Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в рамках ФГОС
методическая разработка на тему

Савина Людмила Леонидовна

Для успешного обучения у школьников должны быть сформированы четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Формирование УУД на уроках математики в рамках ФГОС

        Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна.

      В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

    УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

      Основные функции УУД:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

        Для успешного обучения у школьников должны быть сформированы четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные. При формировании познавательных и регулятивных УУД большая роль отводится математике. В первую очередь она развивает такие свойства интеллекта, как математическая интуиция, логическое, пространственное, техническое и алгоритмическое мышление, способность к конструктивно-математической деятельности. Все вышеперечисленные свойства необходимы для профессиональной деятельности в современном обществе.

        На уроках математики одновременно формируются практически все виды универсальных учебных действий, а именно:

  • Коммуникативные
  • Познавательные
  • Регулятивные
  • Личностные

        Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

  • Планирование
  • Постановка вопросов
  • Разрешение конфликтов
  • Контроль, коррекция действий  

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

  • Общеучебные универсальные действия
  • Логические универсальные действия
  • Постановка и решение проблемы

Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • Саморегуляция

        Целеполагание - как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

        планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

        прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

        коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

        оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

        саморегуляция - как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

        Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

  • Самоопределение
  • Смыслообразование
  • Нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо»)

        В математике это целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. На мой взгляд, они стоят в ряду важнейших умений, которые должны быть сформированы у каждого учащегося уже на начальном этапе изучения математики. Для достижения положительных результатов следует прежде всего инициировать у детей вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». В начале учебного года можно раздать школьникам списки всех тем и знаний, которыми они должны овладеть к концу года, чтобы каждый видел, к чему в итоге ему нужно прийти. Нужно давать детям возможность самостоятельно разбираться в новом материале, самостоятельно планировать ход изучения темы, выбирать уровень изучения и так же самостоятельно контролировать свои знания с последующей коррекцией. На уроках для этого предназначены задания на поиск информации по заданному тексту, задачи с преднамеренными ошибками или направленные на поиск ошибки, самоконтроль и взаимоконтроль.        

        Для      формирования    универсальных учебных действий на    уроках математики можно выделить 4 этапа:

 •         1-этап - вводное - мотивационный.

 Чтобы    ученик    начал «действовать», необходимы    определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения)

 •         2- этап - открытие математических знаний.

  На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных    исследований, стимулирующие    рост    познавательной потребности  

 •         3- этап - формализация знаний.

 Основное    назначение    приемов    на    этом    этапе    -    организация деятельности     учащихся, направленная     на     всестороннее     изучение установленного математического факта.  

 •         4- этап - обобщение и систематизация.

  На этом этапе применяю приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер.

Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий.

Виды заданий, формирующие универсальные учебные действия

         Виды УУД

Виды заданий

Личностные

участие в проектах;

подведение итогов урока;

творческие задания;

мысленное воспроизведение картины,

  ситуации;

самооценка события, происшествия;

дневники достижений.

Познавательные

«найди отличия» (можно задать их количество);

«поиск лишнего»;

«лабиринты»;

«цепочки»;

хитроумные решения;

составление схем-опор;

работа с разного вида таблицами;

составление и распознавание диаграмм;

работа со словарями ;

«преднамеренные ошибки»

Регулятивные

поиск информации в предложенных

источниках;

взаимоконтроль;

взаимный диктант

диспут;

заучивание материала  

 наизустьсть в классе;

«Ищу ошибки»;

Коммуникативные

составь задание партнеру;

отзыв на работу товарища;

групповая работа по составлению кроссворда;

диалоговое слушание;

На своих уроках я обычно отдаю предпочтение работе в парах перед всеми остальными видами групповых работ. При выдаче задания классу необходимо сначала дать возможность обсуждения этого задания в паре, прежде чем отвечать на оценку у доски. Этот приём помогает каждому учащемуся вступить в работу, развивает умение слушать и слышать, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивному результату, а также оказывать помощь партнёрам при затруднениях в ходе решения задач или формулировки правил. Кроме того, данный метод помогает бороться со страхом, который некоторые учащиеся испытывают перед публичной работой у доски, так как задание предварительно разбирается в паре.

        Ещё один действенный приём, который я часто использую на уроках, – назначение «помощников учителя», т.е. тех, кто хорошо разобрался в теме и может помочь остальным наравне с учителем. Это во многом способствует формированию коммуникативных УУД как со стороны объясняющего, так и со стороны более «слабого» учащегося. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами выделять нравственный аспект поведения, знание моральных норм) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В связи с этим встаёт вопрос: как обеспечить развитие личностных умений на таком, казалось бы, абстрактном предмете, как математика? Нужно иметь в виду, что в первую очередь личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным; обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями; позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Поэтому главная задача педагога математика – сделать «свой» непростой предмет как можно более осмысленным, понятным для каждого ребёнка, повысить мотивацию к его изучению.        

        Для формирования УУД в соответствии с ФГОС в свои уроки включаю разные виды деятельности. Для того, чтобы замотивировать учащихся, создать эмоциональный настрой, вызвать интерес к учебному материалу, подготовить обучающихся к предстоящей деятельности, применяю занимательные элементы, задания на смекалку, логику, развитие памяти, внимания. Особое внимание уделяю этапу целеполагание. Добиваюсь понимания учащимися того, что им предстоит сделать на уроке. Дети сами определяют тему урока и цели, опираясь на содержание. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала организую в виде групповой работы, работы в парах. Дети четко знают алгоритм работы в группе. Для обобщения результатов деятельности включаю этап рефлексии. Дети оценивают свою деятельность, активность на уроке по различным критериям либо в баллах, либо ставят себе оценку (самооценку). Средством формирования УУД у школьников может служить применение различных информационных технологий. Не только презентаций, но и активно вошедшие в школьный обиход интерактивные доски и приставки, позволяющие расширить возможности урока, предоставляя ученику возможность не только следить за материалом, но и активно взаимодействовать и работать с ним. Интерактивная доска реализует один из важнейших принципов обучения - наглядность.

        Наиболее эффективным средством формирования УУД на уроках математики, является применение тестовых технологий. Таким образом, высвобождается время для независимых тестирований, где целенаправленно формируются определенные виды УУД. На выполнение тематических тестов отводится 7-15минут, на выполнение итоговых тестов - целый урок. Учебное пособия Л.П. Попова имеет целый ряд преимуществ перед другими. В пособии представлены тесты, по своей структуре напоминающие тесты ЕГЭ. Все вопросы в них разделены на три уровня сложности. Задания части А - базового уровня, части В - повышенного, части С - высокого уровня.

        Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:        

 1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
        Таким образом, в процессе обучения математике можно успешно формировать все виды УУД, востребованных современной системой образования. Они в свою очередь необходимы для достижения его главной цели: научить учиться и достигать новых вершин знания для дальнейшего саморазвития.

Учитель математики Савина Л.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Ка...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе

Материал представляет собой выступление на ШМО учителей математики и информатики...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.

Презентация: Формирование универсальных учебных действий на уроках математики....

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС

Доклад о формировании УУД на уроках истории в рамках реализации  Федеральных Государственных образовательных стандартов.Дается токование, объяснение, что такое УУД, их функций  и формировани...

Задания на формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование УУД на уроках математики, как основа образовательного процесса. Работа с текстом....

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в условиях ФГОС

наработка опыта работы на тему формирование универсальных  учебных действий на уроках математики в условиях ФГОС...

Формирование универсальных учебных действий на уроках химии в рамках требований ФГОС

Работа даёт понимание о современных вопросах педагогики, которые стоят перед школой и в том числе перед учителем химии. Описывает те универсальные учебные действия которые можно развивать на уроках хи...