Рабочая программа по предмету биология (раздел "Животные") 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему
Рабочая программа по предмету биология (раздел "Животные") предназначена для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_.8_klass.docx | 46.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 854»
отделение для обучающихся
с особыми образовательными потребностями
«Согласовано» Председатель МО ______________ Протокол № ______ от «____» _______20_____ г. | «Принята» На педагогическом совете Протокол №_____ «_____» ______ 20______. | «Утверждаю» Директор ГБОУ №854 ________ «_____» _______20____ г. |
Рабочая программа
по учебному предмету биология для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости
8 класс
Разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В.Воронковой,«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой.
Одобрена Министерством образования РФ для использования в образовательном учреждении.
Составитель:
Карасева М.А.
Учитель-дефектолог
Высшая квалификационная категория
Москва 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету биология (раздел «Животные») составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В.Воронковой,«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под ред. И.М.Бгажноковой.
Нормативным основанием для составления учебной программы являются следующие документы:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании».
2.Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3.Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.
4.Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка:
Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.;
Декларация о правах инвалидов от 9 ноября 1971г.;
Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971г.;
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.;
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г.
5.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г. №288).
6.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919.
7.«О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов». Письмо Минобразования России от 4 сентября 1997 года № 48 (с изменениями от 26.12.2000г.).
8.Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
9.«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов» под редакцией В.В.Воронковой. Москва, издательство «ВЛАДОС», 2011
10.Бгажнокова И.М.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы.М.: Просвещение, 2010.
11.Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013
Рабочая программа по предмету биология (раздел «Животные») рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности на весь курс обучения. Учебный курс базируется на принципах доступности, наглядности, индивидуального подхода, практической направленности и принципа коррекции.
По этому разделу предусматривается изучение многообразия животного мира и образа жизни некоторых животных; получение сведений о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
Преподавание биологии (естествознания) направлено:
- на коррекцию недостатков умственного и физического развития учащихся;
- на развитие наблюдательности, речи и мышления (в процессе знакомства с различными группами животных и сред их обитания);
- на обучение установления простейших причинно – следственных отношений и взаимозависимости живых организмов между собой и с неживой природой.
Основными задачами преподавания биологии по разделу «Животные» являются:
1.Формирование представлений о многообразном мире животных, который окружает человека.
2.Сообщение учащимся знаний о строении и жизни животных.
3.Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.
4. Ознакомление с некоторыми видами животных, которых можно содержать дома (правила обращения и уход за ними).
5.Воспитание у учащихся бережного отношения к животным.
Формирование жизненных компетенций.
Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования для детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимых ребенку в повседневной жизни. Овладение академическими знаниями, умениями и навыками (в доступной для ребенка форме, структуре и объёме) направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение ребенка.
Учебно-познавательные компетенции.
1.Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности.
2.Задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме.
3. Выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).
Информационные компетенции.
1.Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-RОМ, Интернет.
2.Владеть элементарными навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, принтера, модема.
3.Применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Коммуникативные компетенции.
1.Уметь представлять свой класс, школув ситуациях межкультурного общения.
2.Владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог.
3.Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями.
4.Владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции.
1.Иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.).
2.Знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми.
3.Позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоконтроля.
4.Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи.
Средства обучения: наглядные, ТСО, дополнительные пособия, изготовленные учителем.
Наглядные средства: натуральные объекты (гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, раздаточный материал.
При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные, документальные и художественные фильмы.
Методы и приемы, используемые в ходе обучения: наблюдения, работа с натуральными наглядными пособиями, опорными демонстрационными карточками, беседа, работа с учебником, с изобразительными наглядными пособиями, таблицами, лабораторные и практические задания: игровые ситуации, дидактические игры, игровые тренинги, физкультурные минутки и релаксация.
Формы организации учебного процесса:
Урок сообщения новых знаний
Комбинированный урок
Повторительно-обобщающий урок
Практический урок
Содержание программы
8 класс
Животные (2 ч в неделю)
Введение
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные.
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных (обитание и на суше, и в воде).
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.
Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, цапля).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц.
Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.
Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.
Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья, северный олень.
Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.
Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.
Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких животных и уход за домашними животными.
Практические работы на животноводческих фермах.
Практическая работа на любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
Экскурсии.
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащихся должны знать:
- основные отличия животных от растений;
- признаки сходства и различия между изученными группами животных;
- общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
- места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
- названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях;
- значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
- основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Учащиеся должны уметь:
- узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
- кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
- устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных;
- проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или за домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и
повадках).
Учащиеся 1 уровня должны знать:
- основные отличия животных от растений
- общие признаки животных
- названия некоторых представителей изученных групп животных, значение животных;
- особенности внешнего и внутреннего строения
- места обитания, образ жизни и поведение изучаемых животных;
- основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Учащиеся 1 уровня должны уметь:
- узнавать изученных животных
- кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
- устанавливать взаимосвязь между животными и их средой обитания.
Учащиеся 2 уровня должны знать:
- общие признаки животных
- места обитания, образ жизни и поведение знакомых им животных
- названия некоторых представителей изученных групп животных (особенно местных), значение животных;
- основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Учащиеся 2 уровня должны уметь:
- узнавать изученных животных
- кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
- проводить несложный уход за домашними животными.
Тематическое планирование по предмету биология
(раздел «Животные») 8 класс
2-й уровень предполагает снижение объёма сведений по сравнению с 1-м уровнем, конкретизацию ответов учащихся с помощью опорных вопросов и словарных слов, использование средств наглядности для пояснительных и описательных рассказов.
8класс I четверть | ||||
№ п/п | Темы уроков | Часы | Учебно-методическое обеспечение | Оценочная работа |
1. | Многообразие животного мира. Значение животных и их охрана. | 1ч | Учебные таблицы Животное – живой организм. Как животные питаются. Животное – живой организм. Как животные передвигаются. Дождевой червь. Человеческая аскарида. Свиной цепень. Отряд насекомых. Размножение, рост и развитие животных (бабочка, жаба, окунь). Речной окунь. Промысел рыб. Китообразные. Морские рыбы. Искусственное разведение рыб. Пресноводные и проходные промысловые рыбы. Влажный препарат Развитие комнатной мухи Влажный препарат рыбы Скелет рыбы Видеоматериалыпо темам: Дождевой червь Черви-паразиты Насекомые Рыбы Коллекции насекомых. Иллюстрации Карточки Файлы с заданиями Учебник А.Н.Никишов А.В.Теремов Животные. 8 класс | |
2. | Черви. Дождевой червь. | 1ч | ||
3. | Черви-паразиты. | 1ч | ||
4. | Насекомые. Внешнее строение и образ жизни насекомых. | 1ч | ||
5. | Бабочка-капустница. Яблонная плодожорка. | 1ч | ||
6. | Майский жук. | 1ч | ||
7. | Комнатная муха. | 1ч | ||
8. | Медоносная пчела. | 1ч | ||
9. | Тутовый шелкопряд. | 1ч | ||
10. | Обобщающий урок «Насекомые». | 1ч | Тестовые задания | |
11. | Позвоночные. Рыбы. Общие признаки. Внешнее строение и скелет рыб. | 1ч | ||
12. | Внутреннее строение рыб. | 1ч | ||
13. | Размножение рыб. | 1ч | ||
14. | Речные и морские рыбы. | 1ч | ||
15. | Рыбный промысел и рыбоводство. Охрана рыб. | 1ч | ||
16. | Обобщающий урок по теме: «Рыбы». | 1ч | Тестовые задания | |
Итого: за I четверть – 16 ч |
Знания и умения учащихся
Учащиеся должны знать:
- основные отличия животных от растений;
- пользу дождевых червей;
- вред, приносимый червями-паразитами и меры борьбы с ними;
- общие признаки насекомых;
- некоторых наиболее типичных представителей насекомых;
- некоторые особенности внешнего вида и образа жизни насекомых;
- меры борьбы с вредными насекомыми;
- общие признаки рыб;
- некоторые особенности внешнего вида и образа жизни рыб;
- значение рыб в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать и называть изученных насекомых и рыб;
- устанавливать взаимосвязь между средой обитания и
приспособленностью животного (внешний вид, питание).
- соблюдать правила гигиены в целях борьбы с червями-паразитами и вредными насекомыми;
8 класс II четверть | ||||
№ п/п | Темы уроков | Часы | Учебно-методическое обеспечение | Оценочная работа |
17 | Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки. | 1ч | Учебные таблицы Лягушка. Развитие лягушки. Класс пресмыкающиеся Редкие и исчезающие виды птиц. Клювы и ноги птиц. Скелет и внутренние органы голубя. Плакаты Многообразиеприспособлений Класс птицы. Внутреннее строение птицы (голубь). Происхождение птиц. Влажный препарат «Птица вскрытая» Скелет голубя Видеоматериалы Иллюстрации Карточки Файлы с заданиями Учебник А.Н.Никишов А.В.Теремов Животные. 8 класс | |
18 | Внутреннее строение лягушки. | 1ч | ||
19 | Размножение и развитие лягушки. | 1ч | ||
20 | Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся. | 1ч | ||
21 | Внутреннее строение пресмыкающихся. | 1ч | ||
22 | Экологическое мероприятие «День моржа». | 1ч | Выступления учащихся | |
23 | Размножение и развитие пресмыкающихся. | 1ч | ||
24 | Обобщающий урок «Пресмыкающиеся и земноводные». Охрана и экологические проблемы. | 1ч | Тестовые задания | |
25 | Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц. | 1ч | ||
26 | Особенности скелета птиц. | 1ч | ||
27 | Особенности внутреннего строения птиц. | 1ч | ||
28 | Размножение и развитие птиц. | 1ч | ||
29 | Обобщающий урок по теме: «Особенности внешнего и внутреннего строения птиц». | 1ч | Тестовые задания | |
30 | Биологический турнир. | 1ч | ||
Итого за II четверть – 14ч |
Знания и умения учащихся
Учащиеся должны знать:
- общие признаки земноводных;
- некоторые особенности внешнего и внутреннего строения земноводных
- общие признаки пресмыкающихся;
- некоторые особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся;
- значение земноводных и пресмыкающихся в природе и жизни человека;
- общие признаки птиц;
- некоторые особенности внешнего и внутреннего строения птиц.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать земноводных и пресмыкающихся между собой и с другими изученными животными;
- устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания;
- соблюдать правила поведения в природе;
- описывать внешний вид птицы, живущей около дома;
- сравнивать птиц с другими изученными животными;
- подкармливать птиц в зимнее время;
- наблюдать и осуществлять несложный уход за птицами в домашних условиях.
8 класс III четверть | ||||
№ п/п | Темы уроков | Часы | Учебно-методическое обеспечение | Оценочная работа |
31 | Хищные птицы. | 1ч | Учебные таблицы Утки и гуси. Редкие и исчезающие виды птиц. Ежи. Кролики. Волки. Бурые медведи. Белые медведи. Львы. Тигры. Лисица. Слоны. Учебные плакаты Класс птицы. Внутреннее строение птицы (голубь). Происхождение птиц. Специализированные формы млекопитающих. Многообразиеприспособлений Скелет тела и кости конечностей млекопитающих. Строение головного мозга позвоночных. Пищеварительная система млекопитающих. Схемы кровообращения. Внутреннее строение кролика. Череп. Китообразные. Ластоногие. Оборудование Скелет млекопитающего. Копыто млекопитающего. Скелет нижних конечностей копытного млекопитающего Кролик – макет Собака- макет Видеоматериалыпо темам: Птицы Грызуны Хищные млекопитающие. Иллюстрации Карточки Файлы с заданиями Учебник А.Н.Никишов А.В.Теремов Животные. 8 класс | |
32 | Птицы леса. | 1ч | ||
33 | Птицы пресных водоемов. | 1ч | ||
34 | Птицы, обитающие около жилья человека. | 1ч | ||
35 | Обобщающий урок «Птицы различных сред обитания». Охрана и экологические проблемы. | 1ч | Тестовые задания | |
36 | Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих. | 1ч | ||
37 | Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. | 1ч | ||
38 | Внутренние органы млекопитающих. | 1ч | ||
39 | Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека. | 1ч | ||
40 | Зайцеобразные. | 1ч | ||
41 | Разведение домашних кроликов. | 1ч | ||
42 | Дикие хищные звери. | 1ч | ||
43 | Дикие пушные хищные звери. | 1ч | ||
44 | Разведение норки на зверофермах. | 1ч | ||
45 | Домашние хищные звери (кошки и собаки). | 1ч | ||
46 | Ластоногие и китообразные. | 1ч | ||
47 | Парнокопытные дикие животные. | 1ч | ||
48 | Непарнокопытные дикие животные. | 1ч | ||
49 | Приматы. | 1ч | ||
50 | Обобщающий урок «Млекопитающие». | 1ч | Тестовые задания | |
51 | Интеллектуальная игра «Экологическая тропа». | 1ч | ||
52 | Экскурсия в питомник для собак. | 1ч | ||
Итого за III четверть-22 ч |
Знания и умения учащихся
Учащиеся должны знать:
- некоторые особенности образа жизни изученных экологических групп птиц;
- значение птиц в природе и в жизни человека;
- некоторых птиц, занесенных в Красную книгу;
- меры по охране птиц;
- общие признаки млекопитающих;
- основные внутренние органы млекопитающих;
- особенности внешнего вида, образа жизни каждой изученной группы млекопитающих;
- значение млекопитающих в природе и жизни человека;
- некоторых представителей млекопитающих, занесенных в Красную книгу.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать и называть некоторых представителей изученных экологических групп птиц;
- устанавливать взаимосвязь между средой обитания иприспособленностью птиц (внешний вид, питание);
- подкармливать птиц в зимнее время года;
- соблюдать правила поведения в природе;
- узнавать изученных животных;
- называть основные внутренние органы млекопитающих;
- устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью животного(внешний вид, питание);
- называть некоторых млекопитающих, занесенных в Красную книгу.
8 класс IV четверть | ||||
№ п/п | Темы уроков | Часы | Учебно-методическое обеспечение | Оценочная работа |
53 | Сельскохозяйственные млекопитающие. Корова. | 1ч | Учебные таблицы Свинья с поросятами. Ослы. Лошадь с жеребенком. Корова с теленком. Овцы с ягнятами. Верблюды Домашние животные и их дикие предки. Видеоматериалы По темам: Сельскохозяйственные животные Иллюстрации Карточки Файлы с заданиями Учебник А.Н.Никишов А.В.Теремов Животные. 8 класс | |
54 | Содержание коров на фермах. Выращивание телят. | 1ч | ||
55 | Овцы. | 1ч | ||
56 | Содержание овец и выращивание ягнят | 1ч | ||
57 | Верблюды. | 1ч | ||
58 | Северные олени. | 1ч | ||
59 | Домашние свиньи. | 1ч | ||
60 | Содержание свиней на свиноводческих фермах. Выращивание поросят. | 1ч | ||
61 | Домашние лошади. | 1ч | ||
62 | Содержание лошадей и выращивание жеребят. | 1ч | ||
63 | Домашние куры, гуси, утки. Птицеводство. | 1ч | ||
64 | Обобщающий урок по теме: «Сельскохозяйственные животные». | 1ч | Тестовые задания | |
65 | Экскурсия в фермерское хозяйство. | 1ч | ||
66 | Мероприятие юных экологов «Берегите природу». | 1ч | ||
67 | Всемирный день окружающей среды. | 1ч | ||
68 | Экологическая игра викторина «Животные рядом с человеком». | 1ч | ||
Итого: за IV четверть - 16 ч | ||||
Итого: за год – 68 ч |
Знания и умения учащихся
Учащиеся должны знать:
- некоторые особенности внешнего вида, образа жизни сельскохозяйственных животных;
- значение сельскохозяйственных животных в природе, жизни и хозяйственной
- деятельности человека;
- некоторые условия содержания, ухода и кормления сельскохозяйственных животных, распространенных в данной местности (свиньи, лошади,куры, гуси, утки, коровы, овцы).
Учащиеся должны уметь:
- узнавать изученных сельскохозяйственных животных;
- кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
- осуществлять уход за некоторыми животными дома и в живом уголке;
- составлять рассказы о своих питомцах (их породах, повадках);
- устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью
животного (внешний вид, питание).
Учебно – методическая литература образовательного процесса
1.А.Н.Никишов, А.В.Теремов «Биология. 8 класс». «Просвещение» ОАО «Московские учебники»- Москва, 2008
2.А.И.Никишов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва., «Просвещение», 2007
3.Лифанова Т.М. Дидактические игры и занимательный материал для уроков естествознания.М.1993
4.Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе \Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников.-М:МГПИ,1987
5. Худенко Е.Д. Использование словесных методов на уроках естествознания Дефектология.- 1989. - №1.
6. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания \Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. -М.: МГПИ,1983
7. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала \\ Начальная школа, 2003 №2.
8.Т.В.Маркова. Оценка сформированности естествоведческой компетентности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Биология" 6 класс.
Учебно-методический материал представлен в виде:Пояснительная записка.Календарно-тематический план.Требования к уровню подготовки учащихся.Реализация практической части федерального компонента государ...
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета « Биология » 8 класс
Рабочая программа учебного предмета « Биология » по программе «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш, опубликованной в сборнике «Биология в основной школе». Программы. М. Ве...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» 9 класс
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, федеральной Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» 7 класс
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7...
Рабочая программа по предмету Биология, 5 класс, ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")...
Рабочая программа по предмету Биология, 6 класс, ФГОС
Рабочая программа по предмету Биология, 6 класс, ФГОС (по учебнику Н.И. Сонин "Биология. Живой организм", УМК "Сфера жизни"...