Статья: "Методы и приёмы используемые в работе логопеда по развитию лексико_грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с ОНР lll уровня".
статья
В статье описываются методы и приемы, используемые в работе логопеда по развитию лексико - грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Представлены нетрадиционные средства и приемы логопедической работы, которые повысят эффективность коррекционного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ІІІ УРОВНЯ
Аннотация. В статье описываются методы и приемы, используемые в работе по развитию общеупотребительной лексики у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Представлены нетрадиционные средства и приемы логопедической работы, которые повысят эффективность коррекционного процесса.
Ключевые слова: общеупотребительная лексика, коррекция, дети, общее недоразвитие речи.
Общеупотребительная лексика представляет собой слова, использование которых не ограничено ни территорией распространения, ни родом деятельности людей. Развитие лексики у детей начинается с появления первых слов, к которым относятся окружающие ребенка лица, птицы и животные, природные явления, игрушки и т.д. Позже уточняется значение этих слов, развивается их структура. Развитие общеупотребительной лексики происходит по мере взаимодействия ребенка со взрослыми, сенсорного развития и развития психических процессов.
В норме к концу дошкольного периода дети в полной мере овладевают общеупотребительной лексикой, однако, в последние годы отмечается рост числа дошкольников с нарушением речи. Наиболее часто встречаемое нарушение речи – общее недоразвитие речи (ОНР).
Общеупотребительная лексика у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня характеризуется низким уровнем, в отличие от детей с нормальным речевым развитием. Дети поздно овладевают словарем. Характерным для детей являются лексические ошибки, которые проявляются в смысловых заменах слов и бедности номинативного, предикативного и атрибутивного словарей.
В процессе обучения младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня важно использовать следующие методы и приемы словарной работы:
- Метод введения новых слов в словарь. Приемы: рассматривание и обследование предметов; показ предмета или его изображения (наглядность); показ действия; логическое определение понятий; краткое описание предмета; подбор синонимов; элементарное понятие предмета; сравнение с чем-либо; использование примеров из жизни; чтение и рассказывание литературных произведений; показ картин с малознакомым содержанием и другие.
- Метод закрепления и активизации словаря. Приемы: рассматривание игрушек; дидактические и словесные игры; перечисление предметов; классификация предметов по месту расположения их и нахождения; подбор уменьшительно-ласкательных названий предметов; определение признаков предмета; обозначение основных частей предмета; сопоставление предметов по признакам сходства и различия; составление тематических словариков; загадывание и отгадывание загадок; составление словосочетаний или предложений с заданными словами; использование усвоенных слов в разных видах работы по развитию речи (речевые ситуации, поручения и так далее) [1].
Одним из эффективных средств развития общеупотребительной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня является использование малых фольклорных форм. К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, загадки, поговорки, потешки, скороговорки и тому подобное.
С помощью детского фольклора взрослый может установить эмоциональный контакт с ребенком. Внимание детей привлекает интересное содержание, богатство воображения, яркие художественные образы, все это приносит им радость и оказывает на них свое воспитательное воздействие.
С целью повышения логопедической коррекции по обогащению словаря используются загадки, с помощью них снижается количество речевых штампов у детей с ОНР, активизируется речевая деятельность. Загадки способствуют:
‒ появлению находчивости, быстроты реакции, сообразительности;
‒ происходит активизация умственной деятельности;
‒ развивается внимание, мышление, речь, память, воображение;
‒ обогащаются знания и представления об окружающем мире [2].
В работе над формированием словарного запаса большая роль должна отводиться наглядности (картинки, иллюстрации, книги). В ходе проведения занятий важно школьников познакомить с изданиями различного формата.
Для более глубокого знакомства детей с произведением необходимо проводить предварительную работу, на которой читаются тексты, проводятся беседы по произведениям, показываются мультфильмы по этим произведениям, на логопедических занятиях должно осуществляется закрепление, повторение материала.
Для проведения индивидуальных логопедических занятий необходимо подбирать такие средства художественной литературы, которые позволили бы не только развить активный словарь, но и решить другие коррекционно-развивающие задачи, такие как автоматизация отдельных звуков, развитие фонематических процессов, дыхания, голоса, мелкой, общей и артикуляционной моторики и другое [3].
Таким образом, особенности формирования общеупотребительной лексики у детей младшего школьного возраста с ОНР ІІІ уровня определяются спецификой логопедического заключения. При этом важно соблюдать необходимые условия и требования коррекционной работы, а так же применять современные технологии, методы и приемы, которые создают благоприятные условия для развития не только словаря, но и всех когнитивных процессов в целом.
Список литературы
1. Агейченкова М. В. Методы и приёмы формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) // Наукосфера. – 2022. – № 3–1. – С. 52–56.
2. Попова С. И. Загадка как средство накопления словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Педагогический опыт : от теории к практике : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 24 июля 2020. – С. 210–213.
3. Феофилатова К. Д. Художественная литература как средство развития лексики дошкольников с общим недоразвитием речи // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 1–2. – С. 78–81.
4. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Тула ООО Издание «Родничок»; М.: ООО «Издание Астрель»: ООО «Издание Аст», 2003. – 238 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная работа "Фонетический метод как средство развития вокальной дикции и артикуляции у детей младшего школьного возраста на уроках музыки"
В младшем школьном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности школьника узнать, рассказать и воздействовать на се...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста.
Выступление на ГМО для психологов на тему: Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста...
«Особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта»
Для работы с детьми с ОВЗ...
Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Проблема исследования. Развитие связной устной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью является одним из условий эффективности их обучения в специальной коррекционной школе и залогом их дальн...
Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста
Сообщение из опыта работыДиалог как основная форма разговорной речи...
Статья. "Дидактическая игра как средство развития речи у детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии".
Игра помогает ребенку лучше адаптироваться в коллективе, помогает созданию психологически положительному микроклимату в группе. Игра помогает ребенку стать личностью. Учитель в своей деятельности по с...