Рабочая программа по предмету биология (раздел "Животные") 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему

Рабочая программа по предмету биология (раздел "Животные") предназначена для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.progr_.8_klass.docx46.54 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № 854»

отделение для обучающихся

с особыми образовательными потребностями

«Согласовано»

Председатель МО

______________

Протокол № ______ от

«____» _______20_____ г.

«Принята»

На педагогическом совете

Протокол №_____

«_____» ______ 20______.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ  №854

________  

«_____» _______20____ г.

Рабочая программа

по учебному предмету биология для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости

8 класс

Разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В.Воронковой,«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой.

Одобрена Министерством образования РФ для использования в образовательном учреждении.

Составитель:

Карасева М.А.

Учитель-дефектолог

Высшая квалификационная категория

Москва 2016

Пояснительная записка

     Рабочая программа по предмету биология (раздел «Животные») составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В.Воронковой,«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под ред. И.М.Бгажноковой.

Нормативным основанием для составления учебной программы являются следующие документы:

1.Закон Российской Федерации «Об образовании».

2.Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

3.Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.

4.Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка:

     Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.;

     Декларация о правах инвалидов от 9 ноября 1971г.;

     Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971г.;

     Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.;

     Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г.

5.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г. №288).

6.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919.

7.«О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов». Письмо Минобразования России от 4 сентября 1997 года № 48 (с изменениями от 26.12.2000г.).

8.Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

9.«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов» под редакцией В.В.Воронковой. Москва, издательство «ВЛАДОС», 2011

10.Бгажнокова И.М.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы.М.: Просвещение, 2010.

11.Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013

    Рабочая программа по предмету биология (раздел «Животные») рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

    Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности на весь курс обучения. Учебный курс базируется на принципах доступности, наглядности, индивидуального подхода, практической направленности и принципа коррекции.

      По этому разделу предусматривается изучение многообразия животного мира и образа жизни некоторых животных; получение сведений о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

Преподавание биологии (естествознания) направлено:

  • на коррекцию недостатков умственного и физического развития учащихся;
  • на развитие наблюдательности, речи и мышления (в процессе знакомства с различными группами животных и сред их обитания);
  • на обучение установления простейших причинно – следственных отношений и взаимозависимости живых организмов между собой и с неживой природой.

Основными задачами преподавания биологии по разделу «Животные» являются:

1.Формирование представлений о многообразном мире животных, который окружает человека.

2.Сообщение учащимся знаний о строении и жизни животных.

3.Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.

4. Ознакомление с некоторыми видами животных, которых можно содержать дома (правила обращения и уход за ними).

5.Воспитание у учащихся бережного отношения к животным.

Формирование жизненных компетенций.

Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования для детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимых ребенку в повседневной жизни. Овладение академическими знаниями, умениями и навыками (в доступной для ребенка форме, структуре и объёме) направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение ребенка.

Учебно-познавательные компетенции.

1.Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности.

2.Задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме.

3. Выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

Информационные компетенции.

1.Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-RОМ, Интернет.

2.Владеть элементарными навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, принтера, модема.

3.Применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Коммуникативные компетенции.

1.Уметь представлять свой класс, школув ситуациях межкультурного общения.

2.Владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог.

3.Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями.

4.Владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции.

1.Иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.).

2.Знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми.

3.Позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоконтроля.

4.Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи.

Средства обучения: наглядные, ТСО, дополнительные пособия, изготовленные учителем.
Наглядные средства: натуральные объекты (гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, раздаточный материал.
     При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные, документальные и художественные фильмы.

Методы и приемы, используемые в ходе обучения: наблюдения, работа с натуральными   наглядными пособиями, опорными демонстрационными карточками, беседа, работа с учебником, с изобразительными наглядными пособиями, таблицами, лабораторные и практические задания: игровые ситуации, дидактические игры, игровые тренинги, физкультурные минутки и релаксация.

     Формы организации учебного процесса:

Урок сообщения новых знаний

Комбинированный урок

Повторительно-обобщающий урок

Практический урок

   

Содержание программы

8 класс

Животные (2 ч в неделю)

Введение

     Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

Беспозвоночные животные

     Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).

Черви

     Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.  Демонстрация живого червя или влажного препарата.

Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые

     Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

      Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

 Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные.

     Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

      Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.

     Земноводные. Общие признаки земноводных (обитание и на суше, и в воде).

     Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.

     Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

     Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

     Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

     Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.

Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, цапля).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

     Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц.

Значение и охрана птиц.

Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

     Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.

     Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.

     Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.

     Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

     Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.

     Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

     Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.

     Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.

Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

     Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

     Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

     Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось).  Дикие всеядные животные (дикая  свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение   и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья, северный олень.

     Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.

Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.

     Выращивание телят.

     Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.

     Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.

Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

     Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

     Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

     Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.

Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

     Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.

Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.

Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Приматы. Общая характеристика.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких животных и уход за домашними животными.

Практические работы на животноводческих фермах.

Практическая работа на любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.

Экскурсии.

     Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащихся должны знать:

  • основные отличия животных от растений;
  • признаки сходства и различия между изученными группами животных;
  • общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
  • места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
  • названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях;
  • значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
  • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
  • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
  • устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных;
  • проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или за домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и
    повадках).

Учащиеся 1 уровня должны знать:

  • основные отличия животных от растений
  • общие признаки животных
  • названия некоторых представителей изученных групп животных, значение животных;
  • особенности внешнего и внутреннего строения
  • места обитания, образ жизни и поведение изучаемых животных;
  • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

Учащиеся 1 уровня должны уметь:

  • узнавать изученных животных
  • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных      животных;
  • устанавливать взаимосвязь между животными и их средой обитания.

Учащиеся 2 уровня должны знать:

  • общие признаки животных
  • места обитания, образ жизни и поведение знакомых им животных
  • названия некоторых представителей изученных групп животных (особенно местных), значение животных;
  • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными    животными (известными учащимся).

Учащиеся 2 уровня должны уметь:

  • узнавать изученных животных
  • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
  • проводить несложный уход за домашними животными.


Тематическое планирование по предмету биология

(раздел «Животные») 8 класс

2-й уровень предполагает снижение объёма сведений по сравнению с 1-м уровнем, конкретизацию ответов учащихся с помощью опорных вопросов и словарных слов, использование средств наглядности для пояснительных и описательных рассказов.

8класс

I четверть

№ п/п

Темы уроков

Часы

Учебно-методическое

обеспечение

Оценочная работа

1.

Многообразие животного мира.  

Значение животных и их охрана.        

Учебные таблицы

Животное – живой организм.

Как животные питаются.

Животное – живой организм. Как животные передвигаются.

Дождевой червь.

Человеческая аскарида.

Свиной цепень.

Отряд насекомых.

Размножение, рост и развитие животных (бабочка, жаба, окунь).

Речной окунь.

Промысел рыб.

Китообразные.

Морские рыбы.

Искусственное разведение рыб.

Пресноводные и проходные промысловые рыбы.

Влажный препарат Развитие комнатной мухи

Влажный препарат рыбы

Скелет рыбы

Видеоматериалыпо темам:

Дождевой червь

Черви-паразиты

Насекомые

Рыбы

Коллекции насекомых.

Иллюстрации

Карточки

Файлы с заданиями

Учебник

А.Н.Никишов

А.В.Теремов

Животные.

8 класс

2.

Черви. Дождевой червь.

3.

Черви-паразиты.

4.

Насекомые. Внешнее строение и образ жизни насекомых.

5.

Бабочка-капустница.

Яблонная плодожорка.

6.

Майский жук.

7.

Комнатная муха.

8.

Медоносная пчела.

9.

Тутовый шелкопряд.

10.

Обобщающий урок «Насекомые».

Тестовые задания

11.

Позвоночные. Рыбы.

Общие признаки. Внешнее строение и скелет рыб.

12.

Внутреннее строение рыб.

13.

Размножение рыб.

14.

Речные и морские рыбы.

15.

Рыбный промысел и рыбоводство. Охрана рыб.

16.

Обобщающий урок по теме: «Рыбы».

Тестовые задания

Итого: за I четверть – 16 ч

Знания и умения учащихся

Учащиеся должны знать:

  • основные отличия животных от растений;
  • пользу дождевых червей;
  • вред, приносимый червями-паразитами и меры борьбы с ними;
  • общие признаки насекомых;
  • некоторых наиболее типичных представителей насекомых;
  • некоторые особенности внешнего вида и образа жизни насекомых;
  • меры борьбы с вредными насекомыми;
  • общие признаки рыб;
  • некоторые особенности внешнего вида и образа жизни рыб;
  • значение рыб в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать и называть изученных насекомых и рыб;
  • устанавливать взаимосвязь между средой обитания и

приспособленностью животного (внешний вид, питание).

  • соблюдать правила гигиены в целях борьбы с червями-паразитами и вредными насекомыми;

8 класс

II четверть

№ п/п

Темы уроков

Часы

Учебно-методическое

обеспечение

Оценочная работа

17

Общие признаки земноводных.

Среда обитания и внешнее строение лягушки.

Учебные таблицы

Лягушка.

Развитие лягушки.

Класс пресмыкающиеся

Редкие и исчезающие виды птиц.

Клювы и ноги птиц.

Скелет и внутренние органы голубя.

Плакаты

Многообразиеприспособлений

Класс птицы.

Внутреннее строение птицы (голубь).

Происхождение птиц.

Влажный препарат «Птица вскрытая»

Скелет голубя

Видеоматериалы

Иллюстрации

Карточки

Файлы с заданиями

Учебник

А.Н.Никишов

А.В.Теремов

Животные.

8 класс

18

Внутреннее строение лягушки.

19

Размножение и развитие лягушки.

20

Общие признаки  пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся.

21

Внутреннее строение пресмыкающихся.

22

Экологическое мероприятие «День моржа».

Выступления учащихся

23

Размножение и развитие пресмыкающихся.

24

Обобщающий урок «Пресмыкающиеся и земноводные». Охрана и экологические проблемы.

Тестовые задания

25

Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц.

26

Особенности скелета птиц.

27

Особенности внутреннего строения птиц.

28

Размножение и развитие птиц.

29

Обобщающий урок по теме: «Особенности внешнего и внутреннего строения птиц».

Тестовые задания

30

Биологический турнир.

Итого за II четверть – 14ч

Знания и умения учащихся

Учащиеся должны знать:

  • общие признаки земноводных;
  • некоторые особенности внешнего и внутреннего строения земноводных
  • общие признаки пресмыкающихся;
  • некоторые особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся;
  • значение земноводных и пресмыкающихся в природе и жизни человека;
  • общие признаки птиц;
  • некоторые особенности внешнего и внутреннего строения птиц.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать земноводных и пресмыкающихся между собой и с другими изученными животными;
  • устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • описывать внешний вид птицы, живущей около дома;
  • сравнивать птиц с другими изученными животными;
  • подкармливать птиц в зимнее время;
  • наблюдать и осуществлять несложный уход за птицами в домашних условиях.

8 класс

III четверть

№ п/п

Темы уроков

Часы

Учебно-методическое

обеспечение

Оценочная работа

31

Хищные птицы.

Учебные таблицы

Утки и гуси.

Редкие и исчезающие виды птиц.

Ежи.

Кролики.

Волки.

Бурые медведи.

Белые медведи.

Львы.

Тигры.

Лисица.

Слоны.

Учебные плакаты

Класс птицы.

Внутреннее строение птицы (голубь).

Происхождение птиц.

Специализированные формы млекопитающих.

Многообразиеприспособлений

Скелет тела и кости конечностей млекопитающих.

Строение головного мозга позвоночных.

Пищеварительная система млекопитающих.

Схемы кровообращения.

Внутреннее строение кролика.

Череп.

Китообразные.

Ластоногие.

Оборудование

Скелет млекопитающего.

Копыто млекопитающего.

Скелет нижних конечностей копытного млекопитающего

Кролик – макет

Собака- макет

Видеоматериалыпо темам:

Птицы

Грызуны

Хищные

млекопитающие.

Иллюстрации

Карточки

Файлы с заданиями

Учебник

А.Н.Никишов

А.В.Теремов

Животные.

8 класс

32

Птицы леса.

33

Птицы пресных водоемов.

34

Птицы, обитающие около жилья человека.

35

Обобщающий урок «Птицы различных сред обитания». Охрана и экологические проблемы.

Тестовые задания

36

Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих.

37

Особенности скелета и нервной системы млекопитающих.

38

Внутренние органы млекопитающих.

39

Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека.

40

Зайцеобразные.

41

Разведение домашних кроликов.

42

Дикие хищные звери.

43

Дикие пушные хищные звери.

44

Разведение норки на зверофермах.

45

Домашние хищные звери (кошки и собаки).

46

Ластоногие и китообразные.

47

Парнокопытные дикие животные.

48

Непарнокопытные дикие животные.

49

Приматы.

50

Обобщающий урок «Млекопитающие».

Тестовые задания

51

Интеллектуальная игра «Экологическая тропа».

52

Экскурсия в питомник для собак.

Итого за III четверть-22 ч

Знания и умения учащихся

Учащиеся должны знать:

  • некоторые особенности образа жизни изученных экологических групп птиц;
  • значение птиц в природе и в жизни человека;
  • некоторых птиц, занесенных в Красную книгу;
  • меры по охране птиц;
  • общие признаки млекопитающих;
  • основные внутренние органы млекопитающих;
  • особенности внешнего вида, образа жизни каждой изученной группы млекопитающих;
  • значение млекопитающих в природе и жизни человека;
  • некоторых представителей млекопитающих, занесенных в Красную книгу.

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать и называть некоторых представителей изученных экологических групп птиц;
  • устанавливать взаимосвязь между средой обитания иприспособленностью птиц (внешний вид, питание);
  • подкармливать птиц в зимнее время года;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • узнавать изученных животных;
  • называть основные внутренние органы млекопитающих;
  • устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью животного(внешний вид, питание);
  • называть некоторых млекопитающих, занесенных в Красную книгу.

8 класс

IV четверть

№ п/п

Темы уроков

Часы

Учебно-методическое

обеспечение

Оценочная работа

53

Сельскохозяйственные млекопитающие. Корова.

Учебные таблицы

Свинья с поросятами.

Ослы.

Лошадь с жеребенком.

Корова с теленком.

Овцы с ягнятами.

Верблюды

Домашние животные и их дикие предки.

Видеоматериалы

По темам:

Сельскохозяйственные животные

Иллюстрации

Карточки

Файлы с заданиями

Учебник

А.Н.Никишов

А.В.Теремов

Животные.

8 класс

54

Содержание коров на фермах. Выращивание телят.

55

Овцы.

56

Содержание овец и выращивание ягнят

57

Верблюды.

58

Северные олени.

59

Домашние свиньи.

60

Содержание свиней на свиноводческих фермах. Выращивание поросят.

61

Домашние лошади.

62

Содержание лошадей и выращивание жеребят.

63

Домашние куры, гуси, утки. Птицеводство.

64

Обобщающий урок по теме: «Сельскохозяйственные животные».

Тестовые задания

65

Экскурсия в фермерское хозяйство.

66

Мероприятие юных экологов «Берегите природу».

67

Всемирный день окружающей среды.

68

Экологическая игра викторина «Животные рядом с человеком».

Итого: за IV четверть - 16 ч      

Итого: за год – 68 ч      

Знания и умения учащихся

Учащиеся должны знать:

  • некоторые особенности внешнего вида, образа жизни сельскохозяйственных животных;
  • значение сельскохозяйственных животных в природе, жизни и хозяйственной
  • деятельности человека;
  • некоторые условия содержания, ухода и кормления сельскохозяйственных животных, распространенных в данной местности (свиньи, лошади,куры, гуси, утки, коровы, овцы).

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать изученных сельскохозяйственных животных;
  • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
  • осуществлять уход за некоторыми животными дома и в живом уголке;
  • составлять рассказы о своих питомцах (их породах, повадках);
  • устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью

животного (внешний вид, питание).

Учебно – методическая литература образовательного процесса

1.А.Н.Никишов, А.В.Теремов «Биология. 8 класс». «Просвещение» ОАО «Московские учебники»- Москва, 2008

2.А.И.Никишов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва., «Просвещение», 2007

3.Лифанова Т.М. Дидактические игры и занимательный материал для уроков естествознания.М.1993

4.Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе \Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников.-М:МГПИ,1987

5. Худенко Е.Д. Использование словесных методов на уроках естествознания Дефектология.- 1989. - №1.

6. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания \Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. -М.: МГПИ,1983

7. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала \\ Начальная школа, 2003 №2.

8.Т.В.Маркова. Оценка сформированности естествоведческой компетентности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Биология" 6 класс.

Учебно-методический материал представлен в виде:Пояснительная записка.Календарно-тематический план.Требования к уровню подготовки учащихся.Реализация практической части федерального компонента государ...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета « Биология » 8 класс

Рабочая программа учебного предмета « Биология » по программе «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш, опубликованной в сборнике «Биология в основной школе». Программы. М. Ве...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» 9 класс

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, федеральной  Примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» 7 класс

Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7...

Рабочая программа по предмету Биология, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")...

Рабочая программа по предмету Биология, 6 класс, ФГОС

Рабочая программа по предмету Биология, 6 класс, ФГОС (по учебнику Н.И. Сонин "Биология. Живой организм", УМК "Сфера жизни"...