменного токов.
Цель: Научиться применять теоретические знания для решения задач.
Норма времени: 2 часа.
Оборудование: Перечислите составные части схемы.
Задание:
1. Заполните таблицу.
Название прибора | Назначение | Ед. измерения |
Амперметр | ||
Вольтметр | ||
Ваттметр |
2. Запишите, чему равна мощность в цепи постоянного тока.
3. Запишите, чему равна мощность в цепи переменного тока.
4. Зарисуйте схему из последовательно соединенных источника постоянного тока, ключа и лампочки. Укажите места возможного включения амперметра для измерения силы тока в цепи и вольтметра для измерения напряжения на лампе.
5. Используя таблицу значений, рассчитайте, чему равна мощность в цепи постоянного тока и заполните недостающие графы таблицы.
Показания амперметра | Показания вольтметра | Значение мощности |
4 А | 6 В |
6. Опишите принцип работы электродинамического ваттметра и схему его включения.
7. Зарисуйте схему устройства электродинамического ваттметра.
8. Решите задачи:
В каком из двух резисторов мощность тока больше при последовательном (см. рис. а) и параллельном (см. рис. б) соединении? Во сколько раз больше, если сопротивления резисторов R1 = 10 Ом и R2 = 100 Ом?
В сеть напряжением 120 В параллельно включены две лампы: 1 — мощностью 300 Вт, рассчитанная на напряжение 120 В, и 2, последовательно соединенная с резистором,— на 12 В. Определите показания амперметров А1 и А и сопротивление резистора, если амперметр А2 показывает силу тока 2 А.
Сделайте вывод о проделанной работе.
Содержание отчета (Отчет должен содержать)
1. Наименование работы.
2. Цель работы.
3. Результат выполнения задания.
4. Вывод по работе.
Пример полученных данных при проведении работы.
Показания амперметра | Показания вольтметра | Значение мощности |
4 А | 6 В | 24 |
Задача № 1:
Задача № 2:
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №4
по дисциплине «Основы электротехники»
Тема: Изучение конструкции и принципа действия трансформатора.
Цель работы: Изучить конструкцию и принцип действия трансформатора.
Норма времени: 2 часа.
Оборудование: Перечислите составные части схемы.
Задание:
1. Изучите конструкцию трансформатора.
2. Зарисуйте принципиальную схему трансформатора.
3. Опишите принцип действия трансформатора.
4. Напишите назначение трансформатора.
5. Что называют коэффициентом трансформации.
6. Используя таблицу значений, рассчитайте и заполните недостающие графы таблицы.
№ | Сила тока в обмотках | Напряжение На концах обмоток | Коэффициент трансформации k | ||
Первичной I1 A | Вторичной I2 A | Первичной U2 B | Вторичной U1 B | ||
7. Чем характеризуется холостой ход трансформатора?
8. Чем характеризуется нагрузочный режим трансформатора?
Сделайте вывод о проделанной работе.
Содержание отчета (Отчет должен содержать)
1. Наименование работы.
2. Цель работы.
3. Результат выполнения задания.
4. Вывод по работе.
Пример полученных данных при проведении работы.
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №5
по дисциплине «Основы электротехники»Тема:
Цель работы: Определение коэффициента трансформации, числа витков и коэффициента полезного действия однофазного понижающего трансформатора.
Норма времени: 2 часа
Оборудование: Перечислите составные части схемы.
Задание:
№ 1: Понижающий трансформатор с коэффициентом трансформации 10 включен в сеть с н Определить напряжение на клеммах вторичной обмотки. Потерями энергии в первичной обмотке пренебречь.
№2: Трансформатор повышает напряжение с 220 В до 660 В и содержит в первичной обмотке 850 витков. Определите коэффициент трансформации и число витков во вторичной обмотке. В какой обмотке сила тока больше?
№3:Трансформатор имеет коэффициент трансформации 20. Напряжение на первичной обмотке 120 В. Определите напряжение на вторичной обмотке и число витков в ней, если первичная обмотка имеет 200 витков.
№4: Мощность, потребляемая трансформатором, 90 Вт. Какой ток получили во вторичной обмотке при напряжении 12 В, если КПД трансформатора 75%
№5: Если в обмотке трансформатора замыкаются накоротко хотя бы два соседних витка, то трансформатор выходит из строя. Почему?
№ 6: При работе нагруженного трансформатора слышно гудение. Почему?
№ 7: Можно ли подавать переменное напряжение, указанное на катушке, сняв ее с сердечника трансформатора?
Содержание отчета (Отчет должен содержать)
1. Наименование работы.
2. Цель работы.
3. Результат выполнения задания.
4. Вывод по работе.
Пример полученных данных:
№ 1: Если в первичной обмотке можно пренебречь потерями, а во вторичной нельзя, используем формулу: K=N1/N2= U1/U2+I2R2; найдем U2= U1- KI2R2/K = 127-10· 3 ·2/10 = 6,7 B.
№2: Коэффициент трансформации равен 1/3, вторичная обмотка содержит 2550 витков, сила тока в первичной обмотке больше.
№3: Вторичная обмотка содержит 10 витков, напряжение на вторичной обмотке 6 В.
№4: 5,6А
№ 6: Ответ: сила тока возрастает до недопустимых значений, трансформатор перегревается и перестает работать.
№ 7: Ответ: стальной сердечник собран из пластин, в местах неплотного соединения при перемагничивании возникают вибрации с частотой 100 Гц, что мы воспринимаем, как «гудение» трансформатора.
№ 8: Ответ: катушка может перегореть, поэтому подавать такое напряжение недопустимо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Профессия- Родину защищать!» (с использованием элементов диалоговой технологии, технологии критического мышления, информационно-коммуникационных и игровых технологий, технологии рефлекс
Министерство обороны Российской ФедерацииФедеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставр...
Продуктивность использования образовательных технологий.13 Технологии: здоровьесберегающая, обучение с использованием ИКТ (информационно-коммуникационная технология), игровая, групповая.
Тема: «Передача и ловля баскетбольного мяча»....
Продуктивность использования образовательных технологий. 6.Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, обучение с использованием ИКТ (информационно-коммуникационная технология), игровая, групповая.
Тема: «Использование круговой тренировки для развития двигательных качеств обучающихся на уроке физической культуры»....
Продуктивность использования образовательных технологий.16 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, обучение с использованием ИКТ (информационно-коммуникационная технология), игровая, групповая,
Тема урока: «Обучение технике прыжка в высоту способом перешагивание»...
Продуктивность использования образовательных технологий.17 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, обучение с использованием ИКТ (информационно-коммуникационная технология), игровая, групповая
Тема урока: «Развитие координационных способностей на уроках баскетбола»....