Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.
статья по теме
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_na_urokah_matematiki.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
•формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
•проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
•активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
•построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
•действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал, и уметь находить ответ на него;
•действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
•целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
•планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
•прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
•контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
•коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
•оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
•волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
•общеучебные,
•логические,
•действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
•поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
•структурирование знаний;
•осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
•выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
•рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
•постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
•моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
•преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Универсальные логические действия включают в себя:
•анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
•синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
•выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
•подведение под понятия, выведение следствий;
•установление причинно-следственных связей,
•построение логической цепи рассуждений,
•доказательство;
•выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем это:
•формулирование проблемы;
•самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
•планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
•постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
•разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
•управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
•умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:
•как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
•какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
•какие методы и средства обучения выбрать;
•как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
•как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Поэтому для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД в образовательной системе предложен следующий путь, который проходит каждый ученик:
•вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
•основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
•далее изученное УУД включается в практику учения на уроке, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
•в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Пример.
Формирование универсальных учебных действий на одном из уроков геометрии в 9 классе по теме «Решение треугольников».
Цель урока: изучить алгоритм «Решение треугольников», ознакомиться с примерами решения различных типов задач по данной теме, научить применять полученные знания для решения практических задач.
Задачи:
Обучающие:
•формирование первоначальных представлений о решении треугольников;
•приобретение опыта применения теоремы синусов и косинусов для решения треугольников.
Развивающие:
•умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
•умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Воспитательные:
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
•формирование целостного мировоззрения;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, ПК
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время |
1 | Организа-ционный момент | Проверяет домашнее задание. Объявляет тему урока | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | 2 мин | |
2 | Актуали-зация знаний | Презентация «Теорема косинусов».ЭОР информацион-ного типа «Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике», | Задаёт вопросы, комментирует и корректирует ответы | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока | Анализ, построение логической цепи рассуждений, доказательство | 5мин |
3 | Постано-вка целей урока | ЭОР практического типа «Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике», | Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока | Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Целеполагание, подведение под понятия | 3 мин |
4 | Новый материал | Презентация «Решение треугольни-ков». ЭОР практического типа Воспроизведение на экране | Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников | Записывают тему, воспринимают новую информацию, отвечают на вопросы учителя | Элементы волевой саморегуляции, знаково-символические действия, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | 7 мин |
5 | Первичная проверка знаний | ЭОР контрольного типа. Воспроизведение на экране | Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы | Отвечают на вопросы модуля. Решают поставленные задачи | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей | 3 мин |
6 | Закрепление знаний | ЭОР контрольного типа. Выполнение теста на компьютере в программе Excel | Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения | Отвечают на вопросы модуля. Решение записывают в тетрадь. Выполняют тест на компьютере в программе Excel | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | 18 мин |
7 | Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. | Авторская презентация | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу, имеющуюся на слайде презентации. Поясняет домашнее задание | Проводят самооценку, рефлексию. Записывают домашнее задание | Анализ и синтез, рефлексия способов и условий действия | 2 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
«Решение треугольников»
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике | Информационный модуль | Видеофрагменты | |
2 | Теорема косинусов | Мультимедиа | Презентация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5bcf61db-629d-4ef6-967c-abe3f9b60fcd/view/ |
3 | Решение треугольников | Мультимедиа | Презентация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d95748b7-adb9-4167-ad92-8d6144207eb9/view/ |
4 | Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике | Практический модуль | Видеофрагменты | |
5 | Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике | Видеофрагменты | ||
6 | Тест к уроку | Интерактивное задание | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе
Материал представляет собой выступление на ШМО учителей математики и информатики...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.
Презентация: Формирование универсальных учебных действий на уроках математики....
Задания на формирование универсальных учебных действий на уроках математики
Формирование УУД на уроках математики, как основа образовательного процесса. Работа с текстом....
Презентация"Формирование универсальных учебных действий на уроках математики"
Презентация выступления по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках математики" ...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.
формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эфф...
Роль рефлексии в формировании универсальных учебных действий на уроках математики
В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, рефлексия становится необходимой частью образовательного процесса. Способность человека к рефлексии дает е...
"Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в основной школе"
Статья о формировании ууд на уроках математики в 5 классах в условиях ФГОС....