Игровые приемы, используемые при формировании лексико - грамматического строя речи у детей.
консультация по теме
Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания» - эти слова принадлежат русскому педагогу Н. К. Крупской.
. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом Сочетании игры и учения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые приемы, используемые при формировании лексико - грамматического строя речи у детей.
Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания» - эти слова принадлежат русскому педагогу Н. К. Крупской.
Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, создаваемой им самим, или в играх с правилами.
Игра - единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость - залог здоровья.
Игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для ее возникновения нужен целый ряд условий, наличие впечатлений от окружающего мира, наличие игрушек, общение со взрослым, в котором игровые ситуации занимают значительное место.
Вот почему проблема детской игры является актуальной в настоящее время.
Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом Сочетании игры и учения.
Развитие ребенка в игре происходит, прежде всего, за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры, прямо нацеленные
- на физическое воспитание (подвижные),
- эстетическое (музыкальные),
- умственное (дидактические и сюжетные).
- Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры - драматизации, подвижные и др.).
- Особым видом игровой деятельности детей является дидактическая игра.
- По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
- 1).Предметные игры - это игры с народной дидактической игрой (деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.), мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
- 2).Настольно-печатные - направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)- парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики.
- 3).Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.
Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. «Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее...» Л.С.Выготский. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.
Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.
Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности - все это, в разной степени влияет на их игровую деятельность, порождает у них и особенности поведения в игре.
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Однако у некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетика, лексика, грамматика. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи. У всех детей с ОНР всегда отличается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
Среди лексических ошибок выделяются следующие:
а) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат - «часы», донышко - «чайник»);
б) подмена названий профессий названиями действий (балерина - «тетя танцует», певец - «дядя поет»);
в) замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей - «птичка», деревья - «елочки»);
г) взаимоотношение признаков (высокий, широкий, длинный - «большой», короткий - «маленький»).
В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.
Многие дети допускают ошибки в словообразовании (столик - «столенок», вазочка - «вазка»).
Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и т.д. («пуховный», «пухный» - платок, «клюкин», «клюкный», «клюконный» - кисель...)
Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:
а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже («Книги лежат на большими столах»).
б) неправильное согласование численных с существительными («три медведем», «двух карандаши»).
в) ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, недоговаривания («Ездили магазин мамой и братиком», «мяч упал из полки»).
г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («Летом я был деревне у бабушки», «Там речка, много деревов, гуси»).
Фонетическое оформление речи у детей с речевыми нарушениями значительно отстает от возрастной нормы; наблюдаются все виды нарушений звукопроизношения.
Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах («Гинасты выступают в цирке»).
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе, без помощи логопеда.
Совокупность выше перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Таким образом, можно сформулировать основные задачи коррекции речи по преодолению лексико-грамматического недоразвития.
- Образование множественного числа существительных.
- Образование новых форм слова.
- Правильное образование трудных форм повелительного наклонения глаголов.
- Образование относительных и притяжательных прилагательных.
- Согласование существительных с прилагательными, числительными и местоимениями.
- Согласование слов в предложении с использованием предлогов.
- Развитие умения грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные).
- Формирование навыков связной речи.
Выделяют 2 этапа работы по преодолению лексико-грамматического недоразвития.
I. Работа над словом.
И. Работа над предложением.
Работа с именами существительными осуществляется по нескольким направлениям:
Изменение существительных по числам, по падежам:
Игры: «Что спрятано», «Парные картинки», «Что нужно кукле», «Кому что нужно», «Кто, чем защищается», «Лото». Изменение имен существительных по рода: Игры: «Один, одна, одно», «Мой, моя, мое». Формирование обобщающих понятий:
Игры: «Что это», «Игра в загадки», «Обобщения», «Чьи детки», «Рыбы, звери, птицы», «Сложи животное», «Угадай, что это».
- Например, игра «Урожай». Цель:
- Обобщить знания по темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».
- Развивать словарь и понимание обращенной речи.
• Закреплять лексику по вышеуказанным темам и дифференцировать данные понятия.
Словообразование.
При словообразовании имен существительных используются игры: «Назови ласково», «Что для чего», «Кто у кого», «Назвать животных парами», «Игра с мячом», «Папа, мама, детеныш», «2 брата ИК и ИЩ», «Назвать профессии».
• Например, игра «Барсук-почтальон».
Цель: формировать навыки употребления имён существительных в родительном и дательном падежах.
При словообразовании имен прилагательных; используются игры типа «Чьи хвосты?», «Правильно назови листья», «Что из чего сделано», «Составь картинку из разрезных частей».
• Например, игра «КАРЛСОН В ГОСТЯХ У МАЛЫША».
Цель:
- формировать и развивать навыки образования относительных прилагательных от существительных.
- учить измерению образовательных прилагательных по родам
Закрепляя понятия «цвет», «форма», «размер», «вкус», дети учатся согласовывать имена прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Игры: «Опиши овощи и фрукты», «Опиши животное», «Угадай, какой фрукт», «Что такого же цвета».
Также проводится работа над словообразованием глаголов. Педагог учит детей дифференцировать глаголы совершенного (что сделать?) и несовершенного (что делать?) видов. Например: застегнуть - застегивать, умыть - умывать, заталкивать -затолкнуть. Педагог учит детей дифференцировать глаголы с приставками в, вы, под, от, при, у, пере, за, на, вы. Например: входит - выходит, влетает - вылетает, t V въезжает - выезжает; прибегает - убегает, приезжает - уезжает, прилетает - улетает, приходит - уходит; подходит - отходит; закрывает - открывает; наливает -выливает, насыпает - высыпает.
При словообразовании глаголов используются игры «Кто как голос подает?», «Кто как ест?» (Кошка - лакает, собака - грызет, корова - жует, курица - клюет), «Кто как передвигается?».
Для . согласования числительных с именами существительными и прилагательными можно использовать игры «Один - много», «Сколько предметов», «Волшебный мешочек».
Наречия. Игры «Я - мы», «Холодно - жарко», «Когда это бывает?», «Что справа?», «Найди игрушку», «Куда пойдешь?».
Параллельно проводится работа над предлогами и местоимениями. Например, игры «Домик» и «Найди флажок».
II. Работа над предложением.
В работе над простым предложением основной акцент необходимо делать на составление предложений и определение количества слов. Предложение составляется с опорой на картинку и дается его схема. Далее считается количество слов в предложении, ставятся вопросы к каждому слов: «Кто?», «Что делает?». Игры: «Какая полоска нужна?», «Какое слово по порядку?», «Чего не хватает», «Составь предложение по картинке». В ходе игр закрепляются понятия «начало, конец предложения», «первое, последнее слово».
С целью распространения предложений используются игры «Чья вещь», «Чей хвост», «Чем», «Угадай».
При работе над предложением дается понятие предлога. Предлог - это маленькое, но самостоятельное слово, и замена одного предлога другим меняет смысл предложения.
Игры: «Спрячь предмет», «Когда это бывает», «Найди такое дерево», «Ключи» (предлоги за, в, с, у, на), «У кого?» (У кого рога? У кого длинные уши? У кого быстрые ноги? У кого острые когти? У кого большие зеленые глаза и длинные усы? У кого длинный пушистый хвост?). Вводятся сказочные персонажи.
Например, игра «Цветочная сказка»
Цель:
- формировать умения употреблять предлоги на, под, в, за, к, от, с, из-за, из-под;
- развивать ориентацию в пространстве;
- закреплять названия основных и оттеночных цветов, садовых, луговых, полевых цветов и насекомых.
При работе над сложным предложением ставятся цели:
правильно составлять предложение с опорой на наглядный материал или действие;
вводить противопоставление, обращать внимание на причинно-следственные связи.
Игры: «Кто у кого», «Закончи предложение», «Магазин». «Почемучка», «Мяч и Петя», «Малыши», «Про Потому и Почему».
Следует отметить, что все навыки развития лексико-грамматического строя речи необходимо отрабатывать в игре, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Включение различных видов игр и игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешной коррекции по преодолению лексико-грамматического недоразвития у детей с ОНР. Использование предложенной серии игр и упражнений в коррекционной работе показывает эффективные результаты по формированию лексико-грамматического строя речи.
Игровые приёмы автоматизации звуков.
Автоматизация звуков в слогах.
- Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.
- Загибать поочерёдно пальцы и произносить слоги: указательный – са, средний – со, безымянный – сы, мизинец – су.
- Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги.
- Произносить слоги, надавливая подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.
- Проговаривая слоги, проводить пальцем по пути полёта бабочки, помогая пароходику доплыть до берега и т.д.
Особенности автоматизации звуков у детей с разной доминантной модальностью.
Визуалисты: для них эффективны игры, основанные на индивидуальной ориентировке.
Для автоматизации изолированного звука.
- Веди глазами по прямой, волнистой или ломаной линии и тяни чистый звук.
- Глядя на ряд букв, назови только ту, в которой живёт заданный звук.
Для автоматизации звука в словах пригодны игры для развития целостного зрительного восприятия, но насыщенные нужным звуком.
- «Незаконченные рисунки», «Наложенное изображение».
- «Найди точечный рисунок на заданный звук, назови его, обведи по контуру».
- «Весёлое путешествие». Проведи путь от одного героя к другому, перемещаясь глазами по ячейкам с картинками только с заданным звуком.
Для автоматизации звуков в предложениях и связной речи.
- «Кто чем занимается». Ребёнок по контурным изображениям и опорным картинкам догадывается, чем занимаются дети.
- Составление рассказа по опорным картинкам на заданный звук. Например, белка, волк, лапа, дупло.
Осязатели: пригодны игры, основанные на тактильной чувствительности.
Для автоматизации изолированного звука.
- Потяни звук, проводя пальцем по дорожкам из солёного теста. Обходя бугорки, звук усиливай – произноси громче.
- Повтори звук, одновременно раздвигая пальцами тугую или слабую резинку.
- Потяни звук, одновременно пропуская между подушечками пальцев шнур, проволоку, ниточку.
Для автоматизации звука в словах.
- «Чудесный мешочек». Опрели на ощупь и назови предметы, подобранные на заданный звук. Например, для звука «ш» - шарик, шуруп, матрёшка, шишка, карандаш.
- Определи на ощупь, какая поверхность, и найди наоборот. Например, при автоматизации звука «р»: гладкая – шершавая, мягкая – твёрдая, сухая – мокрая.
Кинетики: им важно ощущать движение во время игры.
Для автоматизации звука в слогах.
- Звуковой парад. Маршируй, повторяя на каждый шаг слог ша-ша-шу.
- Звуковая зарядка. Ша – руки в стороны, шу – руки вперёд, ши – вверх прямые руки, шо – вверх круглые руки, шэ – руки на пояс.
- Проговаривая слоги с движением игрушки (машинки, самолёта, мотоцикла) к буквам.
Для автоматизации звука в словах.
«Весёлый лабиринт». Назови картинки, проводя пальцем по лабиринту.
Для автоматизации звуков в связной речи.
- «Расскажи стихи руками».
- Нарисуй картину на тему. Например, «Огород»: изобрази всё, что видишь на звук «р» в огороде.
- Кнопочки. Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов.
- Метроном. Ребенок проговаривает слоговые ряды, слова, словосочетания под заданный логопедом ритм метронома.
- Песочные часы. Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).
- Колокольчик. Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Логопед оценивает правильное произношение звоном колокольчика.
- Шарик. Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.
- Волшебная веревочка. Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
- Лабиринт. По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.
- Заборчик. Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.
- Дорожка. Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.
- Узоры. Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.
- Су-джок. Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.
- Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.
- Часики. Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.
- Бусы. Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
- Счеты. Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.
- Улиточка. Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали – домику улитки.
- Тихо-громко. Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.
- Песенка. Ребенок поет знакомую мелодию, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком.
- «Помоги змее дотянуться до яблока» Игра используется для автоматизации изолированного звука [ш]. В тетради логопед и ребенок рисуют змею, от которой пунктиром тянется дорожка к яблоку. Ребенок на одном выдохе произносит [ш] и одновременно пальцем ведет по дорожке. Затем карандашом отмечает попытки дотянуться до яблока.
- «Поедем на машине» Игра используется для автоматизации изолированного [р]. В тетради логопед и ребенок рисуют горы, в начале пути – машину, от которой по горам тянется пунктирная линия. Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. Для автоматизации [с] выбирается образ свистящего чайника, [л] образ гудящего парохода.
- «Пальчики здороваются» Ребенок большим пальцем руки прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу, одновременно произнося заданный звук или слог. Логопед следит за правильным произношением.
- «Маленькие ножки, бежали по дорожке» Указательным и средним пальцами ребенок шагает по столу, произнося на каждый шаг заданный звук или слог.
- «Ступеньки» Ребенок выкладывает из спичек или палочек ступеньки на столе, шагая пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог.
- «Ромашка» В тетради у ребенка логопед рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву. На лепестках пишутся гласные. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает слоги (для детей 5-7 лет).
- «Раз шажок, два другой» Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед советует ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог.
2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по формированию лексико - грамматического строя речи у детей с ОНР 5 - 6 лет по теме: "Животные Севера и Юга"
Перечисленные игры и упражнения помогут специалистам, воспитателям, родителям успешно вести работу по формированию грамматического строя речи, обогащения словаря, развитию связной речи....
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Дидактические игры и упражненияпо формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый ...
Использование дидактических игр при формировании лексико- грамматического строя речи у детей с ОНР
Консультация для педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения речи содержит дидактические игры для развития лексико - грамматического строя речи...
Основные аспекты формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР
Выступление на совместном семинаре учителей начальных классов и учителей-логопедов «Формирование лексико-грамматического строя в урочное и внеурочное время»...
Логопедические игры по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшей и подготовительной группы: «Закрепление знаний о предлогах»
Предложенные игры помогут учителям-логопедам сделать процесс обучения более интересным и разнообразным по характеру используемых методов и приёмов, а учащихся более активными и самостоятельными....
"Формирование лексико-грамматического строя речи у детей"
Формирование лексико-грамматического строя речи у детей...
Статья: "Методы и приёмы используемые в работе логопеда по развитию лексико_грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с ОНР lll уровня".
В статье описываются методы и приемы, используемые в работе логопеда по развитию лексико - грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Предста...