"Формирование лексико-грамматического строя речи у детей"
консультация
Формирование лексико-грамматического строя речи у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_no6.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Формирование лексико-грамматического строя речи у детей»
Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. По сути, он превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения. Есть морфологическая и синтаксическая система грамматического строя.
Морфологическая система – это владение приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая – умение правильно составлять предложения, верно сочетая слова в предложении с грамматической точки зрения.
Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В этом процессе очень важную роль играют благоприятные условия в семье, состояние нервной системы малыша, нормальный уровень развития фонематического слуха и словаря.
Развитие словаря и грамматического строя речи происходит постепенно. Сначала дети в повседневной речи не употребляют предлогов, могут неправильно ставить ударение и путать род существительного. Но в процессе нормального развития речи происходит обогащения словаря, ребенок получает больше знаний об окружающем мире через общение, в результате чего он может правильно строить предложения.
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста ведется по нескольким задачам:
- Формирование структуры предложения. Эта задача решается при помощи детских сказок. Педагог рассказывает сказку, ребенок внимательно слушает, после чего он должен составить краткий пересказ услышанного. Другой способ – составление рассказа по одной или серии картинок.
- Развитие словообразования. В решении этой задачи хорошо помогают дидактические игры. К примеру, упражнение «Домашние животные». Дети должны определить, как называют детенышей тех или иных животных, рассказать, чем они полезны в домашнем хозяйстве и т.д.
- Развитие связной речи. В этом случае используются сюжетно-ролевые игры. В них дети учатся диалогу, новым приемам и средствам общения.
Для формирования грамматического строя очень важно общения ребенка с его сверстниками и взрослыми. Общение с окружающими людьми происходит постепенно: оно включает понимание речи и ее активное использование с учетом фонетического и грамматического оформления.
Своевременное формирование лексико-грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций.
Грамматический строй речи усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе разнообразной речевой практики, познания окружающего мира. В младшем и среднем дошкольном возрасте идет освоение морфологической и синтаксической сторон речи, дети овладевают способами словообразования. Старший дошкольный возраст характеризуется освоением всевозможных форм и исключений. В этот период осваивается ряд категорий словообразования, увеличивается лексический запас. На протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической, так и лексической сторон детской речи. Это связано с особенностями возраста, сложностью грамматической системы русского языка особенно морфологической.
Лексико-грамматический строй речи у детей имеет ряд особенностей: незначительный лексический запас, частые морфологические ошибки, замены. Отмечаются стойкие трудности в образовании малознакомых сложных слов.
Дидактические игры и упражнения являются важным средством формирования грамматически правильной речи, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Таким образом, развивая у ребенка лексический и грамматический строй речи, обогащается его словарный запас слов. При видении и понимании действий и предметов, дошкольник формирует и развивает лексический строй речи, а в дальнейшем изучает грамматическую основу слова. В дошкольном возрасте ребенок закрепляет всю основу практической части сложной грамматики, что и позволяет ему в школьном возрасте овладевать всеми грамматическими закономерностями при изучении русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи.
Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи....
Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование лексико - грамматического строя речи.
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...
Игровые приемы, используемые при формировании лексико - грамматического строя речи у детей.
Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умени...
Формирование лексико-грамматического строя речи детей коррекционной группы
Методика формирования лексики и грамматического строя речи должна осуществляться дифференцировано, с учетом личностных, возрастных, речевых особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для ...
Консультация для воспитателей «Коррекция нарушений формирования лексико-грамматического строя и связной речи у детей с ОНР посредством применения различных игр и упражнений на занятиях и повседневной жизни ребёнка»
Работа над развитием речи детей во время режимных моментов, на коррекционном часе воспитателя....
Занятие по формированию лексико-грамматичекого строя речи для детей дошкольного возраста 6-7 лет по теме "Рыбы"
Уточнение, закрепление и обогащение словаря детей по лексической теме "Рыбы"...
Презентация занятия по формированию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста 6-7 лет по теме "Цветы. Насекомые"
Уточнение и расширение знаний о цветах и насекомых; обогащение словаря по теме; закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от с...