Рабочая программа по предмету "Биология" 6 класс.
рабочая программа (6 класс)
Учебно-методический материал представлен в виде:
Пояснительная записка.
Календарно-тематический план.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Реализация практической части федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Содержание регионального компонента знаний
Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся, применительно к различным формам контроля знаний.
Учебно-методический комплекс.
Контрольно-измерительные материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_po_biologii_6_kl_0.doc | 231 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по биологии 6 класс
Содержание:
Пояснительная записка.
Календарно-тематический план.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Реализация практической части федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Содержание регионального компонента знаний
Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся, применительно к различным формам контроля знаний.
Учебно-методический комплекс.
Контрольно-измерительные материалы.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана и спланирована по Программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой М. – Москва «Владос» 2010г. Автор курса по биологии В.И. Сивоглазов.
Цели предмета – сообщение учащимся элементарных сведений о живой и неживой природе, об организме человека и приобщение к здоровому образу жизни на основе охраны здоровья.
Основные задачи предмета.
Каждый год обучения имеет свои специфические задачи, связанные с изучением учебного материала.
Задачи 6 класс.
-сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе.
-демонстрация тесной взаимосвязи между элементами живой и неживой природы.
-воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы.
Задачи 7 класс.
-сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы.
-формирование правильного понимания природных явлений осень, зима, весна, лето в связи с жизнью растений.
-проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе.
-ознакомление с приемами выращивания некоторых растений и уход за ними.
Задачи 8 класс.
-сообщение знаний об основных элементах живой природы.
-ознакомление с некоторыми видами животных, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы.
-проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей среды как комплекса условий, необходимых для жизни всех живых существ).
Задачи 9 класс.
-сообщение учащимся знаний об организме человека и его здоровье.
- проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей среды как комплекса условий, необходимых для жизни всех живых существ).
-привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся, на развитие у них наблюдательности, речи и мышления, на формирование умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой (вода, воздух, почва), взаимосвязи человека с живой и неживой природой.
Коррекционные задачи:
- коррекция личностных качеств через мотивацию учебной деятельности, поощрение за успехи в учебе.
- коррекция недостатков мыслительной деятельности через использование операций сравнения, анализа и классификации.
- коррекция волевых усилий при выполнении заданий.
- воспитание адекватной самооценки.
- подготовка к самостоятельной жизни.
Биология как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию.
Изучение биологии расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть явления и процессы во взаимосвязи, улучшает социализацию и адаптацию в социум, накопление жизненного опыта.
В 6 классе осуществляется формирование способности и готовности к использованию элементарных знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды, как сферы жизнедеятельности.
В 7-8 классах учащиеся знакомятся с многообразием растительного и животного мира, изучают особенности выращивания некоторых растений, образ жизни наиболее распространенных животных; получают сведения об их строении, приспособленность к условиям произрастания и жизни.
В 9 классе большое внимание уделено социализации учащихся коррекционной школы, их интеграции и адаптации в современных условиях. Важной частью программы является получение знаний о строении организма, проведение профилактической работы по использованию здорового образа жизни, умение ориентироваться в своем теле с целью сохранения и укрепления здоровья, возможность оказания первой медицинской помощи.
Учитывая общие и специфические задачи коррекционной школы, биология, как учебный предмет, включает разделы: «Неживая природа», «Растения, грибы, бактерии», «Животные», «Человек». Такая последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися на практике.
Обучение учащихся ведется различными методами: словесными методами обучения (рассказ учителя, объяснение, беседа, работа с книгой), наглядными методами (самостоятельные наблюдения, метод иллюстраций, метод демонстраций), практическими методами обучения (упражнения и учебно-производительный труд).
При планировании учебного материала используются нетрадиционные форы проведения уроков:
- урок-тест
- урок-игра
- урок-путешествие
- конкурс эрудитов
- урок-викторина
- театрализованные уроки
При изучении материала учитывается уровень состояния высших психических процессов учащихся и их познавательных возможностей. Обучение строится на основе использования элементов технологии личностно-ориентированного подхода в обучении. С этой целью в план введен раздел индивидуальной работы с учащимися различных групп обучаемости. Для улучшения мотивации познавательной деятельности используется создание ситуации успеха для каждого ученика. Необходимо чтобы ребенок поверил в свои силы, раскрыл свой учебный и творческий потенциал.
Для учащихся 3 группы обученности характерна низкая работоспособность, быстрая утомляемость, отсутствие самостоятельности в работе и большой объем организующей помощи со стороны учителя, использование дополнительных приемов обучения, подсказок. Объем усвоения знаний у таких учащихся довольно мал, им доступны не все виды работ.
Формы и средства проверки и оценки результатов обучения.
После изучения блока тем спланированы уроки смотра знаний, где осуществляется тестовый контроль за уровнем усвоения знаний по разделам и темам, а так же письменные проверочные работы и практические занятия.
По программе предусмотрено:
четверти | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
I четверть | 18 | 19 | 19 | 19 |
II четверть | 14 | 14 | 14 | 14 |
III четверть | 21 | 20 | 20 | 20 |
IV четверть | 16 | 17 | 17 | 15 |
Всего | 69 | 70 | 70 | 68 |
Календарно - тематическое планирование по биологии 6 класс
№ п.п | Содержание учебного материала | Кол-во час | дата | Словарь | Коммуникативные навыки | Работа по социализации | Коррекционная работа | Индивидуальная работа |
I четверть 18 часов | ||||||||
I. Живая и неживая природа | ||||||||
1 | Введение. Природа живая и неживая. Предметы и явления живой природы. Твердые тела, жидкие тела, газообразные тела. | 1ч | Природа, живая природа, живые тела, неживая природа, неживые тела, тела твердые, жидкие, газообразные | Формирование связной речи через умение составлять рассказ по опорным словам, проводить сравнение объектов природы. | Изучение неживой природы и неживых ел и их значения для человека, его жизни и хозяйственной деятельности. Где ты используешь воду? | Коррекция зрительного восприятия через проведение несложных опытов. Коррекция мышления через сравнение и анализ объектов природы. Коррекция речи и памяти через составление рассказа по опорным словам | 1 гр – поисковая работа по словарю, «Превращение сосульки» с.10. 2 гр – сравнение и анализ объектов природы. 3 гр – составление таблицы «Живые и неживые тела» | |
2 | Предметы и явления живой природы. Твердые тела, жидкие тела, газообразные тела. | 1ч | Явления природы | Развитие монологической речи через составление рассказа по плану, использование пересказа по научной статье | Расширение круга знаний о планете, на которой мы живем, устройстве планеты, ее о кружении. Что такое планетарий? | Коррекция речи и памяти через составление рассказа по опорным словам | 1 гр – сравнение и анализ объектов природы. 2 гр – дополнительное чтение 3 гр – работа по тексту «Найди значение слова» | |
3. | Твердые тела, жидкие тела, газообразные тела. Превращение твердых тел в жидкости и газы | 1ч | Твердые, жидкие газообразные | Развитие диалогической речи через использование сюжетно-ролевой игры «Учитель – ученик». Рассказ по плану | Учить бережно относиться к природным богатствам. Использование наблюдений о расходовании воды в семье, школе. | Коррекция памяти и внимания через использование наблюдений | 1 гр – составление рассказа об охране природных богатств 2 гр- рассказ «Использование льда человеком» | |
4 | Для чего нужно изучать неживую природу. | 1 | Природные богатства | Развитие диалогической речи через использование сюжетно-ролевой игры «Учитель – ученик». Зачем нужна чистая вода, воздух – составление рассказа-описания по плану. | Учить бережно относиться к природным богатствам, использовать их рационально. | Коррекция памяти и внимания через использование наблюдений. Коррекция мышления через использование моделирования жизненных ситуаций. | 1 гр – составление рассказа об охране природных богатств 2 гр – составление рассказа – описания по образцу 3гр – дополнить рассказ | |
II. Вода. | ||||||||
5. | Вода в природе. | 1 | Вода, водоем | Формирование связной речи через составление рассказа, развитие монологической речи – рассказ рассуждение о значении воды для организма человека. | Использование воды человеком в хозяйственных целях. Для чего ты используешь воду. | Коррекция мышления через использование загадок (серии картин). Коррекция внимании я и речи через опору на жизненный опыт и знаний общества о воде. | 1 гр – составление загадок о воде 2 гр – опора на жизненный опыт «Использование человеком воды» 3 гр – схематически нарисовать, где можно встретить воду в природе. | |
6. | Температура воды и ее измерение. Единица измерения – градус. Практическая работа «Измерение температуры питьевой холодной, горячей и теплой воды» | 1 | Температура, шкала, градус, термометр | Развитие связной устной речи через составление рассказа – описания устройства термометра. | Как определить, для чего предназначен термометр? Как измерить температуру воды, тела, воздуха? Зачем знать и уметь? | Использование заданий с опорой на различные доминантные анализаторы для коррекции памяти, внимания, мышления. Коррекция памяти ч\з составление рассказа с опорой на слова, картинки, план. | 1 гр. – когда опускается и поднимается столбик ртути? 2 гр. – при помощи каких приборов измеряют температуру? 3 гр. – что такое температура? | |
7. | Свойства воды: непостоянство формы и текучесть. Практическая работа «Определение текучести воды» | 1 | Жидкость, твердые тела, газообразное состояние воды, непостоянство формы. | Развитие диалогической и монологической речи через описание простейших опытов. | Применение свойств воды – текучести и непостоянство формы в природных условиях (образование рек, озер, течение рек и ручьев). Что можно сделать с водой? (Перелить, разлить) | Коррекция зрительного восприятия через использование наблюдений и проведение опытов. Коррекция памяти и речи через использование рассказа - описания. Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) | 1 гр – составление рассказа о воде и ее свойствах. 2 гр – рассказ по рисунку опыта № 1 3 гр – найти и записать, что означает текучесть, непостоянство формы. | |
8. | Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении | 1 | Расширение воды, сжатие воды | Развитие монологической речи через описание опытов | Применение свойства воды расширяться при нагревании в быту. | Коррекция зрительного восприятия через проведение опытов | 1 гр – дополнительное чтение с 27. 2 гр – зарисовать опыт расширения воды | |
9. | Расширение при замерзании. Учет и использование этих свойств воды человеком. | 1 | Лед. Катка. | Развитие монологической речи через использование сюжетно – ролевой игры «Вопрос – ответ» | Коррекция волевых усилий при выполнении задания. | Коррекция связной устной речи через использование дополнительного времени | 1 гр – дополнительное чтение «Ледяные горы» 2 гр – составление рассказа 3гр – составить рассказ использование льда человеком. | |
10. | Способность воды растворять твердые вещества. | 1 | растворимые вещества | Развитие связной речи через описание опытов, их результатов, наблюдений. | Растворение стирального порошка в воде. Наблюдения, жизненный опыт. | Коррекция зрительного восприятия через использование практических работ и проведение опытов. Коррекция мышления через анализ и сравнение предметов и явлений. | 1гр – моделирование жизненных ситуаций «Стирка», «за чаем» 2 гр – фильтрование соленой воды 3 гр – проиллюстрировать опыт растворения соли в воде. | |
11. | Растворимые и нерастворимые вещества | 1 | Фильтр, нерастворимые, нерастворимые вещества | Развитие связной речи через описание опытов, их результатов, наблюдений. | Растворение стирального порошка в воде. Наблюдения, жизненный опыт. | Коррекция мышления через анализ и сравнение предметов и явлений. | 1гр – моделирование жизненных ситуаций 2 гр – фильтрование воды 3 гр – проиллюстрировать опыт растворения молока в воде. | |
12. | Растворы в быту. | 1 | Раствор, растворитель | Развитие связной речи через использование опорных слов | Как приготовить мыльный раствор? | Коррекция мышления через анализ и сравнение предметов и явлений. | 1, 2 группа – подготовить рассказ о приготовлении мыльного раствора. | |
13. | Растворы в природе: минеральная и морская вода. | 1ч | Раствор, растворитель, водные растворы | Развитие связной речи через использование опорных слов (спиртовка, штатив, фарфоровая чашка, осадок белого цвета) | Почему нельзя пить сырую воду из водоемов? Как очистить воду? (Профильтровать, прокипятить, отстоять) | Коррекция внимания, речи и памяти через использование наглядных схем, составление рассказов по схемам, картинкам, опорным словам. | 1гр – с.52, вопрос 4 2 гр – рассказ «Как человек использует воду в промышленности» 3 гр – составление схемы – диаграммы «Использование воды» | |
14. | Вода прозрачная и мутная. Экскурсия в городской водоканал. Р/К Загрязнением воды в р. Урал и пути решения. | 1ч | Вода прозрачная, вода мутная, вода минеральная, вода чистая, осадок фильтрования | Развитие связной речи через описание опытов, их результатов, наблюдений. Развитие диалогической речи через использование сюжетно-ролевой игры «Вопрос - ответ». | Что такое питьевая вода? Как обезопасить свой организм от хлора? | Коррекция зрительного восприятия через использование наблюдений и опытов. Коррекция мышления через анализ и сравнение предметов и явлений. | 1гр – описание опыта по плану и вывод 2 гр – поисковая работа по заданию «Какую воду используют люди?» 3 гр – иллюстрация опыта | |
15. | Очистка мутной воды. Питьевая вода. Практическая работа. Определение чистоты воды ближайшего водоема. | 1ч | Мутная вода, питьевая вода | Развитие связной речи через описание опытов, наблюдений, их результатов. Коррекция внимания, речи через наглядность. | Почему нельзя пить сырую воду из водоемов? Как очистить воду? (профильтровать, прокипятить, отстоять). | Коррекция внимания, речи и памяти через использование наглядных схем, составление рассказов по схемам, картинкам, опорным словам. | 1гр – с.52, вопрос 4 2 гр – рассказ «Как человек использует воду в промышленности» 3 гр – составление – диаграммы «использование воды» | |
16. | Три состояния воды. | 1ч | Лед, жидкость, пар | Развитие связной речи через составление рассказа по схеме, картинке. | Бережное использование воды человеком. Как ты бережешь воду? Пар - помощник | Коррекция внимания, речи и памяти через использование наглядных схем, составление рассказов по схемам, картинкам, опорным словам. | 1, 2 гр – составление рассказа по вопросам 4, 5 3гр – составление рассказа «Как правильно использовать воду дома?» | |
17. | Круговорот воды в природе, значение воды в природе. Экскурсия к р. Урал. | 1ч | Очистные сооружения, загрязнения воды. | Формирование монологической и диалогической речи через использование различных видов деятельности, рассказ, пересказ, описание, наблюдение | Как бережно использовать воду в школе, дома? Составление рассказа «Как можно беречь воду дома, в школе, в природе?» | Коррекция внимания, речи, мышления и памяти через использование опоры на различные анализаторы, тестовые задания, кроссворды. Коррекция долговременной памяти, зрительного и слухового восприятия, следование речевой инструкции | 1гр – тестовый контроль по изученной теме 2гр – выполнение задания по рабочим тетрадям 3гр – вспомни и запиши, где человек использует воду | |
18. | Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды и пути их решения. Тест по теме «Вода» | 1 | ||||||
II четверть 14 часов | ||||||||
III. Воздух | ||||||||
19. | Воздух. Свойство воздуха: прозрачность, бесцветность. Р\К Значение воздуха в жизни человека. | 1 | воздух | Развитие монологической и диалогической речи через составление инструкции | Правильное проветривание помещения | Коррекция понятийной стороны речи, накопление словаря. Формирование общеучебных навыков при работе с текстом. | 1 гр – рассказать опыт по иллюстрации 2 гр – описание опыта в тетрадь | |
20. | Упругость воздуха. | 1ч | Упругость, сжимаемость | Развитие монологической речи через использование наблюдений опытов, жизненных ситуаций | Сжатый воздух в быту. Краскопульт, распылитель. | Коррекция эмоций, воли, характера. Коррекция долговременной памяти. Следование речевым инструкциям. | 1 гр – проведение самостоятельных исследований 2гр – работа с текстом 3 гр. – предложение по опорным словам | |
21. | Теплопроводность воздуха. | 1ч | Теплопроводимость. | Развитие монологической речи через использование опытов | Теплопроводимость в быту | Коррекция эмоционально – волевой сферы, долговременной памяти | 1, 2 гр - нарисовать опыт и описать его. 3 гр – словарная работа | |
22. | Учет и использование свойств воздуха человеком. | 1ч | Воздух | Развитие монологической речи через использование наблюдений опытов, жизненных ситуаций | Теплопроводимость в быту | Коррекция долговременной памяти, зрительного и слухового восприятия, следование речевой инструкции | 1 гр – описание опыта по иллюстрации 2 гр – выписать свойство из учебника 3 гр. – словарная работа | |
23. | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении | 1ч | Расширение, сжатие | Развитие монологической речи через опыты и наблюдения | Что произойдет с надутым воздушным шариком после помещения его в холодильник? | Коррекция зрительного восприятия через проведение опытов на уроках. Коррекция долговременной памяти. | 1 гр – описание опыта по иллюстрации 2 гр – выписать свойство из учебника | |
24. | Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного в теплую. Практическая работа | 1ч | Циркуляция ураган ветер | Развитие монологической речи через опыты и наблюдения | Использование вентиляции в быту | Коррекция долговременной памяти через следование словесной инструкции | 1 гр – сравнить текучесть воды и воздуха 2,3 гр – найти в учебнике опыт о циркуляции воздуха | |
25. | Состав воздуха: кислород, углекислый газ. Практическая работа «Наблюдение за отклонением пламени свечи» | 1ч | газ | Развитие монологической речи через опыты и наблюдения | Использование вентиляции в быту | Коррекция долговременной памяти через следование словесной инструкции | 1 гр – описание опыта по иллюстрации 2 гр – выписать свойство из учебника 3 гр. – словарная работа | |
26. | Кислород и его свойство поддерживать горение. | 1ч | кислород | Развитие монологической речи через опыты и наблюдения | Эвакуация при пожаре. Зачем надо закрывать форточки? | Коррекция долговременной памяти, зрительного и слухового восприятия, следование речевой инструкции | 1 гр – составить рассказ 2 гр – ответить на ? 3 гр – выполнить письменно | |
27. | Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. | 1ч | Кислород, сжатый воздух. | Формирование и развитие монологической и диалогической речи через моделирование жизненных ситуаций. | Где используют кислород? | Коррекция долговременной памяти через анализ | 1, 2 гр – самостоят. составление таблицы «Применение кислорода» 3 гр - рисунок | |
28. | Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. | 1ч | Углекислый газ, горение | Формирование и развитие монологической и диалогической речи через моделирование жизненных ситуаций | Углекислый газ – вред или польза? | Коррекция долговременной памяти через анализ | 1, 2 гр – самостоят. составление таблицы «Применение углекислого газа» 3 гр – вывод в тетрадь | |
29. | Применение углекислого газа при тушении пожара. | 1ч | огнетушитель | Формирование и развитие монологической и диалогической речи через моделирование жизненных ситуаций | Как пользоваться огнетушителем? | Коррекция долговременной памяти через анализ | 1, 2 гр – работа с текстом 3 гр – выписать из текста «Запомни» | |
30. | Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе. | 1ч | Кислород, примеси, озеленение, чистый воздух. | Формирование и развитие диалогической речи через моделирование жизненных ситуаций | Выбросы предприятий Выхлопные газы Фильтры Озеленение | Коррекция внимания, речи и памяти через использование наглядных схем, составление рассказов по схемам, картинкам, опорным словам | 1 гр. - с чем связано загрязнение воздуха? 2 гр. – когда в воздухе больше пыли: летом или зимой? 3 гр. – почему нужно регулярно делать влажную уборку? | |
31. | Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха. Пути их решения. Экскурсия к монументу «Тыл фронту» по теме: «Воздух». Р/К Экология Челябинской области» | 1ч | Экология, кислород, примеси, озеленение, чистый воздух | Развитие монологической речи через опыты и наблюдения | Как можно охранять воздух от загрязнения? | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) | 1 гр. – какой воздух называют чистым 2 гр. – какой воздух называют грязным 3 гр. – почему нужно каждую перемену проветривать класс | |
32. | Тест по теме: «Воздух» | 1ч | Работать самостоятельно | Коррекция долговременной памяти (воспоминания, вывод), следование речевой инструкции | Организующая помощь, схема, контроль | |||
III четверть 21 час. | ||||||||
IV. Полезные ископаемые | ||||||||
33. | Полезные ископаемые. Полезные ископаемые и их значение. | 1ч | Образцы полезных ископаемых | Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам, проводить сравнение полезных ископаемых. | Какие полезные ископаемые вы знаете? | Коррекция памяти и мышления через сравнение и анализ | 1 гр – самостоятель – но составить конспект. 2 гр – найти в тексте и записать определение 3 гр – обозначения полезных ископаемых в тетрадь | |
34. | Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. | 1ч | Строительные полезные ископаемые: гранит, известняк, песок, глина строительные материалы. | Развитие монологической речи через составление рассказа по опорным таблицам | Определение полезных ископаемых | Коррекция волевых усилий при выполнении задания | 1 гр – самостоятель – но составить рассказ о граните 2гр – письменно ответить на ? 3 гр – словарная работа | |
35. | Гранит. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. Р/К Ильменский минералогический заповедник. | 1ч | гранит | Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам | Использование гранита в жизнедеятельности человека | Коррекция памяти и мышления через сравнение и анализ | 1 гр – самостоятель – но составить рассказ о граните. 2 гр – составление плана пересказа 3 гр – применение гранита | |
36. | Известняк. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. Р/К известково – доломитовый карьер ММК. | 1ч | известняк | Развитие монологической речи через опыты и наблюдения | Использование известняка в жизнедеятельности человека | Коррекция воли и эмоций. Коррекция зрительного восприятия через проведение опытов. | 1 гр – самостоятель – но составить рассказ об известняке. 2 гр – составление плана пересказа 3 гр – применение известняка | |
37. | Песок и глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. | 1ч | Глина, песок | Развитие монологической речи через описание опытов | Строительные полезные ископаемые | Коррекция зрительного восприятия через проведение опытов | 1 гр – нарисовать и сделать описание опыта 2, 3 гр - рисунок к опыту | |
38. | Горючие полезные ископаемые. Практическая работа «Полезные ископаемые России» (работа по карте) | 1ч | Горючие полезные ископаемые; торф; каменный уголь, нефть, природный газ. | Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам, проводить сравнение полезных ископаемых. | Учить бережно относиться к природным богатствам. | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) | 1 гр – пересказ о горючих полезных ископаемых 2гр. – виды горючих полезных ископаемых 3 гр – схема в тетрадь | |
39. | Торф: внешний вид, свойства, образование, добыча и использование | 1 | Влагоемкость, торфяники | Развитие диалогической и монологической речи через описание простейших опытов | Учить бережно относиться к природным богатствам, использование торфа в жизнедеятельности человека | Коррекция зрительного восприятия через проведение опыта. | 1 гр – свойства торфа 2 гр – использование 3 гр – по схеме | |
40. | Каменный уголь. Внешний вид и свойства. Добыча и использование | 1 | Антрацит, бурый уголь, обычные сорта, шахта. | Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам, проводить сравнение между торфом и каменным углем | Учить бережно относиться к природным богатствам, использование каменного угля в жизнедеятельности человека | Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания. Коррекция зрительного восприятия через проведение опыта. | 1 гр – свойство каменного угля 2 гр – использование 3 гр – по схеме | |
41. | Нефть: внешний вид, свойства, добыча. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и др. | 1 | «черное золото», нефтяные вышки | Формирование монологической речи через использование различных видов деятельности: рассказа, пересказа, описание. | Учить бережно относиться к природным богатствам, использование нефти в жизнедеятельности человека | Коррекция мыслительной деятельности (сравнение и анализ) | 1 гр – использование 2 гр – свойство 3 гр – прочитать о залежах | |
42. | Природный газ: свойство, добыча, использование. Правила обращения газа в быту. | 1 | Скважина, газопровод | Формирование монологической речи через использование различных видов деятельности: рассказа, пересказа, описание. | Использование газа в жизнедеятельности человека | Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания. | 1 гр – использование 2 гр – свойство газа 3 гр – добыча | |
43. | Калийная соль. Внешний вид и свойства. Добыча и использование, получение минеральных удобрений. | 1 | Калийная соль Мельница; Удобрение; | Развитие связной устной речи через пересказ текста, через составление рассказа по схеме Развитие монологической речи через опыты и наблюдения | Воспитывать интерес к учебе. Учить включать в свое поведение новые знания, умения и навыки Расширение знаний о полезных ископаемых. Учить бережно относиться к природным богатствам | Коррекция познавательной деятельности умение сравнивать и анализировать Коррекция зрительного восприятия через использование наблюдений. Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания. | 1 гр. – полезное ископаемое для получения калийной соли 2гр. – работа по карте, добыча 3гр. – найти в тексте и прочитать о вреде калийной соли | |
44. | Фосфориты. Внешний вид и свойства. Добыча и использование | 1 | Минеральное удобрение; | Развитие монологической речи через опыты и наблюдения | Расширение знаний о полезных ископаемых. Учить бережно относиться к природным богатствам | Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания | 1 гр. – свойства фосфорной соли 2 гр. – работа по карте, добыча 3 гр. – найти в тексте и прочитать о вреде калийной соли | |
45. | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Р\К Рудные полезные ископаемые Челябинской области | 1 | Металл; Сплав; Руда; Самородки; | Развитие связной устной речи через пересказ текста и монологической речи через наблюдения | Расширение знаний о полезных ископаемых. Учить бережно относиться к природным богатствам | Коррекция зрительного восприятия через использование наблюдений. | 1 гр. – свойство железной руды 2 гр. – особенности медной и алюминевой руды 3 гр. – дополнить предложение | |
46. | Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства. | 1 | Металл; Сплав; Руда; | Формировать положительное отношение к труду, как основе самообеспечения в самостоятельной жизни | Формировать настойчивость и терпение во время выполнения заданий | Формировать активность произвольного внимания | 1 гр. – свойство железной руды 2гр. – особенности медной и алюминевой руды 3 гр. – дополнить предложение | |
47. | Получение черных и цветных металлов из металлических руд. Чугун. | 1 | Черные металлы Домна; Сталевар; | Формировать положительное отношение к труду, как основе самообеспечения в самостоятельной жизни | Формировать настойчивость и терпение во время выполнения заданий | Формировать активность произвольного внимания | 1 гр. – получение чугуна; 2 гр. – свойства чугуна; 3 гр. – изделия из чугуна прочитать | |
48. | Получение черных и цветных металлов из металлических руд. Сталь. | 1 | Черные металлы Домна; Сталевар; | Формировать положительное отношение к труду, | Формировать настойчивость и терпение во время выполнения заданий | Формировать активность произвольного внимания | 1 гр. – получение стали; 2гр. – свойства стали 3гр. – изделия из стали; | |
49. | Получение черных и цветных металлов из металлических руд. Медь и олово. | 1 | Цветные металлы; Золото; серебро; платина; медь; алюминий; олово; свинец; цинк; | Воспитывать сознательную дисциплину; | Развивать навыки самоконтроля через формирование навыка словесного отчета о проделанной работе | Коррекция и развитие целостного восприятия | 1 гр. – использование предметов в быту из цветных металлов 2 гр.– назвать цветные металлы 3 гр.– работа по рисунку | |
50. | Получение черных и цветных металлов из металлических руд. Алюминий. | 1 | Черные металлы Цветные металлы | Развитие связной устной речи через пересказ текста и монологической речи через наблюдения | Расширение знаний о получении металлов. Учить бережно относиться к природным богатствам | Коррекция зрительного восприятия через использование наблюдений. | 1 гр.– использование предметов в быту из цветных металлов 2 гр.– назвать цветные металлы 3 гр.– работа по рисунку | |
51. | Распознавание черных и цветных металлов по образцам Практическая работа | 1 | Черные металлы Цветные металлы | Формирование монологической речи через использование различных видов деятельности: рассказа, пересказа, описание. | Расширение знаний о полезных ископаемых. Учить бережно относиться к природным богатствам | Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания. | 1 гр.– описание черных и цветных металлов; 2 гр.– распознавание по образцам; 3 гр.– перечислить где используют | |
52. | Экскурсия по теме: «Полезные ископаемые» Р\К Музей ММК «История ММК» | 1 | Горючие полезные ископаемые; Минеральное удобрение; Черные металлы Цветные металлы | Экскурсия Формирование монологической речи через использование различных видов деятельности: рассказа пересказа, описание | Развитие монологической речи через описание полезных ископаемых. Учить включать в свое поведение новые знания, умения и навыки | Коррекция познавательной деятельности умение сравнивать и анализировать | Вопросы по экскурсии, организующая помощь. | |
53. | Тест по теме: «Полезные ископаемые» | 1 | Работать самостоятельно | Коррекция долговременной памяти (воспоминания, вывод), следование речевой инструкции | Организующая помощь, схема, контроль | |||
IV четверть 16 часов | ||||||||
V. Почва | ||||||||
54 | Почва – верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. | 1 | . | Плодородие; Почва; Чернозем | Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам, | Учить бережно относится к природным богатствам | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) | 1 – рассказать о плодородие 2 – расположение почвы на слоях земли 3 – по рисунку |
55 | Р/К по теме: «Почва» Экскурсия к берегу реки Урал с почвенными обнажениями. | 1 | Экскурсия Формирование монологической речи через использование различных видов деятельности: рассказа пересказа, описание | Развитие монологической речи через описание почвы | Коррекция долговременной памяти (воспоминания, вывод), следование речевой инструкции | Вопросы по экскурсии, организующая помощь. | ||
56 | Состав почвы. | 1 | Органическая часть – перегной Неорганическая часть – минеральные в-ва | Формирование монологической речи через рассказ - описание | Воспитывать интерес к учебе; Учить включать в свое поведение новые знания, умения и навыки | Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания | 1 гр. – органическая часть почвы 2 гр. – неорганическая часть почвы 3 гр. – предложение по опорным словам | |
57 | Органическая часть почвы. Перегной – органическая часть почвы. | 1 | Органическая часть – перегной Неорганическая часть – минеральные в-ва | Развитие монологической речи через опыты и наблюдения | Развивать навыки самоконтроля через формирование навыка словесного отчета о проделанной работе | Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания. Коррекция зрительного восприятия через проведение опыта | 1 гр.– органическая часть почвы 2 гр.– перегной 3гр.- дополнить | |
58 | Глина, песок. | 1 | Песок, глина, вода, воздух | Развитие связной устной речи через пересказ текста, через составление рассказа по схеме | Формировать настойчивость и терпение во время выполнения заданий | Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания. Коррекция зрительного восприятия через проведение опыта | 1 гр.– описание опыта 2 гр. – рассказ по рисунку 3 гр.– дополнить предложение | |
59 | Минеральная часть почвы. | 1 | Минеральные соли | Развитие монологической речи через опыты и наблюдения | Расширение знаний о почве. Воспитывать интерес к учебе. | Коррекция познавательной деятельности умение сравнивать и анализировать. | 1 гр.– описание опыта 2 гр. – рассказ по рисунку 3 гр.– дополнить предложение | |
60 | Виды почв. Песчаные почвы. Водные свойства песчаных почв. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. | 1 | Глинистая почва; Песчаная почва; | Формирование связной речи ч\з составление рассказа по опорным словам, составление предложений, их анализ, составление к ним схем. | Развивать навыки самоконтроля ч\з формирование навыка словесного отчета о проделанной работе | Коррекция зрительного восприятия ч\з использование наблюдений. Коррекция памяти и речи ч\з использование рассказа – описания. | 1 гр.– песчаная почва 2 гр.– глинистая почва 3 гр.– рассказ по рисунку | |
61 | Глинистые почвы. Водные свойства глинистых почв. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Практическая работа. Различение песчаных и глинистых почв. | 1 | Развитие связной речи через описание опытов, их результатов, наблюдений. | Развитие монологической речи через описание почвы | Коррекция зрительного восприятия через проведение опыта, использование наблюдений | 1гр. – описание опыта 2 гр. – рассказ по рисунку 3гр. – дополнить предложение | ||
62 | Основное свойство почвы – плодородие. | 1 | Черноземные почвы; Ценность чернозема; | Формировать активность произвольного внимания Развитие монологической речи ч\з опыты и наблюдения | Учить бережно относится к природным богатствам | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) | 1гр. – описание опыта 2 гр.– описание опыта с опорой на картинку 3гр.- рисунок | |
63 | Экскурсия в краеведческий музей по теме: «Почвы родного края» Р\К Почвы родного края Обработка почвы: вспашка, боронование. | 1 | Обработка; плуг; борона; культиватор; | Формирование связной речи ч\з составление рассказа по опорным словам | Учить включать в свое поведение новые знания, умения и навыки | Коррекция зрительного восприятия ч\з использование наблюдений | 1 гр.– какие удобрения знаете рассказать 2 гр.– вскапывание приствольных кругов – прочитать 3 гр.– дополнить предложение | |
64 | Практическая работа Весенняя обработка почвы на пришкольном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями. | 1 | Правила безопасности; Готовность почвы; | Развитие монологической речи ч\з опыты и наблюдения | Учить бережно относится к природным богатствам | Коррекция зрительного восприятия ч\з использование наблюдений | 1 – 2 гр. – рассказать для чего делается весенняя обработка почвы 3 гр.- рисунок | |
65 | Практическая работа. Вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников. | 1 | Приствольный круг | Формировать активность произвольного внимания Развитие монологической речи ч\з опыты и наблюдения | Учить включать в свое поведение новые знания, умения и навыки | Коррекция зрительного восприятия ч\з использование наблюдений. Коррекция памяти и речи ч\з использование рассказа – описания. | 1 – 2 гр. – рассказать для чего делается вскапывание вокруг деревьев 3 гр.- дополнить | |
66 | Практическая работа. Рыхление почвы мотыгами. « Полив без воды» | 1 | Рыхление | Развитие монологической речи ч\з наблюдения | Учить бережно относится к природным богатствам Учить включать в свое поведение новые знания, умения и навыки | Коррекция зрительного восприятия ч\з использование наблюдений | 1 – 2 гр. – рассказать почему важно рыхлить почву 3гр. - дополнить | |
67 | Значение почвы в народном хозяйстве. | 1 | Полезащитные посадки; овраги | работа с деформированными предложениями, текстом. | Учить включать в свое поведение новые знания, умения и навыки | Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ) | 1 гр.– рассказать о вреде оврагов 2 гр.– ливневые дожди - прочитать 3 гр.- прочитать о главном свойстве почвы - плодородии | |
68 | Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы и пути их решения. | 1 | Полезащитные посадки; Овраги | Формирование связной речи ч\з составление рассказа по опорным словам | Учить бережно относится к природным богатствам | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) | 1 гр.– рассказать как человек должен уберегать почву от неблагоприятных воздействий 2 гр.– полезащитные посадки 3 гр.– неблагоприятные явления - прочитать | |
69 | Повторение по теме «Почва» Тест по теме «Почва» | 1 | Перегной; Черноземные почвы; | Развитие монологической речи ч\з наблюдения | Работать самостоятельно | Коррекция долговременной памяти (воспоминания, вывод), следование речевой инструкции | Организующая помощь, схема, контроль |
Требования к уровню подготовки учащихся по биологии 6 класс
Учащиеся должны знать:
-отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов (1-3)
-характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы (1,2)
-некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; (1-3)
-расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла
-текучесть воды и движения воздуха.
Учащиеся должны уметь:
-Обращаться с самым простым лабораторным оборудованием (1-3)
-Проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке (1-3).
-Определять температуру воды и воздуха
Реализация практической части федерального компонента по биологии.
четверти | Практические работы | Лабораторные работы | Экскурсии | Тесты Контрольные работы |
6класс I четверть | 3 | 2 | 1 | |
II четверть | 2 | 1 | 1 | |
III четверть | 2 | 1 | 1 | |
IV четверть | 4 | 2 | 1 | |
Итого | 11 | 6 | 4 |
Содержание регионального компонента
6 класс | |||
Тема урока | Региональный компонент | Источник | Виды работ |
Вода прозрачная и мутная. | Загрязнение реки Урал. Вода в городе. | А.И. Левит «Южный Урал» 2 экз., стр 136 | Чтение текста, вопрос - ответ |
Воздух. | Значение воздуха в жизни человека. | З.И. Тюмасева, Е.В. Гуськова «Окружающий мир» 5 экз., А.И. Левит «Южный Урал», 2 экз., стр 179, | Чтение текста, вопрос - ответ |
Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха. Пути их решения. | Экология Челябинской области. | А.И. Левит «Южный Урал», 2 экз., стр. 179, абз. 5 - 6 | Вопросы и задание по карточке. |
Гранит. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. | Ильменский минералогический заповедник. | Е.В.Григорьева «Природа Южного Урала», 21 экз. стр. 37 – 39 | Чтение текста, загадка |
Известняк. | Известково – доломитовый карьер ММК. | Е.В.Григорьева «Природа Южного Урала», 21 экз. стр. 37 – 39 | Чтение текста, задание по карточке |
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. | Рудные полезные ископаемые Челябинской области | Е.В. Григорьева «Природа Южного Урала», 21 экз., стр.43 – 45, | Чтение текста, задание по карточке |
Получение черных и цветных металлов из металлических руд. | Экскурсия в музей ММК «История ММК» | - | Ответы на вопросы по экскурсии |
Почва – верхний и плодородный слой земли | Экскурсия к берегу реки Урал с почвенными обнажениями. | - | Ответы на вопросы по экскурсии |
Почва | Почвы родного края | Е.В.Григорьева «Природа Южного Урала» | Чтение текста. Самостоятельная работа |
Критерии оценки знаний и умений
Устный ответ
Оценка « 5»
Обнаруживает понимание материала
Самостоятельно формулирует ответы
Умеет привести примеры
Допускает единичные ошибки и сам исправляет.
Оценка « 4»
Обнаруживает понимание материала
Самостоятельно формулирует ответы
Допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки).
Допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).
Оценка « 3»
Обнаруживает знание и понимание основных положений темы.
Излагает материал недостаточно полно и последовательно.
Допускает ряд ошибок в речи.
Затрудняется самостоятельно подтвердить пример.
Нуждается в постоянной помощи учителя.
Учебно-методический комплекс.
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой М. – Москва «Владос» 2010г
Учебники:
Н.В. Королева Е.В. Макаревич Специальная (коррекционная) школа VIII вида Естествознание. Неживая природа. 6 класс М.ВЛАДОС 2007
З.А. Клепинина Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс. М. Просвещение 2005
3.А.Н. Никишов А.В. Теремов Биология Животные. Учебник для 8 класса. М. «Просвещение» 2004
Е.Н. Соломина Т.В. Шевырева Биология Человек. Учебник для 9 класса. М. «Просвещение»2010
Рабочие тетради:
З.А. Клепинина Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Рабочая тетрадь для учащихся 7 класса. Москва «Просвещение» 2005
В.И. Сивоглазов. Н.Г. Кораблева Рабочая тетрадь по естествознанию. Приложение к учебнику «Естествознание» (Человек) 9 класс.
Дополнительная литература для учащихся и учителя:
Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС
Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006
« Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006
« 500 удивительных фактов. Животные». М. РОСМЭН 2005
Юный натуралист. «Наблюдаем насекомых». Рут Томсон Маргарет Стефенс М.АСТ-ПРЕСС.1997
Юный натуралист. «Мир ручьев, прудов и рек». Маргарет Стефенс М. АСТ-ПРСС 1997
Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.
Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003
Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...