Использование дидактических игр при формировании лексико- грамматического строя речи у детей с ОНР
статья

Консультация для педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения речи содержит дидактические игры для развития лексико - грамматического строя речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

                Консультация для воспитателей

Использование дидактических игр при формировании

лексико- грамматического строя речи у детей с ОНР

Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования грамматики, детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы логопеда. Дидактические игры закрепляют изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.

Примеры дидактических игр.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов).
Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку подобрать подходящие картинки и ответить наоборот:

Молодой человек – пожилой человек
Чистые руки – … грязные руки;
веселая девочка – грустная девочка;

Большой мячик – маленький мячик;

Холодный чай – горячий чай.

Игра «Звуки перепутались»

Цель.  Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память.
Описание игры. Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

Нашла я в сливе … кофточку,
Надела Феня … косточку.

Созрел на дереве … кафтан,
Зимой надел я … каштан.

На дерево уселся … граф,
Живет в красивом доме … грач.

Зазеленели в парке … детки,
И на прогулку вышли … ветки.

В лесу летают летом … кошки,
Охотятся на мышек … мошки.

Когтистые у киски … тапки,
У Вики новенькие … лапки.

Далеко идти мне … пень,
Лучше сяду я на … лень.

Игра "Один – много" 
Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных и имен прилагательных именительного падежа во множественном числе, а также употреблению имен существительных и имен прилагательных множественного числа в родительном падеже. 
Упражнения

Мяч 
Кукла - 
Кубик - 
Пирамидка – 
Стол - 
Стул – 
Диван – 
Шкаф - 
Столик – 
Стульчик – 
Кроватка – 
Диванчик -

мячи 
куклы 
кубики 
пирамидки 
столы 



Столики 


-

много мячей 
много кукол 
много кубиков 
много пирамидок 
много столов 



много столиков 


-

Игра "Назови ласково" 
Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно – ласкательных форм имен существительных и имен прилагательных. 
Упражнения

Яблоко 
Груша 
Слива 
Лимон 
Ананас

Добрый слон 
Зубастый крокодил 
Ленивый бегемот 
Высокий жираф 
Страшный лев

яблочко 
грушечка 
сливка 
лимончик 
ананасик

добренький слоник 
зубастенький крокодильчик 
ленивенький бегемотик 
высокинький жирафик 
страшненький львенок

Игра "Вершки и корешки" 
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли ( вершки), а у других – то, что растет в земле (корешки).


Вершки 

 ---------------------

Капуста 
Морковь 
Баклажан 
Свекла 
Картофель 
Кабачок 
Помидор 
Репа 
Огурец 
Редис

 

-----------------------Корешки

Игра "Съедобное – несъедобное" 
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия.

Съедобный----------------------

Боровик 
Поганка 
Лисичка 
Мухомор 
Масленок 
Рыжик 
Сыроежка 
Опенок

Несъедобный-----------              

 

Игра "Чье гнездо?", "Чьи перья?" 
Цель: научить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Гнездо грача – грачиное гнездо 
Гнездо журавля -

Перо у гуся – гусиное 
Перо у курицы -

Гнездо скворца – 
Гнездо ласточки

Перо у утки – 
Перо у индюка –

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий для формирования лексико-грамматического строя речи у учащихся младших классов как средство адаптации к основной школе

Научно теоретическим основанием исследования являются положения А.А.Леонтьева о том, что на начальных этапах овладения речью слово, совпадая со «взрослым» словом по отнесённости к данному конкре...

Использование компьютерных технологий для формирования лексико-грамматического строя речи у учащихся младших классов как средство адаптации к основной школе

Научно теоретическим основанием исследования являются положения А.А.Леонтьева о том, что на начальных этапах овладения речью слово, совпадая со «взрослым» словом по отнесённости к данному конкре...

Игровые приемы, используемые при формировании лексико - грамматического строя речи у детей.

Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умени...

Консультация для педагогов Использование дидактических игр при формировании лексико - грамматического строя речи дошкольников с ТНР

Консультация для педагогов ДОУ о роли дидактических игр для формирования лексико - грамматического строя речи детей с ТНР...

Игры и упражнения по формированию лексико - грамматического строя речи у детей с ОНР 5 - 6 лет по теме: "Животные Севера и Юга"

Перечисленные игры и упражнения помогут специалистам, воспитателям, родителям успешно вести работу по формированию грамматического строя речи, обогащения словаря, развитию связной речи....

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Дидактические игры и упражненияпо формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый ...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР»

   Нейропсихологические игры представляют собой инструмент, который сможет скорректировать лексико-грамматический строй речи на базе развития межполушарного взаимодействия. [[{"t...